Проектирование педагогического процесса как технология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 23:15, контрольная работа

Описание

Целью нашей работы является определение современного понимания и использования категории «педагогическая технология» в учреждениях общего и профессионального образования. Чтобы разрешить проблему непонимания смысла и сущности категории «педагогическая технология», нам следует решить следующие задачи:
1. Изучить литературу по проблеме «педагогическая технология»;
2. Определить современное понимание и использование «педагогических технологий»;
3. Составить рекомендации студентам, начинающим педагогам по самостоятельному изучению вопроса «современные педагогические технологии».

Содержание

Введение
1. Сущность педагогической технологии и педагогического проектирования
2. Представление о педагогической технологии
3. Категория «педагогическое проектирование»
4. Структура профессионального общения в педагогическом процессе
5. Технология проектирования педагогического процесса
6. Планирование в деятельности педагога
7. Планирование как результат конструктивной деятельности педагога
8. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

12 Проектирование педагогического процесса как технология.docx

— 40.84 Кб (Скачать документ)

Владение педагогическими технологиями совершенствует педагогическое проектирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Технология проектирования педагогического процесса

Одним из решающих условий успешного  протекания педагогического процесса является его проектирования, включающее в себя анализ, диагностику, определение  прогноза и разработку проекта деятельности. Технологию проектирования педагогического  процесса можно представить как  единство технологии проектирования содержания (проективно-содержательная), проектирования материальных и материализованных  средств (проективно-материальная) и  проектирования деятельности (проективно-операционная). Они выделяются последовательно  осуществляемые педагогом аналитическая, завершающаяся постановкой диагноза, прогностическая, проективная, творческая и мыслительная деятельности. Анализ, прогноз и проект - неразрывная  триада при решении любой педагогической задачи вне зависимости от ее предметно-содержательного  наполнения и временных ограничений. Продуктивность решения задач в  равной мере обуславливается качеством  технологии проектирования вне зависимости  от того, был ли проект как ее результат  заранее зафиксирован на бумаге в  формате плана (плана-конспекта) или  нет.

Технология проектирования педагогического  процесса не может быть сведена к  обдумыванию лишь действий педагога, содержания и возможностей использования  педагогических средств.

Педагогические цели, налагаясь  на конкретные образовательные ситуации, на этапе подготовки педагогического  процесса должны осознаваться как педагогические задачи. В. А. Кан-Калик и Н. Д. Никандров считают, что в творческом процессе педагога одновременно или последовательно должны осмысливаться разные педагогические задачи.

Затем должна осмысливаться этапная  педагогическая задача, связанная с  конкретным этапом педагогической деятельности учебной или воспитательной сфере, отражая определенную ступень в  формировании личности. Наконец, в каждом микроэлементе педагогического  процесса должны осмысливаться постоянно  возникающие ситуативные педагогические задачи.

Осознание педагогической задачи - это  непременное условие ее продуктивного  решения. Если педагогическая задача не осознается, то она как таковая  и не решается. Начинающие педагоги нередко опускают стадию осмысления и постановки педагогической задачи по неопытности. Осознание педагогической задачи предопределяет анализ ее исходных данных и постановку диагноза. Анализ исходных данных должен быть направлен  на уяснение состояния его основных компонентов: воспитателей, воспитанников  и характера сложившихся между ними отношений; содержания образования, наличных средств и условий, в которых педагогический процесс осуществляется. Все это составляет основу для постановки педагогического диагноза, т.е. такого практического действия, которое основано на выверенных научных данных. Диагноз в практической педагогике- оценка общего состояния педагогического процесса или его отдельных компонентов в тот или иной момент его функционирования на основе всестороннего целостного обследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Планирование в деятельности педагога

Тематическое планирование учебного материала. В традиционной дидактике  принято различать 2 этапа в подготовке учителя к уроку- предварительный и непосредственный. Результатом первого является тематический план, представляющий собой научно обоснованное распределение во времени содержания учебного материала по предмету. Когда в тематическом плане проставляются конкретные даты проведения уроков, он становится календарно-тематическим.

Проектировочную деятельность педагога, работающего на системно-моделирующем уровне (по Г. А. Засобиной), на этапе предварительной подготовки к уроку, завершающуюся составлением тематического плана, можно представить как конкретную технологию.

Для того чтобы дать развернутый  перспективный план изучения курса  в целом и связанных с ним  вопросов, педагог совершает следующие  действия: составляет календарный план изучения материала на длительный срок (полгода, год); устанавливает межпредметные связи по всему курсу; распределяет материал повторения, способствующий систематизации знаний учащихся; соотносит изучение материала курса с внеучебной образовательной работой по предмету.

Подготовка развернутого перспективного плана изучения материала каждой темы и связанных с ним вопросов включает в себя следующие действия педагога: планирование системы вопросов по теме; подбор системы задач и  упражнений по-новому материалу и  связанным с ним разделом; планирование системы самостоятельных работ  и домашних заданий по теме.

В целом технологическая цепочка  непосредственной подготовки к уроку  педагога, работающего на системномоделирующем уровне (по Г.А. Засобиной), включает в себя следующие конструктивные действия:

· выбор рациональной структуры  урока и определение его композиционного  строения;

· четкое планирование материала урока;

· планирование работы учащихся на уроке  включает педагогические действия выбора наиболее рациональных видов учебной  работы;

· планирование учителем своей работы на занятии предполагает рациональное распределение времени на отдельные  этапы урока.

Сам этап планирования урока включает в себя три взаимосвязанные стадии: определение целей урока, конкретная разработка дидактического аппарата и установление структуры урока с проработкой учебной ситуации.

I стадия. При определении целей урока, необходимо предусмотреть единство образовательных, развивающих и воспитательных целей, направленных на усвоение знаний, выработку умений и навыков, развитие опыта творческой деятельности и формирование отношений личности.

II стадия. Планирование урока сообразно общим и частным целям отбирается содержание, выбираются формы и методы работы, продумывается использование необходимых средств, намечаются упражнения творческого характера.

II стадия. Доопределяется структура урока и разрабатываются учебные ситуации. Важным представляется продумывание учителем своих действий на этапе непосредственной передачи информации.

Результатом подготовительной работы к уроку является его рабочий  или поурочный план. Его форма  и объем жестко не регламентируется, но в зависимости от опытности  педагога и специфики темы краткий  план может перерастать в план-конспект. Подробный план свидетельствует  о продуманности всех деталей  предстоящего урока.

В план урока вне зависимости  от его оформления должен быть указаны:

· дата проведения, номер по тематическому  плану, класс;

· тема, цели и задачи урока;

· структура урока с указанием  последовательности его этапов и  примерного распределения времени  на эти этапы;

· содержание учебного материала;

· методы и приемы работы учителя  и учащихся в каждой учебной ситуации;

· учебное оборудование, учебные  и наглядные пособия, место их использования на уроке;

· образцы решения задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

start="7"

 Планирование как результат  конструктивной деятельности педагога

Логическим итогом технологии конструирования  образовательного процесса является материализация проекта педагогической деятельности в виде плана, плана-конспекта или  конспекта в зависимости от опытности  педагога. При этом важно отметить, что при составлении планов организации  учебно-познавательной деятельности педагог  имеет возможность обращаться к  имеющимся рекомендациям, а при  планировании воспитательной работы, учитывая ее специфику и принципиальное отличие от преподавания, многие, в  том числе опытные учителя, испытывают большие затруднения.

Планирование должно строиться  на основе научно обоснованного прогноза и проекта предстоящей согласованной  деятельности педагогов и воспитанников, их взаимодействия и строго отвечать тем образовательным задачам, которые  стоят перед коллективом. Задачи обучения и воспитания - основные исходные данные для составления конкретных планов жизнедеятельности учебно-воспитательного  коллектива.

Индивидуальные процессы в современном  образовании связаны с поисками путей трансформации традиционного  обучения в продуктивное, основанное на организации активной творческой, исследовательской деятельности обучающихся  по созданию конкретного продукта, результата, имеющего непосредственное практическое значение для производства и для жизни окружающих людей.

Наиболее эффективной технологией, обеспечивающей продуктивное обучение учащихся, является технология учебного проектирования, в основе которой лежат идеи Дж. Дьюи о необходимости преодоления противоречия между личностью и обществом - между тем, что обучающийся хочет делать, и тем, что его заставляют делать - посредством «учение через делание».

Характерными для разработанной  Дж. Дьюи концепции программного обучения (от греч. Pragma - дело, действие) являются методы, обеспечивающие открытия обучающихся, ориентированные на научное исследование как образец для построения стратегии обучения.

Ценность проекта определяется его образовательным, развивающим  и воспитывающим потенциалом: возможностью включить обучающихся, ориентированные на научное исследование как образец для построения стратегии обучения.

Научно обоснованное планирование предполагает продуманную соотнесенность планов отдельных учебно-воспитательных коллективов с общешкольным планом. Содержание планов учебно-воспитательной работы, естественно, зависит от состояния учебно-материальной базы школы, возможностей сотрудничества с другими образовательными, культурно-просветительными, спортивно-оздоровительными учреждениями.

К планам учебно-воспитательной работы как документам, направляющим деятельность педагогов, предъявляется ряд существенных требований. Обобщая имеющиеся подходы (Н.И. Болдырев, Д.М. Гришин и др.), совокупность этих требований можно представить в следующем виде:

· целенаправленность и конкретность образовательных задач;

· разумная детализированность и конкретность плана, его компактность;

· разнообразие содержания, форм и  методов, оптимальное сочетание  просвещения и организации деятельности детей;

· преемственность, систематичность  и последовательность;

· сочетание перспективности и  актуальности намеченных видов работы;

· единство педагогического руководства  и активности воспитанников;

· реальность, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня их подготовленности и условий жизни;

· связь внутриклассной работы с работой вне школы;

· согласованность плана с другими  планами школы и детских общественных организаций, гибкость и вариативность  планирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Проектирование педагогического процесса как технология