Профориентационная работа с учащимися старших классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 09:54, курсовая работа

Описание

На современном этапе определены основные требования к общеобразовательной школе. Это развитие индивидуальных способностей учащихся, расширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и склонностями, развитие сети специализированных школ и классов с углубленным изучением различных предметов, обеспечение соответствия уровня среднего образования требованиям научно-технического прогресса.

Содержание

Введение 3
1. Теоретическая часть 5
1.1 Профориентация. Основные понятия. Структура системы профориентации. 5
1. 2 Формы организации профильного обучения в школе. Структура профилей .12
2. Эмпирическая часть 16
2.1 Анализ системы профильного образования на примере частной школы 16
2.2 Исследование профессиональной направленности у учащихся старших классов 19
3. Рекомендации по развитию профессионального самоопределения учащихся в школе 25
Заключение 26
Список использованных источников 28
ПРИЛОЖЕНИЯ 30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по педагогике.doc

— 117.00 Кб (Скачать документ)

                  воспитывающий характер профориентации состоит в необходимости осуществления профориентационной работы в соответствии с задачами формирования гармоничной личности, в единстве трудового. Экономического нравственного, эстетического, правового и физического воспитания;

                  взаимосвязь диагностического и воспитательного подходов к проведению профориентационной работы - принцип, предполагающий недопустимость противопоставления одного подхода другому. Каждый из них решает свои задачи.

                  дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планов, от уровня успеваемости. Дифференциация учащихся по группам позволяет точнее определять их средства воздействия, которые будучи эффективными в одной группе могут оказаться неэффективными в другой. Дифференциация создает условия для реализации индивидуального подхода;

                  оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и их родителями, утверждающих необходимость использования разных  форм, отхода от традиционно используемых одних только массовых форм, усиление внимания к сбалансированному сочетанию всех форм работы;

                  соответствие содержания форм и методов профориентационной работы потребностям профессионального развития личности и одновременно потребностям района (города, региона) в кадрах определенных профессий и требуемого уровня квалификации»

Таким образом, в теории профориентации существуют и общепедагогические принципы, и специфические принципы, характеризующие профориентационную деятельность как общественное явление.

Продукт деятельности школьников – конкретный выбор профессии, в котором реализуются их знания, умения, познавательные возможности. Они должны осознавать вместе с учителем, что выполняемая трудовая подготовка в школе  должна быть не имитационной  вне личностного участия и заинтересованности, не формальной, а именно общественно- полезной, воспитывающей нравственно , физически и духовно здорового человека .Об этом говорилось ещё в учениях выдающихся педагогов – мыслителей прошлых столетий.

Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами  и возможностями. Неоценимую помощь человеку ответить на важнейшие вопросы : кто я? чего я хочу? что я могу?, окажет психодиагностика – одно из самых молодых направлений в психологии.

В идеале же выбор профессии должен определяться врожденными способностями, психологическими характеристиками, уровнем знаний. Чтобы определиться с будущей профессией, нужно ответить на три вопроса: могу? хочу? надо? Многие психологические профориентационные методики позволяют ответить на эти вопросы.

В основе профориентационных тестов лежит принцип самооценки возможностей тестируемого для реализации различных видов деятельности, а также оценки своего эмоционального отношения к этой деятельности. Для ответа на вопрос «Могу?» психологами-профессиоведами составляются подробные профессиограммы, описывающие рабочий день, обязанности специалистов разных сфер деятельности. Тестируемому предлагается ряд утверждений, описывающих различные виды деятельности. Он должен оценить, насколько хорошо у него получается выполнять работу, представленную в предложении (делаю, как правило, хорошо; делаю средне; делаю плохо/не умею делать).

Тестирование позволяет выявить наиболее интересную для клиента сферу деятельности: тестируемому предлагается оценить свои эмоции при выполнении какой-либо работы (положительные, нейтральные, отрицательные). Кроме того, многие методики тестирования позволяют соотносить уровень профессиональных предпочтений с ожидаемым от работы уровнем ответственности, образования и т.д.

Выбор профессии по принципу: хочу? И если вам нравится такой вид деятельности, вы ищете, где этим занимаются.

В России наиболее распространена методика профориентации академика Е.А.Климова, в котоpой профессии дифференцированы по пяти областям человеческой деятельности (человек-человек, человек-машина, человек-окружающая среда, человек-знаковые системы, человек-художественный образ). В зависимости от ответов на вопросы о том, чем бы вам хотелось заниматься, предлагается pяд профессий в конкретной области.

Надо? Для ответа на этот вопрос необходимо ориентироваться в современной рыночной ситуации, знать, какие профессии востребованы на рынке труда и прогнозы спроса  на 5 - 7 лет. Необходимо постоянно изучать различную литературу, периодику, интернет-ресурсы,  специализирующуюся на данном вопросе.

 

 

 

1.2 Формы организации профильного обучения в школе. Структура профилей

 

   В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания “системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда <…> отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования”.

Профильная школа есть институциональная форма реализации этой цели. Это основная форма, однако перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе, выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельного общеобразовательного учреждения.

Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

- обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

- обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

- расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Модель общеобразовательной школы с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных вариантов комбинаций учебных курсов, которые должны обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система должна включать в себя несколько типов учебных курсов.

Базовые общеобразовательные курсы - курсы, обязательные для всех учащихся во всех профилях обучения. Предлагается следующий набор обязательных общеобразовательных курсов: математика, история, русский и иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществоведения для естественно-математического, технологического профилей, естествознания - для гуманитарного, социально-экономического профилей.

Профильные курсы - курсы повышенного уровня (фактически углубленные курсы для старшей ступени школы), определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, физика, химия, биология - профильные курсы в естественнонаучном профиле; литература, русский и иностранные языки - в филологическом профиле; история, право, экономика и др. - в социально-экономическом профиле и т.д.

По базовым общеобразовательным и основным профильным курсам проводятся единые государственные экзамены (ЕГЭ).

Элективные курсы - обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют две функции. Одни из них могут "поддерживать" изучение основных профильных курсов на заданном профильным стандартом уровне. Например, элективный курс "Математическая статистика" поддерживает изучение профильного курса экономики. Другие элективные курсы служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий. Например, курсы "Информационный бизнес" или "Основы менеджмента" и др. в социально-гуманитарном профиле; курсы "Химические технологии", "Экология" и др. в естественнонаучном профиле. По элективным курсам ЕГЭ не проводится.

При этом примерное соотношение объемов базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов определяется пропорцией 50:30:20.

Предлагаемая система не ограничивает школу в организации того или иного профиля обучения (или нескольких профилей одновременно), а школьника - в выборе различных наборов базовых общеобразовательных, профильных и элективных курсов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию. Ясно, что во многих случаях это потребует реализации нетрадиционных форм обучения, создания новых моделей школьного образования.

Можно выделить несколько вариантов, или моделей, организации профильного обучения:

1. Модель внутришкольной профилизации.

Отдельная школа может быть однопрофильной (реализовывать только один из избранных ею профилей) или организовать на старшей ступени несколько профилей, т.е. быть многопрофильной.

2. Модель сетевой организации.

В подобной модели профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений.

 Оно может строиться в двух основных вариантах. Первый связан с объединением нескольких школ вокруг наиболее сильной школы, обладающей достаточным материальным и кадровым потенциалом, которая для группы школ выполняет роль "ресурсного центра". В этом случае каждая из школ данной группы обеспечивает в полном объеме базовые общеобразовательные курсы и ту часть профильного обучения (профильные и элективные курсы), которую она способна реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку берет на себя "ресурсный центр".

Второй вариант основан на кооперации школы с иными образовательными учреждениями и образовательными ресурсами - учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования. В этом случае учащимся предоставляется право выбора получения профильного образования либо в собственной школе, либо в кооперированных с ней образовательных структурах (дистанционные курсы, заочные школы, малые академии при вузах).

Таким образом, профильное обучение в школе –  это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

 

 

 

 

 

 

 

2. Эмпирическая часть

 

2.1 Анализ  системы профильного образования на примере частной школы

 

Для проведения анализа  школьной документации и условий профильного образования в школе была проведена беседа с завучем частной школы и сделаны соответствующие выводы.

Модель  профильного обучения в частной школе  включает в себя следующие элементы:

      Курс занятий по учебной программе “Твоя профессиональная карьера”, для  9 класса;

      Проведение элективных курсов для учащихся 9-10 классов;

      Профильные курсы для учащихся 10-11 классов;

      Психологическое сопровождение учащихся, педагогов и родителей в процессе профориентации;

      Информационная работа по предпрофильной подготовке в рамках классных часов и родительских собраний.

В учебном плане исследуемой частной  школы на предпрофильную подготовку в 9-х классах отведены часы учебного предмета “Твоя профессиональная карьера”, где реализуется программа “Твоя профессиональная карьера”, утвержденная министерством образования РФ. Данные занятия проводятся 2 раза в неделю в течение всего учебного года. В вариативной части учебного плана введены элективные  курсы и профильные занятия общим объемом  часов.

Программа “Твоя профессиональная карьера” направлена на формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда. Программа призвана помочь учащимся соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия.

В рамках указанной программы  предусмотрено проведение серии проб по пяти профессиональным сферам, включающим пять типов профессий: “человек - человек”, “человек - техника”, “человек - природа”, “человек - знаковая система”, “человек - художественный образ”. Существующие материально-технические и организационно-педагогические условия частной школы позволяют реализовать их на базе школы. В процессе проведения этого курса проводится обучение методам выбора профессии и  подробная диагностика, которая поможет учащимся и родителям выбрать будущую  профессию.

Учащимся 9 класса дается возможность выбрать элективные курсы, ориентируясь на выбранную в ходе диагностики профессию, либо на профессию о которой мечтаю они или их родители. Эти занятия проводятся индивидуально с каждым школьником или группой школьников по  отдельному расписанию, утвержденному руководством школы.  Длительность элективных курсов - 10-12 часов. Курс заканчивается конференцией, на которой учащиеся рассказывают о том чему они научились и демонстрируют образовательный продукт.

Информация о работе Профориентационная работа с учащимися старших классов