Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 09:54, курсовая работа
На современном этапе определены основные требования к общеобразовательной школе. Это развитие индивидуальных способностей учащихся, расширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и склонностями, развитие сети специализированных школ и классов с углубленным изучением различных предметов, обеспечение соответствия уровня среднего образования требованиям научно-технического прогресса.
Введение 3
1. Теоретическая часть 5
1.1 Профориентация. Основные понятия. Структура системы профориентации. 5
1. 2 Формы организации профильного обучения в школе. Структура профилей .12
2. Эмпирическая часть 16
2.1 Анализ системы профильного образования на примере частной школы 16
2.2 Исследование профессиональной направленности у учащихся старших классов 19
3. Рекомендации по развитию профессионального самоопределения учащихся в школе 25
Заключение 26
Список использованных источников 28
ПРИЛОЖЕНИЯ 30
Организация элективных курсов в 9 классе осуществляется в полном соответствии с рекомендациями Министерства образования РФ, принципами и целями предпрофильной подготовки и теми конкретными условиями, в рамках которых существует на сегодняшний день рассматриваемая частная школа.
Предметные (профильные) занятия несут функцию целевой подготовки обучающихся по выбранному ими профилю, в том числе подготовку к сдаче выпускных и вступительных экзаменов в вузы.
В качестве методических средств, применяемых учителями школы для проведения профориентационной работы с учащимися старших классов, используются различные психологические диагностики. Психологическая диагностика предполагает использование в работе с учащимися комплекса психологических методик, обеспечивающих, во-первых получения каждым учащимся информации о своих индивидуальных психологических качествах и степени их соответствия той или иной профессии (диагностические методические процедуры) и, во-вторых, возможность развития этих психологических качеств (развивающие методические процедуры в виде элементов интеллектуального и социально-психологического тренинга, психотехнических, сюжетно-ролевых и деловых игр). К диагностикам, применяемым в данной школе, относятся:
- методика «Карта интересов»,
- «Дифференциально-
- «Определение социальной направленности личности по Д. Голланду»;
- методика «Определения свойств нервной системы»;
- методика Русалова «Выявление структуры темперамента»;
- Методика многофакторного исследования личности Р.Кеттелла;
- «Уровень развития общих способностей»;
- «Мотивы выбора профессии»;
- «Карта склонностей».
Эти диагностики помогают выявить наклонности учащихся, сориентировать их во всем многообразии профессии, понять свои способности и желания и сопоставить их с потребностью и спросом на рынке рабочей силы.
2.2 Исследование профессиональной направленности у учащихся старших классов
Нами было проведено исследование профессиональной направленности школьников старших классов. Исследование проходило в несколько этапов:
1. Проведение различных диагностик с целью выявления профессиональной направленности учащихся;
2. Анализ полученных результатов и разработка рекомендаций для каждой группы учащихся.
В исследовании приняли участие 6 человек, учащиеся 9 класса: 3 девушек и 3 юноши. Для осуществления исследования профессиональной направленности у учащихся старших классов были использованы следующие методики:
1. методика «Карта интересов» (см. приложение А).
2. дифференциально-
Методика «Карта интересов» предназначена для выявления предпочтений в профессии с учетом своих интересов. С помощью данной методики можно выявить наиболее интересные предпочтения школьника в определенной сфере деятельности.
Учащемуся предъявлялась следующая инструкция: " Для того чтобы помочь вам выбрать профессию, предлагаем перечень вопросов. Подумайте, перед тем как ответить на каждый вопрос. Постарайтесь дать как можно более точный ответ. Отвечайте на каждый вопрос, не пропуская ни одного. Если вы не раз убеждались, что очень любите или вам очень нравится делать то, о чем мы спрашиваем, то в листе ответов под этим номером поставьте "++"; если просто нравится - "+". Если не знаете или сомневаетесь - "0", если не нравится, не любите - "-", если очень не нравится - "- -". Всего в опроснике 174 вопроса. Учащийся отмечает свои ответы в регистрационном бланке, который представляет собой сетку из клеточек - 10х5. Использование этого бланка позволяет быстро и легко подсчитать результаты. При обработке подсчитывается количество "+" и "-" по 10 вертикальным столбцам, которые соответствуют 10 направлениям деятельности человека ( см. приложение А).
Затем из количества плюсов вычитается количество минусов и определялись 2-3 вида деятельности, по которым получены наибольшие баллы. Эти виды деятельности и являлись сферами максимального интереса тестируемого школьника.
Рассмотрим результаты, полученные в ходе исследования профессиональной направленности по методике «Карта интересов» у учащихся 9 класса частной школы, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Результаты исследования учащихся по методике «Карта интересов»
Учащийся | Область интересов |
A | Математика, физика |
B | История, математика |
C | Медицина, педагогика |
D | Математика, история |
E | География, история |
F | Домохозяйство, литература |
G | история |
H | Математика, физика |
I | педагогика |
J | литература |
Результаты исследования показали, что всем учащимся свойственны свои индивидуальные особенности и предпочтения к определенным сферам деятельности.
В то же время для точного определения способностей и наклонностей при профессиональной ориентации одной методики мало. По ней трудно учитывать все аспекты социальной и психико-физиологической природы школьника.
Для более точного определения профессиональной направленности с испытуемыми был проведен еще один тест по методике Е.А. Климова: "Дифференциально-
"Дифференциально-
1. "Человек - природа", сюда включены все профессии, связанные с растениеводством, животноводством, лесным хозяйством.
2. "Человек - техника" - технические профессии.
3. "Человек - человек" - профессии, связанные с общением и обслуживанием людей.
4. "Человек - знаковая система" - все профессии, связанные с цифровыми и буквенными знаками.
5. "Человек - художественный образ" - профессии творческого характера.
Учащемуся предлагалось выбрать одно из высказываний, относящихся к определенному типу профессии: "Человек - природа", "Человек - техника", "Человек - человек", "Человек - знаковая система". По результатам опроса определялось предпочтение каждого школьника к определенному типу профессии. Результаты представлены в таблице 2
Таблица 2
Результаты опроса по методике Е. А. Климова
Учащийся | Область интересов |
A | «человек-знаковая система» |
B | «человек-знаковая система» |
C | «человек-человек» |
D | «человек-природа» |
E | «человек-природа» |
F | «человек-человек» |
G | «человек-человек» |
H | «человек-техника» |
I | «человек-человек» |
J | «человек-человек» |
Результаты исследования показали, что 2 человека из 6 опрошенных тяготеют к профессиям типа «Человек – знаковая система», 2 человека - «человек-природа», 5 человек - «человек-человек», 1 человек – «человек-техника». Сведем результаты проведения двух методик в одну таблицу и сделаем выводы – рекомендации по профориентации исследуемых школьников.
Таблица 3
Сводная таблица результатов
Учащийся | Область интересов по методике «Карта интересов» | Область интересов по методике «ДДО» |
A | Математика, физика | «человек - знаковая система» |
B | История, математика | «человек - знаковая система» |
C | Медицина, педагогика | «человек-человек» |
D | Математика, история | «человек-природа» |
E | География, история | «человек-природа» |
F | Домохозяйство, литература | «человек-человек» |
G | история | «человек-человек» |
H | Математика, физика | «человек-техника» |
I | педагогика | «человек-человек» |
J | литература | «человек-человек» |
По результатам проведенных методик школьникам было рекомендован выбор элективных курсов для того, чтобы проверить и осознать свой выбор, а также дальнейшее выполнение методик для составления более полного профессионального портрета школьника.
Для учащихся типа «человек-человек» и профильными предметами педагогика, литература (A,C,F) элективными курсами могут быть русский язык, литература. Для учащегося С также можно выбрать элективный курс по медицине. Эти курсы помогут им увидеть особенности профессий данного типа и сопоставить их со своими интересами и желаниями.
Для школьника D, можно предложить 2 различных элективных курса по двум направленностям для его типа «человек-природа» и профилирующим предметам математика или история, а затем сделать выбор.
Для учащихся, чей профиль «человек-техника», «человек - знаковая система» можно выбрать элективные курсы по математике, физике. Эти курсы помогут им глубже узнать данные предметы, научать мыслить аналитически.
Таким образом, с помощью проведенных методик можно предложить рекомендации школьникам по выбору элективных курсов и дальнейшему профильному обучению в школе.
В рассматриваемой школе особых проблем в самоориентации школьников не существует, так как к 10-11 классу учащиеся подходит уже осознанно, понимая, в каком направлении ему стоит двигаться при выборе профессии. Этому способствует и уроки профориентации в 9 классе и элективные курсы, проводимые в школе, советы психолога и различные методики, помогаю ученику понять и оценить свои силы.
Одна из проблем, которая возникает при выборе школьником будущей профессии, заключается во влиянии на школьника друзей, родителей, родственников. Молодые люди, повинуясь стадному инстинкту или под напором родителей, мечтающих видеть своего ребенка юристом или экономистом, выбирают себе профессии необдуманно. Задача психолога и педагога помочь школьнику сопоставить свои способности и возможности, а также ситуацию на рынке труда, учесть мнение родителей и предложить рекомендации по выбору профессии и дальнейшему профессиональному развитию школьника.
Информация о работе Профориентационная работа с учащимися старших классов