Всю свою жизнь Пришвин
хранил в себе ребёнка, смотревшего
на прекрасный мир широко открытыми,
радостными и удивлёнными глазами.
Наверное, именно поэтому рассказы писателя
так легко воспринимаются детьми.
Глава II. РАЗВИТИЕ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ
ЧТЕНИЯ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2.1 Значение детской
литературы в воспитании детей дошкольного
возраста.
Изучение литературного
произведения на занятии воспитатель
нацеливает на решение сложного
комплекса образовательных и
воспитательных задач. Среди них
важнейшее значение имеет нравственное
и эстетическое воспитание. Активная
воспитательная сила литературного
произведения заключается в том,
что оно не оставляет равнодушным
человека, затрагивает в нем самые
сокровенные мысли и чувства,
побуждает его нравственному
самовоспитанию, духовным размышлениям,
развивает в нем чувство красоты.
Знакомя детей с
текстом, воспитатель показывает
художественное своеобразие творчества
писателя в целом или его
отдельного произведения. Дети приходят
к выводу, что основное отличие
художественного познания действительности
от научного заключается в
том, что писатель в своих
рассказах раскрывает отношение
человека к действительности
и действительности к человеку.
Чтение – процесс непосредственного
восприятия читаемого. В часы чтения
в душе ребёнка властвуют глубокие
эмоциональные переживания, выбор
собственной нравственной позиции
по отношению к героям рассказов,
эстетические чувства, которые удовлетворяются
художественностью произведения, красками
слова. Анализ литературы о природе –
неотъемлемая часть целостного познания,
опирающаяся на знание текста, общего
характера творчества писателя, понимания
общих закономерностей литературного
творчества.
Если говорить о
значении природоведческой книги,
то можно сказать, что она
является своеобразной платформой,
где сосредоточены знания о
природе. На основе этих книг
идёт развитие представлений
ребёнка о том, какое должно
быть отношение к окружающему
миру. Воспринимая текст, ребёнок
видит необходимость того или
иного отношения к поступкам
героев, но всё это должно находить
подтверждение со стороны воспитателя,
именно он должен подтвердить
или опровергнуть выводы ребёнка,
но сделать это мягко, подкрепив
своё мнение доказательствами, при
этом уважая мнение ребенка.
Хотя, бесспорно, книга
является важным элементом воспитания,
и, сочетая работу с книгой,
допустим, с наблюдением за природой,
мы добиваемся формирования у
ребёнка наиболее целостного
восприятия окружающего мира. Развивать
многостороннюю наблюдательность детей
– важнейшая педагогическая задача.
Познавательная деятельность
детей преимущественно проходит
в процессе обучения. Немаловажное
значение имеет и расширение сферы
общения. Быстротекущее становление,
множество новых качеств, которые
необходимо сформировать или развивать
у дошкольников, диктуют воспитателям
строгую целенаправленность всей учебно-воспитательной
работы, в том числе и при чтении книги.
Ребёнок познаёт мир, воспринимая его
таким, каким его показывает писатель.
Например, Пришвин в своих рассказах так
умело описывает все прелести природы
или повадки животных, что в воображении
детей сразу рисуется их яркий образ, дети
наяву слышат, как поют птицы или шумят
листья на деревьях. (5, с.13)
Познавать мир с
помощью природоведческой книги
– значит, иметь возможность познакомить
ребёнка со многими важными
для него аспектами жизни. В
первую очередь писатель-природовед
обращает внимание на природу,
как на основу всего живого,
соединяющую воедино все начала.
Природа всегда вызывает
интерес – здесь сосредоточена
истина. Природа – могучее целое,
которое не подвластно ни времени,
ни человеку и представляет
предмет изучения не только
детей, но и взрослых. Тесная
взаимосвязь в природе обуславливает
её уникальность, составляет её
идеал. Но с природой неразрывно
связан и человек. Человека
нельзя отделить от природы,
его нужно рассматривать, как
её составную часть. Чтение
художественного произведения детям
дошкольного возраста помогает
воспитателю обогащать их знаниями, учить
всматриваться в окружающий мир, искать
ответы на многие вопросы, любить и беречь
окружающий нас мир. Многие книги о природе
для детей написаны учеными-биологами.
Содержание их научно достоверно, помогает
детям познать природу во всем ее многообразии,
закладывает основы материалистического
понимания. Художественная литература
о природе глубоко воздействует на чувства
детей. Книги, как правило, содержат оценку
происходящего. Знакомясь с их содержанием,
дети переживают ход событий, мысленно
действуют в воображаемой ситуации, испытывают
волнение, радость, страх. Это помогает
воспитывать этические представления
– любовь и бережное отношение к природе.
Возможно, не каждый
ребёнок поймёт тот или иной
поступок героя, но нравственное
начало в поступках человека
должно послужить для него
примером. Также стоит рассмотреть
в каждом конкретном случае
в человеке личность, которая
принимает то или иное решение
и выяснить – почему человек
поступает так, а не иначе.
Таким образом, в природоведческой
литературе можно проследить
отношение человека к природе.
Итак, значение природоведческой
книги очень велико, через неё идёт знакомство
детей с окружающим миром, который раскрывает
при помощи книги свои тайны, воспитывая
нравственные, эстетические и другие качества
человека, начиная формировать личность.
2.2 Формы работы с
произведениями Пришвина в детском саду.
Рассматривая формы
работы с книгой, необходимо ориентироваться
на возраст дошкольников. Например,
для дошкольников старшего возраста характерен
довольно большой словарный запас, определённые
представления об окружающем мире и так
далее. Слушание произведений становится
более сосредоточенным, внимательным.
Ребёнок этого возраста уже сам оказывает
предпочтение определённым жанрам и произведениям.
Поэтому в этом возрасте можно знакомить
детей с более объемными и сложными произведениями
писателя, такими, как “Лимон”, “Вася
Весёлкин” и другие.
Воспитателю важно помнить
о значении книги для детей, о том, как
она должна быть оформлена, какой материал
содержать и какие вопросы решать. Если
книга по-настоящему хороша, то в ней должны
реализовываться познавательные, художественные
и эстетические функции. Таким образом,
книга должна быть доступна до понимания
и сознания ребёнка, должна удовлетворять
его познавательные интересы, развивать
мышление, память, воображение. (1, с.
107)
Рассматривая разные
жанры, в первую очередь следует
отметить рассказ. Рассказ основан
на реальных событиях, он может
содержать в себе повествование,
описание, рассуждение. Например, в
рассказе Пришвина “Пиковая Дама”
показаны отношения между курицей
и утятами, которых ей подложили.
Для писателя это явилось интересным
предметом для размышления, психологического
анализа поведения курицы. Также
есть у писателя цикл рассказов –
“Рассказы егеря”, где егерь беседует
с рассказчиком. Особенно выделяются два
рассказа из этого цикла – “Ёж” и “Гаечки”,
где описаны моменты из жизни синиц, а
также наблюдения за ёжиком в квартире
автора. Писатель подробно описывает жизнь
животных – это даёт детям возможность
увидеть животный мир, кроме того, узнать
повадки зверей.
В текстах очень часто
встречаются моменты, где автор
служит примером в плане бережного
отношения к природе. Его рассказы
способны пробудить и развить
те лучшие качества человека, которые
необходимы в жизни. Читая рассказы,
мы расширяем кругозор детей, получаем
реальную информацию, в которой могут
содержаться события, фактически сходные
с ситуациями, которые могут случиться
в реальной жизни.
Рассказ позволяет
увидеть характер реального героя,
способен разобраться в мотивах
его действий и, что особенно
важно, сделать вывод: следовать
его примеру или нет. Понимание
окружающего мира, его действительности
также идёт через рассказ. Многие
свои рассказы Пришвин наделяет
долей сказочности, звери у
него “разговаривают”, “мыслят”,
почти как люди, но очеловечивание
в произведениях писателя никогда
не бывает полным, то есть звери
и птицы могут думать, но про
себя, слушать, смотреть, но не
выполняют не свойственных им
действий, так как живут в реальной
для них обстановке.
В творчестве Михаила
Михайловича Пришвина существуют
и рассказы, и повести, и романы.
В детских садах, в основном,
для знакомства детей с природой
используют рассказы писателя
и небольшие зарисовки о природе.
Совокупность жанров литературы
позволяет решить эти педагогические
задачи, причем, чем больше воспитатель
будет обращать внимание на их решение
при помощи всех возможностей определённого
жанра, тем лучше. Говоря об особенностях
восприятия рассказа, следует отметить
подлинность его содержания. В
содержании заключён опыт, который
может пригодиться в жизни; ситуации,
в которые можем попасть мы,
встречаются в содержании. Поэтому
дети воспринимают серьёзно рассказ, принимают
за образец поведение того или
иного персонажа или отвергают
его, предполагают, как поступил бы
на его месте сам ребёнок.
Рассказ – это модель
окружающего мира, его понимание
строится на основании этого
и воспитатель должен подводить
детей к этому выводу.
Чтобы любить природу,
надо ее знать, а чтобы знать,
необходимо ее изучать. Необходимо
систематически учить детей бережному
отношению к природе. Есть дети,
которые наносят ущерб природе
из-за недостаточной осведомленности
(собирают в коробки насекомых,
составляют букетики из цветущей
земляники, отрывают бутоны для
«угощения» куклам и т.д.). Наконец
встречаются, способные жестоко
относится к растениям и животным.
Наиболее распространенная
причина негативного отношения
к природе у детей дошкольного
возраста – отсутствие знаний
о растениях, животных, их потребностях,
особенностях развития и их
значимости. Жестокое отношение
к природе – результат нравственной
не воспитанности детей, когда
они не способны к сопереживанию,
сочувствию, жалости; не могут
понять чужую боль и прийти
на помощь.
Дошкольнику свойственна
подражательность, в силу которой
он заимствует образы поведения,
легко поддается внешним влияниям.
Они подражают поведению взрослых
в природе, их поступкам, отношению
к животным, растениям. В своих
рассказах М.М. Пришвин воспитывает
у детей любовь к природе.
А также через ознакомление
детей с его произведениями
мы даем детям природоведческие
знания, которые способствуют формированию
у детей бережного отношения к окружающему
миру. (5, с.61)
Как показывает опыт,
через литературные произведения
детей можно знакомить с явлениями
и событиями, выходящими за
пределы их личного жизненного
опыта. Художественное мастерство
писателя способствует тому, что
сложные темы становятся доступными.
Целенаправленное, продуманное
ознакомление детей с художественной
литературой способствует развитию
их творческих способностей, самостоятельности
их суждений, действий. Большое значение
в этом процессе имеет способ
преподнесения произведения –
чтение и рассказывание воспитателем.
Прежде чем читать детям, воспитатель
должен сам проанализировать произведение:
определить идейную направленность рассказа;
уяснить соответствие содержания и формы;
выделить сюжетно-логические, смысловые
части, общее настроение текста; понять,
что хотел сказать автор в каждой из них.
Правильно воспринятый замысел писателя
и художественные образы помогут выразительно
прочитать книгу.
Для выразительного
преподнесения текста необходимо
владеть и некоторыми методическими
приёмами: уметь регулировать дыхание;
тембр голоса, его силу; следить
за чёткостью дикции и за
правильностью ударений. Важно интонационно
разнообразить чтение, уметь через
эмоциональную окраску голоса
передавать смысловые значения,
своё отношение к изображаемым
событиям. Перед чтением воспитатель
должен создать определённую
эмоциональную атмосферу: выдержать
продолжительную паузу между
чтением и предыдущей деятельностью.
Во время чтения дети рассаживаются
свободно вокруг воспитателя.
Если в группе достаточно свободного
места, то можно устроить уголок
сказки, куда можно поместить
материал который можно использовать
в ходе подготовки к восприятию,
при чтении и после. Огромную
роль в осмыслении материала,
как познавательного, так и
эмоционально-нравственного, играют
иллюстрации в детских книгах,
а также диафильмы по различным
произведениям. При рассматривании
с детьми иллюстраций, особое
внимание необходимо уделить
анализу эмоциональных состояний
персонажей, изображённых на картинках.
Младшие дошкольники иногда не различают
даже такие эмоции, как радость и горе.
Воспитателю в группе при постоянном совместном
рассматривании легко выявить таких детей.
При общении с ними нужно подчёркивать
собственную экспрессию, выразительность
мимики, обращать внимание такого ребёнка
на детей с выразительной мимикой. Воспитатель
должен быть особенно тактичным в этом
вопросе, придерживаться чувства меры.
Такие моменты фиксации эмоциональных
выражений должны проходить естественно,
при максимальной доброжелательности
со стороны воспитателя и никоим образом
не превращаться в уроки мимики.