Произведения М.Пришвина в круге чтения дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:19, курсовая работа

Описание

М.М. Пришвин неоднократно говорит о том жизнеутверждающем и творческом начале, которое он находит в мире природы, о том, как обогащает, очищает и укрепляет человека прикосновение к земле. Для него природа – место приложения творческих сил человека. Он доказал это всеми своими книгами.
Актуальность нашей работы заключается в том, что все идейно-эстетические ценности, выраженные Пришвиным в яркой художественной форме, помогают воспитателям приобщать дошкольников к бесконечному многообразию земной красоты, развивать у них способность творчески решать задачи повседневной жизни.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ В ТВОРЧЕСТВЕ М.ПРИШВИНА ………………….......................................................................................................5
1.1Краткая биография М.М.Пришвина………………………………….5
1.2 О художественном своеобразии творчества М.М. Пришвина………7
Глава II. РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЧТЕНИЯ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...13
2.1 Значение детской литературы в воспитании детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..13
2.2 Формы работы с произведениями Пришвина в детском саду……..17
Глава III. ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ М.М. ПРИШВИНА…………………………………………………………………….27
Заключение………………………………………………………………………35
Библиографический список…………………………………………………......37

Работа состоит из  1 файл

курсовая 4 курс.docx

— 55.97 Кб (Скачать документ)

 Необходимо отметить, что работа с книгой и до, и во время, и после прочтения  должна быть серьёзной и творческой  со стороны воспитателя. Тогда  и дети будут относиться к  этому процессу, как к празднику  и в то же время, как к  серьёзному и важному делу, в  ходе которого воспитатель должен  суметь выполнить педагогические  задачи.

 Вообще, детская литература  – действенная сила нравственного  воспитания, только нужно уметь  целенаправленно ею пользоваться. Сопереживание персонажам художественного  произведения представляет собой  комплекс чувств, в состав которого  входят такие эмоции, как сострадание,  гнев, осуждение, удивление. Причём  эти отдельные эмоции в каждом  индивидуальном комплексе занимают  различное место по значимости, продолжительности, устойчивости.

 Многие дети дошкольного  возраста, не владея, в силу возрастных  особенностей, навыками анализа  художественного произведения, нуждаются  в предварительной подготовке  к восприятию того или иного  текста, а также в последующей  работе над текстом под руководством  взрослых. Такие приёмы, как кукольный  театр, игра-драматизация и так  далее способствуют формированию  необходимого эмоционального отклика  на события текста и поступки  героев. (8, с. 44)

 Итак, подготовка воспитателя  и детей – важный этап перед  чтением произведения, от которого  зависит успешность деятельности  самого воспитателя. Например, если знакомить детей с рассказом Пришвина “Говорящий грач”, можно помочь детям вспомнить всё что они знают о грачах, задавая вопросы, рассмотреть иллюстрации с изображением птицы. Рассказать детям, что грачи очень полезные и умные и только после этого читать сам рассказ.

 У Михаила Михайловича  Пришвина очень много зарисовок  о природе, например, “Деревья  в лесу”: “Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжёлые лапы, берёзы склонились и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками. Так вот и у деревьев, как у людей: ни одна ёлка не склонится ни под какой тяжестью, разве что сломится, а берёза чуть что – и склоняется. Ель царствует со своей верхней мутовкой, а берёза плачет”. Прочитав такую зарисовку на занятии по рисованию, воспитатель поможет детям живо представить зимний лес и нарисовать чудесные рисунки. И таких зарисовок у Пришвина очень много: “Рябина краснеет”, “Первый мороз”, “Силач”, “Осинкам холодно”, “Осень”, “Анютины глазки” и многие другие. Эти зарисовки можно использовать в различных беседах с детьми. Писатель так точно и умело описывает то или иное явление, что воспитателю ничего и не надо придумывать нового.

Природоведческая книга, где можно найти ответы на все  вопросы, связанные с природой, не может не сформировать бережное отношение  к природе, всё написанное должно быть подтверждено на практике или, по крайней мере, должно быть чёткое обоснование  того, почему нужно поступать так, а не иначе.

 Познавательный и художественный  элемент идут в детской литературе  вместе, то есть, не разделяясь, как,  допустим, в юношеской или взрослой  литературе. Интересно, что в детских  книгах познавательные и художественные  функции в значительной степени  выполняет зрительный ряд. И  чем меньше ребёнок, тем больше  нагрузка ложится на этот ряд.  Именно поэтому необходимо отбирать  для работы с детьми те книги,  где иллюстрации к изданию  выполнены мастерски, то есть  с тонким и умным расчётом  на маленького ребёнка. Поскольку  восприятие зрительного сопровождения  текста в хорошей детской книге  направлено не только на развитие  речи и мышления ребёнка, но  и на развитие его чувств, для  создания и выражения которых  ему необходимы и новые слова,  и новые синтаксические конструкции, то есть новые мыслительные структуры. А всё это, вместе взятое, затем будет непроизвольно вкладываться воображением ребёнка в текстовый ряд при чтении новых литературных произведений. Вот почему, если воспитатель сам научится вглядываться в иллюстрации, а за тем приучит к этому детей, то он оптимально использует возможности общения, заданные книгой для того, чтобы дети на максимально доступном уровне могли освоить заложенное в ней содержание. (8, с.54)

 Наряду с ознакомлением  с книгой нужно использовать  и другие методы обучения, например, создание в детском саду уголка  природы; проведение прогулки  и экскурсий. Задача воспитателя – уметь правильно использовать книгу с другими средствами и методами обучения, только так можно достигнуть необходимых результатов.

 Таким образом, книга  о природе уникальна и универсальна, - её информация позволяет не  только формировать бережное  отношение ко всему живому, но  и использовать её материал  удачно во многих аспектах  обучения и воспитания.  Вывод  делает сам ребенок, а воспитатель  должен дать свою оценку выводам  ребенка.  При необходимости можно  подвести ребёнка к тому или  иному выводу, но лучше, если  он осознанно и с пониманием  сделает это сам. 

Таким  образом,  книга  является основным источником знаний и помогает формировать личность ребёнка. Немаловажное значение в этом процессе играет воспитатель, именно от его целенаправленных действий зависит место книги в жизни детей. Также книга имеет колоссальное значение в познании природы, в формировании бережного отношения к ней. Особенно в этом помогают книги Пришвина. Писатель очень любил природу и поэтому с каждой строчки написанной им сквозит неподдельная любовь и нежность к Природе – матушке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ М.М. ПРИШВИНА

«Цветущие травы».

Мир природы в произведении Пришвина одушевлен и, можно сказать, его он отождествляет с живыми существами, с которыми здоровается, и которые приветствует. В произведении мы видим восхищение природой и удивление  – ведь не только цветы могут  цвести, но и травы, а это удивительнее и необычнее, чем кажется на первый взгляд. Как каждый человек индивидуален, так у каждой  из трав  есть свой, исключительный и неповторимый  цветок, аналог которого невозможно найти в природе: «Какая трава подорожник, - а тоже весь в белых бусинах». Ведь и двух одинаковых людей не существует, и тем более в природе невозможно найти что-то одинаковое, все окружающее нас так же индивидуально, как и сам человек. Автор призывает нас – посмотрите вокруг и вы увидите насколько красив и ярок мир, как он играет всеми красками и насколько мы должны быть счастливы, что живем среди такой удивительной красоты. Одна из центральных мыслей этого произведения – мир природы жил всегда и будет жить всегда, он не статичен, он все время изменяется, в  нем идет непрерывная борьба, но несмотря на все это миру природы это только на пользу, в этой борьбе выживает сильнейший и остаются те виды, которые наиболее приспособлены к определенным условиям. В сравнении  с миром природы, человек не вечен, он рождается и умирает, а все что нас окружает – цветы, деревья, травы будут жить и радовать глаз не одного поколения, именно поэтому автор говорит: «Сколько их прошло, пока мы столько лет жили…» Таким образом, кажущаяся простота произведения оказывается лишь поверхностным слоем. Пришвин ставит проблему бытия, то, что испокон веков волновало всех людей, то, что описывали в своих произведениях и Тютчев, и Есенин, и многие другие русские поэты и прозаики. И задумывались прежде всего они над вопросом - в чем же эта самая загадка природы? И тут мы можем двояко рассматривать этот тезис. 1) Да, возможно, у природы действительно есть загадка, разгадать которую невозможно и постичь человек ее не в силах: «Природа - сфинкс. И тем она верней своим искусом губит человека…»

2) Но ведь, возможно, это лишь наши заблуждения и никакой загадки нет, мы лишь придумали все это для того, чтобы попытаться объяснить то, чего постичь человеческому разуму не дано:

«Что, может статься, никакой  от века

 Загадки нет и не  было у ней».

Подводя итог всему вышесказанному, мы должны констатировать, что яркое  и контрастное описание природы  скрывает под собой у Пришвина, прежде всего философские положения  бытийной стороны нашей жизни. Задумываясь  над тем, как же прожить эту  жизнь, Пришвин говорит – оглянитесь, посмотрите какая прекрасная вокруг вас кипит жизнь, цените каждый прожитый момент и берите пример с природы, набирайтесь у нее мудрости и тогда  ваша жизнь будет так же сказочна.

«Ребята и утята».

Рассказ пронизан глубокой и важной мыслью – каждый должен отвечать за свои поступки и обязательно  помнить о том, что за каждым нашим  поступком, а поступить мы можем  по-разному в разных ситуациях, возможно стоит целая жизнь, а, возможно и  не одна. Просто разрушать и ломать, не задумываясь о том, для чего мы это делаем, непросто потом исправлять ошибки, которые наделаны  по глупости. Но ведь для того, чтобы это постичь, необходимо это узнать на собственном опыте. Так и герои этого произведения, не задумываясь для чего они хотят поймать утят, просто решили накинуть на них шапки, не подозревая, что они и есть те самые утята, которых мамы оберегают и следят за тем, чтобы с ними ничего не случилось и, конечно, в случае опасности, бросятся защищать своих чад  изо всех сил. И это счастье, что поблизости с этими маленькими ребятами оказался опытный и взрослый человек, который всего парой фраз и действий показал ребятам – где же истина.

Одним из центральных образов  является образ матери и детей, то есть мамы – утки и маленьких утят. Мы видим, насколько  беззащитны и малы сами утята и без мамы им не выжить, особенно в этом трудном путешествии на озеро. Но как самоотверженно готова бороться утка за своих утят, она выступает одна против целой оравы ребятишек, желающих позабавиться, смело видаясь в бой.  Это символический образ – образ матери, готовой идти и защищать своих детей до конца и не отступать перед любыми препятствиями. Вспомним, что образ матери в русской литературе, один из центральных, чего стоит мать в одноименном романе М. Горького, которая готова самоотверженно поддержать своего сына, который идет на опасное дело, не отрекаясь от него и не осуждая.

Обратим внимание, что дети не возражали на слова взрослого  и, поняв свою неправоту вместе с ним прощались с утятами, кричав им в один голос. Это станет им не только хорошим уроком, но и, возможно, в будущем они так же ратовать в другой ситуации за спасение кого-то. Нельзя не отметить, что Пришвин опять же приводит нас к теме природы, ведь он бы мог показать данную ситуацию и абсолютно на другом примере, придумав других героев, но ведь мы отмечали, что тема природы – это источник вдохновения для этого автора. Именно с нее нужно брать пример и именно с ней мы проводим параллели, говоря о человеческой жизни вообще и об этой ситуации в частности. Животные и птицы, действительно, готовы защищать свое потомство до последней капли крови, в то время,  как многие из людей просто бросают своих детей бросают на произвол судьбы, не думая о том, смогут ли выжить в этом жестоком мире их дети или нет.

Это произведение своего рода призыв к теплым семейным отношениям и умением постоять за родных детей, не боясь ничего.

 

«Лисичкин хлеб»

Хитрость – одна из черт человеческого разума, которая помогает  делать обычные вещи волшебными и  дает возможность сделать ситуацию выигрышной для себя. Так и в  этом рассказе, папа сделал так, что  дочка поверила во все, что тот  ей сказал и в хлеб лисичкин  тоже и с удовольствием его съела, не обращая внимания на то, что он самый обычный. Сила убеждения –  психологический фактор, который  может привычные для нас вещи сделать необыкновенными и мы ни за что не поверим, что это наоборот. Так и здесь, даже если бы Зиночке, после того как она ела лисичкин хлеб, сказали, что это на самом деле самый обычный хлеб из магазина, она бы всех переубедила. Рассказ не зря называется « Лисичкин хлеб» - как мы знаем, лиса в менталитете русского человека, считается зверем очень хитрым, ловким изворотливым, поэтому и хлеб то лисичкин и папа ведет себя как лисичка, хитро придумывая, что как заячья капуста, так и лисичкин хлеб тоже есть в лесу.

Автор рассказывает нам о  природе, о ягодах, цветах и деревьях, невольно проводя параллель с  человеческим миром и показывая  его несовершенство по сравнению  с миром природы. Ведь не имея ничего дома, можно сходить в лес и  набрать цветов, ягод и кореньев и быть сытым. Все, что производит человек, берет он из природы и  нужно ее беречь и охранять, а  не бездумно совершать поступки, которые  ее уничтожают и повреждают: «Придет, бывает, охотник, захочется ему отдохнуть, он и воткнет топор в дерево и на топор сумку повесит, а сам ляжет под деревом. Поспит, отдохнет. Вынет из дерева топор, сумку наденет, уйдет. А из ранки от топора из дерева побежит эта ароматная смолка, и ранку эту затянет». Природа мудра и человеку есть чему у нее поучиться.

Мы видим, что отец приобщает  дочь к жизни леса с раннего  возраста, постоянно принося оттуда какие-то новые и новые впечатления  и ягодки, коренья и т.д. При этом он объясняет дочке, что для чего нужно и как все это сосуществует в лесу вместе. Это слияние человека с природой, является очень важным шагом человека к тому, чтобы стать более совершенным и мудрым.

«Золотой луг»

 «Золотой луг» произведение, которое прививает любовь к природе через  образы красивых и, казалось бы, таких обычных одуванчиков. Но ведь все в природе живет своей жизнью и у каждого есть свои неповторимые и особенные черты и особенности, их просто надо разглядеть и постараться удержать в памяти каждый такой замечательный момент, что и делают герои этого рассказа. Заметив однажды¸ что обычные одуванчики, которые они видят каждый день, имеют свою загадку они были ни мало удивлены и это стало для них открытием, которое помогло им приблизиться к этой самой природе, начать понимать ее сущность. Они поняли, что просто так, бездумно, срывать цветы нет никакого смысла, они красивы, когда растут на поле и радуют глаз каждый день. Как человек - просыпаясь и засыпая, они стали частью жизнь ребят, которые, казалось бы, могли и не заметить того, что что-то меняется около них  и это надо ценить. Каждый из нас может найти такие же чудеса рядом с собой, у каждого во дворе есть цветы или травы, которые цветут и радует глаз и это надо замечать и ценить, а не топтать ногами или выдирать с корнем, ради забавы. Это такие же живые существа, как и мы с вами, это нужно понять и научиться оберегать и ценить. Ведь если каждый проходящий оторвет сот дерева веточку, то оно  умрет, а так ли это важно и нужно, что – то ломать и портить, если оно приносит радость и красоту в мир.

Информация о работе Произведения М.Пришвина в круге чтения дошкольников