Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:19, курсовая работа
М.М. Пришвин неоднократно говорит о том жизнеутверждающем и творческом начале, которое он находит в мире природы, о том, как обогащает, очищает и укрепляет человека прикосновение к земле. Для него природа – место приложения творческих сил человека. Он доказал это всеми своими книгами.
Актуальность нашей работы заключается в том, что все идейно-эстетические ценности, выраженные Пришвиным в яркой художественной форме, помогают воспитателям приобщать дошкольников к бесконечному многообразию земной красоты, развивать у них способность творчески решать задачи повседневной жизни.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ В ТВОРЧЕСТВЕ М.ПРИШВИНА ………………….......................................................................................................5
1.1Краткая биография М.М.Пришвина………………………………….5
1.2 О художественном своеобразии творчества М.М. Пришвина………7
Глава II. РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЧТЕНИЯ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...13
2.1 Значение детской литературы в воспитании детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..13
2.2 Формы работы с произведениями Пришвина в детском саду……..17
Глава III. ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ М.М. ПРИШВИНА…………………………………………………………………….27
Заключение………………………………………………………………………35
Библиографический список…………………………………………………......37
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГ БОУ ВПО
Калужский государственный
им. К. Э. Циолковского
Кафедра русского языка и методик его преподавания
в начальных классах
«Произведения М.Пришвина в круге чтения дошкольников».
Курсовая работа по дисциплине
«Методика развития речи детей»
студентки 4курса, грп. ДПЗ – 41
факультета начального образования
заочной формы обучения
специальность «Дошкольная
педагогика и психология»
Семеновой Анны Витальевны
Научный руководитель:
к.ф.н., доцент Козыро Л.А.
Калуга, 2012 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение …………………………………………………………………………..
Глава I. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ
ОБРАЗЫ В ТВОРЧЕСТВЕ М.ПРИШВИНА ………………….......................
1.1Краткая биография М.М.Пришвина………………………………….5
1.2 О художественном своеобразии творчества М.М. Пришвина………7
Глава II. РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЧТЕНИЯ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...13
2.1 Значение детской литературы
в воспитании детей дошкольного
возраста…………………………………………………………
2.2 Формы работы с произведениями Пришвина в детском саду……..17
Глава III. ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ М.М. ПРИШВИНА…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический список………………………………………………….....
Приложение 1
Приложение 2
Введение
Есть писатели, чьи книги
становятся друзьями человека с самых
ранних лет. К ним относится Михаил
Михайлович Пришвин. Его лирические
миниатюры, короткие детские рассказы,
как и философские повести
и романы, полны удивительных открытий,
нравственной красоты, они оставляют
в душе человека светлые чувства.
Каждому, кто читал произведения
Пришвина, знакома радость общения
с писателем, открывающим красоту
окружающего мира, обладающим поэтической
непосредственностью
За М.М. Пришвиным прочно закрепилось определение «певца природы». Природа для М.М. Пришвина прежде всего школа познания и самопознания. Вся жизнь растений, животных, леса, реки, земли раскрывается им в непрестанном сопоставлении и взаимоотношении её с жизнью человеческой. (6,с.6)
Одна из существеннейших черт художественного метода М.М. Пришвина в том, что природа для него не статическая картина, которую он созерцает и описывает, природа – непрекращающийся динамический процесс.
М.М. Пришвин неоднократно
говорит о том
Актуальность нашей работы
заключается в том, что все
идейно-эстетические ценности, выраженные
Пришвиным в яркой
Объектом данной работы являются произведения М.М. Пришвина в круге чтения дошкольников.
Предмет изучения – особенности пришвинских произведений.
Цель исследования состоит в выборочном анализе произведений М.М. Пришвина.
Для достижения поставленной цели выдвигаются следующие задачи:
1) изучить особенности произведений М.М. Пришвина,
2) проанализировать произведения Пришвина.
Метод исследования – выборочный анализ произведений.
Глава I. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ В ТВОРЧЕСТВЕ М.ПРИШВИНА
1.1 Краткая биография М.М.Пришвина
Пришвин Михаил Михайлович родился в 1873 г. в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии в семье разорившегося купца. Отец умер вскоре после рождения сына, оставив на руках жены шестерых детей.
Учился сначала
в Елецкой гимназии, потом в
Тюменском реальном училище.
Именно о
событиях и впечатлениях от
путешествия его путевые
В 1912—1914 гг.
при содействии М. Горького
вышло первое собрание
После 1917 г.
жил в Ельце, а в 1922 г. переехал
в Талдом, уездный город Тверской
губернии. Попытки Пришвина превратить
краеведческие и
В 1930-е гг.
писатель ездил по всей стране,
отыскивая сюжеты для своих
книг. Он побывал на Крайнем
Севере, на Дальнем Востоке, о
чем и написал книги «Дорогие
звери» (1931), «Корень жизни» (1933). В
1940 г. сочинил поэму в прозе
«Фацелия» — дневниковые
1. 2. О художественном своеобразии творчества М.М. Пришвина.
Замечательный писатель
Михаил Михайлович Пришвин
Первая его книга о русском Севере - “В краю непуганых птиц”. Главная тема творчества – человек и природа, их взаимоотношения и взаимовлияние. Заветная мечта – обрести своего читателя, который сначала сам “поймёт, а … уж потом всем скажет”.
Пришвин описывает
в своих рассказах не просто
отношение людей к природе,
а отношение их к природе
в процессе своего развития, в
процессе переделки своей
Пришвин никогда не
делил своё творчество на “
Если говорить
о восприятии природы Михаилом
Михайловичем Пришвиным, то он
воспринимал ее двойным
Одностраничный рассказ “Лисичкин хлеб”, очевидно, важен писателю, его название вынесено в заголовок цикла, объединяющего четырнадцать рассказов. Рассказ этот о силе поэтического слова, которое простой хлеб преображает в сказочный и тем делает его желанным.
В своём дневнике в 1951 году Пришвин пишет: “Чувство природы есть чувство жизни личной, отражённое в природе: природа – это я. Труднее всего говорить о себе, от того так и трудно говорить о природе”. В своих рассказах Пришвин даёт точные реальные образы, каждый образ в его рассказах индивидуален и красочен. Звери и птицы у Пришвина “шипят, гудят, орут, кукуют, свистят, пищат ”; каждый из них по-своему движется. Даже деревья и растения в его описаниях становятся живыми: одуванчики засыпают по вечерам и просыпаются по утрам (“Золотой луг”); точно богатырь, выбивается из-под листьев гриб (“Силач”); шепчет лес (“Шёпот в лесу”). Писатель не только великолепно знает природу, умеет заметить то, мимо чего люди часто проходят равнодушно, но и обладает умением передать поэзию окружающего мира в описаниях, в сравнениях (“Ель, как дама в концертном платье до самой земли, а вокруг молоденькие ёлочки-голоножки”). (6, с.11)
В природе людей
поражают её творческие силы,
вечное обновление жизни,
Так, Пришвин в
рассказе “Ёж” очень хорошо
описал свои взаимоотношения
с ёжиком, показал, как с помощью
доброго отношения можно
Рассказ “Ребята и
утята” учит маленьких
Также и многие другие
эстетические категории
Пришвин любит употреблять
неожиданные в обычной речи, звучащие
уже как новообразования
Михаил Михайлович склонен к образному раскрытию смысла слова на выборе собственных имен – названий рек, селений, болот и кличек собак. Например, станция Берендеево в книге “Календарь природы”. Уже в самом названии этой станции скрывается сказочный образ царя Берендея, старательно обыгранный Пришвиным на все протяжении его творчества. Пришвин тотчас же создает новый каламбурный глагол. Шутка и сказка влзникают из одного только названия станции.
Любил Михаил Михайлович лес.
Шёл он туда за открытиями: “Нужно было
найти в природе такое, чего я
ещё не видел, и может быть, и
никто ещё в своей жизни
с этим не встречался”, - писал Пришвин.
Пусть и для вас каждая встреча
с природой станет чудесным открытием.
А помогать совершать эти открытия
будут книги Михаила
Рассказы Пришвина
очень познавательные и добрые,
их можно назвать
Одни рассказы могут понять все дети, а другие ещё могут не дойти до сознания ребёнка, поэтому, отбирая то или иное произведение, важно, чтобы оно соответствовало возрасту детей, удовлетворяло их интересы, было направлено на развитие воображения, мышления, памяти.
Детство для Пришвина – необходимый элемент творческого восприятия мира. Пришвин не просто детский писатель с точным возрастным адресом своих маленьких читателей. Он не ставит себе задачу написать специально детский рассказ. Он к детскому рассказу естественно приходит от творческих своих представлений о жизни, литературе, природе. Для Пришвина именно радость и удивление – неотъемлемый элемент каждой настоящей работы писателя и художника.
Информация о работе Произведения М.Пришвина в круге чтения дошкольников