Произведения М.Пришвина в круге чтения дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:19, курсовая работа

Описание

М.М. Пришвин неоднократно говорит о том жизнеутверждающем и творческом начале, которое он находит в мире природы, о том, как обогащает, очищает и укрепляет человека прикосновение к земле. Для него природа – место приложения творческих сил человека. Он доказал это всеми своими книгами.
Актуальность нашей работы заключается в том, что все идейно-эстетические ценности, выраженные Пришвиным в яркой художественной форме, помогают воспитателям приобщать дошкольников к бесконечному многообразию земной красоты, развивать у них способность творчески решать задачи повседневной жизни.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ В ТВОРЧЕСТВЕ М.ПРИШВИНА ………………….......................................................................................................5
1.1Краткая биография М.М.Пришвина………………………………….5
1.2 О художественном своеобразии творчества М.М. Пришвина………7
Глава II. РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЧТЕНИЯ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...13
2.1 Значение детской литературы в воспитании детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..13
2.2 Формы работы с произведениями Пришвина в детском саду……..17
Глава III. ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ М.М. ПРИШВИНА…………………………………………………………………….27
Заключение………………………………………………………………………35
Библиографический список…………………………………………………......37

Работа состоит из  1 файл

курсовая 4 курс.docx

— 55.97 Кб (Скачать документ)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГ БОУ ВПО  Калужский государственный университет

им. К. Э. Циолковского

 

Кафедра русского языка и методик его преподавания

в начальных классах

 

«Произведения М.Пришвина в круге чтения дошкольников».

 

Курсовая  работа по дисциплине

«Методика развития речи детей»

 студентки 4курса, грп.  ДПЗ – 41

факультета начального образования

 заочной формы обучения

специальность «Дошкольная

педагогика и психология»

Семеновой Анны Витальевны

 

Научный руководитель:

к.ф.н., доцент Козыро Л.А.

 

 

 

Калуга, 2012 г.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение …………………………………………………………………………..3

 Глава I. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ В  ТВОРЧЕСТВЕ М.ПРИШВИНА ………………….......................................................................................................5

1.1Краткая биография М.М.Пришвина………………………………….5

1.2 О художественном своеобразии творчества М.М. Пришвина………7

Глава II.  РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  ПОСРЕДСТВОМ ЧТЕНИЯ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...13

2.1 Значение детской литературы  в воспитании  детей  дошкольного   возраста…………………………………………………………………………..13

2.2 Формы работы с произведениями  Пришвина в детском саду……..17

Глава III. ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ М.М. ПРИШВИНА…………………………………………………………………….27

Заключение………………………………………………………………………35

Библиографический список…………………………………………………......37

Приложение 1

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Есть писатели, чьи книги  становятся друзьями человека с самых  ранних лет. К ним относится Михаил Михайлович Пришвин. Его лирические миниатюры, короткие детские рассказы, как и философские повести  и романы, полны удивительных открытий, нравственной красоты, они оставляют  в душе человека светлые чувства. Каждому, кто читал произведения Пришвина, знакома радость общения  с писателем, открывающим красоту  окружающего мира, обладающим поэтической  непосредственностью восприятия, свежим, как бы первым узнаванием жизни. Его  по праву считают непревзойдённым  мастером пейзажа и великим знатоком русской природы.

За М.М. Пришвиным прочно закрепилось определение «певца природы». Природа для М.М. Пришвина прежде всего школа познания и  самопознания. Вся жизнь растений, животных, леса, реки, земли раскрывается им в непрестанном сопоставлении  и взаимоотношении её с жизнью человеческой. (6,с.6)

Одна из существеннейших  черт художественного метода М.М. Пришвина в том, что природа для него не статическая картина, которую  он созерцает и описывает, природа  – непрекращающийся динамический процесс.

М.М. Пришвин неоднократно говорит о том жизнеутверждающем  и творческом начале, которое он находит в мире природы, о том, как обогащает, очищает и укрепляет  человека прикосновение к земле. Для него природа – место приложения творческих сил человека. Он доказал  это всеми своими книгами.

Актуальность нашей работы заключается в том, что все  идейно-эстетические ценности, выраженные Пришвиным в яркой художественной форме, помогают воспитателям приобщать  дошкольников к бесконечному многообразию земной красоты, развивать у них  способность творчески решать задачи повседневной жизни.

Объектом данной работы являются произведения М.М. Пришвина в круге чтения дошкольников.

Предмет изучения – особенности пришвинских произведений.

Цель исследования состоит  в выборочном анализе произведений М.М. Пришвина.

Для достижения поставленной цели выдвигаются следующие задачи:

1) изучить особенности произведений М.М. Пришвина,

2) проанализировать произведения Пришвина.

Метод исследования – выборочный анализ произведений.

 

Глава I.  ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ В  ТВОРЧЕСТВЕ М.ПРИШВИНА

1.1 Краткая биография  М.М.Пришвина

Пришвин Михаил Михайлович родился в 1873 г. в имении Хрущево  Елецкого уезда Орловской губернии в семье разорившегося купца. Отец умер вскоре после рождения сына, оставив на руках жены шестерых детей.

     Учился сначала  в Елецкой гимназии, потом в  Тюменском реальном училище. Окончив  его, уехал в Ригу и поступил  в политехникум на агрономическое  отделение. Занимался нелегальной  политической деятельностью, за  что был исключен. В 1898 г. М.  Пришвин — студент агрономического  отделения Лейпцигского университета. В 1902 г. вернулся в Россию, служил  земским агрономом в Луганском  и Клинском уездах, и первые  печатные труды создал по практической  агрономии. Лишь в 1906 г. в  журнале «Родник» был опубликован  первый рассказ Пришвина «Сашок».  Оставив службу, Пришвин пустился  собирать фольклор по северным  губерниям, даже заходил в Лапландию  (территория Финляндии и Норвегии).

     Именно о  событиях и впечатлениях от  путешествия его путевые очерки  «В краю непуганых птиц» (1907) и «За волшебным колобком»  (1908), После этого Пришвин объездил  и обошел Центральную Россию, Крым и Казахстан и выпустил  несколько книг о флоре и  фауне этих территорий.

     В 1912—1914 гг. при содействии М. Горького  вышло первое собрание сочинений  Пришвина. В годы Первой мировой  войны (1914—1917). Пришвин был фронтовым  корреспондентом газет «Речь»  и «Биржевые ведомости».

     После 1917 г.  жил в Ельце, а в 1922 г. переехал  в Талдом, уездный город Тверской  губернии. Попытки Пришвина превратить  краеведческие и географические  очерки в литературный жанр  увенчались неоспоримым успехом.  В 1923 г. он начал автобиографический  роман «Кащеева цепь» и окончил  его в последние дни своей  жизни. 

     В 1930-е гг. писатель ездил по всей стране, отыскивая сюжеты для своих  книг. Он побывал на Крайнем  Севере, на Дальнем Востоке, о  чем и написал книги «Дорогие  звери» (1931), «Корень жизни» (1933). В  1940 г. сочинил поэму в прозе  «Фацелия» — дневниковые записи  о странствиях по Центральной  России. Умер в 1954 г. в Москве.

 

 

 

 

 

 

1. 2. О художественном своеобразии творчества М.М. Пришвина.

   Замечательный писатель  Михаил Михайлович Пришвин родился  (1873- 1954) в купеческой семье под  городом Елецк. Учился в Елецкой  гимназии, в Тюмени – в реальном  училище, в Риге – в политехникуме,  в Лейпциге – в университете. Получил специальность агронома.

 Первая его книга  о русском Севере -  “В краю непуганых птиц”. Главная тема творчества – человек и природа, их взаимоотношения и взаимовлияние. Заветная мечта – обрести своего читателя, который сначала сам “поймёт,  а … уж потом всем скажет”.

 Пришвин описывает  в своих рассказах не просто  отношение людей к природе,  а отношение их к природе  в процессе своего развития, в  процессе переделки своей собственной  человеческой природы. 

 Пришвин никогда не  делил своё творчество на “взрослое”  и “детское”. “Я всегда, всю  жизнь свою работаю над одной  и той же темой, в которой  и детская, и общая литература  сливаются в одно целое”, –  утверждал писатель. Есть такое  понятие – лирическая проза.  Лирика – это когда автор  вне сюжета, напрямую с читателем  разговаривает. Нам привычней  встречать это в стихах. Но  недаром сам Пришвин называл  свои пейзажные зарисовки в  несколько строк поэмами. А  как ещё назвать миниатюры  вроде этой: “Думал, случайный ветерок  шевельнул старым листом, а это  вылетела первая бабочка. Думал, в глазах это порябило, а это оказался первый цветок”. И вот ещё: “Лес берегами как руками развел, и вышла река”. (9, с.72)

     Если говорить  о восприятии природы Михаилом  Михайловичем Пришвиным, то он  воспринимал ее двойным зрением:  как писатель и как ученый. У него весьма достоверные  и зоркие наблюдения, у него  нет случайных слов – каждое  выверено, взвешено и накрепко  уложено во фразу. Главное действующее  лицо в рассказах Пришвина  о природе – он сам: охотник,  наблюдатель, ученый, художник - искатель  слов, точных и поэтических, искатель  правды. Переживания детства “через  посредство охоты”… Эта мысль  объясняет, почему так много  охотничьих рассказов, как, впрочем,  и других, писатель адресовал  детям.

 Одностраничный рассказ “Лисичкин хлеб”, очевидно, важен писателю, его название вынесено в заголовок цикла, объединяющего четырнадцать рассказов. Рассказ этот о силе поэтического слова, которое простой хлеб преображает в сказочный и тем делает его желанным.

 В своём дневнике  в 1951 году Пришвин пишет: “Чувство  природы есть чувство жизни  личной, отражённое в природе:  природа – это я. Труднее  всего говорить о себе, от того  так и трудно говорить о  природе”. В своих рассказах Пришвин даёт точные реальные образы, каждый образ в его рассказах индивидуален и красочен. Звери и птицы у Пришвина “шипят, гудят, орут, кукуют, свистят, пищат ”; каждый из них по-своему движется. Даже деревья и растения в его описаниях становятся живыми: одуванчики засыпают по вечерам и просыпаются по утрам (“Золотой луг”); точно богатырь, выбивается из-под листьев гриб (“Силач”); шепчет лес (“Шёпот в лесу”). Писатель не только великолепно знает природу, умеет заметить то, мимо чего люди часто проходят равнодушно, но и обладает умением передать поэзию окружающего мира в описаниях, в сравнениях (“Ель, как дама в концертном платье до самой земли, а вокруг молоденькие ёлочки-голоножки”). (6, с.11)

 В природе людей  поражают её творческие силы, вечное обновление жизни, вечное  движение. Постоянное возникновение  и уничтожение, непрерывное движение  и изменение – всё это воспринимается  нами как прекрасное начало.  У детей формируется понятие  о добре и зле, совести и  чести.

 Так, Пришвин в   рассказе “Ёж” очень хорошо  описал свои взаимоотношения  с ёжиком, показал, как с помощью  доброго отношения можно приручить  дикого зверька: “Так вот и  устроился у меня жить ёжик. А сейчас я, как чай пить, непременно его к себе на  стол и то молока ему налью  в блюдечко – выпьет, то булочку  дам - съест”.

 Рассказ “Ребята и  утята” учит маленьких слушателей  быть добрыми и внимательными  к живым существам: “И те  же самые шапки, запылённые  на дороге при ловле утят, поднялись  в воздух; все разом закричали ребята: “До свидания, утята! ”

 Также и многие другие  эстетические категории вызревают  в процессе общения с природой. Особенно близкой детям является  идея единства человека и природы.  Так в рассказе “Этажи леса”  автор проводит параллель между  людьми и животными. Как люди  живут в многоэтажных домах на определённом этаже, так птицы и звери живут на своём этаже. Но, если люди без труда могут спуститься на другой этаж, поменяв квартиру на другую, то животные этого никак не могут: “Гаечки ничего не могли нам ответить, но, самое главное, не могли понять, что такое случилось, куда делось дерево, куда исчезли их дети… Тогда мы взяли тот большой кусок, в котором находилось гнездо, сломили верх соседней берёзы и поставили на него наш кусок с гнездом как раз на такую высоту, на которой находился разрушенный этаж”. Только тогда гаечки нашли своих птенцов.

Пришвин любит употреблять  неожиданные в обычной речи, звучащие  уже как новообразования глаголы: “собака хвостит’’, ‘‘бабочка замотыляла, мотыляет’’. Тут сразу в действенной форме глагола сближены слова бабочка и мотылек. Образная форма существительного особенно активно и заметно проступает в глаголе.  И, наоборот, глагол образует существительное, производное от того же корня: “птенцы хлопунки’’, “…удирают бегом по воде, хлопая короткими крыльями. Эти хлопунки -  очень занятная публика”. (10, с.30)

Михаил Михайлович склонен к образному раскрытию смысла слова на выборе собственных имен – названий рек, селений, болот и кличек собак. Например, станция Берендеево в книге “Календарь природы”. Уже в самом названии этой станции скрывается сказочный образ царя Берендея, старательно обыгранный Пришвиным на все протяжении его творчества. Пришвин тотчас же создает новый каламбурный глагол. Шутка и сказка влзникают из одного только названия станции.

Любил Михаил Михайлович лес. Шёл он туда за открытиями: “Нужно было найти в природе такое, чего я  ещё не видел, и может быть, и  никто ещё в своей жизни  с этим не встречался”, - писал Пришвин. Пусть и для вас каждая встреча  с природой станет чудесным открытием. А помогать совершать эти открытия будут книги Михаила Михайловича  Пришвина.

 Рассказы Пришвина  очень познавательные и добрые, их можно назвать энциклопедией  природы, из которой дети могут  узнать всё, что их интересует. Могут узнать, например, что можно  грача научить разговаривать,  а собак научить есть горох  и многое другое. Дети многому  могут научиться у героев произведений, таких как, например, Вася Весёлкин, который не только спас собаку, но и проявил скромность, скрывшись  от благодарности. Услышав ложь, Вася Весёлкин “поднялся за  правду, весь красный, вихрастый,  взволнованный, с глазами, гневно  устремлёнными” на лжеца. Такими  должны быть все дети, именно  этого хотел писатель, придумывая  рассказ.

 Одни рассказы могут  понять все дети, а другие ещё  могут не дойти до сознания  ребёнка, поэтому, отбирая то  или иное произведение, важно,  чтобы оно соответствовало возрасту детей, удовлетворяло их интересы, было направлено на развитие воображения, мышления, памяти.

Детство для Пришвина – необходимый элемент творческого восприятия мира. Пришвин не просто детский писатель с точным возрастным адресом своих маленьких читателей. Он не ставит себе задачу написать специально детский рассказ. Он к детскому рассказу естественно приходит от творческих своих представлений о жизни, литературе, природе. Для Пришвина именно радость и удивление – неотъемлемый элемент каждой настоящей работы писателя и художника.

Информация о работе Произведения М.Пришвина в круге чтения дошкольников