Просвещение - интеллектуальное и духовное движение конца 17 – начала 19 веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:12, реферат

Описание

Просвещение - необходимая ступень в культурном развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни. Просвещение в основах своих демократично, это культура для народа. Главную свою задачу оно видит в воспитании и образовании, в приобщении к знаниям всех и каждого. Как всякая значительная культурно-историческая эпоха, Просвещение сформировало свой идеал и стремилось сопоставить его с действительностью, осуществить как можно скорее и как можно полнее на практике.

Работа состоит из  1 файл

философия.docx

— 50.49 Кб (Скачать документ)

 

      Введение

 Просвещение- интеллектуальное и духовное движение конца 17 – начала 19 вв. в Европе и Северной Америке. Оно явилось естественным продолжением гуманизма Возрождения и рационализма начала Нового времени, заложивших основы просветительского мировоззрения: отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества.

Просвещение - необходимая ступень  в культурном развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом  жизни. Просвещение в основах  своих демократично, это культура для народа. Главную свою задачу оно видит в воспитании и образовании, в приобщении к знаниям всех и  каждого. Как всякая значительная культурно-историческая эпоха, Просвещение сформировало свой идеал и стремилось сопоставить его с действительностью, осуществить как можно скорее и как можно полнее на практике.

Одной из важнейших  специфических черт философии Просвещения  в сравнении, скажем ,с европейской философией XVII столетия и была ориентация на педагогику. Проблемы воспитания нового человека ,т.е. человека ,вполне совпадающего со своей природой ,были в центре внимания всех просветителей ,но в особенности у Гельвеция и Руссо.

Задача просвещения  народа, которую ставили перед  собой просветители, требовала внимательного  отношения к вопросам воспитания и образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ В  ЭТИКЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ.

       В соответствии с взглядами просветителей, с верой в преобразующую силу разума находилось их особое внимание к проблемам воспитания. Это прежде всего Дж. Локк (1633 - 1704), К. А. Гельвеций (1715 - 1771), Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо. Просветители считали, что нравственность, добродетель - это результат воспитания. К. Гельвеций писал, что под воздействием воспитания люди, как флюгеры, способны поворачиваться в ту или другую сторону. Просветители были противниками сословной системы воспитания. Они отстаивали идею природного равенства способностей людей, считали, что воспитание должно соответствовать человеческой природе, естественным склонностям ребенка. Одним из главных средств воспитания просветители считали искусство.

Просветители  внесли новые принципы в педагогическую науку - идеи решающего влияния среды  на воспитание, природного равенства  способностей, необходимости соответствия воспитания человеческой природе, естественным склонностям ребенка. Просветители считали, что человек рождается «пустым», и основное влияние на его развитие оказывает окружающая среда, общество. Конечно же, это неверно, так как с рождения у человека присутствуют какие-то зародыши его характера и его способностей. Но на дальнейшее развитие человека среда оказывает определяющее влияние. То же можно сказать относительно мысли просветителей о природном равенстве всех людей.      

Собственно  отсчет педагогики Просвещения, и английской в частности, следует начать с  учения Джона Локка. Джон Локк (1632–1704), Один из основоположников эпохи Просвещения, ее идеологии и философии , автор всемирно известного педагогического трактата «Мысли о воспитании», в котором он заложил основы принципиально новой формы теоретического педагогического сознания – антропологической, исходящей в объяснении проблем воспитания из природы человека, понимаемой как естественная природа.

Его труд фактически состоит из трех частей, в которых  он излагает систему физического, нравственного  и умственного воспитания. Большое  значение он придает физическому  и нравственному воспитанию, меньше – умственному. Он выступил против классического образования, предлагая  заменить его практическим, реальным.

В целом же, английское Просвещение положило начало новому этапу педагогического мышления, понимающего воспитание в основном в рамках естественно- научных представлений о человеке и человеческой природе. Соответственно, английское Просвещение серьезно пересмотрело предшествующую педагогическую мысль и образование, особенно содержание, поставив под сомнение целесообразность классической культуры и выдвинув на первое место практическое знание. Оно же поставило под сомнение абсолютную ценность обучения, считая наиболее важным в формировании человека воспитание и доказывая, что именно ему должно уделяться главное внимание.

XVIII век  – расцвет французского Просвещения.  В это время во Франции творят  десятки великих деятелей в  самых разных областях культуры, от философии до естественных  наук. Многие из этих деятелей  оказали заметное воздействие  на педагогику, образование и  воспитание, их труды вошли не только в историю педагогики Франции, но стали мировым достоянием. Из известных деятелей французского Просвещения, внесших наибольший вклад в педагогику, надо назвать творчество Ш.Л. Монтескье, Ф.М. Вольтера, П.А. Гольбаха, К.А. Гельвеция, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо.

Шарль Луи  Монтескье (1689–1755). Один из основоположников французского Просвещения. В историю мировой мысли вошел как крупнейший теоретик права, обосновавший принцип разделения властей. В своей главной книге «Дух законов» воспитанию посвятил специальную часть. Основная идея книги состоит в том, что государственное устройство общества определяет основные черты воспитания.

Франсуа Мари Вольтер (1694–1778). Известен как  поэт, драматург, писатель, историк, философ. Вольтер не оставил специальных  педагогических произведений, да и  идеи воспитания достаточно редки в  его творчестве, но вся его философия  и вся его идеология стали  фактической основой многих педагогических концепций, идей и установок в  области воспитания и образования.

Поль  Анри Гольбах (1723–1789). В историю человеческой мысли вошел как автор знаменитой книги «Система природы, или О  законах мира физического и мира духовного», в которой излагаются основные принципы атеистического миропонимания  и в этом контексте – взгляды  на роль и значение воспитания.

Клод Андриан  Гельвеций (1715–1771). Автор двух больших  и широко известных книг – «Об  уме» и «О человеке, его умственных способностях и его воспитании», в которых он излагает свою концепцию  воспитания. Она сводится к тому, что все или почти все развитие человека определяется воспитанием, и  потому человек таков, каковым его  делает воспитание. Правильное воспитание, по Гельвецию, должно включать в себя физическое, умственное и нравственное воспитание. Физическое воспитание должно быть организовано по подобию древнегреческого воспитания, умственное – по примеру  профессионального, а нравственное может быть правильно устроено только при изменении общественного  строя или смене правительства. Проблема  воспитания  занимает  чрезвычайно  важное  место   в   этике материалистов.  Гельвеций  в  понятие  воспитания  включает   влияние   всей окружающей  человека  с  момента  рождения  среды  :  положения   родителей, занимаемого ими места в свете, друзей, прочитанных книг,  но  в  особенности формы правления, при которой  человек  живет,  и  нравов,  порожденных  этой формой правления. Вся жизнь есть одно длительное воспитание. Развитая Гельвецием теория воспитания утверждала, что ум - это не  дар природы, а результат воспитания. При этом  под  воспитанием  понималась  вся совокупность воздействий социальной  среды  на  личность.  Однако  сама  эта социальная  среда   рассматривалась   Гельвецием   лишь   как   определенный политический режим.  Просветитель  утверждал,  что  характер  и  ум  народов изменяются вместе с формой их правительства; что разные формы  правительства придают одной и той же нации поочередно характер то возвышенный, то  низкий, то постоянный, то изменчивый, то мужественный, то робкий.      Люди, следовательно, либо не рождаются ни с какими предрасположениями, либо с предрасположениями к самым противоположным  порокам  и  добродетелям.Значит,  они являются лишь продуктом воспитания.

Основные  философские  взгляды  Гельвеция  согласны  взглядам   других французских материалистов. Он признает  объективное  существование  внешнего мира и подчеркивает его материальный характер. Он рассматривает  человека  в общей системе природы. Человек  неотделим  от  природы  и  подчинен  тем  же закономерностям,  что  и  остальная  природа.  Гельвеций,   как   и   другие материалисты,  не  смог  понять  специфичности  человека   и   человеческого общества.

  Как в  области природы правит  всемогущий  естественный  закон,  так  и человеческое  поведение  и  деятельность   подчинены   "закону   интересов".Интерес,  по  мнению  данного   моралиста,   соединяет   основные   факторы, обусловливающие человеческую активность. Иными, по  Гельвецию,  являются,  с одной стороны, естественные физические потребности, а с  другой  -  страсти.

Среди физических потребностей на  первом  плане  стоят  голод  и  физическая боль. Их он считает основной движущей силой в  человеке.  Значительную  роль среди страстей играет самолюбие.

 На этих  естественных движущих силах  человеческого поведения  Гельвеций основывает и главные принципы своей этики. Он отвергает религиозную мораль и подчеркивает, что основным  критерием  нравственности  является  "польза".

Однако он трактует "пользу"  не  индивидуалистически,  в  смысле  достижения наживы индивидом, но по отношению ко всему обществу. Основу  добродетельного поведения  он  видит  в  достижении   согласия   между   индивидуальными   и общественными интересами. При  этом  интерес  всего  общества  он  принимает механистически.  Общество,   по   Гельвецию,   -   совокупность   индивидов.

Общественный  интерес является у него, таким  образом,  совокупным  интересом решающего большинства членов общества.

"Общее  благо" рассматривается им  как источник  добродетели,  как  цель законов, нравов, обычаев. Это "общее благо" полностью  совпадает  у  него  с классовыми интересами буржуазии.

  Поскольку нравственность  зависит от государственного   устройства, постольку путь к истинной добродетели состоит в замене законов, вредных  для народа,  законами  полезными.   Новое   законодательство   должно   положить основание истинной нравственности.  Разумное законодательство  -  отрицание привилегий дворянства и феодального "обычного права".

 Гельвеций высказал  замечательную  мысль  об  изменении  нравов  и  их устаревании со временем, о  неизбежности  революций,  меняющих  государства, интересы народов. Когда-то полезные обычаи  становятся  вредными  и  кажутся позже нелепыми. Признаваемый в настоящее время отвратительным  и  аморальным обычай некоторых  первобытных  племен  убивать  обессиливших  стариков   при остром недостатке пищи преследовал некогда вполне моральную и гуманную  цель- избавить их таким образом от длительных и жестоких мучений  голода.  Когда же причина полезности исчезает,  сохранение  устаревших  обычаев  становится нелепым, а иногда и гибельным.

 Изменение  нравов Гельвеций объяснял изменением  интересов отдельных лиц и государства. Утверждая, что люди всегда желают общей пользы,  стремятся  к  всеобщему счастью, философ не может признать вечный  и неизменный  принцип пользы причиной изменения, так как сам  этот принцип вытекает  у него  из неизменной  природы  человека.  Но  столь  же  очевидной была  для него  и изменчивость человеческих представлений о личной пользе.

 Гельвеций  считал, что люди в своем поведении, пороках и добродетелях всегда  руководствуются  своими  интересами, выгодой,  пользой.  Интерес - единственный стимул, который освобождая  человека  от  бездействия  и  лени, дает ему силу, необходимую для движения вперед.

"Сокровенная   причина"  общественного  развития  -   это   интерес   и себялюбие. Правильно понятое себялюбие,  утверждал  Гельвеций,  обеспечивает соблюдение интересов  "разумно"  организованного  общества.  В  этом  смысле Гельвеций говорил о том,  что  личное  счастье  должно  быть  согласовано  с общественным. По его мнению добродетельным человеком является  не  тот,  кто жертвует  своими  привычками  и  самыми  сильными  страстями   ради   общего интереса, а  тот,  чья  сильная  страсть  до такой степени согласуется с общественным интересом, что он почти всегда принужден быть добродетельным.

Гельвеций  показал,   что   эгоизм   является   существенным   мотивом экономической и  политической  деятельности, важным  фактором  общественной жизни. Эгоизм как социальное качество  личности  обусловливается  характером таких общественных отношений, в основе которых лежит полезность.

Следует отметить, что помимо этической теории Гельвеций  разработал  и эстетическую теорию.

Дени  Дидро (1713–1784). Стал олицетворением французского Просвещения. В своих сочинениях часто обращался к вопросам воспитания. Наиболее известной педагогической работой Дидро является книга  «Систематическое опровержение Гельвеция», в которой он показал важное значение наследственности в воспитании человека. Он также подготовил для Екатерины  Великой «План университета или  школы публичного преподавания всех наук для Российского правительства». В этой работе он дал общую программу  развития образования, направленную на воспитание всего народа. Она предполагала первоначальное обучение всех граждан, затем – среднее и высшее для  более способных. Система образования, описываемая Дидро, должна была включать сеть начальных, средних и высших школ, в том числе и университет.

Жан-Жак  Руссо (1712–1778). Наряду с Дидро и  Вольтером, Руссо является одним  из великих деятелей эпохи Просвещения, определившим ее основные идеи и проблематику. Он известен не только как философ, социолог, психолог, писатель, но и как  крупный педагог. Во многом благодаря  Руссо проблемы воспитания стали  общественно значимыми проблемами. Роман Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании» – это новая идеология и теория воспитания. Роман этот действительно стал новым словом в педагогической теории. В нём ,например ,читатели впервые встретились с идеей соединения обучения с производительным трудом ,что должно было плавно подготовить ребёнка к переходу во взрослую жизнь. Руссо призвал соединить в воспитании приятное с полезным. Этот роман построен в виде описания воспитания ребенка из богатой семьи от его рождения до совершеннолетия. Руссо излагает теорию воспитания мужчины, способного мыслить «как философ и трудиться как мужик». Предлагает Руссо и систему воспитания для женщин, которая значительно уступает мужскому воспитанию, особенно в образовании. Главное в женском воспитании, считает Руссо, – подготовить идеальную жену для будущего мужа.

Информация о работе Просвещение - интеллектуальное и духовное движение конца 17 – начала 19 веков