Просвещение - интеллектуальное и духовное движение конца 17 – начала 19 веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:12, реферат

Описание

Просвещение - необходимая ступень в культурном развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни. Просвещение в основах своих демократично, это культура для народа. Главную свою задачу оно видит в воспитании и образовании, в приобщении к знаниям всех и каждого. Как всякая значительная культурно-историческая эпоха, Просвещение сформировало свой идеал и стремилось сопоставить его с действительностью, осуществить как можно скорее и как можно полнее на практике.

Работа состоит из  1 файл

философия.docx

— 50.49 Кб (Скачать документ)

Фридрих Шиллер (1759–1805). Оказал огромное влияние  на эстетическое и нравственное воспитание Европы. Помимо его художественных произведений, большое значение для  воспитания имеет его философский  трактат «Письма об эстетическом воспитании», в котором он попытался  найти пути гармоничного развития человека.

Вильгельм фон Гумбольдт (1767–1835). Выдающийся ученый и политик Германии. Наибольшей известностью пользуются его труды по филологии . Один из крупнейших реформаторов немецкого образования начала XIX века. Особенно значим его вклад в реформирование среднего и высшего образования Германии. Один из создателей Берлинского университета. Значительный интерес представляют педагогические идеи Гумбольдта свободного и универсального развития каждого человека, автономного развития системы образования, оптимального построения содержания образования и т.д.

Георг Вильгельм  Фридрих Гегель (1770–1831). Автор всемирно известных трудов «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских  наук», «Философия права» и др. В  своих философских трудах Гегель дал принципиально новое понимание  воспитания, показав его как способ развития человека. Опираясь на эту  концепцию, нашел принципиально новое решение фундаментальных педагогических проблем: развития и воспитания; формирования творческих способностей человека; диалектического мышления; соотношения знания и мышления, формального и материального, классического и реального и т.д. Гегелевская концепция всемирно-исторического развития образования как закономерного процесса развития всего общества во многом определила будущие историко-педагогические исследования. Гегель приложил немало усилий для утверждения неогуманистической модели развития среднего и высшего образования в Германии.

Характеризуя  роль неогуманистического направления  в развитии немецкого воспитания, образования и педагогики в целом, можно сказать, что его деятели сыграли решающую роль в просвещении Германии, поскольку они стали создателями классической философии, литературы, театра, литературной критики, целого ряда гуманитарных наук, внесли огромный вклад в развитие естественных наук; явились главными теоретиками и организаторами перестройки системы образования в Германии, прежде всего университетского и гимназического, предложив новое содержание образования, формы и методы обучения; разработали теоретические основы новой педагогики – их идеи активно использовали последующие ученые; по-новому решили целый ряд теоретико-педагогических проблем; ввели в науку ряд новых педагогических понятий. Конкретизацией их учения о том, что человек не может рассматриваться только как средство, но как цель, – в области воспитания явилась идея о том, что период образования нельзя рассматривать как подготовку к будущей жизни, но как ничем не заменимый этап человеческой жизни.

Наиболее  ярким представителем романтического направления был Фридрих Даниель  Эрнст Шлейермахер (1768–1834). Он также  всю жизнь посвятил воспитанию юношества, принимал активное участие в создании Берлинского университета, написал несколько работ по вопросам воспитания и обучения. В воспитании, как и в обучении, на первое место выдвинул эмоциональную сторону. Интересны его идеи реформирования образования, в частности создания системы образования, независимой от церкви и государства.

Национальное  воспитание – педагогическое течение  Германии конца XVIII – начала XIX века, оказавшее заметное воздействие  на развитие образования и воспитания. Оно выдвинуло требование построения системы образования, отвечающей конкретным условиям развития Германии. С этими  идеями выступали неогуманист В. Гумбольдт, просветители и филантрописты  Виллауме, Кампе и др. Были и теоретики, представлявшие строго национальное воспитание, например К.Л. Лахмэн, Р.Б. Яхман и  др. Но как особое педагогическое движение оно сложилось в период борьбы немецкого народа за свое освобождение от нашествия Наполеона. Крупнейшим представителем и теоретиком национального  воспитания стал Иоганн Готлиб Фихте (1762–1814). Зимой 1807-08 гг. он читал лекции в Берлинском университете, получившие затем название «Речи к немецкой нации», в которых  изложил программу национального  воспитания. Она включала в себя требование всеобщего обучения и  предполагала нравственное, умственное, эстетическое, физическое и трудовое воспитание, причем трудовому воспитанию отводилась значительная роль.

В целом, это было наиболее демократичное педагогическое течение Германии, поскольку его деятели выдвинули требования всеобщего обязательного образования; включения родного языка в качестве учебного предмета на всех ступенях обучения; введения труда в школу как средства не только обучения, формирования умений и навыков, но и воспитания, и даже организации всей жизнедеятельности воспитанников.

Виднейшими  представителями немецкой педагогики Просвещения также следует считать  И.Ф. Гербарта, А. Дистервега, Ф.Э. Бенеке и Ф. Фребеля.

Иоганн  Фридрих Гербарт (1776–1841). После окончания Иенского университета работал домашним учителем, а затем профессором нескольких германских университетов. Одним из первых выделил педагогику в самостоятельную науку. С его точки зрения, подлинно научную педагогику можно создать только в том случае, если она будет построена на философии, этике, дающей педагогике цель воспитания, и психологии, дающей знание о природе человека, ребенка, ученика. Ему принадлежит концепция воспитывающего обучения, согласно которой в основе воспитания должно лежать обучение. В педагогику вошел ряд понятий Гербарта: управление и виды его организации (угроза, приказание и запрещение, авторитет и любовь), интересы: (эмпирический, умозрительный, эстетический, симпатический, социальный, религиозный), ступени обучения (ясность ассоциаций, система, метод), дисциплина, нравственное воспитание и его средства. Педагогика Гербарта оказала большое влияние на развитие педагогики и образования в большинстве европейских государств.

Адольф  Дистервег (1790–1866). Его называют «учителем  немецких учителей», поскольку с  его именем связана борьба за утверждение  народной школы как школы развития личности ребенка, за улучшение социального  и материального положения учителя  народной школы. Этому служила и  его редакторская деятельность (он был редактором педагогических журналов), и его работа в учительских  семинариях, которыми он не только руководил, но и в которых преподавал, его парламентская деятельность (он представлял в прусском рейхстаге немецких народных учителей).

До сих  пор интерес представляют его  педагогические идеи и трактовки  таких понятий, как природосообразность, культуросообразность, самодеятельность, развивающее обучение, воспитывающее  обучение. Заслугой Дистервега является создание дидактики развивающего и  воспитывающего обучения. Опираясь в  первую очередь на учения Гете и  Гегеля, Дистервег разработал учение о гармоничном развитии человека.

Наряду  с разработкой фундаментальных  проблем педагогики, Дистервег известен как автор учебников для начальной  школы и методических руководств.

Фридрих Эдуард Бенеке (1798–1854). Известен своим  трудом «Руководство к воспитанию и  учению», который стал основой и  положил начало построению многочисленных педагогических теорий и учений на основе психологии.

Фридрих Фребель (1782–1852). Основоположник теории и практики дошкольного воспитания. Ему удалось на основе философии  Шеллинга, Фихте, Гегеля не только создать  теоретическое учение о дошкольном воспитании, но и разработать его  дидактику и методику дошкольного  образования.

Главную цель дошкольного воспитания Фребель  видел в развитии органов чувств, движения и речи детей, для чего предложил  особые дидактические средства, «дары», направленные на развитие чувств и  представлений ребенка.

Таким образом, педагогическая мысль Германии эпохи  Просвещения представлена несколькими  направлениями педагогики: филантропизмом, неогуманизмом, национальным воспитанием, в определенной мере романтизмом, которые  оказали огромное воздействие на развитие педагогики, воспитания и  образования не только в самой  Германии, но и в большинстве европейских  государств.

Огромное  значение для педагогики Просвещения  имело творчество великого швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746–1827). Ему человечество обязано  созданием теории и практики современной  народной (начальной) школы. Благодаря  его трудам народная школа обрела современный вид, им был обоснован принцип развивающего обучения. И.Г.Песталоцци не только разработал современное содержание начального обучения (родной язык, математика, чтение, рисование и т.д.), но и методики их преподавания, в основе которых лежал принцип развивающего обучения.

Основу  теории развивающего обучения Песталоцци составила теория элементарного  обучения. Исходя из идеи, что образование  должно гармонично развивать ребенка, для чего должны быть гармонично развиты  его ум, сердце и рука, Песталоцци создает концепции умственного, нравственного, трудового, физического  и эстетического воспитания, в  основе которых лежит принцип  восхождения от простого к более  сложному.

Теоретические положения учения Песталоцци, его  практический опыт были затем использованы при организации народного образования  в ряде государств Европы.

Коротко расскажем о наиболее видных представителях педагогической мысли XIX в., разделявших  идеи Просвещения.

Роберт  Оуэн (1771–1858). На руководимой им фабрике  в Нью-Ланарке, где ему удалось  удачно организовать производство и  улучшить жизнь рабочих, открыл «Институт  для формирования характера», представляющий своего рода учебно-воспитательный комплекс, в котором воспитывались дети от одного года до 17 лет. Педагогические успехи этого института были признаны во всем мире и служили делу развития воспитания в других странах. Определенный интерес представляет и педагогический опыт Оуэна в Нью-Хармони. Свои педагогические идеи он изложил в ряде работ.

Клод  Анри де Рувуа Сен-Симон (1760–1825). Возлагал большие надежды на науку и  воспитание в деле переустройства общества. Идеи, изложенные в ряде его работ, оказали определенное влияние на развитие педагогики. Его учеником был О. Конт.

Франсуа Мари Шарль Фурье (1772–1837). Не только критиковал существующее образование, особенно такие его недостатки, как  не соответствующие природе ребенка  методы обучения и воспитания, жестокие наказания, антигуманизм воспитания, приниженное  положение учителя, но и предложил  свою концепцию воспитания. Согласно Фурье, воспитание необходимо организовать так, чтобы оно начиналось с ранних лет. Воспитание должно быть общественным, построенным на научной основе, учитывать  возрастные особенности детей, а  также интересы ребенка. Оно должно дать ребенку умственное, нравственное, физическое, эстетическое и трудовое развитие.

Огюст Конт (1798–1857). Основоположник социологии и позитивизма в философии. Его учение оказало большое влияние на развитие философии и естественных наук. Конт выработал свою систему взглядов на образование. По его мнению, образование должно быть доступно и служить всему населению, причем бедные нуждаются в образовании даже больше, чем богатые. Он доказывал, что воспитание и обеспечение работой каждого будут составлять единственный и главный предмет политики будущего. На первой стадии обучения учителем является мать. Она должна позаботиться, во-первых, о физическом воспитании детей, во-вторых – об их эстетическом развитии, в-третьих, дать детям знание иностранного языка. Воспитание хотя и не должно строиться по какой-то определенней системе, но должно следовать логике развития человеческого рода, повторяя стадии его развития.

Конкретно содержание воспитания Конт определяет так. Физическое воспитание будет состоять «главным образом в развитии чувств и ловкости». Эстетическое воспитание будет основываться, с одной стороны, на изучении поэзии, как основного  вида искусств, с другой стороны, на обучении музыке и рисованию, «как двум наиболее важным специальным искусствам» . В этом же возрасте идет обучение языкам, которые должны служить как делу национального, так и общеевропейского воспитания.

Помимо  семейного, дети должны получать и общественное воспитание. Содержание образования  строится в соответствии с позитивистской философией Конта. О неорганической природе ученик узнает из математическо-астрономической  и физико-химической наук. Изучению каждой науки уделяется два года. Обучение биологии проходит на пятом  году. «Шестой год будет посвящен окончательно систематизации всех реальных умозрений путем изучения статической  и динамической социологии». На седьмом  году изучается мораль.

Определенную  роль в развитии образования, воспитания и педагогики сыграли социал-демократические и коммунистические организации Европы, которые стали возникать в Европе после 40-х годов. Их основная и главная заслуга – защита прав рабочих на получение образования, сначала начального, а затем среднего. Постепенно рабочий класс Европы, пусть и через десятки лет, но добился этого права.

Наиболее  видную роль в рабочем движении играли Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895), которые фактически принадлежали к последним представителям неогуманизма, а их педагогическое учение – это, по существу, неогуманистическая теория образования в новых условиях, теория гармоничного развития ребенка, предполагающая высочайший уровень  умственного и физического развития, соединенных с трудовым (политехническим) и эстетическим воспитанием. В определенной мере их концепция – это синтез лучших педагогических достижений Европы XVIII – начала XIX века. Их учение оказало  влияние на многих представителей психолого-педагогической науки, особенно в нашей стране.

Просветитель-демократ, писатель, отец декабристов Александра (русский писатель А. А. Бестужев-Марлинский), Николая, Михаила и Петра Бестужевых. Встречался с А. Н. Радищевым после  его возвращения в 1801 г. из ссылки; дружил с просветителем и поэтом И. П. Пниным, с которым издавал  «Санкт-Петербургский журнал» (1798), участвовал в работе Вольного общества любителей словесности, науки и художеств.

Большое внимание А. Ф. Бестужев уделял вопросам воспитания. Защищая идею создания государственной системы образования, обучение и воспитание советовал  строить на основе гуманной педагогики, которую разработал Я. А. Коменский. Был противником религиозного воспитания. Свою педагогическую систему он изложил  в трактате «О воспитании», который  был напечатан в «Санкт-Петербургском  журнале». По признанию сына Михаила, эту систему отец применял при воспитании своих сыновей. Однако, как и многие просветители последней трети XVIII столетия, в своих педагогических исканиях А. Ф. Бестужев был непоследователен, ограничен. Так, например, защищая идею общественного воспитания, он в то же время оставлял сословную школьную систему. Но тем не менее трактат «О воспитании» сыграл положительную роль в развитии прогрессивной педагогической мысли России в конце XVIII - начале XIX в. и сам автор, отец сыновей-декабристов, являлся примером служения прогрессивным силам России.

Информация о работе Просвещение - интеллектуальное и духовное движение конца 17 – начала 19 веков