Просвещение - интеллектуальное и духовное движение конца 17 – начала 19 веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:12, реферат

Описание

Просвещение - необходимая ступень в культурном развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни. Просвещение в основах своих демократично, это культура для народа. Главную свою задачу оно видит в воспитании и образовании, в приобщении к знаниям всех и каждого. Как всякая значительная культурно-историческая эпоха, Просвещение сформировало свой идеал и стремилось сопоставить его с действительностью, осуществить как можно скорее и как можно полнее на практике.

Работа состоит из  1 файл

философия.docx

— 50.49 Кб (Скачать документ)

Руссо был  одним из первых в европейской  педагогике , кто заговорил о ненасильственности воспитательных мер. До него ребёнок  воспринимался исключительно как  объект воспитания ,из которого можно  делать то , что задается целями той  иной системы воспитания. Между тем  ребёнок всегда и прежде всего  субъект воспитания. Единственно  успешное воспитание – это самовоспитание, умело направляемое наставником. Руссо  призвал учителя соответствовать  ученику , увидеть в нем то, что  в нем есть от природы. И не препятствовать ей, не пытаться её изменить в угоду  неким абстрактным принципам , но вслушиваться в неё, давать ей простор  для реализации. Целью воспитания становились не моделирование ребенка  в соответствии с образцами ,но раскрытие  исходного содержания ( все той  же человеческой природы). Педагогика должна была стать не инструментом для формирования особой искусственной  среды ,но способом возвращения к  естественной среде. Не вопреки склонностям  ребенка , но вслед за ними ,обнаруживая  и давая им волю , должен был действовать  педагог –просветитель. Воспитание ,согласно Руссо ,не должно было быть ни духовным ,ни светским ,а естественным, ориентированным на природные склонности ребенка. Его надо было обучать не мертвым языкам ,не толкованиям писаний ,не схоластике ,не светским манерам ,но предметам , полезным для его будущей жизни, - географии ,ботанике ,письму, арифметике. Ребенок должен был обучаться вблизи природы , в непосредственном восприятии её. Не науки ,но жизнь – главный воспитатель естественного человека.

Теория  воспитания Руссо – это целостная  педагогическая система, содержащая множество  проблем, идей и предложений, одни из которых были поняты и могли реализоваться  только спустя десятилетия, другие стали  основой новых педагогических теорий и систем, побудили к деятельности многих известных педагогов.

Наиболее  полно  свои  взгляды  на  роль  воспитания  Руссо изложил в педагогическом романе "Эмиль, или О воспитании".

Ведущий принцип этого педагогического  романа заключается  в  том,  что свобода должна быть не капризной, а  "хорошо упорядоченной".  Излагая свои педагогические   взгляды,   Руссо   стремился   придать   им   занимательную беллетристическую  форму.  Однако  сам  жанр педагогического романа,  цель которого показать  формирование  личности  - требовал  более всестороннего изображения человеческого характера, чем философская повесть. Главный  герой у Руссо должен был продемонстрировать те заложенные в  человеческой  природе возможности, которые коверкаются в условиях современного  общества.  Поэтому Эмиль - средний человек (Руссо  всячески  подчеркивает  его  заурядность)  и одновременно - некоторая идеальная норма. Эмиль -  некий  образец  человека, которому сердечность, доброта,  простота  и  здравый  смысл  заменяют  ум  и характер, что по мнению автора должно придавать Эмилю особое обаяние.  Руссо казалось, что замысел его вполне удался, между тем  добродетельный  Эмиль  - не  более  чем  схема.  Ни  попытка  соединить  религию  с  философией,   ни идеализация средней счастливой середины между богатством  и образованностью - с одной стороны,  невежеством и нищетой -  с другой  -  не  увенчались успехом.  Его  педагогическая  утопия  "естественного  человека"  не   могла одержать победу над культурной  монополией  имущих  классов.  Однако  Эмилем Руссо нанес чувствительный удар по дворянской системе воспитания, как и по церковной. Все, что сковывает ребенка уже с колыбели, тем более за  школьной партой по мнению Жан - Жака, должно быть отброшено. Учиться  надо  вольно  и лучше всего в деревне, желательно также под наблюдением учителя -  философа, дающему своему ученику возможность  стихийно развивать в себе  задатки и дарования.

      С этой целью не следует   воспитывать  ребенка,  когда   воспитатели  не знают точно, формирования каких именно качеств они хотят  добиться.  Ребенка можно сковывать, сдерживать  или  побуждать  к  действию  только  с  помощью голоса необходимости, таким образом, что он даже не будет жаловаться;  можно сделать его мягким и послушным только с помощью силы вещей, так что ни  один порок  не  сумеет  завестись  в  его  сердце,   ибо   страсти   никогда   не воспламеняются, когда они бесполезны.

       Этот  перечень  уловок  и   ухищрений  должен  послужить   воспитателю подспорьем  для  упорядоченного  развития  всех  потенциальных  способностей человека. Себялюбие должно преобразовываться в любовь к  обществу  и  другим людям;  страсти,  являющиеся   средством   нашего   самосохранения,   должны превратиться в стратегию защиты общества; инстинкты должны вызреть до  такой степени, чтобы стать  опорой  разума,  которому  надлежит  быть  проводником человека в общественной жизни. Поэтому педагогический  процесс  должен  быть постепенным и принимать во внимание уровень развития личности.

      Прежде всего воспитатель не  должен считать ребенка взрослым  человеком в миниатюре. Природа хочет,  чтобы  дети,  прежде  чем  стать  людьми,  были ребятишками.  У  детства   существуют   особые   способы   видеть,   думать, чувствовать, во всем отличные от взрослых; нет ничего глупее,  чем  пытаться заменить их способы нашими. Принимая во внимание возрастные особенности,  от рождения  до  двенадцати  лет,  следует  заботиться  о  разумной  тренировке органов чувств у детей. Следуя  советам  современника  и  друга  Кондильяка, Руссо утверждает: "Первыми способностями, формирующимися и развивающимися  у нас , являются органы чувств, поэтому о них  надо  побеспокоиться  в  первую очередь, а в жизни об этом забывают  либо  оставляют  в  полном  небрежении.

Тренировать органы чувств означает не только ими пользоваться, но и  учиться правильно рассуждать с их помощью, учиться, так сказать чувствовать,  потому что мы умеем прикасаться, видеть и слышать только тем способом, каким этому научились".  Отсюда  вытекает  требование  воспитывать  у   ребенка   умение свободно развивать потребности  в  движении, в играх,  способность хорошо владеть собственным телом.

 От  двенадцати  до  пятнадцати  лет   следует   развивать   интеллект, ориентируя  внимание  подростка  на  науки,  от  физики   до   геометрии   и астрономии, но посредством прямого контакта с предметом в целях постижения им закономерностей природы. Этот период,  в  течении  которого  инстинкты  и страсти, сталкивались с  законами  реальности,  с  сопротивлением  вещей,  с воздвигаемыми ими ограничениями  и,  одновременно,  с  предоставляемыми  ими точками  опоры,  должны  постепенно  приспосабливаться  к  логике  природной разумности в самом широком смысле. Проверкой качества  воспитания  является реальная действительность.

От пятнадцати до двадцати двух лет  внимание  следует  концентрироват на  морально  -  нравственных  аспектах  жизни:   на   любви   к   ближнему, необходимости разделять страдания  ближнего  и  пытаться  их  облегчить,  на смысле  справедливости,  а,  значит  на  социальных  аспектах  и   проблемах общежития, с которых начинается  действительное  вхождение  личности  в  мир долга и обязанностей.

В дополнение к данному  этапу  воспитания  прибавляется  подготовка  к супружеской жизни, которая означает понимание того, что брак -  не  стихийно -  эмоциональное явление или страстная любовь,  а  разумное  превращение быстротечных страстей в долговременные  духовные  радости,  происходящие  от подчинения собственной жизни обязанностям перед коллективом.

Если  верно  то,  что  "первые  шаги  природы  всегда  честны   и   в человеческом сердце не бывает врожденной испорченности", то  верно также и другое: "Зло проникает в душу человека стараниями общества". Иными  словами, по мнению Руссо,  путем  правильно  поставленного  воспитания  можно  решать коренные социальные проблемы. Воспитывать ребенка следует  вне  испорченного общества, на "лоне  природы",  сообразно  с  природой,  потому  что  "добрый дикарь", перенесенный в наше общество, не смог бы в нем жить.

По Руссо  ребенок от рождения не имеет никаких дурных черт,  он  своего рода совершенство; задача воспитателя - сохранит  его; на  этом  базируется взгляд  Руссо  на  "свободное  воспитание",  связанного  у  него   с   идеей "естественного воспитания". Свобода и самодеятельность  ребенка,  уважение его личности и изучение его интересов - вот основа  "настоящего  воспитания" по Руссо. Задача воспитателя заключается в создании необходимой  обстановки, наводящей ребенка на размышления, на тот или иной поступок.

В целом  же, деятелями французского Просвещения  был написан ряд педагогических трактатов, в которых изложено новое понимание развития человека, предложены новые концепции воспитания и образования, разработано новое содержание, формы и методы образования и воспитания.

Большой вклад в развитие духовной культуры и философии, науки и педагогики, воспитания и образования внесло немецкое Просвещение, расцвет которого приходится на конец XVIII – начало XIX в.

Деятели немецкого Просвещения не только создали классическую культуру Германии – ее философию и науку, литературу и искусство, но и многое сделали  для развития педагогики, воспитания и образования.

Наиболее  влиятельными в немецкой педагогике Просвещения были два течения: филантропическое и неогуманистическое. Самые известные  представители филантропического  движения: И.Б. Базедов, Х.Г. Зальцман, И.Г. Кампе, Э.Х. Трапп, К.Ф. Барт, И. Штуве, П. Виллауме, Б.Г. Блаше и др. Им принадлежат  ученые труды, в том числе 16-томный педагогический трактат «Всеобщий пересмотр всего школьного и воспитательного дела обществом педагогов-практиков», методические руководства, учебники и детские книги. Многие из них занимались непосредственно практической педагогической деятельностью.

Одним из наиболее видных деятелей этого направления  был Иоганн Бернард Базедов (1729–1790), основавший знаменитый филантропин  в Дессау, в котором он хотел  сформировать совершенного человека. Его опыт получил неоднозначную  оценку в Германии и Европе, но положил начало широким дискуссиям по проблемам воспитания и привлек к воспитанию широкое общественное внимание.

Основные  заслуги филантропизма в образовании  и педагогике можно свести к следующему. Филантрописты явились основоположниками  педагогики на строго научной основе. При этом они не просто заимствовали идеи своих предшественников, но и  практически перерабатывали их, внеся  в педагогику ряд новых идей –  особенно важна идея кардинального  обновления образования. Они считали  необходимым замену классического  содержания образования реальным; разрабатывали  методики обучения математике, языку; явились основоположниками ряда новых методик: физического воспитания (стремились ввести в школу занятия  спортом и закаливание), ручного  труда и т д.; активно использовали наглядность и новые методы обучения, особенно игровые; многое сделали для  искоренения из школы наказаний, являвшихся обычным явлением во всех начальных и средних школах Германии того времени.

Наибольшую  роль деятели этого направления  играли в конце XVIII – начале XX вв. Во второе десятилетие XIX века их деятельность постепенно затухает.

Одновременно  с филантропизмом в Германии развивалось  другое крупное педагогическое течение  – неогуманизм. Его начало было положено трудами университетских профессоров И.А. Эрнести и М. Геснера, а также И.И. Винкельмана и Г Э. Лессинга. В определенной мере к этому направлению можно причислить и И. Канта. А собственно педагогическое содержание неогуманизм обрел в трудах Х.Р. Гейне, Ф.А Вольфа, И.Г. Гердера, И.В. Гете, В. фон Гумбольдта, Г.В.Ф. Гегеля и др.

Продолжателями этого направления в педагогике были известнейшие немецкие педагоги: И.Гербарт, А.Дистервег, Ф.Фребель. Гербарт получил свое образование в Иенском университете в 90-е годы XVIII века, тогда университетом руководил Гете и он считался самым передовым университетом Германии того времени; Фребель был шеллингианцем, а Дистервег главными авторитетами в культуре и философии считал Гете и Гегеля.

Готхольд  Эфраим Лессинг (1729–1781). Сыграл выдающуюся роль в создании и утверждении  классической немецкой культуры, литературы и драматургии, превращении литературы и театра в важное средство воспитания и просвещения немецкого народа. Написал труд «Воспитание человеческого рода», заложивший новое понимание истории человечества; большую роль в развитии человечества отводил воспитанию.

Иммануил  Кант (1724–1804). Всю жизнь Кант посвятил воспитанию молодежи, будучи сначала домашним учителем, а затем и профессором Кенигсбергского университета. Его труды «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения» стали основой классической немецкой философии, в них же содержались важные педагогические идеи. С 1776 г. Кант начинает читать курс лекций по педагогике, изданный затем отдельной книгой, в котором он рассматривает вопросы умственного, нравственного, религиозного, физического воспитания. Философия и педагогика Канта оказали большое воздействие на развитие немецкого воспитания и педагогики.

Христиан  Гейне (1729–1812). Один из крупнейших исследователей древней культуры. Оказал большое влияние на развитие университетского педагогического и гимназического образования Германии.

Фридрих Август Вольф (1759–1824). Не менее известный знаток древней культуры, основоположник современной филологической науки. Многое сделал для развития гуманитарных наук, реформирования высшего и гимназического образования.

Иоганн  Готфрид Гердер (1744–1824). Занимался  вопросами образования в Веймарском графстве, уделял особое внимание развитию народного и гимназического образования. Автор философских и публицистических трудов .Среди его наиболее известных сочинений — «Идеи к философии истории человечества», «Письма для поощрения гуманности». В них он обосновал идею решающей роли воспитания и образования в развитии человечества. Благодаря Гердеру в широкое общественное сознание вошло новое понимание гуманизма как человечности в самом широком смысле этого слова. Сегодня это значение гуманизма является общепринятым во многих странах мира.

Иоганн  Вольфганг Гете (1749–1832). Величайший деятель немецкого Просвещения. Непосредственно руководил многими культурными учреждениями Веймарского графства: театром, библиотекой, музеями и т.д. Под его руководством Йенский университет в конце XVIII – начале XIX в. стал самым передовым университетом Германии. Гете является автором двух романов воспитания – «Годы учения Вильгельма Мейстера» и «Годы странствий Вильгельма Мейстера». Его книги посвящены проблеме выяснения возможностей и условий гармоничного развития человека. В размышлениях, сохраненных для нас его современниками, Гете постоянно обращался к основным проблемам воспитания и образования: всестороннему и гармоничному развитию человека, оптимальному развитию способностей, современному содержанию образования, правильным формам и методам воспитания и обучения, роли разных видов воспитания в развитии человека и т.д.

Информация о работе Просвещение - интеллектуальное и духовное движение конца 17 – начала 19 веков