Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 05:14, доклад
Критический анализ проблемы нарушений чтения должен основываться прежде всего на понимании сложной психофизиологической структуры процесса чтения в норме и особенностей усвоения навыка чтения детьми. Что же представляет собой процесс чтения в норме? Чтение — сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. В основе его процесса, как пишет Б. Г. Ананьев, лежат «сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем».
б —п: «вер-плюд; «попросил» = побросил;
з —с: «сосна» = зосна; «заснул» = сазнул;«назевер; злой ветер» = се-ло... с-ло-йве-те-р; «взяли» = веяли;
д —т: «дружили» = тружили; «доброта» =доброда; увители.
Свистящие и шипящие:
с — и: суршит, селестит трава;
з —к: «кружева» = круз... кружева.
Соноры р — л:
птицы хропочут; из тёпрыхстран; «крыши» = клыши; Плибал тика; грубокиелужи.
Аффрикаты ц — ч, ч — ть, ч — щ, ц — с и др.
«творится» = творича; «птички» = печички; «щека» = чека; «овцы» = овчи; «число» = щи-с-ло; «щекочет» = чекочет; «кожица» = кожиса; это обчеедело; «играть» = играчь; кустзатвёл; «щенок пищит» = пичит...
2. Смешения букв по кинетическому сходству (в печатном шрифте)
Такие смешения обусловлены смешением букв в пись1ме - по кинетическому сходству, переходящим из рукописного шрифта (при письме) в печатный (при чтении), несмотря на различия в конфигурации и элементном составе букв.
Примеры подобных ошибок при чтении печатного текст;
а —о (под ударением): вос-ти-тотель; игроют весь день; «Там были все» = Том были все; шкоф, Волгогрод; Мы шлилугоми; Цветутас-т-ры и ф-хла-к-сы(флоксы) «Чистая, отборная в нашем поле рожь, даже травку сорную в поле не сорвешь» = «Чи-с-тая, о-б-обор-Haf (в... ) ражь, даже тро-в-ку(...) не оср-со-рвёшь»;
и — у: «шипит» = шипут; «я стучу» = я стучи; селестят лусточкк наступул сентябрь; она закручала; на берегах Волгу;
б — д: «за доброту» = боброту, «попробуй» = попродуй, сентядрь, на серебинуреки; ялюдлю петь, старый буа
т — п: втерёд; И Шарик пут (тут); с-пол-бы (столбы)«воспитатель» = вос-ти-тотель; медведь стип в берлоге;
х — ж: дорохки; отдожнуть... они рехут булагу (режут бумагу).
м —л: «занесло» =занесмо.
3. Искажения состава слов (пропуски, вставки и перестановки букв, слогов)
Пропуск буквы: «кролики» = колики; «горсть» = гость.
Пропуск слога или его части: «природа» = п-рода; «лес ответит» = лес ответ (сбой, как и в письме, на повторяющейся букве);
Вставка: «весло» = весело; «кто» = ко-ко-ко-то; «льды» = ^пюды; «телёнок» = телефонок.
Перестановка: «вздрогнул» =» зв...вз-д-ро-г-нул; «ртуть» = \труть; «сны» = сын (трижды); «свет» = веет; «всех» = свех.
4.Персеверация (многократные повторения одного и того же слога или слова в устной речи и при письме):
В пределах одного слова: «ключ» = клюк; «из кравки» = из трав-р-ки; «дорога» = дорора.
В пределах смежных слов в тексте: скороропнут почки.
В пределах двух соседних слов, расположенных Иопарно в одном столбце:
«грусть», «гусыня» = грусть, грусыня;
«кролики», «лыжи» = кро-ли-ки, клы-жи.
5.Антиципация (предвосхищение, предугадывание):
а) В пределах одного слова:
«кудрявая» = рудрявая; «примерный» = принерный; «весло» = сес... сесло... весло; «творится» = тро-рится; «конверта» — конветрты; «на реках» = на рехах; «слоны» = сноны; «закопали» = ка-копали; «цветы луговые» = глуговые.
б) В пределах смежных слов:
«Он давал нам» = Он даван нам («зеркальный» случай, т.е. можно в равной мере видеть здесь персеверацию).
6.Догадки (необоснованные):
«у лестницы» = улицы; «ворота» = ворона; «рвать» = ре-щ ветъ; «гусыня» = ку-с-ня («это куст»);
«Куда подевались?» =Куда побежали? (Вероятно, ошибка В «спровоцирована» смешением букв б и д, отмечаемым в пись-И ме ученицы.)
7.Комбинированные ошибки:
«Люда» = Лёта; «цветочки» = ц-в-те-точки;
«курочка» = кручка (перестановка и пропуск букв); «глупый» = глуб-дый (смешение п - б по акустико-артикуляционному сходству «включает» ассоциативное смешение б - д по кинетическому сходству);
«кролики» = кларики (смешение р - л провоцирует перестановку в комбинации со смешением у - б (в ударной позиции);
«горсть» = кроет, крыстъ (перестановка и смешение);
«клубком свернулся» = «клубогом e-c-в...се-вернулись» (перестановки: гласной О — клубоком; гласной Е — севернулисъ и одновременно собственная поправка ученика, как в письме, в комбинации со смешением К - Г и перестановкой при стечении согласных в начале слова).
Варианты прочтения трудных слов:
«хозяйство» = хо-з-ни-цов-во; хо-зи-то-во; хо-з-зи-тво;
«специалист» = с-пе-чи-лъ-исъ-тъ;
«социалистическое» = сочи-... со-чи...со-чи-а-ли-че-с-ко-е и т.д.
Ошибки ударения:
лугОвые, поЕзд, аИст; мы спросИм; за добрОту; «Спросить могу» = СпрОсит мОгу и т.д.
Дислексия – это частичное специфическое нарушение процесса чтения, проявляющееся в ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью (нарушением) или расстройством высших психических функций, обеспечивающих процесс чтения. Дислексия является достаточно распространенным проявлением (около 80%) трудностей обучения и относится к категории языковых расстройств. Данное нарушение проявляется в замедленности, фонетическом искажении или непонимания смысла содержания при чтении. Распространенность дислексии среди детей велика. Причем нарушения чтения у детей распространяются как на способы овладения чтением, так и на темп чтения, и на понимание прочитанного. По данным различных авторов до 10% детей с дислексиями имеют нормальный интеллект. По данным Р. Беккер, нарушения чтения наблюдаются у 3% детей начальных классов массовой школы, в школах для детей с ТНР количество детей с дислексией достигает 22%. По данным Р. И. Лалаевой, в начальных классах коррекционной школы нарушения чтения отмечаются у 62% учеников. По данным А. Н. Корнева, дислексия наблюдается у 4,8% учащихся 7-8 летнего возраста. В школах для детей с ТНР и ЗПР дислексия выявлена в 20—50% случаев. У мальчиков дислексия встречается в 4,5 раза чаще, чем у девочек.
Дислексия может быть врожденной и приобретенной, может быть самостоятельным расстройством или проявляться в синдроме ТНР (тяжелые нарушения речи) - алалия, афазия. В большинстве случаев дислексия является врожденным расстройством, процесс чтения при этом изначально формируется искаженно. В случае же приобретенной дислексии, чтение было сформировано, а затем навык пострадал или исчез.
В настоящее
время характерным является
отсутствие единой точки
- биологические причины:
недоразвитие или поражение
- социально-психологические причины: недостаточность речевых контактов, педагогическая запущенность и др.
В группу риска детей с дислексией попадают те школьники, у которых имеются: нарушения фонематического слуха, пространственного восприятия, взаимодействия между слуховыми, зрительными и кинестетическими восприятиями и представлениями (движение, положение в пространстве); нарушения поведения и работоспособности; плохое запоминание знаков; плохая дифференциация звуков и букв; плохое сливание звуков; трудности осуществления звукового анализа слова.
Наличие разноплановых точек зрения на симптоматику и механизм дислексии проявляется в сосуществовании нескольких типов классификаций разных исследователей и авторов. Наиболее известными в специальной педагогической практике являются следующие: этиопатогенетическая; симптоматическая; психолого-педагогическая; нейропсихологическая. Исходя из этого, многими исследователями были выделены несколько классификаций дислексии. Разные авторы (Р.Беккер, О.А.Токарева, М.Е.Хватцев, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева) выделяют различные виды специфических нарушений чтения. В основе классификации дислексий лежат различные критерии, существуют различные подходы к пониманию этого вопроса. Но большинство исследователей связывают дислексию именно с нарушениями устной речи. Эти нарушения носят разнообразный характер: нарушения звукопроизношения, бедность словаря, неточность употребления слов.
В настоящее время установлено также, что дислексия в разных странах имеет различную степень выраженности, которая определяется спецификой фонологической системы языка. В странах с так называемой «прозрачной» орфографией дислексия при прочих равных условиях проявляется менее резко.
Основные классификации дислексий.
В основе классификации дислексий лежат различные критерии: проявления, степень выраженности нарушений чтения (Р. Беккер), нарушения деятельности анализаторов, участвующих в акте чтения (О.А.Токарева), нарушение тех или иных психических функций (М. Е. Хватцев), учет операций процесса чтения (Р. И.Лалаева).
По проявлению
выделяются две формы
Многие авторы (С. Борель-Мезонни, М.Е. Хватцев, Р.Беккер, О.А. Токарева и др.) предлагают классификации дислексий в зависимости от их патогенеза.
а). Формы дислексий, выделяемые С.Боррель-Мезонни.
Так, С. Борель-Мезонни распределил дислексии на группы:
Дислексии, связанные с нарушениями устной речи.
Дислексии, связанные с плохими пространственными представлениями.
Смешанные случаи.
Случаи ошибочной (ложной) дислексии.
У детей 1
группы отмечается
У детей 2 группы наблюдаются нарушения восприятия формы, величины, расположения в пространстве, определения верха, низа, правой, левой стороны, в тяжелых случаях - нарушения кинестетической памяти, неспособность представить непривычные положения рук и ног в пространстве, нарушения схемы тела.
Смешанные случаи дислексии (3 группа) являются самыми многочисленными. При этом у детей имеются как нарушения зрительного восприятия, так и слухового восприятия, а также моторное отставание. Дети со смешанной формой дислексии неправильно произносят многие звуки, слова, плохо строят фразы, долго подбирают слова, смешивают право-лево, плохо различают фигуры по форме и величине. Движения их часто неловки, наблюдаются синкенезии, вялые реакции.
В 4 группу
объединяют детей, не имеющих
ни речевых нарушений, ни
- при использовании родителями
неправильной методики