Психология акта чтения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 05:14, доклад

Описание

Критический анализ проблемы нарушений чтения должен основываться прежде всего на понимании сложной психофизиологической структуры процесса чтения в норме и особенностей усвоения навыка чтения детьми. Что же представляет собой процесс чтения в норме? Чтение — сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. В основе его процесса, как пишет Б. Г. Ананьев, лежат «сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем».

Работа состоит из  1 файл

ПСИХОЛОГИЯ АКТА ЧТЕНИЯ.docx

— 58.48 Кб (Скачать документ)

     У детей с  фонематической дислексией нарушенными оказываются функции слухопроизносительной дифференциации фонем и фонематического анализа.

     Р. И. Лалаева  выделяет две группы фонематической  дислексии:

1. Нарушение чтения, связанное  с недоразвитием фонематического  восприятия (различения фонем), которое  проявляется в трудностях усвоения  букв. Это, в свою очередь, связано  с нечеткостью слухопроизносительных представлений, со смешением акустико-артикуляторно близких звуков.

2. Нарушение чтения, связанное  с недоразвитием фонематического  анализа (многоплановая функция,  включающая в себя как простые,  так и более сложные формы  анализа звукослоговой структуры слов).

     В. К. Орфинская выделила следующие виды анализа:

- определение наличия  (отсутствия) звука;

- определение первого  (последнего) звука;

- определение места звука  в слове (начало, середина, конец);

- определение количества  звуков;

- определение последовательности  звуков;

- определение места звука  в слове по отношению к другим  звукам (соседние звуки).

     У детей недоразвитие  фонематического  анализа может  быть обусловлено: нарушением  слухопроизносительной дифференциации, проявляющегося в том, что в процессе анализа структуры слова происходит замена акустико-артикуляторно близких звуков; трудностями переноса действий фонематического анализа в умственный план на основе фонематических представлений. Проявляется в сложностях фонематического анализа, если слово не было произнесено вслух. Неумением расчленить слог (при анализе вместо звука называется слог); невозможностью определить последовательность звуков в слове.

     При фонематической дислексии наблюдается побуквенное чтение; искажение звукослоговой структуры слов; частые ошибки: пропуски согласных при стечении, перестановки звуков, пропуски и перестановки слогов.

     Аграмматическая дислексия обусловлена недоразвитием грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений. Чаще всего встречается у детей с ОНР различного патогенеза. В процессе чтения у детей с аграмматической дислексией наблюдаются следующие ошибки: изменение падежных окончаний существительных, числа существительных, неправильное согласование в роде, числе, падеже прилагательных и существительных, изменение числа, родовых окончаний местоимений, изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени, изменение формы, времени и вида глаголов.

     Семантическая дислексия (механическое чтение) проявляется в нарушениях понимания прочитанного при технически правильном чтении. Ее варианты:

- послоговое чтение. При этом у ребенка отмечаются трудности звукослогового синтеза. Последовательно произносимые слоги не объединяются в значимое целое, следовательно, информация при чтении не воспринимается;

 

и т.д.................


Информация о работе Психология акта чтения