Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 05:14, доклад
Критический анализ проблемы нарушений чтения должен основываться прежде всего на понимании сложной психофизиологической структуры процесса чтения в норме и особенностей усвоения навыка чтения детьми. Что же представляет собой процесс чтения в норме? Чтение — сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. В основе его процесса, как пишет Б. Г. Ананьев, лежат «сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем».
У детей с фонематической дислексией нарушенными оказываются функции слухопроизносительной дифференциации фонем и фонематического анализа.
Р. И. Лалаева
выделяет две группы
1. Нарушение чтения, связанное
с недоразвитием
2. Нарушение чтения, связанное
с недоразвитием
В. К. Орфинская выделила следующие виды анализа:
- определение наличия (отсутствия) звука;
- определение первого (последнего) звука;
- определение места звука в слове (начало, середина, конец);
- определение количества звуков;
- определение
- определение места звука в слове по отношению к другим звукам (соседние звуки).
У детей недоразвитие
фонематического анализа
При фонематической дислексии наблюдается побуквенное чтение; искажение звукослоговой структуры слов; частые ошибки: пропуски согласных при стечении, перестановки звуков, пропуски и перестановки слогов.
Аграмматическая дислексия обусловлена недоразвитием грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений. Чаще всего встречается у детей с ОНР различного патогенеза. В процессе чтения у детей с аграмматической дислексией наблюдаются следующие ошибки: изменение падежных окончаний существительных, числа существительных, неправильное согласование в роде, числе, падеже прилагательных и существительных, изменение числа, родовых окончаний местоимений, изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени, изменение формы, времени и вида глаголов.
Семантическая дислексия (механическое чтение) проявляется в нарушениях понимания прочитанного при технически правильном чтении. Ее варианты:
- послоговое чтение. При этом у ребенка отмечаются трудности звукослогового синтеза. Последовательно произносимые слоги не объединяются в значимое целое, следовательно, информация при чтении не воспринимается;
и т.д.................