Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 19:58, контрольная работа
Цель работы: ознакомление с методиками диагностики свойств познавательных психических процессов.
Задачи работы:
– определение особенностей динамики запоминания, присущих испытуемому;
– выявление позиционной зависимости продуктивности запоминания;
– определение характеристик объема и концентрации внимания испытуемого;
– исследование индивидуальных особенностей испытуемого по параметрам ригидности – лабильности мышления.
Цель работы: знакомство с методиками субъективной диагностики функционального состояния и индивидуальных особенностей личности.
Задачи работы:
– оперативная оценка функционального психоэмоционального состояния испытуемого;
– определение качеств испытуемого по параметрам экстраверсии – интроверсии и нейротизма;
– определение типа темперамента испытуемого;
– диагностика особенностей межличностного взаимодействия, присущих испытуемому.
Основные понятия: психическое состояние; настроение; личность; темперамент; характер; межличностные отношения.
Методика диагностики
оперативной оценки самочувствия,
активности и настроения (САН)
САН – разновидность опросников состояний и настроений. Разработана В.А. Доскиным, Н.А. Лаврентьевой, Б.А. Шарай и М.П. Мирошниковым в 1973 г. При разработке методики авторы исходили из того, что три основные составляющие функционального психоэмоционального состояния – самочувствие, активность и настроение – могут быть охарактеризованы полярными оценками, между которыми существует континуальная последовательность промежуточных значений.
Обработка результатов
Самочувствие (сумма баллов по шкалам): 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.
Активность (сумма баллов по шкалам): 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.
Настроение (сумма баллов по шкалам): 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.
Полученные результаты по каждой категории делятся на 10.
Самочувствие 6,2
Активность 4,8
Настроение 6,2
Интерпретация полученных результатов
Полученные результаты говорят об отсутствии мотивации или утомлении испытуемого.
Инструкция:
«Вам предлагается описать свое состояние, в котором вы находитесь в настоящий момент, с помощью таблицы, состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристики».
|
3210123 |
Самочувствие плохое |
|
3210123 |
Чувствую себя слабым |
|
3210123 |
Активный |
|
3210123 |
Подвижный |
|
3210123 |
Грустный |
|
3210123 |
Плохое настроение |
|
3210123 |
Разбитый |
|
3210123 |
Обессиленный |
|
3210123 |
Быстрый |
|
3210123 |
Деятельный |
|
3210123 |
Несчастный |
|
3210123 |
Мрачный |
|
3210123 |
Расслабленный |
|
3210123 |
Больной |
|
3210123 |
Увлечённый |
|
3210123 |
Взволнованный |
|
3210123 |
Унылый |
|
3210123 |
Печальный |
|
3210123 |
Усталый |
|
3210123 |
Изнурённый |
|
3210123 |
Возбуждённый |
|
3210123 |
Желание работать |
|
3210123 |
Озабоченный |
|
3210123 |
Пессимистичный |
|
3210123 |
Утомляемый |
|
3210123 |
Вялый |
|
3210123 |
Соображать легко |
|
3210123 |
Внимательный |
|
3210123 |
Разочарованный |
|
3210123 |
Недовольный |
Личностный опросник Айзенка (форма А)
Инструкция:
«Вам предлагается ответить на ряд вопросов. Отвечайте только «да» или «нет», ставя знак «плюс» в соответствующей графе листа ответов. Отвечайте не раздумывая, сразу же, так как важна ваша первая реакция. Имейте в виду, что исследуются некоторые личностные, а не умственные особенности, так что правильных или неправильных ответов здесь нет».
№ п/п |
Ответы |
№ п/п |
Ответы |
№ п/п |
Ответы | |||
Да |
Нет |
Да |
Нет |
Да |
Нет | |||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 |
+ + + + +
+
+ + + +
+ + + |
20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 |
+ +
+ + + +
+
+ + + + |
39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 |
+
+
+ +
+ +
+ |
|||
S: |
Э=11 |
Н=9 |
Л=1 |
С помощью «круга Айзенка» на основе полученных показателей Э и Н определяется тип темперамента испытуемого.
Рисунок 4 «Круг Айзенка» – распределение
черт личности в координатах осей «экстраверсия – интроверсия»
и «стабильность –
Интерпретация полученных результатов
Анализируя результаты исследования следует придерживаться следующих ориентиров.
Экстраверсия: 12 – среднее значение, ³15 – экстраверт, ³19 – яркий экстраверт, £9 – интроверт, £5 – глубокий интроверт.
Нейротизм: 9–13 – среднее значение нейротизма, ³15 – высокий уровень нейротизма, ³19 – очень высокий уровень нейротизма, £7 – низкий уровень нейротизма.
Ложь: £4 – норма, >4 – неискренность в ответах, свидетельствующая также о некоторой демонстративности поведения и ориентированности испытуемого на социальное одобрение.
Экстраверт по сравнению с интровертом труднее вырабатывает условные рефлексы, обладает большей терпимостью к боли, но меньшей терпимостью к сенсорной изоляции, вследствие чего не переносит монотонности, чаще отвлекается во время работы и т.п. Типичными поведенческими проявлениями экстраверта являются общительность, импульсивность, недостаточный самоконтроль, хорошая приспособляемость к среде, открытость в чувствах. Другой полюс нейротизма (низкие оценки) – это эмоционально-стабильные лица, характеризующиеся спокойствием, уравновешенностью, уверенность, решительностью.
Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири
Инструкция:
«Перед Вами набор характеристик. Прочтите каждую и отметьте знаком «+» те, которые соответствуют вашему представлению о себе. Будьте внимательны, старайтесь отвечать как можно более точно и правдиво. Какой Вы человек?»
1. Другие думают о нем благосклонно.+ 2. Производит впечатление на окружающих. 3. Умеет распоряжаться, приказывать. 4. Умеет настоять на своем. 5. Обладает чувством достоинства.+ 6. Независимый.+ 7. Способен сам позаботиться о себе.+ 8. Может проявить безразличие. 9. Способен быть суровым. 10. Строгий, но справедливый. 11. Может быть искренним.+ 12. Критичен к другим. 13. Любит поплакаться. 14. Часто печален. 15. Способен проявлять недоверие.+ 16. Часто разочаровывается. 17. Способен быть критичным к себе.+ 18. Способен признать свою неправоту.+ 19. Охотно подчиняется. 20. Уступчивый.+ 21. Благодарный.+ 22. Восхищающийся, склонен к подражанию. 23. Уважительный.+ 24. Ищущий одобрения. 25. Способный к сотрудничеству.+ 26. Стремится ужиться с другими. 27. Дружелюбный, доброжелательный.+ 28. Внимательный, ласковый.+ 29. Деликатный.+ |
30. Ободряющий. 31. Отзывчивый к призывам о помощи.+ 32. Бескорыстный. 33. Способен вызывать восхищение. 34. Пользуется у других уважением. 35. Обладает талантом руководителя. 36. Любит ответственность.+ 37. Уверен в себе.+ 38. Самоуверен, напорист. 39. Деловитый, практичный. 40. Любит соревноваться. 41. Стойкий и крутой, где надо. 42. Неумолимый, но беспристрастный. 43. Раздражительный. 44. Открытый, прямолинейный.+ 45. Не терпит, чтобы им командовали.+ 46. Скептичен.+ 47. На него трудно произвести впечатление. 48. Обидчивый, щепетильный. 49. Легко смущается. 50. Не уверен в себе. 51. Уступчивый.+ 52. Скромный. 53. Часто прибегает к помощи других. 54. Очень почитает авторитеты. 55. Охотно принимает советы. 56. Доверчив и стремится радовать других. 57. Всегда любезен в обхождении.+ 58. Дорожит мнением окружающих.+ 59. Общительный, уживчивый.+ |
60. Добросердечный.+ 61. Добрый, вселяющий уверенность. 62. Нежный, мягкосердечный. 63. Любит заботиться о других. 64. Бескорыстный, щедрый. 65. Любит давать советы. 66. Производит впечатление значительности. 67. Начальственно- 68. Властный. 69. Хвастливый. 70. Надменный, самодовольный. 71. Думает только о себе. 72. Хитрый, расчетливый. 73. Нетерпим к ошибкам других. 74. Своекорыстный. 75. Откровенный. 76. Часто недружелюбен. 77. Озлобленный. 78. Жалобщик. 79. Ревнивый. 80. Долго помнит обиды. 81. Самобичующий. 82. Застенчивый. 83. Безынициативный. 84. Кроткий. 85. Зависимый, несамостоятельный. 86. Любит подчиняться. 87. Предоставляет другим принимать решения.+ 88. Легко попадает впросак. 89. Легко поддается влиянию друзей. 90. Готов довериться любому. 91. Благорасположен ко всем без разбора. 92. Всем симпатизирует. 93. Прощает все. 94. Переполнен чрезмерным сочувствием. 95. Великодушен, терпим к недостаткам.+ |
96. Стремится покровительствовать. 97. Стремящийся к успеху.+ 98. Ожидает восхищения от каждого. 99. Распоряжается другими. 100. Деспотичный. 101. Сноб (судит о людях по рангу и достижениям, а не по личным качествам). 102. Тщеславный. 103. Эгоистичный. 104. Холодный, черствый. 105. Язвительный, насмешливый. 106. Злой, жестокий. 107. Часто гневлив. 108. Бесчувственный, равнодушный. 109. Злопамятный. 110. Проникнут духом противоречия. 111. Упрямый. 112. Недоверчивый, подозрительный. 113. Робкий. 114. Стыдливый. 115. Отличается чрезмерной готовностью подчиняться. 116. Мягкотелый. 117. Почти никогда и никому не возражает. 118. Навязчивый. 119. Любит, чтобы его опекали. 120. Чрезмерно доверчив.+ 121. Стремится снискать расположение каждого. 122. Со всеми соглашается. 123. Всегда дружелюбен. 124. Всех любит. 125. Слишком снисходителен к окружающим. 126. Старается утешить каждого. 127. Заботится о других в ущерб себе. 128. Портит людей чрезмерной добротой. |
Рис. 2. Дискограмма для методики Т. Лири
Обработка результатов
После того, как испытуемый оценит себя, подсчитываются баллы по каждому из 8 октантов дискограммы. Каждый плюс оценивается в 1 балл, таким образом, максимальная оценка по октанту – 16 баллов.
Подсчет баллов производится по следующему ключу:
1-й октант: вопросы 1–4, 33–36, 65–68, 97–100; 5балла
2-й октант: вопросы 5–8, 37–40, 69–72,101–104; 4 балла
3-й октант: вопросы 9–12, 41–44, 73–76, 105–108; 3 балла
4-й октант: вопросы 13–16, 45–48, 77–80, 109–112; 4 балла
5-й октант: вопросы 17–20, 49–52, 81–84, 113–116; 6 балла
6-й октант: вопросы 21–24, 53–56, 85–88, 117–120; 4 балла
7-й октант: вопросы 25–28, 57–60, 89–92, 121–124; 8 баллов
8-й октант: вопросы 29–32, 61–64, 93–96, 125–128. 4 балла
Полученные количественные показатели по каждому из октантов от 0 до 16 переносятся на дискограмму.
Рисунок 5. Диаграмма для методики Т.Лири
Интерпретация полученных результатов
Октанты полученной дискограммы, заштрихованные больше других, соответствуют преобладающему стилю межличностных отношений данного индивида. Характеристики, не выходящие за пределы 8 баллов, свойственны гармоничным личностям. Показатели, превышающие 8 баллов, свидетельствуют об акцентуации свойств, выявляемых данным октантом. Баллы, достигающие уровня 14–16, свидетельствуют о трудностях социальной адаптации. Если в дискограмме нет октантов, заштрихованных выше 4 баллов, то данные сомнительны в плане их достоверности: испытуемый не захотел оценить себя откровенно.
В целом интерпретация данных должна ориентироваться на преобладание одних показателей над другими и в меньшей степени – на абсолютные величины.
Каждому из 8 октантов соответствует тип межличностных отношений.
1. Авторитетный.
0–4 баллов. Данный тип межличностных отношений не выражен, либо выражен незначительно.
2. Независимый – доминирующий.
4–8. Уверенный, независимый,
3. Агрессивный.
0–4 баллов. Данный тип межличностных отношений не выражен, либо выражен незначительно.
4. Недоверчивый –
0–4 баллов. Данный тип межличностных отношений не выражен, либо выражен незначительно.
5. Покорно-застенчивый.
0–4 баллов. Данный тип межличностных отношений не выражен, либо выражен незначительно.
6. Зависимый.
4–8. Конформный, мягкий, ожидает помощи
и советов, доверчивый, склонный
к восхищению окружающими,
7. Сотрудничающий.
4–8. Склонный к сотрудничеству,
кооперации, гибкий и компромиссный
при решении проблем и в
конфликтных ситуациях,