Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 19:58, контрольная работа
Цель работы: ознакомление с методиками диагностики свойств познавательных психических процессов.
Задачи работы:
– определение особенностей динамики запоминания, присущих испытуемому;
– выявление позиционной зависимости продуктивности запоминания;
– определение характеристик объема и концентрации внимания испытуемого;
– исследование индивидуальных особенностей испытуемого по параметрам ригидности – лабильности мышления.
8. Альтруистический.
0–4 баллов. Данный тип межличностных отношений не выражен, либо выражен незначительно.
Цель работы: ознакомление с методиками, используемыми в процессе профессиональной ориентации.
Задачи работы:
– определение мотивов выбора профессии испытуемым;
– определение общих склонностей и профессиональных интересов испытуемого;
– анализ соответствия результатов методик выбранной испытуемым профессиональной сферы деятельности.
Основные понятия: мотив; профессиональная направленность; профессия; труд, объект и предмет труда.
Используемые методики: «Мотивы
выбора профессии», «Дифференциально-
Методика «Мотивы выбора профессии»
Инструкция:
«Ниже приведены утверждения, характеризующие любую профессию. Прочтите и оцените, в какой мере каждое из них повлияло на ваш выбор профессии. Шкала оценок: 5 – очень сильно повлияло, 4 – сильно, 3 – средне, 2 – слабо, 1 – никак не повлияло».
1. Требует общения с разными людьми. 5
2. Нравится родителям. 1
3. Предполагает высокое чувство ответственности. 5
4. Требует переезда на новое место жительства. 1
5. Соответствует моим способностям. 5
6. Позволяет ограничиться имеющимся оборудованием. 1
7. Дает возможность приносить пользу людям. 2
8. Способствует умственному и физическому развитию. 5
9. Является высокооплачиваемой. 5
10. Позволяет работать близко от дома. 4
11. Является престижной. 3
12. Дает возможность для роста профессионального мастерства. 3
13. Единственно возможная в сложившихся обстоятельствах. 1
14. Позволяет реализовать способности к руководящей работе. 1
15. Является привлекательной. 5
16. Близка к любимому школьному предмету. 5
17. Позволяет сразу получить хороший результат труда для других. 5
18. Избрана моими друзьями. 5
19. Позволяет использовать профессиональные умения вне работы. 5
20. Дает большие возможности для проявления творчества. 1
Обработка результатов
Обработка результатов заключается в подсчете суммы баллов, по следующим четырем группам вопросов:
1) вопросы: 1, 5, 8, 15, 20 – внутренние индивидуально значимые мотивы (И);16
2) вопросы: 3, 7, 12, 14, 17 – внутренние социально значимые мотивы (С);16
3) вопросы: 4, 9, 10, 16,19 – внешние положительные мотивы (П);21
4) вопросы: 2, 6, 11, 13, 18 – внешние отрицательные мотивы (О).11
Максимальная сумма баллов указывает на преобладающий тип мотивации.
Дифференциально-
Иструкция:
«Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли? Поставьте знак «+» в соответствующей клетке листа ответов».
1а Ухаживать за животными. |
|
1б Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать). |
2а Помогать больным людям. |
|
2б Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин. |
3а Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок. |
|
3б Следить за состоянием, развитием растений. |
4а Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу). |
|
4б Доводить товары до потребителя (рекомендовать, продавать). |
5а Обсуждать научно-популярные книги, статьи. |
|
5б Обсуждать художественные книги. |
6а Выращивать молодняк – животных какой-либо породы. |
или |
6б Тренировать ровесников (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных). |
7а Копировать рисунки, изображения, настраивать музыкальные инструменты. |
|
7б Управлять каким-либо грузовым, подъемным транспортным средством (подъемным краном, трактором, тепловозом и др.). |
8а Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.). |
|
8б Художественно оформлять выставки, витрины, участвовать в подготовке пьес, концертов. |
9а Ремонтировать изделия, вещи (одежду, технику), жилище. |
|
9б Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках. |
10а Лечить животных. |
|
10б Выполнять вычисления, расчеты. |
11а Выводить новые сорта растений. |
|
11б Консультировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания). |
12а Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать. |
|
12б Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок). |
13а Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности. |
|
13б Наблюдать, изучать жизнь микробов. |
14а Обслуживать, налаживать медицинские приборы и аппараты. |
|
14б Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п. |
15а Составлять точные описания (отчеты) о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. |
|
15б Художественно описывать, изображать события, наблюдаемые или представляемые. |
16а Делать лабораторные анализы в больнице. |
|
16б Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение. |
17а Красить или расписывать стены помещени |
|
17б Осуществлять монтаж зданий или сборку машин, приборов. |
18а Организовывать культпоходы све |
|
18б Играть на сцене, принимать участие в концертах. |
19а Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания. |
|
19б Заниматься черчением, копировать чертежи, карты. |
20а Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада. |
|
20б Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.). |
П |
Т |
Ч |
З |
Х |
1а |
2а |
|||
3б |
4б |
5б | ||
6а |
7а | |||
8б | ||||
9б |
||||
10а |
||||
11а |
12а |
|||
13б |
14б |
15б | ||
16а |
17а | |||
18а |
||||
19а |
||||
20а |
||||
S + =8 |
S + =1 |
S + =5 |
S + =1 |
S + =5 |
В основу дифференциально-
Интерпретация результатов
Анализируя полученные данные можно сделать вывод, что испытуемые склонен более на профессии группы человек – природа.
Методика «Карта интересов»
Ввиду того, что я уже взрослый,
сделавший выбор профессии
Инструкция:
«Для определения Ваших
Любите ли вы? Нравится ли вам? Хотели бы вы?
1. Знакомиться с жизнью растений и животных?
2. Уроки по географии, чтение учебника географии?
3. Читать художественную или научно-популярную литературу о геологических экспедициях?
4. Уроки и учебник анатомии и физиологии человека?
5. Уроки домоводства или домашние занятия домоводством?
6. Читать научно-популярную литературу о физических открытиях, о жизни и деятельности выдающихся физиков?
7. Читать об открытиях в химии или о жизни и деятельности выдающихся химиков?
8. Читать технические журналы («Техника молодежи», «Юный техник» и др.)?
9. Читать статьи в научно-популярных журналах о достижениях в области электроники и радиотехники?
10. Знакомиться с различными металлами и их свойствами?
11. Узнавать о разных породах древесины и об их практическом применении?
12. Узнавать о достижениях в области строительства?
13. Читать книги, смотреть фильмы о водителях различных видов транспорта (автомобильного, железнодорожного и др.)?
14. Читать книги, смотреть фильмы о летчиках, космонавтах?
15. Знакомиться с военной техникой?
16. Читать книги об исторических событиях и исторических деятелях?
17. Читать классиков советской и зарубежной литературы?
18. Читать и обсуждать газетно-журнальные статьи и очерки?
19. Обсуждать текущие дела, события в классе и в школе?
20. Читать книги о жизни школы (о работе воспитателя, учителя, пионервожатого)?
21. Читать книги, смотреть фильмы о работе милиции?
22. Заботиться о порядке в вещах, о красивом виде помещения, в котором учитесь, живете, работаете?
23. Читать книги типа «Занимательная математика» или «Математический досуг»?
24. Изучать экономическую географию?
25. Заниматься иностранным языком?
26. Знакомиться с жизнью выдающихся художников, с историей развития изобразительного искусства?
27. Знакомиться с жизнью выдающихся мастеров сцены и кино, встречаться с артистами, коллекционировать их фотографии?
28. Знакомиться с жизнью и творчеством выдающихся музыкантов, с вопросами теории музыкального искусства?
29. Читать спортивные журналы, газеты, книги о спорте и выдающихся спортсменах?
30. Изучать биологию, зоологию, ботанику?
31. Знакомиться с различными странами по описаниям и географическим картам?
32. Читать о жизни и деятельности знаменитых геологов?
33. Читать о том, как люди научились бороться с болезнями, о врачах и о достижениях в области медицины?
34. Посещать с экскурсией предприятия легкой промышленности?
35. Читать книги типа «Занимательная физика», «Физики шутят»?
36. Находить химические явления в природе, проводить опыты по химии, следить за ходом химических реакций?
37. Знакомиться с новейшими достижениями современной техники (слушать и смотреть радио- и телепередачи, искать статьи в газетах)?
38. Посещать радиотехнические кружки или знакомиться с работой электрика?
39. Знакомиться с различными измерительными инструментами для металлообработки и работать с ними?
40. Наблюдать за изготовлением изделий из дерева, рассматривать новые образцы мебели?
41. Встречаться со строителями, наблюдать за их работой?
42. Читать популярную литературу о средствах и правилах передвижения?
43. Читать книги, смотреть фильмы о речниках, моряках?
44. Читать книги, смотреть фильмы на военные темы, знакомиться с историей войн, крупных сражений?
45. Обсуждать текущие политические события у нас и за рубежом?
46. Читать литературно-критические статьи?
47. Слушать радио, смотреть теленовости и тематические телепередачи?
48. Узнавать о событиях, происходящих в городе, республике, стране?
49. Давать объяснения товарищам, как выполнять учебное задание, если они не могут сделать его сами?
50. Справедливо рассудить поступок друга, знакомого или литературного героя?
51. Обеспечивать семью продуктами, организовывать питание для всех во время похода?
52. Читать научно-популярную литературу об открытиях в математике, о жизни и деятельности выдающихся математиков?
53. Интересоваться информацией о ходе выполнения плана народного хозяйства?
54. Читать художественную литературу на иностранном языке?
55. Быть членом редколлегии, заниматься художественным оформлением газет?
56. Посещать драматический театр или театр юного зрителя?
57. Слушать оперную и симфоническую музыку?
58. Посещать спортивные соревнования, слушать и смотреть спортивные радио- и телепередачи?
59. Посещать биологический кружок?
60. Заниматься в географическом кружке?
61. Составлять и собирать описания и изображения геологических объектов земли (минералов)?
62. Изучать функции организма человека, причины возникновения болезней и пути их лечения?
63. Посещать кружок кулинарии, готовить дома обеды?
64. Проводить опыты по физике?
65. Готовить растворы, взвешивать реактивы?
66. Разбирать и ремонтировать различные механизмы (например, часы, утюг)?
67. Пользоваться точными измерительными приборами (осциллографом, вольтметром, амперметром); производить разнообразные расчеты?
68. Мастерить различные предметы и детали из металла?
69. Мастерить различные предметы и детали из древесины или художественно обрабатывать дерево (выпиливать, выжигать, вырезать)?
70. Набрасывать строительный эскиз или выполнять чертежи различных построек?
71. Посещать кружок юных железнодорожников, юных автолюбителей?
72. Участвовать в секции парашютистов, в кружке авиамоделистов или в работе авиаклуба?
73. Заниматься в стрелковой секции?
74. Изучать историю возникновения различных народов и государств?
75. Писать классные и домашние сочинения по литературе?
76. Наблюдать за поступками, поведением, жизнью других людей?