Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 13:57, курсовая работа
Цель исследования – обосновать психолого – педагогические условия развития этической культуры младших школьников в учебном процессе.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Сущность понятий этика и культура………………………………………….5
2. Содержание этической культуры как явление педагогической действительности………………………………………………………………..11
3. Основы воспитания этической культуры младших школьников………………………………………………….………………..….15
4. Методы и средства развития этической культуры младших школьников………………………………………………………………………20
Заключение……………………………………………………………..………. 25
Список литературы……………………………………………………………....27
ГОУ ВПО «Вологодский государственный педагогический университет» Факультет социальной работы, педагогики и психологии
Кафедра педагогики
«Психолого–педагогические условия развития этической культуры младших школьников в учебном процессе»
Володина Лариса Олеговна к. п. н.., доцент
Вологда
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Сущность понятий этика и культура………………………………………….5
2. Cодержание этической культуры как явление
педагогической действительности……………………………………
3. Основы воспитания этической культуры
младших школьников………………………………………………….
4. Методы и средства
развития этической культуры
младших школьников………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
В современный период нового социально-исторического поворота в жизнедеятельности людей, когда общество поглощено проблемами неосвоенных рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, разрушаются социальные связи и нравственные устои. Это ведёт к регрессу гуманности, нетерпимости и ожесточению людей, дезинтеграции внутреннего мира личности, вакууму духовности.
Проблема формирования этической культуры
у учащихся начальных классов на протяжении
последних десятилетий является одной
из самых актуальных. Она привлекала к
себе внимание ученых-исследователей
самых различных научных отраслей: философов,
социологов, педагогов, психологов. Особенно
активизировались исследования ученых
в этом направлении в период коренных
социально-экономических преобразований,
происходящих в России. Вопрос об этической
культуре младших школьников затронут
в новых стандартах по начальной школе.
Именно поэтому школа,
решая сегодня социальные задачи воспитания,
должна опереться на разумное и нравственное
в человеке и помочь каждому воспитаннику
определить ценностные основания собственной
жизнедеятельности, обрести чувство ответственности
за сохранение моральных основ общества.
Это осуществимо средствами
специально организованного этического
воспитания школьников, органически вплетённого
в учебно-воспитательный процесс и составляющего
его неотъемлемую часть.
Этика, как наука о нравственной жизни
человека (А.Швейцер), о нравственном добре
и зле и об осуществлении его в поведении
человека (А.И. Шемшурина), и только она
с присущими методами и формами воздействия
на растущего человека способна выйти
на глубинный этический диалог со школьниками
о самых главных вопросах человеческого
бытия и смысла жизни. Сегодня это становится
особенно значимо.
Представленная тема
не является новой, она рассмотрена в
работах К.А. Абульханова, В.И. Аксенова,
П.А. Кропоткина, И.А.Лихачева, В.И. Писаренко,
С.А. Сирнова. Над понятием «этика» работали:
Г.А Голубева, А.А. Гусейнов, А.В. Разин и
другие. Впервые понятие «этический» было
упомянуто Аристотелем.
Противоречия нашего исследования заключаются в том, что данная тема недостаточно изучена. Необходимо более полно раскрыть то, что еще не до конца представлено в работах различных ученых.
Указанный противоречия составляют проблему (Каковы психолого – педагогические условия развитии этической культуры младших школьников?) Актуальность, противоречие, проблема исследования определили выбор темы исследования («Психолого – педагогические условия развития этической культуры младших школьников в учебном процессе»)
Цель исследования – обосновать психолого – педагогические условия развития этической культуры младших школьников в учебном процессе.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность понятий этика, культура, этическая культура;
- обосновать психологические и педагогические основы развития этической культуры младших школьников;
- проанализировать методы и средства, которые оказывают влияние на этическую культуру младших школьников.
Объектом исследования является этическая культура младших школьников в учебном процессе.
Предмет
исследования – психолого –
педагогические условия
Этика является гуманитарной дисциплиной (от лат. homo - человек), иными словами, наукой, объектом изучения которой выступает человек. Поэтому этика тесно связана и взаимодействует практически со всеми науками гуманитарного плана, со всей духовной культурой общества. Так литература и искусство в целом, с одной стороны, а этика-с другой, взаимно обогащают и дополняют друг друга (Голубева Г.А. [5, с.16]).
Термин «этика» происходит от древнегреческого слова («этос») Первоначально под «этосом» понималось привычное место совместного проживания, дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В последующем оно стало по преимуществу обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, нрав, характер; так, в одном из фрагментов Гераклита говорится, что этос человека есть его божество. Такое изменение смысла поучительно: оно выражает связь между кругом общения человека и его характером. Отталкиваясь от слова «этос» в значении характера, Аристотель образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими добродетелями. Этические добродетели являются свойствами характера, темперамента человека, их также называют душевными качествами. Они отличаются, с одной стороны, от аффектов как свойств тела и, с другой стороны, от дианоэтических добродетелей как свойств ума. К примеру, страх - природный аффект, память – свойство ума, а умеренность, мужество, щедрость – свойства характера. Для обозначения совокупности этических добродетелей как особой предметной области знания и для выделения самого этого как особой науки Аристотель ввел термин «этика» ( Гусейнов А.А.[6, с.9]).
Этика-это раздел философии, изучающий феномен морали (Голубева Г.А.[5, с.11]). Мораль представляет способ практически духовного освоения действительности, связанный с использованием идеальных образцов ( норм ) для общих оценок поведения на основе исторически канонизированного представления о различии добра и зла. На базе норм и нормативных идей, представленных в нравственном сознании общества, по поводу отдельных поступков выносятся нравственные суждения, направленные на коррекцию поведения, стабилизацию условий общественной жизни (Разин А.В. [12, с.20]).
Этика является важным элементом человеческой культуры. Изучение этики закладывает основы интеллигентности человека, его благородство и добропорядочность, формирует гражданственность личности, вкус и хорошие манеры ( Глубева Г.А.[5, с.11]).
В любой теории, как известно, различается предмет и объект. Объект составляет всю реальность, попадающую в поле внимания. Сам же предмет представляет те стороны, свойства реальности, которые выявляются в связи со специфическими целями изучения. Для этики объектом изучения является поведение людей. Но оно изучается различными науками: психологией, социологией, правом…Этика же изучает поведение, развивающееся на основе моральных мотивов, выявляет причины, порождающие такие мотивы, общественные условия их воспроизводства, то есть факторы, которые позволяют с определенной степенью уверенности говорить о том, что моральные мотивы имеются не у какого - то одного человека, а у многих людей ,что в обществе существуют и воспроизводятся устойчивые нравственные отношения. ( Разин А.В.[12, с.5]).
В рамках учебной дисциплины «этикой» принято называть науку, область знания, интеллектуальную традицию, а «моралью» или «нравственностью» употребляя эти слова как синонимы, то, что изучается этикой, ее предмет ( Гусейнов А.А.[6, с.11]).
Предметом этики, следовательно, в самом общем плане является поле морального выбора человека, изучение арсенала тех средств, с помощью которого он совершается. При этом к арсеналу средств можно отнести как объективные общественные условия совершения выбора (это прежде всего моральные нормы ), так и личные ресурсы его совершения (это эмоционально – волевые качества индивида )
Что же касается объекта этического знания, то он в силу практической ориентации этики имеет двоякое значение. С одной стороны, это та общественная реальность, которая подвергается наблюдению и изучению для формулирования положений самой теоретической этики. В таком ракурсе объектом этического знания являются реально существующие нравы, поведение людей. С другой стороны, в качестве объекта воздействия этического знания выступает сам человек, его нравственное просвещение, развитие у него положительных качеств. В данном аспекте этическое знание соединено с воспитательной функцией, так или иначе представленной в культуре каждого общества ( Разин А.В. [12, с.15]).
Сложность вычленения предмета этики как науки о морали заключается также в том, что нравственные отношения включены в широкий круг всех иных общественных отношений. Явления общественной жизни в принципе можно классифицировать как моральные (относящиеся к морали и оцениваемые положительно), аморальные ( относящиеся к морали и оцениваемые отрицательно ) и неморальные ( Разин А.В. [12, с.6]).
Нормы морали складываются стихийно. Субъект нормотворчества и объект действия моральных норм обычно совпадают. Это отличает мораль от права, нормы которого разрабатываются управленческими органами государства и вводятся в действие соответствующими решениями законодательной власти ( Разин А.В. [12, с.21]).
Если же отвлечься от методов и обратиться к реальности, в которой происходит выражение нравственных мотивов поведения, к понятиям нравственного сознания , нормам, принципам поведения, то здесь исследователя также ждут значительные трудности. Содержание моральных понятий, оказывается, более трудно уловить даже по сравнению с такими абстрактными философскими понятиями, как, скажем, понятие материи или сознания, так как мораль имеет непосредственный выход в практику. Она прямо касается взаимных отношений между людьми, проявляется в индивидуальных реакциях одних на поведение других, что делает содержание нравственных представлений вариативным, исторически относительным, хотя в самой теории постоянно осуществляется поиск интерсубъективного всеобщего нравственного смысла.
Содержание моральных норм, трудно раскрыть, потому что многие из них представлены в неявной, латентной форме. Они проявляют себя через устойчивые поведенческие реакции реальных носителей норм, окружающих каждого отдельного человека, то есть через нравственное сознание и поведение, которым обладают живущие в данном обществе людей, через образы, представленные в художественной литературе, примеры стойкости и героического поведения. Лишь незначительная часть наиболее простых норм морали получает определенную вербальную кодификацию.
Необходимость развития этики как науки о морали и связанная с ее существованием общественная (культурная) функция нравственного просвещения более всего нужны для облегчения процесса индивидуальной мотивации. Мотивация – это осознанное осмысление целей предполагаемого поступка ( Разин А.В. [12, с.9]).
Информация о работе Психолого - педагогические условия развития этической культуры