Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 13:57, курсовая работа
Цель исследования – обосновать психолого – педагогические условия развития этической культуры младших школьников в учебном процессе.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Сущность понятий этика и культура………………………………………….5
2. Содержание этической культуры как явление педагогической действительности………………………………………………………………..11
3. Основы воспитания этической культуры младших школьников………………………………………………….………………..….15
4. Методы и средства развития этической культуры младших школьников………………………………………………………………………20
Заключение……………………………………………………………..………. 25
Список литературы……………………………………………………………....27
Разумное поведение является морально совершенным тогда, когда оно направлено на совершенную цель, которая считается безусловной (абсолютной),признается в качестве высшего блага. Разумность поведения совпадает с его целесообразностью (Гусейнов А.А. [6, с.14])
Тесно взаимодействует этика с этнографией, которая помогает этике в изучении и реконструкции нравов и морали различных стран и народов, в понимании и объяснении общечеловеческих элементов морали ( Голубева Г.А.[5, с.16]).
Психология помогает этике раскрыть механизм поведения личности, особенности детерминации внутренней жизни человека. Этика органично связана с философией. Этика теснейшим образом взаимосвязана с правом (Голубева Г.А. [5, с.16]).
Социальные нормы представляют собой формализованные правила поведения. В них наиболее четко и с наибольшей степенью императивности, обязательности исполнения выражаются отвечающие условиям организации общественной жизни способы взаимодействия людей ( Разин А.В.[12, с.396]).
В
самом общем плане основные
понятия, или категории,
Этика как предмет воспитания строится на диалоговом взаимодействии с детьми, ориентированном на специфику их возрастных особенностей. В подростковом возрасте урок этики может стать своеобразным аккумулятором накопленных нравственных представлений в жизненном опыте подростков в соотнесении этого опыта с этически выверенными нормами образа жизни в вековом опыте человечества. Это соотнесение, сопоставление и личностное осмысление учащихся, и должно стать основой диалога с растущей личностью.
В соответствии с этим, особенна технология этического занятия в данном возрасте. Оно как бы вытекает из повседневной жизнедеятельности детей, актуальных для ребят вопросов бытия, которые их волнуют и с которыми они сталкиваются, и в соответствии с этим строится как непрерывный развивающийся диалог с окружающим миром. Эти занятия важно сориентировать на эмоциональное проживание и обогащение нравственного опыта. В методическом разнообразии их построения приоритетным должен стать поиск воспитанниками нравственного решения в ситуациях морального выбора, приёмы стимулирования нравственной самооценки, осознания своего Я ( Аксенова В.И. [2, С.62-63]).
Этика как наука о нравственной жизни человека способна помочь развивающейся личности разобраться в природе моральных ценностей, образующих стержень духовной культуры, понять ценностные ориентиры в мире человеческого общения, норм бытия. В этом ее воспитательная основа, которая кристаллизовалась на протяжении всей истории развития этической мысли, поиска человеком смысла жизни и нравственной истины.
Педагогическая этика рассматривает не только сущность принципов педагогической морали, но и сущность основных её категорий, моральных ценностей. «Моральные ценности - это система представлений о добре и зле, справедливости, чести, совести и т.д., которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков» ( Аксенова В.И. [2, С.62-63]).
Само понятие культуры весьма
многозначно и многоэтажно.
Этимологически
слово культура происходит от
латинского «cultura» - возделывание,
обрабатывание, улучшение,
Религиозные концепции
Такое понимание было
Сущность культуры, по А. Швейцеру, двояка. Она слагается из господства разума над силами природы и из господства разума над человеческими убеждениями и помыслами. Если первый аспект свидетельствует о материальном прогрессе, то второй, более важный аспект предполагает этический процесс, «…господство же разума над человеческими убеждениями — подчеркивает А. Швейцер — являет собою духовное достижение особого рода, ибо оно базируется на воздействии духа на дух, то есть просветленной разумом силы на такую же другую... В чем состоит господство разума над человеческими убеждениями и помыслами? В том, что индивиды и всевозможные человеческие сообщества соразмеряют свои желания с материальным и духовным благом целого и многих, то есть в том, что они этичны» ( Абульханова К.А. [1,с.56]).
Таким образом, этика —это область деятельности человека, направленная на внутреннее совершенствование личности. А под культурой понимается нечто содеянное, сотворенное человеком, то, что противостоит природе и что возвышает человека над ней, служит развитию и совершенствованию человека и общества, задает смыслы, цели и ценности, формирует программу жизнедеятельности. Эти два понятия между собой переплетаются, культура как понятие шире, чем этика. Так как понятие этика входит в систему понятий культура.
2. Понятие этической культуры.
Духовная сфера жизни
общества одно из важнейших проявлений
бытия человека. Это универсальный, относительно
самостоятельный общественно-психологический
организм, находящийся в постоянном развитии
и функциональной связи с другими сферами
жизни общества. Она охватывает различные
формы и уровни общественного сознания,
которые, будучи воплощены в реальном
процессе жизни общества, образуют то,
что принято называть духовной культурой.
Важной ее составляющей является этическая
культура [18].
В книге Писаренко В.И.
«Педагогическая этика» раскрываются
вопросы регулирования основ взаимоотношений
учащихся, поступков и в целом поведения
( Писаренко В.И.[11]).
Этическая культура занимает особое место в духовной культуре. Это не просто её структурный элемент наряду с познанием, политической, правовой, художественно-эстетической, религиозной и нравственной культурой общества, а некий синтез гуманистического содержания всех её элементов.
Как социально-педагогическое
явление этическая культура в
науке рассматривается
По мнению
В.А. Беляевой, формирование этической
культуры осуществляется в «…образовательном
процессе, ориентированном на воспитание
и развитие духовно-нравственной сферы
учителя ( Швейцер А. [15]).
При этом этическая культура всегда оказывается синтезом практически-духовного содержания этих составляющих духовной культуры в её гуманистическом аспекте и теоретического осмысления оснований культуры в форме философско-этической рефлексии. Наиболее полно такое понимание места и роли этического содержания в духовной культуре обосновал А.Швейцер, писавший, что "этическое понятие культуры единственно правомочно", и что "культура есть этика" ( Швейцер А.[15]).
Определения понятие ценности очень часто обращают внимание на желательность объектов, обозначенного той или иной ценностью для человека, способность той или иной вещи, художественного произведения и т д. удовлетворять определенную личную или общественную потребность. В таком случае ценность определяется через значение, она соответственно предстает как объективное отношение, а оценка представляется его субъективным выражением ( Разин А.В. [12, с.405]).
По сути дела, становление этической культуры общества отразило процесс становления человеческого начала в человеке, того, что составляет сущность его духовности.
В рамках становления этической культуры всякое этическое учение, всякая этическая система, так или иначе, давала ответ на вопрос о природе моральных ценностей, их происхождении, источнике нравственного долженствования, соотношения их с материальными условиями жизни, придавая этим культуре этического мышления философскую определенность. В конкретном рассмотрении вопроса о взаимоотношения морали и действительности конституировались основные направления становления культуры этического мышления.
Этической культуре целесообразно придавать
значение глубокого осмысления жизнедеятельности
человека, ориентированной на общечеловеческие
ценности в моральных принципах поведения
и сфере нравственных отношений к окружающему
миру.
А отношение к жизни и человеку как наивысшей
ценности и должно стать содержанием курса
этики в школе, закладывающего основу
этической культуры в подрастающем поколении.
Считалось, что именно это придает им необходимый характер объективности и всеобщности, позволяет представить мораль в качестве абсолютного критерия всех разновидностей сферы человеческой духовности. Поэтому религиозные концепции морали всегда, оказываются, тесно сопряжены с объективно- идеалистической философией ( Кондрашов В.А. [19]).
Этической культуре целесообразно придавать значение глубокого осмысления жизнедеятельности человека, ориентированной на общечеловеческие ценности в моральных принципах поведения и сфере нравственных отношений к окружающему миру.
Этическая культура
занимает важное место в жизни
человека и общества, а понятие
этической культуры составляет
серьёзную теоретическую
конкретно-содержательное знание об этом предмете.
В связи с этим
оказывается необходимым
Под этической культурой мы понимаем
бытие культурно-нравственного пространства
и времени, которое создается и восполняется
за счет постоянных и напряженных усилий
человека и проявляется в духовно-нравственных
состояниях и нравственно ориентированном
образе жизни.
При всем разнообразии смыслов, которые
вкладываются в эти понятия, у них есть
и нечто общее - это признание существования
особого индивидуального или общего состояния,
которое способствует духовным явлениям
(любовь, вдохновение, удивление, пафос,
наитие, озарение, понимание и т.д.)
( Абульханова К.А.[1,с.49]).
Школе необходима целостная система
воспитания основ этической культуры
как средство и процесс нравственного
развития учащихся.
Учебно-воспитательный процесс школы
– системообразующий фактор организации
жизнедеятельности детей, и этическое
воспитание должно стать одним из обязательных
компонентов данного процесса. Ведь школа
как социальный организм может и должна
стать для ребёнка в этот кризисный период
той адаптивной средой, нравственная атмосфера
которой обусловит его ценностные ориентации.
Поэтому важно, чтобы воспитательная этическая
система не только взаимодействовала
со всеми составными компонентами школьной
жизни: уроком, переменой как продуманной
организацией межурочного пространства,
внеурочной деятельностью,- но и обеспечивала
их этическим содержание ( Швейцер А.[15]).
Таким образом, под этической культурой необходимо понимать исторически становящуюся систему духовных ценностей, включающую весьма многообразное содержание: это нравственные обычаи и традиции, нравственные качества национального характера и формы их воплощение в культуре личности, это моральные нормы и принципы, мировоззренческие понятия о добре и зле, о долге и совести, справедливости и достоинстве, укоренившиеся в обществе; это, наконец, нравственные идеалы, культивируемые в обществе. Этическая культура предстает здесь как процесс нравственного развития человечества, совершенствования его морали.
3. Психолого-педагогические основы воспитания этической
культуры младших школьников
Ребенок начинает
общаться и говорить с самого раннего
возраста. К моменту поступления
в школу он уже, в той или
иной степени, обладает целым рядом
коммуникативных и речевых
Информация о работе Психолого - педагогические условия развития этической культуры