Психолого - педагогические условия развития этической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 13:57, курсовая работа

Описание

Цель исследования – обосновать психолого – педагогические условия развития этической культуры младших школьников в учебном процессе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Сущность понятий этика и культура………………………………………….5
2. Содержание этической культуры как явление педагогической действительности………………………………………………………………..11
3. Основы воспитания этической культуры младших школьников………………………………………………….………………..….15
4. Методы и средства развития этической культуры младших школьников………………………………………………………………………20
Заключение……………………………………………………………..………. 25
Список литературы……………………………………………………………....27

Работа состоит из  1 файл

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.doc

— 152.00 Кб (Скачать документ)

        Разумное  поведение  является  морально  совершенным тогда, когда оно направлено на  совершенную  цель, которая  считается  безусловной  (абсолютной),признается  в  качестве  высшего  блага. Разумность  поведения  совпадает  с  его  целесообразностью (Гусейнов А.А. [6, с.14])

          Тесно  взаимодействует  этика  с  этнографией, которая  помогает  этике  в  изучении  и  реконструкции   нравов  и  морали  различных  стран  и  народов, в понимании  и  объяснении  общечеловеческих  элементов  морали ( Голубева Г.А.[5, с.16]).

      Психология  помогает  этике  раскрыть  механизм  поведения  личности, особенности  детерминации  внутренней  жизни  человека. Этика  органично  связана  с  философией. Этика  теснейшим  образом  взаимосвязана  с  правом (Голубева Г.А. [5, с.16]).

         Социальные  нормы представляют  собой формализованные правила поведения.  В них наиболее  четко и с наибольшей  степенью  императивности,  обязательности  исполнения  выражаются  отвечающие  условиям  организации общественной  жизни способы  взаимодействия  людей ( Разин А.В.[12, с.396]).

      В   самом  общем  плане  основные  понятия, или  категории, этики    (они  же  категории  морального  сознания ) могут  быть  разделены   на  категории, отражающие  общие   оценки  действительности  с   точки  зрения  их  желательности или нежелательности  для  человека : «добро», «зло», «справедливость», «счастье  и смысл жизни» ; категории, фиксирующие способы упорядочивания  совместной  жизни людей : «принцип», «оценка», «идеал»;и категории, отражающие  индивидуальные  механизмы  работы  нравственного  самосознания:»долг»,»совесть», «стыд», «честь  и  достоинство», моральные  чувства» ( Разин А.В. [12, с.427]).

        Этика как предмет воспитания строится на диалоговом взаимодействии с детьми, ориентированном на специфику их возрастных особенностей. В подростковом возрасте урок этики может стать своеобразным аккумулятором накопленных нравственных представлений в жизненном опыте подростков в соотнесении этого опыта с этически выверенными нормами образа жизни в вековом опыте человечества. Это соотнесение, сопоставление и личностное осмысление учащихся, и должно стать основой диалога с растущей личностью.

        В соответствии с этим, особенна  технология этического занятия  в данном возрасте. Оно как  бы вытекает из повседневной жизнедеятельности детей, актуальных для ребят вопросов бытия, которые их волнуют и с которыми они сталкиваются, и в соответствии с этим строится как непрерывный развивающийся диалог с окружающим миром. Эти занятия важно сориентировать на эмоциональное проживание и обогащение нравственного опыта. В методическом разнообразии их построения приоритетным должен стать поиск воспитанниками нравственного решения в ситуациях морального выбора, приёмы стимулирования нравственной самооценки, осознания своего Я ( Аксенова В.И. [2, С.62-63]).

       Этика как наука о нравственной жизни человека способна помочь развивающейся личности разобраться в природе моральных ценностей, образующих стержень духовной культуры, понять ценностные ориентиры в мире человеческого общения, норм бытия. В этом ее воспитательная основа, которая кристаллизовалась на протяжении всей истории развития этической мысли, поиска человеком смысла жизни и нравственной истины.

      Педагогическая этика рассматривает не только сущность принципов педагогической морали, но и сущность основных её категорий, моральных ценностей. «Моральные ценности - это система представлений о добре и зле, справедливости, чести, совести и т.д., которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков» ( Аксенова В.И. [2, С.62-63]).

          Само понятие культуры весьма  многозначно и многоэтажно. Огромное  множество определений (дефиниций)  культуры свидетельствует о том,  что это одно из сложнейших  явлений человеческой жизни.

       Этимологически  слово культура происходит от  латинского «cultura» - возделывание, обрабатывание, улучшение, взращивание, - прежде всего, выражающего работу  человека на земле. 

        Религиозные концепции культуры, наоборот, связывают понятие культуры с религиозными культами, формой служения чему-то высшему, из чего разворачивается все многообразие человеческой деятельности.

        Такое понимание было первоначально  закреплено в культуры как  совокупности результатов материальной и духовной деятельности человека. Оно исходит из того простого и очевидного факта, что человек, будучи существом природы, своей материально-практической деятельностью противостоит природе, преобразует её для удовлетворения своих потребностей ( Смирнов С.А.[13]).

        Сущность культуры, по А. Швейцеру, двояка. Она слагается из господства разума над силами природы и из господства разума над человеческими убеждениями и помыслами. Если первый аспект свидетельствует о материальном прогрессе, то второй, более важный аспект предполагает этический процесс, «…господство же разума над человеческими убеждениями — подчеркивает А. Швейцер — являет собою духовное достижение особого рода, ибо оно базируется на воздействии духа на дух, то есть просветленной разумом силы на такую же другую... В чем состоит господство разума над человеческими убеждениями и помыслами? В том, что индивиды и всевозможные человеческие сообщества соразмеряют свои желания с материальным и духовным благом целого   и многих, то есть в том, что  они этичны» ( Абульханова К.А.   [1,с.56]). 

      Таким образом, этика —это область деятельности человека, направленная на внутреннее совершенствование личности. А под культурой понимается нечто содеянное, сотворенное человеком, то, что противостоит природе и что возвышает человека над ней, служит развитию и совершенствованию человека и общества, задает смыслы, цели и ценности, формирует программу жизнедеятельности. Эти два понятия между собой переплетаются, культура как понятие шире, чем этика. Так как понятие этика входит в систему понятий культура.

    

       2. Понятие этической культуры.

       Духовная сфера жизни общества одно из важнейших проявлений бытия человека. Это универсальный, относительно самостоятельный общественно-психологический организм, находящийся в постоянном развитии и функциональной связи с другими сферами жизни общества. Она охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые, будучи воплощены в реальном процессе жизни общества, образуют то, что принято называть духовной культурой. Важной ее составляющей является этическая культура [18]. 
      В книге Писаренко В.И. «Педагогическая этика» раскрываются вопросы регулирования основ взаимоотношений учащихся, поступков и в целом поведения ( Писаренко В.И.[11]).

      Этическая культура занимает особое место в духовной культуре. Это не просто её структурный элемент наряду с познанием, политической, правовой, художественно-эстетической, религиозной и нравственной культурой общества, а некий синтез гуманистического содержания всех её элементов.

        Как социально-педагогическое  явление этическая культура в  науке рассматривается неоднозначно. А.И. Шемшурина определяет понятие «этическая культура» в качестве гуманистической направленности ценностных ориентаций, духовных потребностей и мотивов поведения личности. В ее понимании этическая культура личности отражает образ жизни, ценностные представления, относящиеся к области морального сознания, нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости, счастья. ( Шемшурина А.И.[16]). 
          По мнению В.А. Беляевой, формирование этической культуры осуществляется в «…образовательном процессе, ориентированном на воспитание и развитие духовно-нравственной сферы учителя ( Швейцер А. [15]).  

     При этом этическая культура всегда оказывается синтезом практически-духовного содержания этих составляющих духовной культуры в её гуманистическом аспекте и теоретического осмысления оснований культуры в форме философско-этической рефлексии. Наиболее полно такое понимание места и роли этического содержания в духовной культуре обосновал А.Швейцер, писавший, что "этическое понятие культуры единственно правомочно", и что "культура есть этика" ( Швейцер А.[15]).

      Определения  понятие  ценности  очень  часто  обращают  внимание  на   желательность объектов,  обозначенного той или иной  ценностью для человека, способность той или иной  вещи, художественного произведения  и т д. удовлетворять определенную  личную  или общественную  потребность.  В таком случае  ценность  определяется  через  значение,  она  соответственно  предстает  как  объективное  отношение,  а  оценка  представляется  его  субъективным  выражением ( Разин А.В. [12, с.405]).

          По сути дела, становление этической культуры общества отразило процесс становления человеческого начала в человеке, того, что составляет сущность его духовности.

       В рамках становления этической культуры всякое этическое учение, всякая этическая система, так или иначе, давала ответ на вопрос о природе моральных ценностей, их происхождении, источнике нравственного долженствования, соотношения их с материальными условиями жизни, придавая этим культуре этического мышления философскую определенность. В конкретном рассмотрении вопроса о взаимоотношения морали и действительности конституировались основные направления становления культуры этического мышления.

       Этической культуре целесообразно придавать значение глубокого осмысления жизнедеятельности человека, ориентированной на общечеловеческие ценности в моральных принципах поведения и сфере нравственных отношений к окружающему миру. 
А отношение к жизни и человеку как наивысшей ценности и должно стать содержанием курса этики в школе, закладывающего основу этической культуры в подрастающем поколении.

       Считалось, что именно это придает им необходимый характер объективности и всеобщности, позволяет представить мораль в качестве абсолютного критерия всех разновидностей сферы человеческой духовности. Поэтому религиозные концепции морали всегда, оказываются, тесно сопряжены с объективно- идеалистической философией ( Кондрашов В.А.  [19]).

      Этической культуре  целесообразно придавать значение глубокого осмысления жизнедеятельности человека, ориентированной на общечеловеческие ценности в моральных принципах поведения и сфере нравственных отношений к окружающему миру.

       Этическая культура  занимает важное место в жизни  человека и общества, а понятие  этической культуры составляет  серьёзную теоретическую проблему.  Рассматривать и раскрывать это  понятие можно посредством выявления и описания составляющего его содержания, взятого в историческом процессе развития и функционирования. Путем выявления места в структуре духовной культуры общества, взаимосвязи и взаимодействия с другими элементами этой структуры можно сформировать

конкретно-содержательное знание об этом предмете.

      В связи с этим  оказывается необходимым определить, что представляет собой этическая  культура в целостном процессе  культурно-исторического становления  человеческого общества.

         Под этической культурой мы понимаем бытие культурно-нравственного пространства и времени, которое создается и восполняется за счет постоянных и напряженных усилий человека и проявляется в духовно-нравственных состояниях и нравственно ориентированном образе жизни. 
При всем разнообразии смыслов, которые вкладываются в эти понятия, у них есть и нечто общее - это признание существования особого индивидуального или общего состояния, которое способствует духовным явлениям (любовь, вдохновение, удивление, пафос, наитие, озарение, понимание и т.д.)                 ( Абульханова К.А.[1,с.49]).

        Школе необходима целостная система воспитания основ этической культуры как средство и процесс нравственного развития учащихся. 
Учебно-воспитательный процесс школы – системообразующий фактор организации жизнедеятельности детей, и этическое воспитание должно стать одним из обязательных компонентов данного процесса. Ведь школа как социальный организм может и должна стать для ребёнка в этот кризисный период той адаптивной средой, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы воспитательная этическая система не только взаимодействовала со всеми составными компонентами школьной жизни: уроком, переменой как продуманной организацией межурочного пространства, внеурочной деятельностью,- но и обеспечивала их этическим содержание ( Швейцер А.[15]).

         Таким образом, под этической культурой необходимо понимать исторически становящуюся систему духовных ценностей, включающую весьма многообразное содержание: это нравственные обычаи и традиции, нравственные качества национального характера и формы их воплощение в культуре личности, это моральные нормы и принципы, мировоззренческие понятия о добре и зле, о долге и совести, справедливости и достоинстве, укоренившиеся в обществе; это, наконец, нравственные идеалы, культивируемые в обществе. Этическая культура предстает здесь как процесс нравственного развития человечества, совершенствования его морали.

 

     3. Психолого-педагогические основы воспитания этической   

   культуры младших школьников  

Ребенок начинает общаться и говорить с самого раннего  возраста. К моменту поступления  в школу он уже, в той или  иной степени, обладает целым рядом  коммуникативных и речевых компетенций, а именно:

Информация о работе Психолого - педагогические условия развития этической культуры