Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 13:57, курсовая работа
Цель исследования – обосновать психолого – педагогические условия развития этической культуры младших школьников в учебном процессе.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Сущность понятий этика и культура………………………………………….5
2. Содержание этической культуры как явление педагогической действительности………………………………………………………………..11
3. Основы воспитания этической культуры младших школьников………………………………………………….………………..….15
4. Методы и средства развития этической культуры младших школьников………………………………………………………………………20
Заключение……………………………………………………………..………. 25
Список литературы……………………………………………………………....27
– общение со взрослыми и сверстниками;
– владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
– приемлемое отношение к процессу сотрудничества;
– ориентация на партнера по общению;
– умение слушать собеседника.
Как показывает практика, не всегда первоклассник уверенно владеет этими компетенциями (Богданова О.С. [3] ).
Качество воспитательного процесса в образовании напрямую связано с уровнем воспитанности школьников, с уровнем сформированности общей культуры личности, которая является результатом процесса воспитания.
Выделяют следующие три критерия оценки сформированности этической культуры младшего школьника: чувственно – эмоциональный; операционально – деятельностный или технологический; потребностно – интеллектуальный.
К чувственно – эмоциональному критерию оценки сформированности этической культуры младшего школьника относится уровень выработанных привычек культуры поведения; доброжелательность; вежливость; деликатность; мотивы поведения, определяющие действия и поступки школьников. Второй критерий – операционально – деятельностный или технологический – содержит такие показатели, как умение оценивать свое поведение, принести извинения за бестактность, некорректное отношение с собеседником; умение сдерживать себя, не показывая плохое настроение, неуважительное отношение к личности по каким – либо причинам; умение выслушать, способность уважать мнение собеседника. Третий критерий – потребностно – интеллектуальный – включает в себя знание норм нравственности, этики взаимоотношений и общения; осознание необходимоти единства внутренней потребности следовать нравственным нормам и привычкам, выполнять их в повседневной жизни.
Система воспитания основ этической культуры школьников построена на осмыслении и реализации аспектов в педагогическом ключе, когда содержание и методика этического воспитания школьников объединены целенаправленной логикой включения ребенка в процесс осознания и переживания общечеловеческих нравственных ценностей в качестве важнейших потребностей личности, субъективно-значимых, устойчивых жизненных ориентиров.
Развитие психики
младших школьников происходит главным
образом на основе ведущей для них деятельности
учения. Включаясь в учебную работу, дети
постепенно подчиняются ее требованиям,
а выполнение этих требований предполагает
появление новых качеств психики, отсутствующих
у дошкольников. Новые качества возникают
и развиваются у младших школьника по
мере формирования учебной деятельности.
Одно из важных требований учебной деятельности
состоит в том, что дети должны развернуто
обосновывать справедливость своих высказываний
и действий. Многие приемы такого обоснования
указывает учитель. Необходимость различать
образцы рассуждения и самостоятельные
попытки их построить предполагают формирование
у младших школьников умения как бы со
стороны рассматривать и оценивать собственные
мысли и действия. Это умение лежит в основе
рефлексии как важного качества, позволяющего
разумно и объективно анализировать свои
суждения и поступки с точки зрения их
соответствия замыслу и условиям деятельности.
Произвольность, внутренний план действия
и рефлексия - основные новообразования
ребенка младшего школьного возраста.
Благодаря им психика младшего школьника
достигает уровня развития, необходимого
для дальнейшего обучения в средней школе,
для нормального перехода в подростковый
возраст с его особыми возможностями и
требованиями. Неподготовленность некоторых
младших школьников к средней школе чаще
всего связана с несформированностью
этих общих качеств и способностей личности,
определяющих уровень психических процессов
и самой учебной деятельности ( Петровский
А.В. [4]).
Важным в психике младшего школьника является воля. В энциклопедическом словаре дается такое определение понятия воля: воля – это специфический акт, несводимый к сознанию и деятельности как таковой. Осуществляя волевое действие, человек противостоит власти непосредственно испытываемых потребностей, импульсивных желаний: для волевого акта характерно не переживание «я хочу», а переживание «надо», «я должен», осознание ценностной характеристики цели действия. Волевое поведение включает принятие решения способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для её осуществления, часто сопровождающееся борьбой мотивов (акт выбора), и его реализацию ( Философский энциклопедический словарь[14]).
Наиболее высоким уровнем нравственной воспитанности личности является её способность ориентироваться соответствующим нормам морали. Нравственно воспитанным является такой человек, который не только усвоил нравственные знания, но и ведет себя в любых ситуациях в соответствии с ними (Лихачева И.А.[10, С. 121]).
Нравственное воспитание личности ребёнка – одна из самых важных задач школы. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера действия морального фактора.
Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребёнка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания школа формирует у младшего школьника чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда.
Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребёнка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство ( Кирьязева М.А. [7]).
Задача учителя - вооружить учащихся системой моральных представлений и понятий. Уровень сформированности нравственных понятий в различные школьные периоды различны. Моральные понятия младших школьников ещё неопределенны, суждения носят односторонний характер, часто дети только по одному признаку определяют нравственное понятие, понятия этической культуры ( Лихачева И.А.[9, С. 7]).
Поведение в соответствии с моральными понятиями, по внутренним убеждениям характеризуют нравственного воспитанного человека, и говорит о сформированности у него нравственных убеждений. Нравственные понятия переходят в убеждения человека в том случае, если они сливаются сторонами сознания с чувствами, волей ( Писаренко В.И. [11, С. 128]).
В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств. А.С. Макаренко писал, что привычка и опыт нравственного поведения учащихся состоит из поступков, в которых проявляется моральная сущность личности ( Лихачева И.А.[10, С. 185]).
Поступки выражают уровень нравственной
этической культуры человека и всегда
связаны с его сознанием. Этические поступки
проявляются и воспитываются в деятельности,
в общении с людьми и сверстниками. В.А.
Сухомлинский писал: «Нравственные истины,
осознающиеся людьми, как выражением добра,
живут в поступках, в поведении. Этическая
мораль активна только в действии, выражается
во взаимоотношениях. Поэтому необходимо
знать, как руководствоваться в своих
поступках»
Таким образом, к психолого – педагогическим основам воспитания этической культуры младших школьников можно отнести следующее: коммуникативные учебные умения, учебную деятельность, знания норм морали, поступки, произвольность, внутренний план действий, рефлексию, волю.
4. Методы и средства воспитания этической культуры младших
школьников
Педагогический опыт и его
изучение показали, что этическое воспитание
в массовой практике базируется в основном
на традиционных формах просвещения, укоренившихся
в образовательных учреждениях ещё в 70-е
годы. Основной метод этих форм - беседа
на этические темы с оживляющими её построение
различными методическими приёмами включения
художественных текстов, пословиц, жизненных
ситуаций, декламации.
Заявляют о себе и новые подходы в реализации
этой потребности - воспитание человека
культуры.
Это связано с тем, что
изменившаяся динамика современной жизни
и целый комплекс нравственных противоречий
в жизненном самоопределении личности
остро поставили перед обществом вопрос
о цели воспитания и способах её достижения.
Происходит переосмысление идеологии
воспитания, его целей, функций и задач.
[19]
Воспитание рассматривается как
"целенаправленно организованная деятельность
детей, вовлекающая их во взаимодействие
с окружающим миром и формирующая у них
систему ценностных отношений к этому
миру", как "стимулирование процессов,
детерминирующих качественные изменения
в личности".
В качестве базового компонента
этического воспитания выступает гуманизация
личности в контексте её духовного развития,
освоения общечеловеческих ценностей.
Это требует направленности процесса
воспитания на интеграцию мысли ученика,
его нравственного знания и чувства переживания
с действием - поведением. И очень важно,
чтобы педагогическая наука, методические
службы помогли педагогу-практику в выборе
содержания воспитательного процесса
в данном направлении и обеспечили его
современной технологией.
В то же время целенаправленная деятельность
по пропаганде и актуализации этического
воспитания в образовательных учреждениях
соответствующими государственными службами
может оказать неоценимую помощь педагогам.
Организация региональных семинаров-практикумов,
конференций, презентаций передового
педагогического опыта, специализированных
курсов повышения квалификации учителей,
попытки морального поощрения данного
направления деятельности в местных образовательных
структурах убедительно доказывают пробуждение
профессионального интереса и инициативы
педагогов в данном направлении деятельности.
Необходимы специальные усилия
и кардинально выраженный поворот образовательных
учреждений к процессу этического воспитания
растущего поколения, координация государственных
и региональных органов в реализации и
распространении имеющегося опыта и передовых
технологий, научно-методических разработок.
Учебно-воспитательный
процесс образовательного учреждения
- системообразующий фактор организации
жизнедеятельности детей, и их этическое
воспитание должно стать его органичной
составной частью.
Наличие в образовательных
учреждениях этической системы воспитания,
содержание и технология которой обеспечит
психолого-педагогические условия для
личностного роста ребёнка, становления
и развития его этической культуры, создаст
особую ситуацию сосредоточения личности
воспитанника как субъекта деятельности
и отношений на их моральной основе.
Учитывая имеющиеся сегодня
педагогические концепции нравственного
воспитания, можно остановиться на системном
подходе к данному направлению воспитательной
деятельности по системы воспитания этической
культуры школьников Шемшуриной А.И. Она
построена на этическом взаимодействии
структурных компонентов учебно-воспитательного
процесса образовательного учреждения
и состоит из трёх взаимозависимых и взаимовлияющих
оснований:
- этический урок (занятие) с инновационной
технологией, обеспечивающей построение
этического диалога с детьми в соответствии
с их возрастными особенностями как центральное
основание;
- повседневная методика "этического
заряда", построенная на сочетании двух
видов действий педагога:
· каждодневной психологически инструментированной
установки в адрес детей на их доброжелательность
и уважение в отношениях с другими с целью
достижения благоприятного климата взаимоотношений;
· динамичной нравственной пятиминутки
коллективного поиска выхода детей из
уже создавшихся конфликтных ситуаций
и определения достойного способа их предотвращения
с целью воспитания умения простить, проявить
снисходительность и благородство.
- общеколлективная воспитательная деятельность
с этической направленностью, эмоционально
воспринимаемая воспитанниками, специально
ориентированная на включение всех детей
в деятельностное взаимодействие, общение,
интегрирующая в своём содержании и методике
накопленные этические знания детей и
опыт поведения. [16]
Модель целостной системы
этического воспитания базируется на
мобилизации воспитательного потенциала
этики как науки, предметом которой является
нравственная жизнь человека, его жизненные
ценности. Она построена на технологии
диалоговой педагогики в рамках диалога
культур и охватывает все возрастные группы
учащихся с учётом психологии возраста,
ориентирована на педагогическую позицию,
что только обращение к системному подходу
в решении задач этического воспитания
детей и юношества поможет современной
школе повысить свой статус в качестве
воспитательного учреждения ( Философский
энциклопедический словарь [14]).
Наиболее распространенным методом воспитания этической культуры являются методы убеждения. К ним относятся: рассказ, беседа, разъяснения представляемых детям требований, убеждение примером взрослых, чтение художественных произведений, просмотр кинофильмов, диафильмов, театральных постановок, слушание музыки, знакомство с изобразительным искусством. С помощью метода разъяснения ребятам разъясняются нормы поведения в школе, дома, на улице, в отношениях с людьми, в отношениях к своим обязанностям. Рассказ взрослых, как и разъяснение и беседа, предполагает накопление у детей запаса представлений, переживаний, понятий о тех моральных этических нормах поведения, которые приняты в обществе. Функцию рассказа и разъяснения может выполнять книга. Действенным методом воспитания этической культуры учащихся является убеждение примером. Действие этого метода основано на том, что ребенок в своем стремлении хочет скорее стать взрослым, берет в качестве подражания пример взрослых. Склонность к подражанию основано на том, что у ребят нет ещё своего жизненного опыта, нет устойчивых привычек поведения. Поэтому это сказывается и на формировании понятий этической культуры. Этические представления, культура поведения ребенка особенно четко выступают в том случае, когда он объясняет мотивы своего поведения. Велико воздействие на детей радио, кино, телевидения, театра. По играм детей, по их свободному общению на улице можно наблюдать, как сильно действуют на детей тот или иной фильм.
Наиболее распространенным средством воспитания этической культуры является одобрение. Ребенок, у которого только формируются навыки и привычки правильного поведения и отношений с окружающими очень нуждается в одобрении со стороны взрослых. Одобряя правильное поведение ребенка, взрослый корректирует его, показывает, что оно правильное и что впредь следует делать также. Важным средством воспитания этической культуры является похвала, выражающая удовлетворение определенными действиями, поступками детей.
Хорошим средством воспитания этической культуры у младших школьников является доброжелательные отношения друг к другу, к взрослым. Система таких отношений между детьми и взрослыми предполагает уважение к личности ребенка, заинтересованность в его успехах, помощь в преодолении трудностей, веру в ребенка, доверие к нему.
Важным средством в воспитании этической культуры младших школьников является поощрение. Этот вид поощрения (материальное поощрение) имеет наибольшее количество ошибок по сравнению с другими. Материальное поощрение применять следует очень умело, не приручая детей к тому, чтобы каждый его шаг и поступок материально вознаграждался. Нельзя, чтобы ожидаемый подарок выполнял функцию платы за труд. Положительно сказывается на воспитании этической культуры учащихся поощрение развивающихся интересов детей. [17]
Информация о работе Психолого - педагогические условия развития этической культуры