Психолого - педагогические условия развития этической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 13:57, курсовая работа

Описание

Цель исследования – обосновать психолого – педагогические условия развития этической культуры младших школьников в учебном процессе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Сущность понятий этика и культура………………………………………….5
2. Содержание этической культуры как явление педагогической действительности………………………………………………………………..11
3. Основы воспитания этической культуры младших школьников………………………………………………….………………..….15
4. Методы и средства развития этической культуры младших школьников………………………………………………………………………20
Заключение……………………………………………………………..………. 25
Список литературы……………………………………………………………....27

Работа состоит из  1 файл

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.doc

— 152.00 Кб (Скачать документ)

         Очень важное средство в воспитании этической культуры младших школьников является - лишение удовольствия и развлечений. Если ребенок не послушен, плохо поступает, взрослые могут запретить, например, играть с конструктором, но здесь необходимо обязательно объяснить причину наложенного взыскания. И ещё одно средство действенное в воспитании этической культуры - это лишения доверия. [18]

        Таким образом, все описанные средства и методы воспитания этической культуры младших школьников закрепляются в сознании детей, упражняются в добрых действиях, а это способствует воспитанию добрых этических представлений и поступков поведения.  Задача учителя продуманно использовать данные методы в воспитании у детей этической культуры. 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

    Итак, проблема этического воспитания всё глубже и основательнее затрагивает образовательные учреждения всех видов. Это связано в первую очередь с тем, что приоритет воспитания провозглашён в сфере государственной политики, и это дало возможность Министерству образования России разработать основные направления программы воспитания подрастающего поколения. Аспект нравственного становления личности выпукло обозначен в данной программе, поскольку только реализация нравственного начала в социальной и государственной сфере взаимодействия людей станет фундаментом гуманизма в обществе, его опорой.  
      Очень остра сегодня проблема приоритета ценностных ориентаций в жизни и политике государства. Остра она и в определении ценностных оснований педагогической модели образования и воспитания современной школы.

       Развитие этических представлений, чувств и предполагает становление его отношений к родителям, к окружающим людям, к коллективу сверстников, обществу, Родине, отношений к труду, своим обязанностям и к самому себе. У детей формируются первоначальные нравственно-этические чувства и представления, элементарные навыки нравственного поведения, воспитания этической культуры. Психологи установили, что младшие школьники характеризуются повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат в необходимость направленных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания, норм этического поведения и культуры, этических чувств.     Этика обнаруживает свою нормативную практически-воспитательную действенность тем, что она подвергает критическому анализу реально функционирующее моральное сознание и выявляет степень его соответствия фактическим нравственным отношениям, дает более адекватную формулировку и систематизацию нравственных требований (понятий, норм, оценок и т. д.), обогащает аргументацию нравственного сознания, обозначает исторические координаты, в частности перспективы нравственности. Этика производит знания о нравственности и одновременно придает этим знаниям форму, в которой они включаются в реально функционирующее нравственное сознание индивидов и общества.

      Выявляя основные пункты совпадения этики с моральным сознанием, ее перехода в моральную культуру общества, особо надо сказать о том, что она утверждает определенный, имеющий нормативное значение моральный образ жизни.

      Таким образом, этическая проблема – это проблема заложенного в мышлении основного нравственного принципа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

 

   1. Абульханова К. А. Время как фактор изменений личности: сб. науч. трудов/ Под ред. А. В. Брушлинского, В. А. Поликарпова. - Минск, 2003. 
    2. Аксенова В.И. Живая этика. / В.И. Аксенова - М.; Ставрополь, 1995.

   3. Богданова О.С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками - М., Просвещение, 1982. - 160с.

     4. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. А.В. Петровского. – М.: 2005.

    5.  Голубева Г.А. Этика: учебник / Г.А. Голубева. – М.: Экзамен, . – 318 с.

    6. Гусейнов А.А. Этика: учебник / А.А. Гусейнов.-  М.:  Гардарики, 2006. – 472с.

   7.  Кирьязева М.А. Нравственная норма гуманизма / М.А. Кирьязева -   М.: 1989.                                                                                                                                                                                                                                                                                   8.  Кропоткин П.А. Этика: избранные труды. / П.А. Кропоткин - М.: Политиздат, 1991. – 496с.

     9.  Лихачева И.А. Рабочая тетрадь по этикету. / И.А. Лихачева - М., 1999.

   10. Лихачева И.А. Уроки этики. / И.А. Лихачева - М.; Ставрополь, 1999.

   11.   Писаренко В.И. Педагогическая этика. / В.И. Писаренко - Л., 1994.

    12. Разин А.В. Этика : Учебник для вузов. – 2 –е изд., перераб. – М.: Академический Проект, 2004. – 624с.

    13. Смирнов С.А. Педагогика. / С.А. Смирнов - М., 1999.

   14. Философский  энциклопедический словарь/ Л.Ф. Ильичев, П.Н . – М.: 1983.

     15. Швейцер А. Культура и этика. /А. Швейцер – М.: 1993.

     16. Шемшурина А.И. Основы этической культуры: книга для учителей / А.И. Шемшурина – Гуманит. - Изд. Центр «Владос», 1992. – 112 с.

     17. Система воспитания основ этической культуры  [Электронный ресурс] . – 1999. - Режим доступа : http://www.ahmerov.com/book_567_chapter_6_SISTEMA_VOSPITANIJA_OSNOV_EHTICHESKOJJ_KULTURY_SHKOLNIKOV.html

     18. Формирование этической культуры [Электронный ресурс] .  – 2000. – Режим доступа: http://www.volnakz.com/psihologiya-pedagogika/formirovanie-eticheskoy-kultury/

    19.  Кондрашов В.А. Понятие этической культуры: методологический аспект [Электронный ресурс] . -2007.- Режим доступа: http://zhurnal.lib.ru/k/kondrashow_w_a/ocherk20.shtml .

 

 

 

 

 

 

                                                                                                               

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Психолого - педагогические условия развития этической культуры