Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 13:57, курсовая работа
Цель исследования – обосновать психолого – педагогические условия развития этической культуры младших школьников в учебном процессе.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Сущность понятий этика и культура………………………………………….5
2. Содержание этической культуры как явление педагогической действительности………………………………………………………………..11
3. Основы воспитания этической культуры младших школьников………………………………………………….………………..….15
4. Методы и средства развития этической культуры младших школьников………………………………………………………………………20
Заключение……………………………………………………………..………. 25
Список литературы……………………………………………………………....27
Очень важное средство в воспитании этической культуры младших школьников является - лишение удовольствия и развлечений. Если ребенок не послушен, плохо поступает, взрослые могут запретить, например, играть с конструктором, но здесь необходимо обязательно объяснить причину наложенного взыскания. И ещё одно средство действенное в воспитании этической культуры - это лишения доверия. [18]
Таким образом, все описанные средства и методы воспитания этической культуры младших школьников закрепляются в сознании детей, упражняются в добрых действиях, а это способствует воспитанию добрых этических представлений и поступков поведения. Задача учителя продуманно использовать данные методы в воспитании у детей этической культуры.
Заключение
Итак, проблема этического воспитания всё
глубже и основательнее затрагивает образовательные
учреждения всех видов. Это связано в первую
очередь с тем, что приоритет воспитания
провозглашён в сфере государственной
политики, и это дало возможность Министерству
образования России разработать основные
направления программы воспитания подрастающего
поколения. Аспект нравственного становления
личности выпукло обозначен в данной программе,
поскольку только реализация нравственного
начала в социальной и государственной
сфере взаимодействия людей станет фундаментом
гуманизма в обществе, его опорой.
Очень остра сегодня
проблема приоритета ценностных ориентаций
в жизни и политике государства. Остра
она и в определении ценностных оснований
педагогической модели образования и
воспитания современной школы.
Развитие этических представлений, чувств и предполагает становление его отношений к родителям, к окружающим людям, к коллективу сверстников, обществу, Родине, отношений к труду, своим обязанностям и к самому себе. У детей формируются первоначальные нравственно-этические чувства и представления, элементарные навыки нравственного поведения, воспитания этической культуры. Психологи установили, что младшие школьники характеризуются повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат в необходимость направленных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания, норм этического поведения и культуры, этических чувств. Этика обнаруживает свою нормативную практически-воспитательную действенность тем, что она подвергает критическому анализу реально функционирующее моральное сознание и выявляет степень его соответствия фактическим нравственным отношениям, дает более адекватную формулировку и систематизацию нравственных требований (понятий, норм, оценок и т. д.), обогащает аргументацию нравственного сознания, обозначает исторические координаты, в частности перспективы нравственности. Этика производит знания о нравственности и одновременно придает этим знаниям форму, в которой они включаются в реально функционирующее нравственное сознание индивидов и общества.
Выявляя основные пункты совпадения этики с моральным сознанием, ее перехода в моральную культуру общества, особо надо сказать о том, что она утверждает определенный, имеющий нормативное значение моральный образ жизни.
Таким образом, этическая проблема – это проблема заложенного в мышлении основного нравственного принципа.
Список литературы:
1. Абульханова К. А. Время как фактор
изменений личности: сб. науч. трудов/ Под
ред. А. В. Брушлинского, В. А. Поликарпова.
- Минск, 2003.
2. Аксенова В.И. Живая этика.
/ В.И. Аксенова - М.; Ставрополь, 1995.
3. Богданова О.С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками - М., Просвещение, 1982. - 160с.
4. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. А.В. Петровского. – М.: 2005.
5. Голубева Г.А. Этика: учебник / Г.А. Голубева. – М.: Экзамен, . – 318 с.
6. Гусейнов А.А. Этика: учебник / А.А. Гусейнов.- М.: Гардарики, 2006. – 472с.
7. Кирьязева М.А. Нравственная норма
гуманизма / М.А. Кирьязева - М.: 1989.
9. Лихачева И.А. Рабочая тетрадь по этикету. / И.А. Лихачева - М., 1999.
10. Лихачева И.А. Уроки этики. / И.А. Лихачева - М.; Ставрополь, 1999.
11. Писаренко В.И. Педагогическая этика. / В.И. Писаренко - Л., 1994.
12. Разин А.В. Этика : Учебник для вузов. – 2 –е изд., перераб. – М.: Академический Проект, 2004. – 624с.
13. Смирнов С.А. Педагогика. / С.А. Смирнов - М., 1999.
14. Философский энциклопедический словарь/ Л.Ф. Ильичев, П.Н . – М.: 1983.
15. Швейцер А. Культура и этика. /А. Швейцер – М.: 1993.
16. Шемшурина А.И. Основы этической культуры: книга для учителей / А.И. Шемшурина – Гуманит. - Изд. Центр «Владос», 1992. – 112 с.
17. Система воспитания основ этической
культуры [Электронный ресурс] . –
1999. - Режим доступа : http://www.ahmerov.com/book_
18. Формирование этической
культуры [Электронный ресурс] . – 2000.
– Режим доступа: http://www.volnakz.com/
19. Кондрашов В.А. Понятие этической
культуры: методологический аспект [Электронный
ресурс] . -2007.- Режим доступа: http://zhurnal.lib.ru/k/
Информация о работе Психолого - педагогические условия развития этической культуры