Психолого-педагогические условия снижения агрессивности подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 14:57, дипломная работа

Описание

Цель исследования: выявить основные особенности личности у агрессивных подростков; разработать программу коррекции личностных особенностей агрессивных подростков. В нашей работе мы поставили следующие задачи:
1.В теоретическом анализе рассмотреть основные подходы к объяснению причин возникновению агрессии у подростков.
2. Выявление наиболее важных психологических особенностей личности агрессивных подростков.
3. Диагностика личностных качеств подростков.
4. Диагностика исходного уровня психологических особенностей агрессивных подростков.
5. Установление зависимости между агрессивным поведением и личностными особенностями подростков.
6. Формирование экспериментальной группы подростков из числа учащихся, у которых в результате обследования выявлен высокий уровень агрессии.
7. Разработка и реализация коррекционной программы по снижению состояния агрессии у подростков.
8. Контрольно – диагностическое обследование после коррекционной работы.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические аспекты создания психолого-педагогических условий снижения агрессивности подростков.
1.1.Агрессия как психологический феномен и педагогическая проблема…..
1.2.Писхологические особенности проявления агрессивного поведения подростков…… 14
1.3.Комплекс психолого-педагогических условий, влияющих на снижение агрессивности подростков…………………………………………………..
Выводы по I главе……………………………………………………….…....26
Глава II. Экспериментальное исследование условий агрессивного поведения подростков.
2.1. Диагностика проявления агрессии подростков………………………….
2.2. Проведение работы по снижению агрессивности подростков результаты формирующего эксперимента………………………………………………
2.3. Общая характеристика программы психологической коррекции особенностей личности агрессивных подростков

Работа состоит из  1 файл

agressiya_podrostkov.doc

— 778.00 Кб (Скачать документ)

 



Министерство образования и науки  Российской

Федерации

Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Амурский гуманитарно- педагогический государственный   университет»

(ФГОУ ВПО «АмГПГУ»)

 

На правах рукописи

 

Ибатулина Лилия Николаевна

Психолого-педагогические условия снижения агрессивности подростков.

Специальность 050607 – Педагогика и психология

Дипломная работа

по педагогике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комсомольск-на-Амуре

2009

Работа выполнена на кафедре педагогики Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Амурский гуманитарно- педагогический  государственный   университет».

Научный руководитель – Самодурова Татьяна Вячеславовна, кандидат педагогический наук, доцент кафедры педагогики.

Рецензент – Шмакова Вера Андреевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии.

 

 

Защита ВКР состоится: «__» _____________200 г. В 8ч.30мин., в аудитории «__» института /факультета .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К защите допускаю:

Научный руководитель                                             Т. В. Самодурова

Заведующий кафедрой педагогики                           Т. В. Самодурова       

Директор   ИЗО                                                          Г.Н. Сумина                                                 

                                             

 

Информационная карта

«Дипломная работа»

  1. Исполнитель работы:_______________________________________
  2. Институт:_______________________________________
  3. Кафедра:__________________________________________________
  4. Научный руководитель:_____________________________________
  5. Рецензент:________________________________________________
  6. Название работы:__________________________________________
  7. Реферат (краткая аннотация работы):_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  8. Цель работы:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  9. Методы исследования:_______________________________________
  10. Полученные результаты, новизна:______________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12.Внедрение (школа, вуз, училище)______________________________

13.Область применения (учебно-воспитательный процесс, НИР):___________________

14.Выпускная квалификационная работа выполнена: по плану НИР кафедры, по инициативной тематике, по заказу учреждений, в рамках грантового исследования (ненужное вычеркнуть)

 

 

 

 

Зав. кафедрой_____________ Самодурова Т.В.

Оглавление

 

Введение ………………………………………………………………………….3 Глава I. Теоретические аспекты создания психолого-педагогических условий снижения агрессивности подростков.

1.1.Агрессия как психологический феномен и педагогическая проблема…..

1.2.Писхологические особенности проявления агрессивного поведения подростков……  14

1.3.Комплекс психолого-педагогических условий, влияющих на снижение агрессивности подростков…………………………………………………..

 Выводы по I главе……………………………………………………….…....26

 Глава II. Экспериментальное исследование условий агрессивного поведения подростков.

2.1. Диагностика проявления агрессии подростков………………………….

2.2. Проведение работы по снижению агрессивности подростков результаты формирующего эксперимента………………………………………………

Выводы по II главе……………………………………………………….…..35

Заключение……………………………………………………………….…..39

Библиографический список ……………………………………………..…...41

 Приложение…………………………………………………………………...42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Работа посвящена выявлению психологических особенностей личности агрессивных подростков. Существует множество точек зрения, что считать агрессией, какие действия квалифицировать как агрессивные. В настоящее время  большинство психологов применяют следующее определение агрессии. В качестве агрессии рассматривается любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда  другому живому существу, не желающего подобного обращения.

Таким образом, агрессия, в какой форме она не проявлялась бы, представляет способ поведения направленный на причинение вреда другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения. [8,18].  Другие авторы выделяют, что агрессивные действия могут быть направлены на самого себя – аутоагрессия. [31,416].

Агрессия представляет собой совокупность показателей – физической, косвенной, вербальной агрессии. Не существует единого мнения на определение причин возникновения агрессии у человека. Те или иные психологические направления в той или иной мере затрагивали проблемы изучения агрессии. Но каждая школа выделяла свои причины возникновения, свои методы диагностики и коррекции агрессивного поведения.

1.Психоаналитическое направление представленное  З. Фрейдом, А.Фрейд, Э. Фроммом А. Адлером, К.Юнгом, К. Хорни  и др.  определяет агрессию как инстинктивное, врожденное поведение, конфликт между сознанием и бессознательным, как один из способов  психологической защиты человека.

2.Поведенческое направление – эта школа возникла как противопоставление концепции влечения. Агрессивное поведение рассматривается  как ситуативное.

Дж. Доллард, Л. Берковитц, С. Розенцвейг рассматривали агрессию как следствие фрустрации. Д. Уотсон, А. Бандура понимали под агрессией усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего способа действий и социального подкрепления.

3.Гуманистическое направление (К. Роджерс, В Франкл, Ф. Перлз)  объясняет, что агрессия является вынужденным ответным действием индивида на ограничение его свободы. Агрессия понимается как разновидность психологической защиты.

4.Многоплановое исследование этой проблемы в отечественной психологии нашли отражение в работах многих авторов (Г.А. Андреева, В.В. Знаков, Л.П. Колчина, О.Ю. Михайлова, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева и др.). Отмечается устойчивая тенденция к многофакторному исследованию агрессии и агрессивности, когда всестороннему анализу подвергаются различные аспекты ее проявления – биологические, социальные, психологические факторы.

Однако при  всем обилии появившихся исследований в современной западной и отечественной психологии ощущается недостаточная разработанность многих аспектов проблемы человеческой агрессивности. Ни одна из теорий не может дать полный и всеобъемлющий ответ на определение агрессии, ее причин, но позволяет изучить и объяснить определенный аспект проблемы.

     Актуальность темы: за последнее десятилетие во всем мире отмечается рост насильственных  действий, сопряженный с собой жестокостью, вандализмом, глумлением над людьми. Такие социально опасные проявления, обычно связаны с понятием и агрессии и агрессивности, возникающие как из внутренних (личностных), так и из внешних (социальных) факторов, вызывают серьезное беспокойство. Тему агрессии называют сегодня «интригующей», а сам двадцатый век «веком беспокойства и насилия».[55,3].

На возрастание проявления насилия, агрессии среди людей влияют экономическая нестабильность и социальная напряженность в стране. Повседневностью стали многочисленные конфликты, некоторые из них превращаются в физическое насилие, преступление против личности, неуважение к другому человеку. Деятельность СМИ, реклама, поток печатной продукции, кинопродукция, заполненные сценами насилия, обмана, секса – «научают» действовать агрессивно. Внедрение западной культуры привело в России к деградации личности и духовных ценностей.

Проникновение западных музыкальных стилей и направлений (рок, джаз, блюз, компьютерная музыка), обилие детективов, боевиков, фильмов ужасов, эротических фильмов, компьютерных игр агрессивной тематики провоцируют агрессивное поведение подростка, делая его взрослым в его собственных глазах.

Насаждение западной культуры привело к культу насилия, наркотиков, сексуальной распущенности среди малолетних. Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражают одну из важнейших социальных проблем общества - для этой возрастной категории характерно большое количество конфликтов, проявление агрессивности, насилия по отношению к сверстникам, за последнее время выросла молодежная преступность. Причины агрессивности необходимо искать в семье, в методах воспитания. Особенно неблагополучно положение в необеспеченных, малообеспеченных, проблемных семьях. Возникающие у детей чувство ущемленности, обделенности, незаслуженной обиды, чувство зависти, ненависти толкает их на совершение актов насилия. Все эти обстоятельства обусловили выбор темы нашего исследования.

     Объект исследования: агрессивное поведение подростков.

     Предмет исследования: психологические особенности личности агрессивных подростков.

     Цель исследования: выявить основные особенности личности у агрессивных подростков; разработать программу коррекции  личностных особенностей агрессивных подростков.

     Гипотезы исследования: агрессивное поведение подростков обусловлено определенным набором психологических особенностей личности и уровнем   их проявления у конкретного человека.

В нашей работе мы поставили следующие задачи:

1.В теоретическом анализе рассмотреть основные подходы к объяснению причин возникновению агрессии у подростков.

2. Выявление наиболее важных психологических особенностей личности агрессивных подростков.

3. Диагностика личностных качеств подростков.

4. Диагностика исходного уровня психологических особенностей агрессивных подростков.

5. Установление зависимости между агрессивным поведением и личностными особенностями подростков.

6. Формирование экспериментальной группы подростков из числа учащихся, у которых в результате обследования выявлен высокий уровень агрессии.

7. Разработка и реализация коррекционной программы по снижению  состояния агрессии у подростков.

8. Контрольно – диагностическое обследование после коррекционной работы.

В своей работе мы опирались на положения З. Фрейда, К. Юнга, А. Адлера, А. Басса, А. Бандуры, К. Роджерса, Г.А. Андреевой, О.Ю. Михайловой и др.

     Методы исследования: наблюдение, беседа, методики, направленные на изучение уровня агрессивности, диагностику общего психоэмоционального состояния (опросник Басса – Дарки, FPI).

Исследование проводилось в МОУСОШ № 36 города Тулы.

Выборка испытуемых: учащиеся восьмых классов – 36 человек, среди них 15 мальчиков и 21 девочка.

        Глава 1  Теоретический анализ психологических особенностей       

                     личности агрессивных подростков                    

        1.1. Агрессия. Основные подходы к исследованию агрессии в       

                  зарубежной и отечественной психологии                 

Для выделения личностных особенностей агрессивных подростков необходимо выяснить психологическое содержание самих понятий – «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение».

Термин «агрессия» сегодня часто употребляется в широком контексте. Для научного осмысления природы человеческой агрессивности необходимо уточнение смысла и значения этого понятия.

Почему люди действуют агрессивно, какие меры необходимо принять, чтобы предотвратить подобное деструктивное поведение?

Эти вопросы занимали лучшие умы человечества на протяжении многих веков и рассматривались с разных позиций – с точки зрения философии, поэзии, религии.

В нашем столетии данная проблема стала предметом систематического научного исследования, но не на все вопросы, возникающие в связи проблемой агрессии, имеют ответы.

1. Человеческая агрессия предполагает наличие многих факторов, присущих исключительно людям и обуславливающих их поведение (мстительность, расовые этические предрассудки).

2. Агрессия с точки зрения социальной позиции. Необходимы знания социальных ситуаций и факторов как способствующих, так  и сдерживающих агрессию. Когда люди характеризуют кого-то как агрессивного, они могут сказать, что оскорбляют других или, часто недружелюбны, или они, будучи достаточно сильными, пытаются делать всё по- своему, или, может быть, что они твёрдо отстаивают свои убеждения, или, возможно без страха бросаются в омут неразрешённых проблем. В некоторых случаях агрессоры могут скрывать свои стремления причинить боль или страдания другим. Агрессию важно определить не только как поведение, причиняющие вред или ущерб другим, но и как любые действия, имеющие целью достижения негативных последствий.

Агрессия предполагает или ущерб или оскорбление жертвы, следует, что нанесение телесных повреждений является обязательным. Результат агрессии – негативные последствия. Помимо оскорблений, такие проявления, как выставление кого-либо в невыгодном свете, очернение, осмеяние, лишение чего-то необходимого, отказ в любви, нежности при определённых обстоятельствах можно назвать агрессивными.

Информация о работе Психолого-педагогические условия снижения агрессивности подростков