Психолого-педагогические условия снижения агрессивности подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 14:57, дипломная работа

Описание

Цель исследования: выявить основные особенности личности у агрессивных подростков; разработать программу коррекции личностных особенностей агрессивных подростков. В нашей работе мы поставили следующие задачи:
1.В теоретическом анализе рассмотреть основные подходы к объяснению причин возникновению агрессии у подростков.
2. Выявление наиболее важных психологических особенностей личности агрессивных подростков.
3. Диагностика личностных качеств подростков.
4. Диагностика исходного уровня психологических особенностей агрессивных подростков.
5. Установление зависимости между агрессивным поведением и личностными особенностями подростков.
6. Формирование экспериментальной группы подростков из числа учащихся, у которых в результате обследования выявлен высокий уровень агрессии.
7. Разработка и реализация коррекционной программы по снижению состояния агрессии у подростков.
8. Контрольно – диагностическое обследование после коррекционной работы.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические аспекты создания психолого-педагогических условий снижения агрессивности подростков.
1.1.Агрессия как психологический феномен и педагогическая проблема…..
1.2.Писхологические особенности проявления агрессивного поведения подростков…… 14
1.3.Комплекс психолого-педагогических условий, влияющих на снижение агрессивности подростков…………………………………………………..
Выводы по I главе……………………………………………………….…....26
Глава II. Экспериментальное исследование условий агрессивного поведения подростков.
2.1. Диагностика проявления агрессии подростков………………………….
2.2. Проведение работы по снижению агрессивности подростков результаты формирующего эксперимента………………………………………………
2.3. Общая характеристика программы психологической коррекции особенностей личности агрессивных подростков

Работа состоит из  1 файл

agressiya_podrostkov.doc

— 778.00 Кб (Скачать документ)

Первая группа – подростки с психопатическими чертами характера.

Вторая группа -  дети с задержкой умственного развития.

Третья группа – подростки не имеющие патологических отклонений, но не правильно воспитанные, безнравственные.

П.П. Бельский, исходя из мотивации и поведения подростков, предложил:

·          Подростки, стремящиеся удовлетворить элементарные и низменные потребности.

·          Слабовольные дети, поддающиеся внушаемости.

·          Подростки, действующие под влиянием истории.

И.А.Невский предлагал следующие:

·          Подростки с педагогической запущенностью.

·          Подростки с социальной запущенностью.

·          Подростки с крайней социальной запущенностью.

С.Я. Беличева выделила группы:

·          Подростки глубоко педагогически запущены, их суждения примитивны, поверхностны их процессы внимания, запоминание ослабленное.

·          Дети характеризуются аффективными нарушениями, они раздражительны, озлобленны, гневливы, проявляются истеричные формы поведения.

·          Подростки развязные, конфликтные.

В западных работах выделяются две группы:

1. Подростки с социализированными формами антиобщественного поведения – характерны эмоциональные расстройства.

2. Дети, отличающиеся несоциализированным  агрессивным поведением – различные психические нарушения.

Истоки агрессивности лежат  в семье, отношения ее членов (ссоры, отторжение ребенка, его принуждения, в том числе наказанием, страхом ), в меньшей мере со сверстниками, учителями.[51,64].

     ДЕТЕЙ УЧИТ ТО, ЧТО ИХ ОКРУЖАЕТ:

Если ребенка часто критиковать -  он учится осуждать.

Если ребенку часто демонстрировать враждебность – он учится драться.

Если ребенка часто высмеивают – он учиться быть робким.

Если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.

Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учиться быть терпеливым.

Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать.

Если с ребенком обычно честны – он учится справедливости.

Если ребенок живет с чувством безопасности – он учиться верить.

Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.

Если ребенок живет  в атмосфере дружбы и  чувствует себя нужным -  он учится находить в этом мире любовь.

На основе наблюдений выделяют четыре группы определенного типа поведения подростков. Разделены условно.

ПЕРВАЯ ГРУППА: характеризуются устойчивым комплексом у подростков аномальных и аморальных,  примитивных потребностей, стремление к потребительскому время препровождению, деформации  ценностей и отношений. Эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитета – являются типичными особенностями этих детей.  Они эгоистичны, циничны, озлоблены, грубы, вспыльчивы, драчливы. В их поведении преобладает физическая агрессивность.

ВТОРУЮ ГРУППУ: составляют подростки с деформированными потребностями и ценностями. Обладая более широким кругом интересов, они отличаются обостренным индивидуализмом, желанием занять привилегированное  положение за счет притеснения слабых, младших.  Их характеризует импульсивность, быстрая смена настроений, лживость, раздражительность. У детей извращено представление о мужестве, о товариществе. Им доставляет удовольствие чужая боль. Стремление к применению физической силы проявляться у них ситуативно, в основном против тех,  кто слабее.

ТРЕТЬЮ ГРУППУ: подростков характеризует конфликт между деформированными позитивными потребностями, ценностями, отношениями, взглядами.  Они отличаются односторонностью интересов, притворством, лживостью.  Эти дети апатичные не стремятся к достижению успеха.    В их поведении преобладает косвенная и вербальная агрессия.

В ЧЕТВЕРТУЮ ГРУППУ:  входят подростки, которые отличаются слабодеформированными потребностями, но, в то же время, у них наблюдается отсутствие определенных интересов и весьма ограничен круг общения.  Они безвольны, мнительны, заискивают перед более сильными товарищами. Для этих детей характерно трусливость, мнительность. В их поведении преобладает вербальная агрессия и негативизм.[53,73]

Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших проблем нашего общества, где за последние годы растет  молодежная преступность, особенно преступность среди подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущие за собой тяжкие повреждения.  Участились случаи групповых драк подростков, которые носят ожесточенный характер.

Агрессия  и агрессоры всегда оцениваются крайне отрицательно, как выражение антигуманизма, наличие культа грубости.  Но имеются случаи, когда об агрессивных действиях говорят как об энергитично наступательных и дают им положительную окраску. Это обычно делается, если речь идет о спортивных состязаниях.

В подростковой жизни нередко встречаются формы насильственного поведения, определяемого в терминах «задиристость»,  «драчливость»,  «озлобленность», «жестокость», «враждебность».

Причины агрессии ребенка необходимо искать в семье, в воспитании. Наказание детей может способствовать как подавлению агрессии, так и ее стимуляции, включая овладение формами агрессивных  действий. Ребенок учится, что сильный и старший может проявлять, демонстрировать агрессивные действия. Наблюдения показывают, что агрессивные дети воспитываются родителями, применявшие к ним физическое насилие. Детей, которых часто и сильно били, ведут себя спокойно и даже покорно  дома, но по отношению к посторонним, к ровесникам проявляют больше агрессивности, чем их товарищи, у которых в семье была другая ситуация. Наказание – это модель агрессивного поведения, передаваемого ребенку взрослым.

На возрастание проявления насилия и агрессивности среди людей влияет экономическая нестабильность и социальная напряженность. В настоящее время повседневностью стали конфликты, некоторые из них перерастают в физическое насилие, нанесение телесных повреждений, различные виды преступных посягательств против личности. Подобные конфликты сопровождаются взаимном неуважением, грубостью, оскорблениями, жестокостью. Особенно неблагополучно положение молодежи из необеспеченных и малообеспеченных семей, которые ограничены в материальных  возможностях удовлетворения своих желаний, интересов. Возникает чувство ущемленности, обделенности, незаслуженной обиды, чувство зависти, которое толкает некоторых их них на  совершение грабежей, разбоев, насилия. Подобные действия сопровождаются ожесточением, служащим средством психологической компенсации пережитых унижений.

Эмоциональная сфера подростка характеризуется повышенной реактивностью, возбудимостью, резкой сменой настроения. Подростки проявляют высокую тревожность  на всех уровнях общения, прежде всего с родителями, взрослыми, от которых зависит их положение.

К специфическим формам подросткового  поведения относятся: реакция увлечения (хобби – реакция), реакция эмансипации, реакция объединения в группы со сверстниками,  реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечениям.

Проявления насилия, агрессивного поведения среди подростков состоит в тесной зависимости от состояния семейных отношений, от мировоззрения и поведения родителей, взрослых.

Следующие факторы особенно влияют на формирование представлений и поведение ребенка:

БЕЗНАДЗОРНОСТЬ – ребенок не получает должного внимания со стороны родителей;

ГИПЕРОПЕКА – чрезмерная регламентация и контроль за поведением;

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТВЕРЖЕНИЕ – родители ориентированы только на свои проблемы и отвергают ребенка;

ЖЕСТОКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ – излишние строгие наказания, в том числе за мелкие проступки, за самое незначительное непослушание;

«КУМИР СЕМЬИ» -   ребенок является постоянно объектом внимания и восхищения. Подобные модели отношения к ребенку  в семье формируют у него качества, которые порождают тревожность в его поведении и склонность к крайним реакциям и эмоциям, в том числе и агрессивного характера. Семья формирует не только социально значимые качества личности, но и оценочные критерии, создает свою культуру повседневной жизни.  Нет ни одного социального аспекта поведения подростка, на которые не оказала влияние семья.[48,109].

Агрессивность ребенка можно выявить по следующим признакам:

1.Частые  случаи действий против других детей (насмешки, побои, лишение какого-либо предмета).

2.Частые эпизоды гневных выкриков или приступы плохого настроения.

3.Постоянное противоречие родителям и другим авторитетным взрослым.

4.Многочисленные поступки, направленные на разрушение.

Деятельность средств массовой информации наложила значительный отпечаток на психику подростка – поток  кино, телефильмов, печатной продукции, рекламы, заполненные сценами обмана, насилия, секса – делают подростка агрессивным.

Обилие «детективов», «боевиков», «порнографических фильмов» и т.д.

провоцируют агрессивные формы поведения, делая подростка взрослыми в его собственных глазах. Телевидение не только развлекает и дает информацию, но формирует в детях, подростках суждения, модели поведения.

Основные вопросы, которые вызывают беспокойство:

1.Вредно ли для эмоционального здоровья детей проводить столько времени перед телевизором ( в среднем 3-7 часов). Так ли много телепродукции связано с насилием?

2.Может ли наблюдение сцен насилия на экране формировать жестокость?

Психиаторы и психологи пришли к выводу, что воздействие телевидения  на человека преимущественно негативное. Ученые убеждены в следующем:

·        Подростки в серьезных ситуациях, в игре, в межличностном общении подражают насилию, увиденному на экране.

·        Они склоны отождествлять себя  с определенными жертвами или

агрессорами.

·        Подростки становятся не чувствительными к грубости, жестокости, посмотрев много сцен насилия.

·        Они начинают считать насилие приемлемой формой и моделью поведения и способом решения своих проблем.[59,109].

Представляете себе айсберг, что над водой  - это наше сознание, что под водой, чего мы не видим – подсознание. Наш сознательный ум старается не пропускать все то, что является нездоровым, все то, что не приемлемо для общества.  Сознание подстраивается под базовые программы, заложенные в подсознании. Если вы получаете одновременно команду на сознательном уровне – вы слышите и прочитываете (реклама, фильм), и команду на подсознательном уровне (через изображение). В своем поведении вы подчиняетесь в первую очередь команде, идущей с уровня подсознания. Важно какую информацию мы получаем с экрана телевизора, но еще важнее какая информация находится за кадром.[28,38].

Отдельно следует сказать о музыкальном пристрастии подростков.  В возрасте 11-12 лет у подростков возникает интерес к различным ансамблям, группам, исполнителям.  Во многом он определяется существующей  в молодежной среде, компании сверстников моде на те или иные музыкальные направления. Интерес даже страсть к определенным музыкальным стилям связан с особенностями эмоциональной жизни подростка, с потребностями в эмоциональном насыщении, слова песен являются как бы ответом на многочисленные  мучащие подростка вопросы.[50,123].

Ученые пришли к выводу, что современные музыкальные стили и направления негативно влияют на эмоциональное здоровье людей. Итак, современные направления – рок, поп-музыка, джаз, танго, блюзы, вуду, компьютерная музыка имеют рваный ритм, который не является синхронным с ритмом организма.  Эта музыка создает некоторый тип статического электричества, которое изменяет сердцебиение. Когда вы танцуете, делая резкие, интенсивные движения, энергия выбрасывается, разрушая ауру человека, который ее  слушает. Подросток чувствует  поток энергии, но он течет вниз, что толкает слушателя в депрессию, появляется чувство злобы, раздражения, агрессии, музыка может вызвать головную боль, ухудшение сна, психические и эмоциональные расстройства, подросток чувствует себя опустошенным и усталым.

Что же касается слов  современных текстов песен  - на протяжении всей песни может быть одно слово, растянутое во времени -  смерть, насилие наркотики, самоубийство. Эти слова проникают в подсознание «жертв», слушающих музыку. И человек оказывается запрограммированным на смерть и разрушение, это уничтожение самой жизни. Какая может быть любовь к жизни, когда  все подсознание настроено на ритмы смерти, а в своем поведении человек подчиняется команде, идущей с уровня подсознания.

У нас в стране произошел  полный переворот в культуре  и причина – злоупотребление звуком. Подобная музыка стала частью нашей жизни, она звучит как музыкальный фон в общественных местах, все, что мы покупаем, вся одежда, пища,  пропитана этим звуком.  Если она насаждается еще более интенсивно и агрессивно то становится умоубийством.  Датский психолог  Д. Мирло предложил этот термин. Он сказал: «Убийство разума разработано по всем правилам науки, чтобы люди добровольно подчинились дисциплине недумания, стали подобно роботам, рабами».[29,43].

Душа воспринимает эту музыку, как насилие, но по мере того как она становится частью нашей культуры, мы привыкаем к ней, так происходит с другими вредными привычками, будь то привычка к алкоголю, никотину, наркотикам или  любая другая  зависимость, мы хотим этой музыки все больше и больше, потому что она забирает у слушателя всю энергию, и «жертвам» приходится слушать и слушать, чтобы получить дополнительный стимул. Это настоящая зависимость от ритмов, противостоящих ритму организма. Если разум и чувства человека расстроены, желания не очищены, он может выбрать то, что не бросает вызов его стандартам, а потакает избранным им порочным нормам. Так обесценивается искусство и другие ценности.

Информация о работе Психолого-педагогические условия снижения агрессивности подростков