Психолого-педагогические условия снижения агрессивности подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 14:57, дипломная работа

Описание

Цель исследования: выявить основные особенности личности у агрессивных подростков; разработать программу коррекции личностных особенностей агрессивных подростков. В нашей работе мы поставили следующие задачи:
1.В теоретическом анализе рассмотреть основные подходы к объяснению причин возникновению агрессии у подростков.
2. Выявление наиболее важных психологических особенностей личности агрессивных подростков.
3. Диагностика личностных качеств подростков.
4. Диагностика исходного уровня психологических особенностей агрессивных подростков.
5. Установление зависимости между агрессивным поведением и личностными особенностями подростков.
6. Формирование экспериментальной группы подростков из числа учащихся, у которых в результате обследования выявлен высокий уровень агрессии.
7. Разработка и реализация коррекционной программы по снижению состояния агрессии у подростков.
8. Контрольно – диагностическое обследование после коррекционной работы.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические аспекты создания психолого-педагогических условий снижения агрессивности подростков.
1.1.Агрессия как психологический феномен и педагогическая проблема…..
1.2.Писхологические особенности проявления агрессивного поведения подростков…… 14
1.3.Комплекс психолого-педагогических условий, влияющих на снижение агрессивности подростков…………………………………………………..
Выводы по I главе……………………………………………………….…....26
Глава II. Экспериментальное исследование условий агрессивного поведения подростков.
2.1. Диагностика проявления агрессии подростков………………………….
2.2. Проведение работы по снижению агрессивности подростков результаты формирующего эксперимента………………………………………………
2.3. Общая характеристика программы психологической коррекции особенностей личности агрессивных подростков

Работа состоит из  1 файл

agressiya_podrostkov.doc

— 778.00 Кб (Скачать документ)

Таким образом,  причинами агрессивности  выступает экономическая и социальная обстановка в стране, личностные особенности ребенка – темперамент, характер, конфликтность, нарушение эмоциональных связей в семье,  характер и условия семейного воспитания.

 

 Глава II.  Экспериментальное исследование условий агрессивного поведения подростков.

2.1. Диагностика проявления агрессии подростков и коррекция психологических особенностей личности

агрессивных  подростков

Объект исследования: агрессивное поведение подростков.    

Предмет исследования: психологические особенности личности агрессивных подростков.

     Цель исследования: выявить основные особенности личности агрессивных подростков; разработать программу коррекции личностных особенностей агрессивных подростков.

     Гипотеза исследования: агрессивное поведение подростков обусловлено определенным набором психологических особенностей личности и уровнем их проявления у конкретного человека.

Исследование проводилось на базе МОУ ООШ № 18сельского поселения «Поселок Солони» Верхнебуреинского района.

 

В исследовании принимали участие учащиеся восьмых классов – в количестве 36 человек – 15 мальчиков и 21 девочка.

В школе работает психолог. Основные направления работы психолога: просветительская, диагностическая, коррекционная, профилактическая деятельности. Работа строится по запросам администрации школы, учителей, родителей учащихся. В настоящее время психолог работает с начальными классами, занимается вопросами готовности детей к школе и адаптацией учащихся. Вопросами агрессии, агрессивного поведения подростков не занимается.

С учащимися подросткового возраста не работает, хотя учителя обращаются по поводу плохого поведения и низкой успеваемости. Проводятся беседы- консультации с учителями, родителями, детьми, развивающие и коррекционные занятия.

Воспитательная работа в школе строится на основе правовой базы. Цель воспитательной работы: создание атмосферы толерантности в детско-взрослом коллективе.

Основные задачи:

1) определение путей обновления воспитательной системы школы.

2) разработка системы мероприятий, направленных на формирования самосознания здорового образа жизни.

3) обеспечение формирования информационного поля по развитию гражданско-патриотического воспитания.

Для решения задач проводится комплексный анализ работы классных

руководителей, проведение мониторингов, проведение родительских собраний. Прямой работы с агрессивными подростками не проводится, хотя в школе работает совет по профилактике – работа ведется с «трудными» учащимися, которые состоят на ВШУ (внутри школьный учет). В течение года классные руководители выходят в трудные семьи, проводятся встречи с инспектором ИДН (инспекция по делам несовершеннолетних), врачами наркологического диспансера, психологом; оформляют информационные стенды, круглые столы, семинары, конференции. Школа организует каникулы с целью занятости учащихся, которые находятся на ВШУ.

Исследование проводилось в несколько этапов:

1.Подготовительный этап: беседа с администрацией, учителями, психологом, учащимися школы, подбор методик, формирование первичной выборки.

2. Констатирующий этап: подготовка к диагностическому обследованию, обработка результатов, анализ и обсуждение результатов, формирование коррекционной группы, описание психологических особенностей личности  агрессивных подростков.

3. Разработка и реализация коррекционной программы.

4. Контрольный этап: диагностика уровня сформированности особенностей личности агрессивных подростков.

     На подготовительном этапе была проведена беседа с директором школы, с его заместителем  по воспитательной работе.

Директор школы для исследования  выделила  два восьмых класса, в которых один классный руководитель. Один класс заявлен как «благополучный», второй как «проблемный», так как в нем обучаются дети из неблагополучных семей.

Заместитель директора по воспитательной работе рассказала о методах воспитательной работы  в школе, о способах работы с трудными учащимися.

В беседе с классным руководителем  мы попросили его по внешним  признакам выделить группу подростков, склонных к агрессивному поведению в разных классах, на основе собственного наблюдения. Учителем была выделена группа агрессивных подростков в количестве 14 человек.

    

 

 

   2.2. Диагностика исходного уровня и анализ психологических       

                   особенностей агрессивных подростков                  

Для  диагностики психологических особенностей личности агрессивных подростков нами была использована комплексная психодиагностикая методика исследования личностных качеств FPI, Басса-Дарки.

Цель методики FPI: исследования уровня развития психологических особенностей личности.

Инструкция: ответьте «да» на те положения, с которыми Вы согласны и «нет» на те,  с которыми Вы не согласны.

Оценка результатов: оценки уровня развития обследуемых качеств осуществляется на основе таблицы стенов, и их результаты определяются как высокие: 9-7, средние: 6-4, низкие: 1-3.

Цель методики Басса-Дарки: выявление подростков, склонных к агрессивному поведению.

Инструкция: ответьте «да» на те положения, с которыми Вы согласны и «нет» на те,  с которыми Вы не согласны.

Оценка результатов: опросник выявляет агрессивные и враждебные реакции. Норма агрессивности: 21+4; норма враждебности: 7+3.

Для диагностики, выделенных показателей в результате теоретического анализа были использованы тесты – опросники: Басса – Дарки  и FPI.  Для диагностики уровня агрессивности был использован тест Басса – Дарки, а для диагностики психологических особенностей агрессивных подростков  тест – FPI.

    Результаты диагностики по тесту Басса – Дарки зафиксированы в таблице №1   

                                                                      Таблица №1

                Уровни агрессивного поведения подростков                

    

Ф.А

Показатели

 

Ф.А.

К.А.

РАЗ.

НЕГ.

ОБ.

ПОД.

В.А.

Ч.В

ИА

АВ

1

Эльвира Б.

7

5

7

3

6

7

10

7

24

13

2*

Лена С.

9

8

9

4

4

8

13

7

31

12

3

Катя Н.

4

6

5

3

6

5

7

5

16

11

4

Лена Д.

7

7

4

4

3

8

9

4

20

11

5

Ира Т.

8

5

8

4

3

7

8

5

24

10

6

МаринаП.

5

7

7

0

5

5

5

6

17

10

7

НаташаЖ.

2

2

3

2

5

5

7

5

12

10

8

ИринаТ.

2

4

4

4

2

4

7

7

13

6

9*

Вика А.

10

9

6

5

6

8

13

8

29

15

10

Аня Г.

7

6

5

3

2

7

10

8

22

9

11

МаргаритаР.

6

5

6

4

3

4

12

5

24

7

12

Марина М.

8

7

4

4

3

7

11

2

23

10

13*

Надя Е.

9

6

6

3

3

8

11

5

26

11

14

Даша В.

8

6

3

3

4

5

8

4

19

9

15

Кристина С.

6

5

6

4

3

6

7

6

19

9

16

Марика С.

8

6

6

3

4

5

10

7

24

9

17

Ани А.

8

7

6

2

3

5

7

7

20

8

18

Марита Б.

5

6

3

4

5

3

10

5

18

8

19

Ксения К.

8

7

4

4

3

4

8

6

20

7

20

Лери К.

9

3

7

5

6

6

7

8

23

12

21

Саша П.

4

4

1

2

3

6

5

6

10

9

22

Никита А.

8

8

7

4

5

7

10

6

25

12

23

Олег М.

8

3

7

3

3

6

8

7

23

9

24

Алексей А.

9

5

8

3

3

6

7

9

24

9

25*

Сергей Р.

10

6

6

5

5

9

10

7

26

14

26

Саша Т.

7

6

6

3

2

5

8

6

21

7

27

Вова Х.

6

3

7

3

2

6

11

7

24

8

28

Артем П.

9

6

5

5

4

8

10

7

24

12

29

Женя К.

8

4

3

3

4

5

7

7

18

9

30

Женя П.

8

6

4

4

4

5

8

8

20

9

31

Виталий А.

7

3

4

3

3

4

7

2

18

7

32

Артем Н.

1

2

8

1

5

6

7

8

16

11

33

Дима Д.

7

4

8

3

6

6

9

8

24

12

34*

Влад О.

9

9

10

4

3

3

10

1

29

6

35

Влад Ч.

7

7

7

4

7

7

10

4

24

14

36

Дима Г.

8

7

6

5

6

9

9

8

23

15


 

В результате анализа полученных данных высокий уровень физической агрессии зафиксирован у 75% - 27 человек; косвенной агрессии - 30,5% - 11 человек; склонности к раздражению зафиксирован у 33,3% - 12 человек; негативизма наблюдается 47,2% - 17  человек; Обиды у 22,2% - 8  человек; подозрительности - 38,9% - 14  человек; вербальной агрессии у 50% -18  человек; чувства вины - 50%     18   человек. Средний уровень физической агрессии зафиксирован у 16,6% - 6 человек; косвенной агрессии  у 47,2% - 17человек; склонности к раздражению -  52,7% - 19  человек; негативизма - 44,4% - 16  человек; обиды выявлен у 66,7% - 24  человек; подозрительности - 52,7% - 19  человек; вербальной агрессии - 50% - 18  человек; чувства вины - 38,9% - 14 человек. Низкий уровень физической агрессии выявлен у  8,3% - 3 человека; косвенной агрессии - 16,7% - 6  человек; склонности к раздражению у 13,8% -  5 человек; негативизма у 5,5% - 2 человека; обиды -11,1%  - 4 человека; подозрительности зафиксирован у 5,5%  - 2   человека; вербальной агрессии не выявлен; чувства вины - 8,3%       3   человека.         

Анализ показал, что только 5 человек из всех испытуемых  склонны к проявлению агрессивного поведения. Лена С. (ИА) – 31; (ИВ) – 12, Вика А. (ИА) – 29; (ИВ) – 15, Надя Е. (ИА) – 26; (ИВ) – 11, Сергей Р.  (ИА) – 26; (ИВ) – 14, Влад О. (ИА) – 29; (ИВ) – 6. Данные, полученные при обследовании, совпадают с данными учителя, который выделил тех же школьников по субъективному критерию.

          Высокие показатели агрессивности, выявленные у пятерых         

                подростков, сведены в отдельную таблицу №2               

                                                                      Таблица №2

    

Показатели

Уровни

высокий

средний

низкий

Физическая

Агрессия

100%

-

-

Косвенная

Агрессия

50%

40%

10%

Раздражение

40%

60%

-

Негативизм

50%

20%

30%

Обида

50%

50%

-

Подозрительность

75%

25%

-

Вербальная

Агрессия

100%

-

-

Чувство вины

70%

30%

-


 

Результаты диагностики по тесту FPI зафиксированы в таблице №3

                                                                       Таблица№3

                  Психологические особенности подростков                 

    

Ф.И.

Показатели

 

Н

СА

ДЕП

РАЗ

ОБЩ

УР

РА

ЗАС

ОТ

ЭИ

ЭЛ

МФ

1

Эльвира Б.

8

5

7

7

6

4

6

6

6

6

8

8

2*

Лена С.

9

9

7

9

5

6

9

5

4

6

8

8

3

Катя Н.

5

5

5

5

6

6

6

6

8

7

6

3

4

Лена Д.

6

5

6

6

7

6

6

6

8

8

7

5

5

Ира Т.

8

5

7

7

6

4

6

6

8

6

6

5

6

Марина П.

7

5

8

7

2

4

4

6

8

4

7

1

7

НаташаЖ.

7

7

8

5

4

3

6

5

6

4

7

2

8

ИринаТ.

6

5

4

3

4

8

6

6

8

4

4

8

9*

Вика А.

6

8

6

9

9

5

9

5

5

9

7

9

10

Аня Г.

7

7

6

6

5

8

7

7

8

8

6

5

11

Маргарита Р.

4

5

4

5

5

6

8

3

8

6

3

5

12

Марина М.

4

7

3

7

9

8

8

5

9

9

4

9

13*

Надя Е.

7

8

6

7

9

6

8

5

3

9

6

9

14

Даша В.

7

7

8

6

4

8

6

6

9

7

7

6

15

Кристина С.

4

1

4

5

9

4

7

5

5

6

4

6

16

Марика С.

6

6

6

8

6

6

9

9

8

7

7

6

17

Ани А.

7

7

6

8

8

8

7

6

8

8

8

8

18

Марита Б.

4

4

4

6

8

6

5

6

8

8

5

5

19

Ксения К.

6

7

6

9

4

8

9

7

9

8

7

8

20

Лери К.

8

6

7

7

5

7

9

5

7

6

6

8

21

Саша П.

4

1

6

3

4

3

5

6

4

3

6

3

22

Никита А.

9

9

9

9

4

6

9

7

6

9

8

8

23

Олег М.

5

1

4

5

8

5

7

1

3

6

3

5

24

Алексей А.

7

8

8

7

7

8

9

9

6

7

8

5

25*

Сергей Р.

8

5

7

8

6

5

9

7

6

6

6

8

26

Саша Т.

4

5

4

4

6

5

5

5

4

6

2

9

27

Вова Х.

4

4

6

7

5

5

7

7

5

9

4

5

28

Артем П.

6

5

7

7

4

8

9

6

4

7

5

8

29

Женя К.

8

8

7

7

4

9

7

7

9

7

6

6

30

Женя П.

6

8

6

8

4

5

9

7

8

9

5

8

31

Виталий А.

5

3

4

5

8

8

5

7

8

7

5

8

32

Артем Н.

6

3

6

5

8

5

7

6

9

7

5

8

33

Дима Д.

8

8

8

8

5

6

9

7

4

8

6

8

34*

Влад О.

8

9

8

9

5

6

9

7

5

7

8

6

35

Влад Ч.

8

9

9

8

5

6

5

7

4

8

8

6

36

Дима Г.

8

8

7

8

5

6

7

8

5

8

8

6

Информация о работе Психолого-педагогические условия снижения агрессивности подростков