Пути совершенствования педагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 17:09, курсовая работа

Описание

Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Работа состоит из  1 файл

курсач1.docx

— 44.65 Кб (Скачать документ)

     Введение 

     Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет собой  особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших  поколений младшим накопленных  человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного  развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в  обществе.

     Очевидно, что эту деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, общественные организации, руководители предприятий  и учреждений, производственные и  другие группы, а также в известной  мере средства массовой информации. Однако в первом случае эта деятельность - профессиональная, а во втором - общепедагогическая, которую вольно или невольно осуществляет каждый человек и по отношению  к самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием. Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, профессионально-технических  училищах, средних специальных и  высших учебных заведениях, учреждениях  дополнительного образования, повышения  квалификации и переподготовки.

     Для проникновения в сущность педагогической деятельности необходимо обратиться к  анализу ее строения, которое можно  представить как единство цели, мотивов, действий (операций), результата. Системообразующей  характеристикой деятельности, в  том числе и педагогической, является цель (А.Н.Леонтьев).

     Цель  педагогической деятельности связана  с реализацией цели воспитания, которая  и сегодня многими рассматривается  как идущий из глубины веков общечеловеческий идеал гармонично развитой личности. Эта общая стратегическая цель достигается  решением конкретизированных задач  обучения и воспитания по различным  направлениям.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Педагогическая деятельность как общественное явление. Понятие педагогической деятельности

      

     Успехи  в обучении и воспитании детей  определяются множеством факторов, каждый из которых является достаточно весомым, и пренебрежение этими факторами  неизбежно ведет к неудаче. Ряд  таких факторов мы уже рассмотрели  в третьей части учебника. Это—методика обучения и воспитания, возрастные особенности детей, наличный уровень  их развития и другое. Кроме перечисленных, важным фактором детского развития является сам педагог, который берет на себя роль учителя и воспитателя. В этом разделе учебника мы обсудим  то, что касается личности педагога, его профессиональной деятельности, требований, предъявляемых к нему, и путей профессионального самосовершенствования.

     Профессиональный  педагог—это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и  воспитание детей. Остальные взрослые люди, включая родителей ребенка, заняты своими профессиональными проблемами и домашними заботами и не могут  много времени уделять детям. Если бы обучением и воспитанием  детей не занимались педагоги, то через  несколько поколений общество прекратило бы свое развитие. Новое поколение  людей оказалось бы просто недостаточно подготовленным для того, чтобы поддерживать социальный, экономический и культурный прогресс.

     В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая  требует особого внимания, и там, где его место занимают недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают дети, причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Это требует  от общества создания таких условий, чтобы среди учителей и воспитателей оказывались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуально и  морально к работе с детьми, а  это по плечу далеко не каждому человеку.

     В мире существует множество профессий, и все они отличаются друг от друга  той деятельностью, которую осуществляют.

     Педагогическая деятельность (далее – ПД) – особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими и другими целями общества.

     ПД  есть сознательное вмешательство взрослых людей в объективно-закономерный общественно-исторический процесс  воспитания детей.

     Цель  этого вмешательства – преобразование человеческой природы в «развитую  специфическую рабочую силу» (К. Маркс), подготовка члена общества.

     ПД  организует объективный процесс  воспитания, ускоряет и улучшает подготовку детей к жизни, т.к. она (ПД) вооружена:

    • педагогической теорией (теоретическими знаниями);
    • педагогическим опытом (практическим опытом);
    • системой специальных учреждений.

     Кратко  охарактеризуем роль педагогической теории в ПД. ПД опирается на научную  педагогическую теорию, которая занимается изучением:

    • законов воспитания;
    • воспитательного влияния жизненных условий;
    • их требований к человеку.

     Тем самым научная педагогическая теория вооружает педагогическую деятельность достоверными знаниями, помогает ей стать  глубоко осознанной, эффективной, способной  к разрешению возникающих противоречий.

     Начальный компонент педагогической деятельности – знание педагогом потребностей, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых  к человеку (т.е. учитель должен знать, какого человека надо воспитывать для  общества).

     Второй  компонент ПД – многообразные  научные знания, умения, навыки (ЗУН), накопленные человеком в области  производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям. В результате освоения этих основ  у человека формируется осознанное отношение к жизни – мировоззрение.

     Третий  компонент ПД – собственно педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция.

     Четвертый компонент ПД – высочайшая гражданская, нравственная, эстетическая, экологическая и др. культура ее носителя.

     Сущность  педагогической деятельности позволяет  выделить ряд определенных профессиональных предписаний (функций), выполнение которых  обеспечивает эффективность учебно-воспитательного процесса.

     В педагогической литературе рассматриваются  следующие функции педагогической деятельности.

     Функция развивающая является ведущей в  деятельности педагога. Она сама объединяет ряд функций:

  • гностическую (познавательную), включающую умения накапливать необходимые знания, работать с литературой, изучать опыт коллег, познавать, осваивать средства воспитательного воздействия и т.д.;
  • исследовательскую, включающую умения определять проблему для обсуждения и исследования, анализировать научную литературу, выдвигать гипотезы и задачи исследования, проблемно ставить вопросы и т.д.;
  • информационную, включающую умения пользоваться речевой выразительностью, точно, кратко, логично излагать материал и добиваться понимания, пользоваться различными методами изложения, активизировать детей в процессе усвоения материала и т.д.;
  • побудительную, включающую умения возбуждать интерес, внимание, побуждать к активности, переводить знания в практические действия, оценивать деятельность, поступки, закреплять знания и умения детей в соответствии с возрастом и т.д.

     Конструктивно-организаторская  функция направлена на организацию  педагогического процесса, обеспечивающую его эффективность. Она включает в себя ряд умений: планировать  педагогический процесс, подбирать  материал, методы, приемы, средства для  содержательной (учебной, игровой, трудовой) деятельности и т.д., организовывать выполнение режима в разных возрастных группах, организовывать развивающую  среду и использовать её в качестве средства воспитания личности ребенка и т.п.

     Диагностическая функция направлена на определение  состояния воспитуемых и педагогического  процесса в целях определения  правильной стратегии и тактики  воспитательно-образовательной работы. Она включает умения определять особенности физического и психического состояния детей и учитывать это в собственной деятельности, осуществлять учет и контроль эффективности учебно-воспитательной работы в целом, устанавливать соответствие знаний, умений и навыков поведения требованиям программы, видеть связи развития ребенка с использованием различных методов учебно-воспитательной работы и т.д.

     Координирующая  функция направлена на объединение  и согласование содержания и направленности педагогических воздействий на ребенка  осуществляемых в системе общественного  и семейного воспитания. Она предполагает умения: устанавливать деловые контакты с родителями и коллегами, участвовать  в педагогическом просвещении родителей, раскрывать им содержание, методы общественного  воспитания, побуждать родителей  к активному участию в работе ДОУ и т.д.

     Коммуникативная функция требует от педагога высоких  нравственных качеств и черт характера, проявляющихся в умении быть в  общении с детьми всегда доброжелательным, тактичным, приветливым и вежливым.

     Материнская функция проявляется в обеспечении  положительного эмоционального состояния  ребенка, в охране жизни и здоровья, доверенных педагогу детей, в обеспечении  их нормального психического и физического развития.

     Преобразовательная  функция требует от педагога проявления творческого подхода к организации  учебно-воспитательного процесса.

     Обязательным  условием оптимального построения учебно-воспитательного  процесса в любом образовательном  учреждении является реализация всех педагогических функций в совокупности.

     Функции ПД направлены на формирование разносторонне развитой личности учащихся.

     Центральным звеном всякой педагогической деятельности являются цели воспитания детской личности. Цель – это предвидение желаемого, возможного конечного результата деятельности.

     Педагогическая  цель отражает в себе философские, экономические, нравственные, правовые, эстетические, биологические представления общества о совершенном человеке и его  предназначении в жизни общества.

     Значит, цели работы учителя определяются обществом, т.е. учитель не свободен в выборе конечных результатов своего труда.

     Но  конкретные задачи, исходящие из цели, учитель должен выдвигать сам, сообразуясь  с педагогическими условиями. Деятельность учителя – всегда творческая деятельность по управлению другой деятельностью  – деятельностью учащихся. При  этом учитель должен выстраивать  логику своей деятельности с опорой на потребности и интересы воспитанника и преобразовывать их в заданные обществом цели учебно-воспитательной работы.

     В качестве цели-идеала обычно выступает  идея всестороннего развития всех сущностных сил человеческой личности, ее возможно полная физическая, интеллектуальная и духовно-нравственная самореализация; бесконечное совершенствование  человека и общества на этой основе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Совершенствование педагогической деятельности, педагогической профессии невозможно без знаний других наук о человеке, его развитии и формировании.

     Педагогика  связана с социологией, экономикой, биологией, психологией (прежде всего  с возрастной психологией) и физиологией. Чем выше уровень развития педагогической науки, тем больше ученые и учителя-практики опираются на знания других наук о  человеке, используя их для более  глубокого осмысления сущности педагогического  процесса. Не случайно в школах появилась  должность консультанта-психолога, учащиеся школ и детских садов  должны систематически проходить всесторонний медицинский осмотр и т. п.  

     При создании государственных стандартов образования учитываются в обязательном порядке психологические особенности  возраста детей, при разработке содержания образования используется весь комплекс наук о природе, обществе, мышлении и созидательной деятельности человека. Связь педагогики и социологии отразилась в сравнительно молодой науке - социальной педагогике, что, в свою очередь, привело к новой педагогической специальности - социального педагога, организатора воспитательной деятельности с детьми по месту жительства, просветительской работы среди родителей, направленной на усиление их связи со школами и детскими садами и, наконец, на создание в микрорайоне, селе, поселке воспитывающей среды, целостной воспитательной системы.

Информация о работе Пути совершенствования педагогической деятельности