Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 17:09, курсовая работа
Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
Введение
Смысл
педагогической профессии выявляется
в деятельности, которую осуществляют
ее представители и которая
Очевидно,
что эту деятельность осуществляют
не только педагоги, но и родители, общественные
организации, руководители предприятий
и учреждений, производственные и
другие группы, а также в известной
мере средства массовой информации. Однако
в первом случае эта деятельность
- профессиональная, а во втором - общепедагогическая,
которую вольно или невольно осуществляет
каждый человек и по отношению
к самому себе, занимаясь самообразованием
и самовоспитанием. Педагогическая
деятельность как профессиональная
имеет место в специально организованных
обществом образовательных
Для проникновения в сущность педагогической деятельности необходимо обратиться к анализу ее строения, которое можно представить как единство цели, мотивов, действий (операций), результата. Системообразующей характеристикой деятельности, в том числе и педагогической, является цель (А.Н.Леонтьев).
Цель
педагогической деятельности связана
с реализацией цели воспитания, которая
и сегодня многими
1. Педагогическая деятельность как общественное явление. Понятие педагогической деятельности
Успехи
в обучении и воспитании детей
определяются множеством факторов, каждый
из которых является достаточно весомым,
и пренебрежение этими
Профессиональный педагог—это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей. Остальные взрослые люди, включая родителей ребенка, заняты своими профессиональными проблемами и домашними заботами и не могут много времени уделять детям. Если бы обучением и воспитанием детей не занимались педагоги, то через несколько поколений общество прекратило бы свое развитие. Новое поколение людей оказалось бы просто недостаточно подготовленным для того, чтобы поддерживать социальный, экономический и культурный прогресс.
В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают дети, причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди учителей и воспитателей оказывались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуально и морально к работе с детьми, а это по плечу далеко не каждому человеку.
В мире существует множество профессий, и все они отличаются друг от друга той деятельностью, которую осуществляют.
Педагогическая деятельность (далее – ПД) – особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими и другими целями общества.
ПД
есть сознательное вмешательство взрослых
людей в объективно-
Цель
этого вмешательства –
ПД организует объективный процесс воспитания, ускоряет и улучшает подготовку детей к жизни, т.к. она (ПД) вооружена:
Кратко охарактеризуем роль педагогической теории в ПД. ПД опирается на научную педагогическую теорию, которая занимается изучением:
Тем самым научная педагогическая теория вооружает педагогическую деятельность достоверными знаниями, помогает ей стать глубоко осознанной, эффективной, способной к разрешению возникающих противоречий.
Начальный
компонент педагогической деятельности
– знание педагогом потребностей,
тенденций общественного
Второй
компонент ПД – многообразные
научные знания, умения, навыки (ЗУН),
накопленные человеком в
Третий компонент ПД – собственно педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция.
Четвертый компонент ПД – высочайшая гражданская, нравственная, эстетическая, экологическая и др. культура ее носителя.
Сущность
педагогической деятельности позволяет
выделить ряд определенных профессиональных
предписаний (функций), выполнение которых
обеспечивает эффективность учебно-
В
педагогической литературе рассматриваются
следующие функции
Функция развивающая является ведущей в деятельности педагога. Она сама объединяет ряд функций:
Конструктивно-
Диагностическая
функция направлена на определение
состояния воспитуемых и
Координирующая функция направлена на объединение и согласование содержания и направленности педагогических воздействий на ребенка осуществляемых в системе общественного и семейного воспитания. Она предполагает умения: устанавливать деловые контакты с родителями и коллегами, участвовать в педагогическом просвещении родителей, раскрывать им содержание, методы общественного воспитания, побуждать родителей к активному участию в работе ДОУ и т.д.
Коммуникативная функция требует от педагога высоких нравственных качеств и черт характера, проявляющихся в умении быть в общении с детьми всегда доброжелательным, тактичным, приветливым и вежливым.
Материнская
функция проявляется в
Преобразовательная
функция требует от педагога проявления
творческого подхода к
Обязательным условием оптимального построения учебно-воспитательного процесса в любом образовательном учреждении является реализация всех педагогических функций в совокупности.
Функции ПД направлены на формирование разносторонне развитой личности учащихся.
Центральным звеном всякой педагогической деятельности являются цели воспитания детской личности. Цель – это предвидение желаемого, возможного конечного результата деятельности.
Педагогическая
цель отражает в себе философские, экономические,
нравственные, правовые, эстетические,
биологические представления
Значит, цели работы учителя определяются обществом, т.е. учитель не свободен в выборе конечных результатов своего труда.
Но конкретные задачи, исходящие из цели, учитель должен выдвигать сам, сообразуясь с педагогическими условиями. Деятельность учителя – всегда творческая деятельность по управлению другой деятельностью – деятельностью учащихся. При этом учитель должен выстраивать логику своей деятельности с опорой на потребности и интересы воспитанника и преобразовывать их в заданные обществом цели учебно-воспитательной работы.
В
качестве цели-идеала обычно выступает
идея всестороннего развития всех сущностных
сил человеческой личности, ее возможно
полная физическая, интеллектуальная
и духовно-нравственная самореализация;
бесконечное совершенствование
человека и общества на этой основе.
Совершенствование педагогической деятельности, педагогической профессии невозможно без знаний других наук о человеке, его развитии и формировании.
Педагогика
связана с социологией, экономикой,
биологией, психологией (прежде всего
с возрастной психологией) и физиологией.
Чем выше уровень развития педагогической
науки, тем больше ученые и учителя-практики
опираются на знания других наук о
человеке, используя их для более
глубокого осмысления сущности педагогического
процесса. Не случайно в школах появилась
должность консультанта-
При
создании государственных стандартов
образования учитываются в
Информация о работе Пути совершенствования педагогической деятельности