Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 17:09, курсовая работа
Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
В деятельности социального педагога не последнюю роль играет народная культура, особенно ее традиции:
семейные, трудовые, празднично-игровые. Именно народные традиции, внедряемые и развиваемые в среде, где ребенок живет, становятся тем основанием, на котором может строиться целенаправленная воспитательная деятельность учителей, воспитателей, социальных педагогов и просто людей, заинтересованных в воспитании нового поколения, любящих детей. Например, интересными для любого возраста будут праздник «Масленица», Новый год. Праздник урожая, День Победы; соревнования по народным видам спорта. Принимать участие могут все, а сколько разнообразных развлечений будет задействовано:
и различные народные игры, и изготовление скульптур из снега или песка в зависимости от времени года, и конкурс на лучшую выпечку, и лучшую народную пляску. Всем весело, интересно, познавательно.
Педагогика не просто берет из народной культуры какой-то элемент (в нашем случае - праздник) и знакомит с ним учащихся. Она его педагогизирует, т. е. включает в учебно-воспитательную систему как средство достижения целей воспитания.
В современных условиях возрастает удельный вес комплексных исследований, когда ученые, работающие в различных областях научного знания, объединенными усилиями изучают сложную проблему воспитания или совокупность проблем. Скажем, экономисты исследуют экономические предпосылки и результаты организации образования, социологи - общественные условия, в которых оно осуществляется, деятели различных отраслей научного знания - тенденции развития наук о природе, обществе, мышлении и созидательной деятельности человека, которые могут быть существенными для воспитания, в особенности для того, чтобы определить содержание общего образования. Они вместе с тем предвосхищают и фиксируют те требования, которые общество должно предъявить к образованию в обозримом будущем.
Новые отношения между педагогикой и другими науками возникают там, где в педагогических исследованиях используются методы, разработанные в других науках, например математике, социологии, психологии, технике. Эти методы применяются с учетом специфики предмета педагогики. Все более широко в педагогических исследованиях используются технические средства (магнитофон, кино и телевидение).
Осуществление качественно новых связей педагогики с другими науками является сегодня существенной предпосылкой быстрого продвижения к новому педагогическому знанию.
Таким образом, необходимо уяснить, как непедагогические знания могут ассимилироваться педагогикой. Но всегда надо помнить о том, что:
1. Систему педагогических знаний нельзя вывести из какой-либо другой научной дисциплины.
2.
Данные других наук необходимы
для разработки педагогической
теории и практических
3.
Существенная особенность
2.
Основные направления
совершенствования
и коррекции педагогической
деятельности
На
любом этапе профессиональной карьеры
педагог должен иметь возможность
для развития собственного опыта
и профессионального мышления, которые
являются важнейшими компонентами его
психолого-педагогической культуры наряду
с активной педагогической позицией,
профессионально-значимыми
Педагог проектирует
Проектирование
образовательной программы –
деятельность по созданию (разработке)
проекта (программы), созданию «образа
будущего» предполагаемого
Для проектирования педагогу важно представлять:
- границы и уровень собственной компетентности в рамках целей проекта;
- необходимые приоритеты
- сильные стороны личного опыта,
- области своих возможных
Педагогический труд
Из выделенных П.Ф. Каптеревым объективных и субъективных факторов, необходимых для педагогической деятельности, можно увидеть, какими свойствами профессионализма должен обладать педагог, для наиболее эффективного осуществления своей профессиональной деятельности и ее совершенствования:
- первое свойство –
- второе свойство –
Показателями результативности
профессиональной деятельности
педагога дополнительного
с одной стороны:
- участие и достижения
- успешное освоение ими
- увлеченное отношение детей к делу, которым они занимаются;
- ранняя профессиональная
с другой стороны: собственный
профессиональный рост
Процесс проектирования в
1. Предварительное изучение
2. Последующее структурирование
и дифференциация этих
3. Анализ возможностей имеющихся
учебных предметов и дисциплин
в решении обозначенных
4. Построение стратегических
5. Дальнейшая концептуальная
Совершенствование
В процессе проектирования
- способность быстро
- быстрое оценивание ситуации
и своих профессиональных
- самоанализ собственной
- наработка новых способов
- способность к самообразованию,
- владение методами
Ценностные отношения:
- установка на использование
дополнительных источников
- установка на формирование
Знания:
- координаты библиотек (района, города,
страны), в которых сосредоточена
основная информация по
- возможности фондов библиотеки
своего образовательного
- виды библиотечных каталогов;
- перечень наиболее известных поисковых систем в Интернете;
- правила составления и
При
проектировании основная роль преподавателя
заключается в управлении различными
видами деятельности и установлении
между ними связей. В итоге происходит
перевод профессиональной деятельности
педагога на более высокую ступень,
т.е. действительно идет повышение
профессионализма, увеличение уровня
компетентности, формирование индивидуальной
или корпоративной культуры, становление
педагогического мастерства. Проектирование
приобретает организационно-
Проектная деятельность носит
поисково-порождающий характер. В
ходе совместной проектной
Информация о работе Пути совершенствования педагогической деятельности