Пути совершенствования педагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 17:09, курсовая работа

Описание

Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Работа состоит из  1 файл

курсач1.docx

— 44.65 Кб (Скачать документ)

     В деятельности социального педагога не последнюю роль играет народная культура, особенно ее традиции:

     семейные, трудовые, празднично-игровые. Именно народные традиции, внедряемые и развиваемые  в среде, где ре­бенок живет, становятся тем основанием, на котором может строиться целенаправленная воспитательная деятель­ность учителей, воспитателей, социальных педагогов и просто людей, заинтересованных в воспитании нового поколения, любящих детей. Например, интересными для любого возраста будут праздник «Масленица», Новый год. Праздник урожая, День Победы; соревнования по народным видам спорта. Принимать участие могут все, а сколько разнообразных развлечений будет задействовано:

     и различные народные игры, и изготовление скульптур из снега или песка  в зависимости от времени года, и конкурс на лучшую выпечку, и  лучшую народную пляску. Всем весело, интересно, познавательно.

     Педагогика  не просто берет из народной культуры какой-то элемент (в нашем случае - праздник) и знакомит с ним учащихся. Она его педагогизирует, т. е. включает в учебно-воспитательную систему как средство достижения целей воспитания.

     В современных условиях возрастает удельный вес комплексных исследований, когда  ученые, работающие в раз­личных областях научного знания, объединенными усилиями изучают сложную проблему воспитания или сово­купность проблем. Скажем, экономисты исследуют экономические предпосылки и результаты организации обра­зования, социологи - общественные условия, в которых оно осуществляется, деятели различных отраслей научного знания - тенденции развития наук о природе, обществе, мышлении и созидательной деятельности человека, которые могут быть существенными для воспитания, в особенности для того, чтобы определить содержание общего образования. Они вместе с тем предвосхищают и фиксируют те требования, которые общество должно предъявить к образованию в обозримом будущем.

     Новые отношения между педагогикой  и другими науками возникают  там, где в педагогических исследованиях  используются методы, разработанные  в других науках, например математике, социологии, психологии, технике. Эти методы применяются с учетом специфики предмета педагогики. Все более широко в педагогических исследованиях используются технические средства (магнитофон, кино и телевидение).

     Осуществление качественно новых связей педагогики с другими науками является сегодня существенной предпосылкой быстрого продвижения к новому педагогическому знанию.

     Таким образом, необходимо уяснить, как непедагогические знания могут ассимилироваться педагогикой. Но всегда надо помнить о том, что:

     1. Систему педагогических знаний  нельзя вывести из какой-либо другой научной дисциплины.

     2. Данные других наук необходимы  для разработки педагогической  теории и практических рекомендаций, но педагогика этими данными  не ограничивается, исследуя педагогический  процесс как целостную качественно своеобразную систему.

     3. Существенная особенность педагогики  состоит в том, что она не  просто суммирует данные других  наук, а перера­батывает их так, чтобы это способствовало раскрытию компонентов, закономерных связей и функций педагогиче­ского процесса.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Основные направления  совершенствования  и коррекции педагогической  деятельности 

     На  любом этапе профессиональной карьеры  педагог должен иметь возможность  для развития собственного опыта  и профессионального мышления, которые  являются важнейшими компонентами его  психолого-педагогической культуры наряду с активной педагогической позицией, профессионально-значимыми личностными  качествами, знаниями и умениями, опытом творческого решения задач обучения и воспитания, саморегуляцией личности и культурой поведения. Психолого-педагогическая культура, являясь одной из фундаментальных составляющих духовной культуры личности педагога, призвана решать задачи совершенствования его естественных способностей с тем, чтобы оптимизировать его статус в соответствии с нравственными, социальными, психологическими нормативами, принятыми в обществе.

       Педагог проектирует образовательную  программу для организации своей  профессиональной деятельности  и функционирования детского  коллектива, индивидуальных занятий  (в зависимости от направления  своей деятельности и специфики  преподаваемого предмета).

     Проектирование  образовательной программы –  деятельность по созданию (разработке) проекта (программы), созданию «образа  будущего» предполагаемого результата.

       Для проектирования педагогу  важно представлять:

      - границы и уровень собственной  компетентности в рамках целей  проекта; 

      - необходимые приоритеты развития  проекта и себя как его участника; 

      - сильные стороны личного опыта,  на которые можно будет опереться; 

      - области своих возможных затруднений  при проектировании.

       Педагогический труд изначально  носит творческий исследовательский  характер. Во-первых, при изучении  уникального неповторимого личностного  опыта учащихся. Во-вторых, при построении  индивидуальных траекторий развития  каждого учащегося. В-третьих,  при выявлении сложившегося в  детских коллективах (группах,  объединениях) общего микроклимата  и возможности влияния на него. В-четвертых, при выборе оптимального  стиля педагогической деятельности.

       Из выделенных П.Ф. Каптеревым объективных и субъективных факторов, необходимых для педагогической деятельности, можно увидеть, какими свойствами профессионализма должен обладать педагог, для наиболее эффективного осуществления своей профессиональной деятельности и ее совершенствования:

      - первое свойство – объективного  характера заключается в степени  знания педагогом преподаваемого  предмета, в степени научной подготовки  по данной специальности, по  родственным предметам, в знакомстве  с общими дидактическими принципами  и, в знании детской натуры;

      - второе свойство – субъективного  характера и заключается в  преподавательском искусстве, в  личном педагогическом таланте  и творчестве.

       Показателями результативности  профессиональной деятельности  педагога дополнительного образования  могут быть:

       с одной стороны: 

      - участие и достижения обучающихся  в различных конкурсах, фестивалях, выставках, соревнованиях; 

      - успешное освоение ими образовательной  программы; 

      - увлеченное отношение детей  к делу, которым они занимаются;

      - ранняя профессиональная ориентация  и допрофессиональная подготовка обучающихся.

       с другой стороны: собственный  профессиональный рост педагога  дополнительного образования. 

       Процесс проектирования в контексте  совершенствования профессиональной  деятельности педагога может  включать следующие шаги:

      1. Предварительное изучение реальных  потребностей какой-либо категории  учащихся (населения) в освоении  определенной предметной сферы. 

      2. Последующее структурирование  и дифференциация этих потребностей  по категориям, возрастам и ступеням  образования. 

      3. Анализ возможностей имеющихся  учебных предметов и дисциплин  в решении обозначенных проблем.  Обнаружение пробелов, не позволяющих  полностью удовлетворить выявленные  потребности учащихся в специальных  знаниях, умениях, опыте. 

      4. Построение стратегических линий  развития содержания за счет  усиления межпредметных связей, введения принципиально новых содержательных блоков, предметов, курсов.

      5. Дальнейшая концептуальная проработка  каждого из выделенных структурных  компонентов содержания.

       Совершенствование профессиональной  деятельности педагога дополнительного  образования можно определить  как комплекс профессиональных  знаний, умений в единстве с  развитой способностью педагога  активно мыслить, творить, действовать,  воплощать свои намерения в  жизнь, достигать запроектированных  результатов. 

       В процессе проектирования образовательной  программы происходит совершенствование  профессиональной деятельности  педагога дополнительного образования,  так как формируются такие  компетентности, как: 

      - способность быстро адаптироваться  к меняющимся ситуациям, учитывая  свои цели и приоритеты;

      - быстрое оценивание ситуации  и своих профессиональных возможностей;

      - самоанализ собственной педагогической  деятельности и осознание необходимости  ее совершенствования; 

      - наработка новых способов деятельности  или трансформация прежних с  целью их оптимизации; 

      - способность к самообразованию,  повышению собственной квалификации;

      - владение методами осуществления  научного познания: выдвижение гипотезы, моделирование, экспериментирование. обобщение и анализ результатов деятельности.

       Ценностные отношения: 

      - установка на использование  дополнительных источников информации  при подготовке к занятиям;

      - установка на формирование личностных  качеств, необходимых для продуктивной  работы с печатными источниками  (тщательность, внимание, аккуратность, добросовестность, усидчивость и  др.).

       Знания:

      - координаты библиотек (района, города, страны), в которых сосредоточена  основная информация по профессии; 

      - возможности фондов библиотеки  своего образовательного учреждения;

      - виды библиотечных каталогов; 

      - перечень наиболее известных  поисковых систем в Интернете; 

      - правила составления и оформления  библиографии.

     При проектировании основная роль преподавателя  заключается в управлении различными видами деятельности и установлении между ними связей. В итоге происходит перевод профессиональной деятельности педагога на более высокую ступень, т.е. действительно идет повышение  профессионализма, увеличение уровня компетентности, формирование индивидуальной или корпоративной культуры, становление  педагогического мастерства. Проектирование приобретает организационно-деятельностный характер, а его продуктом становятся методические предписания к деятельности и качество самой деятельности.

       Проектная деятельность носит  поисково-порождающий характер. В  ходе совместной проектной деятельности  рождается инновационный образовательный  продукт различной степени детализации  и проработки в виде программы  развития учреждения, учебной программы,  нормативного документа, или концепции,  модели таких программ или  документов. Распространенным видом  проектного продукта могут также  стать процедуры (авторские методики, оригинальные формы работы), а  также принципиально новый опыт  деятельности участников, который  позволяет им улучшить качество  своей непосредственной работы. Участие в проектировании –  хороший повод для рефлексии  над ситуацией своей профессиональной  деятельности.

Информация о работе Пути совершенствования педагогической деятельности