Аутогенная
тренировка, или—кратко—аутотренинг,
представляет собой систему упражнений,
направленных человеком на себя и
предназначенных для саморегуляции
психических и физических состояний. Аутотренинг
полезен в тех видах деятельности, которые
вызывают у человека повышенную эмоциональную
напряженность, в том числе в педагогической
работе, так как в общении педагога с детьми
и с их родителями нередко возникают ситуации,
которые называют трудными и которые требуют
эмоционально-волевой саморегуляции.
Использование приемов аутотренинга позволяет
человеку целенаправленно изменять настроение
и самочувствие, положительно сказывается
на его работоспособности и состоянии
здоровья. Те люди, кто систематически
занимается аутотренингом, Получают возможность
рационально распределять и экономно
использовать свои силы в повседневной
жизни, а в нужные моменты Предельно их
мобилизовать.
Аутотренинг
основан на сознательном применении
человеком Разнообразных средств
психологического воздействия на собственный
организм и нервную систему с целью их
релаксации или, напротив, тонизирования.
Соответствующие средства воздействия
включают специальные упражнения, предназначенные
для изменения тонуса скелетных мышц и
мышц внутренних органов. Активную роль
при этом играют словесное самовнушение,
представления и чувственные образы, вызываемые
волевым путем. Все эти средства психологического
воздействия человека на собственный
организм в аутотренинге используются
комплексно, в определенной последовательности:
релаксация, представление, самовнушение.
Практическая отработка техники аутотренинга
проводится в той же последовательности.
Описанная
система аутогенной тренировки полезна
педагогам, имеющим большую нагрузку
и сталкивающимся в жизни с
индивидуальными проблемами, касающимися
их психофизиологического состояния,
работоспособности и здоровья. Учитель
или воспитатель, занимающийся аутогенной
тренировкой, может больше дать своим
ученикам и воспитанникам, чем тот,
кто ею не занимается. Аутогенная тренировка,
улучшая состояние здоровья педагога,
повышая его работоспособность, тем самым
увеличивает и его педагогическую отдачу.
При желании каждый учитель и воспитатель
могут овладеть методами аутогенной тренировки
и научиться пользоваться ими самостоятельно,
в отличие от психокоррекционной практики,
которая требует совместной групповой
работы и участия в ней профессионально
подготовленных психологов.
Заключение
Итак,
мы рассмотрели педагогическую деятельность
как осознание и решение профессиональных
задач в педагогической системе.
Цель
педагогической деятельности - явление
историческое. Она разрабатывается
и формируется как отражение
тенденции социального развития,
предъявляя совокупность требований к
современному человеку с учетом его
духовных и природных возможностей.
В ней заключены, с одной стороны,
интересы и ожидания различных социальных
и этнических групп, а с другой
- потребности и стремления отдельной
личности.
В
качестве основных объектов цели педагогической
деятельности выделяют воспитательную
среду, деятельность воспитанников, воспитательный
коллектив и индивидуальные особенности
воспитанников. Реализация цели педагогической
деятельности связана с решением
таких социально-педагогических задач,
как формирование воспитательной среды,
организация деятельности воспитанников,
создание воспитательного коллектива,
развитие индивидуальности личности.
Цели
педагогической деятельности - явление
динамическое. И логика их развития
такова, что, возникая как отражение
объективных тенденций общественного
развития и приводя содержание, формы
и методы педагогической деятельности
в соответствие с потребностями
общества, они складываются в развернутую
программу поэтапного движения к
высшей цели - развитию личности в гармонии
с самой собой и социумом.
Основной
функциональной единицей, с помощью
которой проявляются все свойства
педагогической деятельности, является
педагогическое действие как единство
целей и содержания. Понятие о
педагогическом действии выражает то
общее, что присуще всем формам педагогической
деятельности (уроку, экскурсии, индивидуальной
беседе и т.п.), но не сводится ни к
одной из них. В то же время педагогическое
действие является тем особенным, которое
выражает и всеобщее, и все богатство
отдельного. Обращение к формам материализации
педагогического действия помогает показать
логику педагогической деятельности.
Педагогическое действие учителя
сначала выступает в форме познавательной
задачи. Опираясь на имеющиеся знания,
он теоретически соотносит средства, предмет
и предполагаемый результат своего действия.