Пути совершенствования педагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 17:09, курсовая работа

Описание

Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Работа состоит из  1 файл

курсач1.docx

— 44.65 Кб (Скачать документ)

       При проектировании образовательной  программы у педагога вырабатываются  определенные умения, которые в  свою очередь являются средством  совершенствования профессиональной  деятельности.

       Проективные умения:

      - перевод цели и содержания  образования в конкретные педагогические  задачи;

      - учет при определении содержания  учебного материала возможностей, потребностей интересов обучаемых; 

      - отбор содержания, форм и методов  учебной деятельности в их  оптимальном сочетании; 

      - планирование системы стимулирования  самостоятельной активности.

       Аналитические умения:

      - осмысление содержания преподаваемого  учебного материала в целом  и его отдельных разделов;

      - нахождение в теории обучения  закономерностей и принципов,  позволяющих эффективно строить  процесс обучения;

      - определение места преподаваемого  учебного материала в содержании  общего образования детей в  соответствии с принципом дифференциации  обучения.

       Прогностические умения:

      - определение цели обучения с  учетом дифференциации обучения  в современной системе образования; 

      - планирование деятельности обучающихся  в целом и в процессе их  самостоятельной работы;

      - планирование практической деятельности  обучающихся.

       Информационные умения:

      - логически правильное построение  изложения учебного материала,  проблемное изложение, умение  создавать проблемные ситуации  различными способами; 

      - сочетание индуктивного и дедуктивного  способов изложения материала; 

      - использование демонстрационного  материала, технических средств  (слайды, видео и т.п.).

       Развивающие умения:

      - определение уровня информированности  аудитории; 

      - стимулирование познавательной  самостоятельности и творческого  осмысления.

       Рефлексивные умения:

      - анализ результатов своей деятельности  и деятельности обучающихся; 

      - анализ эффективности применяемых  форм и методов обучения;

      - анализ эффективности применения  демонстрационного материала, технических  средств обучения в учебном  процессе.

       Творческие умения:

      - разработка эффективных нетрадиционных  методов и приемов организации  учебного процесса;

      - способствование развитию креативного  мышления обучающихся.

       Обновление содержания образования  сегодня требует от педагогов  широкого кругозора в области  образования, уверенного владения  современными педагогическими концепциями  и технологиями, развитых дидактических умений, технологической культуры, рефлексивных и прогностических способностей, а не просто теоретической и методической подготовки в объеме программы педагогического вуза. Практика показывает, что проектирование становится одним из действенных способов формирования исходных профессиональных установок. Проектировочные умения обусловливают возможность осуществлять проектную деятельность, что в свою очередь выступает средством совершенствования профессиональной деятельности педагога дополнительного образования.

     Передовой педагогический опыт в более узком и строгом смысле этого понятия означает такую практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, то, что иначе называется новаторством. Такой педагогический опыт особенно ценен потому, что он прокладывает новые пути в педагогической практике и педагогической науке, поэтому именно новаторский опыт в первую очередь подлежит анализу, обобщению и распространению. Между простым мастерством и новаторством часто бывает трудно провести границу, потому что, овладев известными в науке принципами и методами, педагог обычно не останавливается на достигнутом. Находя и используя всё новые и новые оригинальные приёмы или по-новому, эффективно сочетая старые, педагог-мастер постепенно становится подлинным новатором. Из этого следует, что распространять и внедрять в практику ОУ надо любой положительный опыт, но особенно глубоко и всесторонне нужно анализировать, обобщать и распространять опыт педагогов-новаторов.

     В педагогическом словаре под редакцией  Г.М.Коджаспирова педагогический опыт определяется как "активное освоение и реализация педагогом в практике законов и принципов педагогики с учётом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности; передовой опыт характеризуется тем, что педагог получает лучшие результаты за счёт усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса.

     Классификация передового педагогического опыта.

     Комплексный (взята за основу широта содержания) - объединение обучения и воспитания.

     Коллективный, групповой и индивидуальный, в  зависимости от того, кто является его автором.

     Дающий высокие результаты по признаку эффективности

     Исследовательский, частично поисковый, репродуктивный - определяется по степени новизны. В последнем успешно повторяются уже известные методические рекомендации и опыт других педагогов-мастеров труда. В поисковом опыте вносятся элементы нового в известный опыт. Исследовательский (новаторский) - это когда педагог предпоагает новые пути решения учебно-воспитательных задач, экспериментально доказывая их.

     Эмпирический, научно-теоретический - определяется по степени научной обоснованности

     Психолого-педагогический, практический - определяется по характеру научной обоснованности.

     Длительный, кратковременный - по продолжительности во времени

     Работа  по изучению, обобщению и распространению  ППО - это не временная кампания, не эпизодическое мероприятие, проводимое раз в году в виде научно-практической конференции или педагогических чтений, а обязательный элемент повседневной деятельности учителей, воспитателей, руководителей ОУ. Поскольку от правильной постановки этого дела в значительной степени зависит эффективность  и качество работы ОУ, его нельзя пускать на самотёк, а необходимо осуществлять "поэтапно", в определённой последовательности.

     Основные  этапы работы по изучению и обобщению  ППО (по Р.Г.Амосову):

     Определение цели изучения ППО.

     Отбор наиболее типичных форм и методов  педагогической практики, установление степени их закономерности.

     Выбор средств и методов изучения ППО.

     Выдвижение  гипотезы, объясняющей продуктивность данного опыта

     Выделение диагностирующих единиц изучения

     Фиксация  специфических условий, в которых  развивается процесс воспитания на избранных участках изучения опыта.

     Сопоставление плана изучения опыта

     Обобщение сходных форм ППО и выведение  достоверных количественных и качественных характеристик.

     Анализ  полученных результатов, учёт вклада в  полученный результат всех воздействовавших звеньев учебно-воспитательного  процесса.

     Разработка  рекомендаций и определение дальнейших перспектив развития опыта.

     Очень важным аспектом профессиональной деятельности педагога является саморегуляция, т. е. способность управлять собственными психическими состояниями и поведением с тем, чтобы оптимальным образом действовать в сложных педагогических ситуациях. Выясним специфику таких ситуаций, а затем обратимся к психологическим основам саморегуляции.

     Необходимость саморегуляции возникает в следующих случаях:

     1. Педагог сталкивается с трудноразрешимой, новой и необычной для него  проблемой.

     2. Проблема не имеет однозначного  решения. Его или нет на данный  момент времени, или имеется  несколько альтернативных его  вариантов, из которых трудно  выбрать оптимальный.

     3. Педагог находится в состоянии  повышенного эмоционального и  физического напряжения, которое  побуждает его к импульсивным  действиям.

     4. Решение о том, как действовать,  педагогу приходится принимать,  не раздумывая, в условиях жесткого  дефицита времени.

     5. Действия педагога оцениваются  со стороны, он постоянно находится  под пристальным вниманием коллег, детей, других людей. На карту  поставлены его авторитет и престиж.

     Психологические основы саморегуляции включают в себя управление познавательными процессами: восприятием, вниманием, воображением, мышлением, памятью, речью, а также личностью: поведением, эмоциями и действиями — реакциями на возникшую ситуацию. Саморегуляция каждого из перечисленных психических процессов, свойств и состояний человека связана с волей и внутренней речью. Внутренняя речь, как известно, служит основой для произвольности в управлении всеми психическими явлениями, а воля обеспечивает сохранение направленности и энергичности действий.

     Широкое распространение во всем мире в течение  нескольких последних десятилетий  получили различные системы, приемы и средства психокоррекционного воздействия на людей, физически здоровых, но нуждающихся в психологической помощи. Первоначально многие из них возникли и использовались в основном в психотерапевтической практике, а затем вышли за ее пределы и стали применяться для оказания психологического воздействия на поведение практически здоровых людей с целью их лучшей адаптации к жизненным ситуациям и условиям, для снятия повседневных внешних и внутренних конфликтов, с которыми сталкивается человек, для избавления его от вредных склонностей и привычек.

     Педагогическая  практика оказалась одной из последних  областей, на которую было распространены психокоррекционные методы. Здесь они стали применяться с несколькими целями: 1.Подготовка педагогов к профессиональному педагогическому общению. 2. Подготовка родителей к обучению и воспитанию детей. 3.Подготовка детей к условиям жизни, с которыми они столкнутся за пределами школы и семьи.

     Из  множества разработанных и нашедших практическое применение психокоррекционных  методов распространение в педагогической практике получили такие, которые связаны с так называемой  личностно ориентированной психотерапией. Она включает в себя разнообразные индивидуальные и групповые средства психологического воздействия, направленные на то, чтобы изменить отношение человека к тому, что происходит с ним вокруг, научить его терпению и пониманию, выработать  и развить в нем способность видеть положительное во всем и опираться на него. Если говорить конкретно, то психокоррекция в педагогической практике преследует следующие цели: 1.Эмоциональное раскрепощение человека. 2. Формирование у него потребности в общении с людьми и чувства общности с ними. 3. Самораскрытие человека, его самоактуализация как личности. 4.Выработка и закрепление у человека эффективных форм адаптивного межличностного поведения. 5.Более активное включение человека в общественную жизнь и побуждение его к принятию на себя ответственности.

     Психокоррекция применительно к деятельности педагога означает раскрытие его индивидуальности, формирование нового стиля общения с детьми, выработку и закрепление более совершенных педагогических умений и навыков, принятие на себя большей ответственности за судьбу детей, за результаты их обучения и воспитания.

     Психокоррекция может иметь индивидуальные и групповые формы. Первые предполагают работу психотерапевта и клиента один на один, а вторые — одновременную работу психотерапевта сразу с группой клиентов. Группы людей, создаваемые с психокоррекционными целями, могут быть следующих основных типов: Т-группы (группы социально-психологического тренинга), группы встреч, гештальтгруппы, группы психодрамы, группы телесной терапии, группы тренинга умений. Между участниками всех типов психокоррекционных групп в соответствии с их целями устанавливаются определенные отношения и распределяются роли, а взаимодействие строится по определенным правилам.

Информация о работе Пути совершенствования педагогической деятельности