Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 17:09, курсовая работа
Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
При проектировании
Проективные умения:
- перевод цели и содержания
образования в конкретные
- учет при определении
- отбор содержания, форм и методов учебной деятельности в их оптимальном сочетании;
- планирование системы
Аналитические умения:
- осмысление содержания
- нахождение в теории обучения
закономерностей и принципов,
позволяющих эффективно
- определение места
Прогностические умения:
- определение цели обучения с
учетом дифференциации
- планирование деятельности
- планирование практической
Информационные умения:
- логически правильное
- сочетание индуктивного и
- использование
Развивающие умения:
- определение уровня
- стимулирование познавательной
самостоятельности и
Рефлексивные умения:
- анализ результатов своей
- анализ эффективности
- анализ эффективности
Творческие умения:
- разработка эффективных
- способствование развитию
Обновление содержания
Передовой педагогический опыт в более узком и строгом смысле этого понятия означает такую практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, то, что иначе называется новаторством. Такой педагогический опыт особенно ценен потому, что он прокладывает новые пути в педагогической практике и педагогической науке, поэтому именно новаторский опыт в первую очередь подлежит анализу, обобщению и распространению. Между простым мастерством и новаторством часто бывает трудно провести границу, потому что, овладев известными в науке принципами и методами, педагог обычно не останавливается на достигнутом. Находя и используя всё новые и новые оригинальные приёмы или по-новому, эффективно сочетая старые, педагог-мастер постепенно становится подлинным новатором. Из этого следует, что распространять и внедрять в практику ОУ надо любой положительный опыт, но особенно глубоко и всесторонне нужно анализировать, обобщать и распространять опыт педагогов-новаторов.
В педагогическом словаре под редакцией Г.М.Коджаспирова педагогический опыт определяется как "активное освоение и реализация педагогом в практике законов и принципов педагогики с учётом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности; передовой опыт характеризуется тем, что педагог получает лучшие результаты за счёт усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса.
Классификация передового педагогического опыта.
Комплексный (взята за основу широта содержания) - объединение обучения и воспитания.
Коллективный, групповой и индивидуальный, в зависимости от того, кто является его автором.
Дающий высокие результаты по признаку эффективности
Исследовательский, частично поисковый, репродуктивный - определяется по степени новизны. В последнем успешно повторяются уже известные методические рекомендации и опыт других педагогов-мастеров труда. В поисковом опыте вносятся элементы нового в известный опыт. Исследовательский (новаторский) - это когда педагог предпоагает новые пути решения учебно-воспитательных задач, экспериментально доказывая их.
Эмпирический, научно-теоретический - определяется по степени научной обоснованности
Психолого-педагогический, практический - определяется по характеру научной обоснованности.
Длительный, кратковременный - по продолжительности во времени
Работа по изучению, обобщению и распространению ППО - это не временная кампания, не эпизодическое мероприятие, проводимое раз в году в виде научно-практической конференции или педагогических чтений, а обязательный элемент повседневной деятельности учителей, воспитателей, руководителей ОУ. Поскольку от правильной постановки этого дела в значительной степени зависит эффективность и качество работы ОУ, его нельзя пускать на самотёк, а необходимо осуществлять "поэтапно", в определённой последовательности.
Основные этапы работы по изучению и обобщению ППО (по Р.Г.Амосову):
Определение цели изучения ППО.
Отбор наиболее типичных форм и методов педагогической практики, установление степени их закономерности.
Выбор средств и методов изучения ППО.
Выдвижение гипотезы, объясняющей продуктивность данного опыта
Выделение диагностирующих единиц изучения
Фиксация специфических условий, в которых развивается процесс воспитания на избранных участках изучения опыта.
Сопоставление плана изучения опыта
Обобщение сходных форм ППО и выведение достоверных количественных и качественных характеристик.
Анализ
полученных результатов, учёт вклада в
полученный результат всех воздействовавших
звеньев учебно-
Разработка рекомендаций и определение дальнейших перспектив развития опыта.
Очень важным аспектом профессиональной деятельности педагога является саморегуляция, т. е. способность управлять собственными психическими состояниями и поведением с тем, чтобы оптимальным образом действовать в сложных педагогических ситуациях. Выясним специфику таких ситуаций, а затем обратимся к психологическим основам саморегуляции.
Необходимость саморегуляции возникает в следующих случаях:
1.
Педагог сталкивается с
2.
Проблема не имеет
3. Педагог находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, которое побуждает его к импульсивным действиям.
4.
Решение о том, как
5.
Действия педагога оцениваются
со стороны, он постоянно
Психологические основы саморегуляции включают в себя управление познавательными процессами: восприятием, вниманием, воображением, мышлением, памятью, речью, а также личностью: поведением, эмоциями и действиями — реакциями на возникшую ситуацию. Саморегуляция каждого из перечисленных психических процессов, свойств и состояний человека связана с волей и внутренней речью. Внутренняя речь, как известно, служит основой для произвольности в управлении всеми психическими явлениями, а воля обеспечивает сохранение направленности и энергичности действий.
Широкое распространение во всем мире в течение нескольких последних десятилетий получили различные системы, приемы и средства психокоррекционного воздействия на людей, физически здоровых, но нуждающихся в психологической помощи. Первоначально многие из них возникли и использовались в основном в психотерапевтической практике, а затем вышли за ее пределы и стали применяться для оказания психологического воздействия на поведение практически здоровых людей с целью их лучшей адаптации к жизненным ситуациям и условиям, для снятия повседневных внешних и внутренних конфликтов, с которыми сталкивается человек, для избавления его от вредных склонностей и привычек.
Педагогическая практика оказалась одной из последних областей, на которую было распространены психокоррекционные методы. Здесь они стали применяться с несколькими целями: 1.Подготовка педагогов к профессиональному педагогическому общению. 2. Подготовка родителей к обучению и воспитанию детей. 3.Подготовка детей к условиям жизни, с которыми они столкнутся за пределами школы и семьи.
Из
множества разработанных и
Психокоррекция применительно к деятельности педагога означает раскрытие его индивидуальности, формирование нового стиля общения с детьми, выработку и закрепление более совершенных педагогических умений и навыков, принятие на себя большей ответственности за судьбу детей, за результаты их обучения и воспитания.
Психокоррекция может иметь индивидуальные и групповые формы. Первые предполагают работу психотерапевта и клиента один на один, а вторые — одновременную работу психотерапевта сразу с группой клиентов. Группы людей, создаваемые с психокоррекционными целями, могут быть следующих основных типов: Т-группы (группы социально-психологического тренинга), группы встреч, гештальтгруппы, группы психодрамы, группы телесной терапии, группы тренинга умений. Между участниками всех типов психокоррекционных групп в соответствии с их целями устанавливаются определенные отношения и распределяются роли, а взаимодействие строится по определенным правилам.
Информация о работе Пути совершенствования педагогической деятельности