Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 10:44, курсовая работа
Родители слепого ребенка переживают чувство несправедливости к нему. Оно естественно, хотя о нем редко говорят вслух. Чувство несправедливости отрицательно отражается на психическом состоянии родителей: они замыкаются в своих тягостных переживаниях, ревниво относятся к нормально видящим детям своих друзей и знакомых. Ситуация может оцениваться родителями с позиции: «Вот если бы мой ребенок видел, сколько б я могла ему дать.
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Уральский Государственный педагогический университет»
Институт специального образования
Факультет коррекционной педагогики
Работа с родителям, воспитывающими детей
с нарушением зрения.
Курсовая работа
по специальности 050717 «Специальная педагогика и психология»
Сабуров В.В.
Екатеринбург – 2012
Введение
Экологическое, социальное, психологическое напряжение современного мира в числе наиболее острых социально-экономических проблем выдвинуло проблему экологии детства. Предметом острой общественной тревоги стало отмечающееся в последние десятилетия резкое ухудшение физического, психоневрологического, нравственного здоровья детей, которое отражается в проблемах успеваемости при освоении образовательной программы.
По данным статистики в России на август 2009г. численность детей-инвалидов составляет 545 тысяч человек.
Рождение ребенка ─ важное и ответственное событие в жизни каждой семьи. Но иногда оно становится трагедией для семьи. Это происходит, когда у новорожденного обнаруживается тяжелый физический дефект ─ слепота или слабовидение. Рождение ребенка со зрительным дефектом, как правило, является неожиданным для семьи, не приносит матери облегчения, которого она ждет к концу беременности. Наоборот, наступает период неопределенности и тревоги, необходимость приспособления не к тому ребенку, которого ждали. Родители задают вопросы и прежде всего себе: «Почему именно у нас родился такой ребенок?».
Родители слепого ребенка переживают чувство несправедливости к нему. Оно естественно, хотя о нем редко говорят вслух. Чувство несправедливости отрицательно отражается на психическом состоянии родителей: они замыкаются в своих тягостных переживаниях, ревниво относятся к нормально видящим детям своих друзей и знакомых. Ситуация может оцениваться родителями с позиции: «Вот если бы мой ребенок видел, сколько б я могла ему дать. Но поскольку он не видит, все, что я делаю, бесполезно».
Что делать родителям? Как ухаживать, воспитывать, развивать своего ребенка?
Наиболее эффективным местом реабилитации детей-инвалидов является семья. Иногда члены семьи и сами родители не могут решить огромное количество проблем связанных с воспитанием ребенка – инвалида.. Но добровольное согласие заниматься этими проблемами, отказываясь поместить ребенка-инвалида с неисправимой врожденной патологией в специализированный интернат, разумеется, заслуживает одобрения. Трудности, связанные с воспитанием такого ребенка, чрезвычайно велики, так как учреждений, оказывающих родителям помощь в такой деятельности, пока очень мало.[13,c.55] Нужна помощь специалистов – врачей, тифлопедагогов, психологов. Семьи детей с нарушением зрения должны быть готовы к тому, что их стадии развития могут быть не свойственны обычным семьям. Дети с ограниченными возможностями медленнее достигают определенных этапов жизненного цикла, а иногда вовсе не достигают. Поэтому к таким семьям невозможно применить теоретическую модель, содержащую периоды развития, поскольку одни и те же события, вызывающие стрессы и трудности, могут периодически возникать на протяжении всей жизни ребенка.[28, c.72]
Полноценное развитие ребенка с нарушением зрения возможно только в системе коррекционного воспитания, адекватного его дефекту. Традиций народной педагогики, «жизненных примеров» для полноценного включения семьи в систему коррекционного воспитания оказывается недостаточно.
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей.
Исходя из актуальности проблемы в условиях современного социума, Целью данного исследования является анализ особенностей взаимодействия семьи и ДОУ при воспитании детей с нарушением зрения.
Объектом исследования являются особенности семейного воспитания детей с нарушением зрения.
Предметом исследования является педагогическая
подготовка родителей специалистами ДОУ
к коррекционному воспитанию детей с нарушением
зрения.
Проблемы семейного воспитания детей с нарушением зрения
Многие родители слепых и слабовидящих детей, стремясь решить возникшую проблему с помощью медицины, упускают из виду необходимость уделять больше внимания физическому, психическому, музыкальному и интеллектуальному развитию своих малышей. Не следует забывать и о том, что, прежде всего ребенок нуждается в материнской любви, внимании, а также в понимании его проблем и безграничном терпении со стороны близких.
Что же такое норма и нарушение зрения?
Зрение – процесс восприятия размера, формы и цвета предметов, а также их расположения в пространстве. Источник зрительного восприятия – свет, излучаемый или отражаемый предметами. В норме глаза обладают бинокулярным зрением, в результате чего при рассматривании предметов обоими глазами происходит слияние изображений в единое целое и создается объемное восприятие действительности. [6, c.25]
Зре́ние (visio, visus) - физиологический процесс восприятия величины, формы и цвета предметов, а также их взаимного расположения и расстояния между ними; источником зрительного восприятия является свет, излучаемый или отражаемый от предметов внешнего мира. [19, c.83]
Норма зрения - видеть буквы или цифры определенного размера с 3 или 5 метров. Медицинское понятие «единицы» весьма условно.
Нарушение зрения – это ухудшение остроты зрения по какой-либо причине. Причем к нарушениям зрения относятся нарушения связанные не только с аномалиями рефракции или аккомодациями. Сюда относится весь перечень глазных заболеваний, которые приводят к ухудшению остроты зрения. [15, c.42]
Функциональные – самые легкие из существующих нарушений. К ним относят косоглазие и амблиопию (катаракта, помутнение роговицы, дальнозоркость, близорукость, астигматизм и так далее). При вовремя предпринятых мерах данные состояния нередко могут быть исправлены.
Органические – нарушения, касающиеся структуры глаза и других отделов зрительной системы, которые приводят к плохому зрению, остаточному зрению и полной слепоте. К таким состояниям приводят заболевания зрительного нерва и сетчатки, нарушения оптического аппарата глаза и аномалии рефракции глаз, к которым относят миопию, гиперметропию и астигматизм.
Причины возникновения зрительных
нарушений подразделяют на врожденные,
приобретенные и
Косоглазием называют нарушения зрения, при котором нарушается параллельность зрительных осей глаз. Косоглазие бывает врожденным , оно либо сразу же определяется в первые часы после родов, либо проявляется в первые шесть месяцев жизни малыша. Приобретенное косоглазие должно проявиться до трех лет. Кроме того, косоглазие бывает сходящимся и расходящимся.
Глаукомой называют повышение внутриглазного давления. Оно может быть как постоянным, так и временным. Вследствие повышения давления в глазу развиваются дефекты, которые снижают зрение.
Близорукость — это такое состояние, когда ребенок намного лучше видит вблизи, а не вдали. Получается, что если немного углубиться в школьный курс физики, а точнее — оптики, что точка фокуса находится не на сетчатке, как при обычном зрении, а перед ней. Близорукому малышу далекие предметы плохо видны, они не четкие, смазанные.
Астигматизм — это нарушение зрения. При данном заболевании кривизна роговицы нарушена, не шарообразна, а имеет разные радиусы, из–за чего происходит неправильное преломление света. При данном заболевании на одном глазе можно видеть все нарушение зрения: дальнозоркость, близорукость, и даже нормальное зрение. Чаще всего астигматизм носит наследственный характер.[ 15, c.92]
Проблемы сотрудничества родителей и образовательных учреждений волнует современных исследователей так же, как исследователей 20 столетия.
Взаимодействие педагогов детского сада и родителей оказывалось в поле внимания отечественных ученых как на этапе становления системы дошкольного воспитания (П.Ф. Каптерев, Е. А. Аркин, Н.К. Крупская), так на последующих этапах ее развитая (Т.А Маркова, Д.Д. Бакиева, Р.В. Овчарова, З.И.Теплова, А.И.Остроухова, М.Г Сорокова, Т.Н. Доронова, Т.И. Гризик ).
В истории человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляет собой социальный институт воспитания, который, в свою очередь, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка.
Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, так как его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.
В исследованиях Т.А. Марковой [17, c.54] систематизированы положения, которые определяют силу и стойкость семейного воспитания. По ее мнению, эффективность воспитания в семье во многом определяется теми эмоциональными узами, которые связывают всех членов семьи, благодаря чему дети чувствуют себя защищенными от неизвестности и опасностей окружающего мира. Наряду с этим семья обладает объективными возможностями для включения ребенка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности (бытовую, трудовую, хозяйственную, воспитательную в отношении других членов семьи и его самого).
Проблемам развития детей с нарушениями зрения в условиях семьи и специализированного учреждения уделяется внимание рядом отечественных тифлопедагогов Г. А. Буткиной, А. М. Витковской, В. П. Ермаковым, Н. Б. Лурье, Л. И. Солнцевой, В.А Феактистовой.[20, c.67] Они подчеркивают, что дошкольный и младший школьный возраст – это период, когда формируется «фундамент» личности ребёнка. Особенно важен этот период для ребёнка со зрительной патологией, так как познание окружающего мира необходимо осуществлять без зрительного контроля. Самостоятельно решить задачу он не может, а нуждается в систематической и постоянной помощи со стороны родителей. Они являются основными участниками педагогической реабилитации, особенно, если ребенок по тем или иным причинам не посещает никакого учебно-воспитательного учреждения. Поэтому перед родителями стоит задача помочь ребенку в сложных условиях зрительной депривации раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности, подготовить к школе, сделать ребенка максимально приспособленным к пребыванию в коллективе сверстников и, в перспективе, к самостоятельной жизни и полезной профессиональной деятельности.
Дети с нарушением зрения имеют ряд особенностей своего развития и, следовательно, путь помощи им семьёй отличен от нормально видящего ребёнка. Значительное снижение зрения у ребёнка может быть замечено в разное время. Однако родители должны помнить, что их реакция на зрительную патологию, так или иначе, влияет на формирование личности ребенка, на отношение к другим людям и к самому себе. Положение ребёнка с нарушением в семье, его взаимоотношения с близкими людьми, могут или способствовать выработке волевых качеств и эмоциональной устойчивости, или неправильно сложившиеся отношения нарушают эмоциональную стабильность, способствуют развитию негативных сторон личности. Если ребенок часто слышит от родителей слова огорчения по поводу своего дефекта или высказывания о том, какие трудности его ожидают в будущем, то такое подчёркивание недостатка заставляет его фиксировать внимание на себе, как на человеке с особыми потребностями. Не следует также говорить о трудностях испытываемых им в присутствии других, так как это может вызывать у него неудовольствие и чувство жалости к себе.
Неправильное отношение к ребёнку с нарушением зрения в семье может выражаться или в чрезмерной опеке, или, наоборот, в недостаточном внимании и заботе о нём. [ 26, c.45]
Гиперопека – это усиленная опека , когда родители все делают за ребенка и не дают ему свободы действий. Чаще это наблюдается в однодетных семьях или в семьях с поздним ребенком. Последствием гиперопеки является своего рода болезненное состояние, когда ребенок не владеет навыками коммуникации, не самостоятелен, ему трудно найти общий язык в коллективе и он слишком высокого мнения о себе.
Гипоопека – это недостаточное внимание к ребенку, предоставление ребенка самому себе, негативное отношение к ребенку, его игнорирование, изоляция ребенка от окружающего мира и т. п. Гипоопека часто приводит к навязчивым движениям у детей: ребенок качает головой или, стоя, раскачивается из стороны в сторону, кружится, подпрыгивает с ноги на ногу, машет руками, машет рукой перед глазами или надавливает на глаза. Навязчивые движения так укореняются в обычное поведение, что с ними становится трудно бороться.[ 4, c.42]
В первом случае, родители, из чувства жалости и сострадания, окружают его чрезмерным вниманием и оказывают ему помощь там, где он и без них может быть самостоятельным. Они стараются всё сделать за него: кормят, одевают, умывают в таком возрасте, когда зрячие дети это делают сами; не приучают убирать за собой игрушки, книжки, стелить постель, выполнять другие виды самообслуживания и помощи по дому; задаривают его игрушками, книжками, сладостями, стремясь этим смягчить, скрасить го жизнь, которая, по их мнению, не может быть радостной и полноценной. Таким образом, снижая требования к ребёнку, искусственно отгораживая его от всех жизненных трудностей, развивают у него иждивенческие настроения, затормаживают развитие инициативы и самостоятельности, а также препятствуют своевременному формированию навыков самообслуживания.
Информация о работе Работа с родителям, воспитывающими детей с нарушением зрения