Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 10:44, курсовая работа
Родители слепого ребенка переживают чувство несправедливости к нему. Оно естественно, хотя о нем редко говорят вслух. Чувство несправедливости отрицательно отражается на психическом состоянии родителей: они замыкаются в своих тягостных переживаниях, ревниво относятся к нормально видящим детям своих друзей и знакомых. Ситуация может оцениваться родителями с позиции: «Вот если бы мой ребенок видел, сколько б я могла ему дать.
Во втором случае, родители и окружающие ребёнка люди открыто выражают своё недовольство им, подчёркивая его неполноценность, раздражаются из-за его ошибок и неловкости, не уделяют ему достаточного внимания. Частые напоминания об этом могут вызвать у него безразличие к окружающим, раздражение и способствовать развитию замкнутости и отчуждённости.
Часто родители
детей с нарушениями зрения, помимо
указанных трудностей, встречаются
с трудностями объективного
Все рассмотренное выше ставит педагогов образовательных коррекционных учреждений перед необходимостью поисков путей сотрудничества с семьями, имеющими детей с нарушениями зрения.
В настоящее время
актуальными задачами
Исследование уровня и условий сотрудничества
родителей и педагогов
2.1 Направления деятельности тифлопедагога при взаимодействии
с родителями дошкольников с нарушениями зрения
Согласно данным исследования, необходимость реализации дифференцированного подхода к организации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей обусловлена специфическими характеристиками родительских позиций по отношению к ребенку с нарушениями зрения. Реализация дифференцированного подхода в педагогической работе с родителями с учетом доминантной и сопутствующей родительской позиции позволяет обеспечить право каждого ребенка на благоприятные условия в семье.
Взаимодействие тифлопедагога с родителями предусматривает общее поле деятельности, которое соответствует направлениям:
Педагогическая культура родителей определяет качество воспитания и развития ребенка в семье.
Под педагогической культурой родителей следует понимать их достаточную подготовленность к воспитательной деятельности: наличие таких качеств личности, которые отражают степень их зрелости как воспитателей и проявляются в процессе деятельности по воспитанию детей (В.В. Чечет).
Одной из составляющих педагогической культуры является их педагогическая подготовленность, которая характеризуется определенной суммой знаний, умений и навыков родителей, выработанных в процессе практики воспитание детей. Знания, умения и навыки, приобретенные родителями по воспитанию ребенка с нарушениями зрения в семье, могут быть успешно реализованы на практике, если взрослые члены семьи будут знать, как зрительные нарушения отражаются на его психическом развитии, в какой мере и каким образом можно преодолеть последствия зрительной деп-
ривации в первые годы жизни ребенка (В.А. Феоктистова). [ 26, c.34]
Наиболее признанным показателем качества родительства большинство специалистов в области детско-родительских отношений считают зрелость, воспитательную компетентность матери и отца, проявляющуюся в гибкости, адекватности, динамичности их родительской позиции (А.Я. Варга, Р.В. Овчарова, Г.Т. Хоментаускас ).
С повышением педагогической культуры родителей необходимо формировать ценностное отношение к ребенку с нарушениями зрения. В семье, воспитывающей ребенка с особенностями психофизического развития, ценностные ориентации и мотивационные установки родителей смещаются и деформируются. Ценность ребенка с особенностями психофизического развития может откровенно или подсознательно отвергаться родителями. Принятие дефекта помогает им любить ребенка таким, какой он есть, а непринятие - приводит к явному или скрытому отвержению его родителями. Соответственно, принятие или непринятие родителями зрительного нарушения ребенка и особенностей его развития определяют родительскую позицию по отношению к нему.
Формирование отношения родителей к ребенку как к ценности позволит им определить, какие приоритетные качества хотят воспитать в ребенке взрослые, какие проявления в развитии ребенка, имеющего нарушения зрения, считать проблемными, а к каким следует стремиться, «прорисовать» желаемый образ ребенка, согласовать поведенческие и воспитательные воздействия на ребенка в процессе семейного воспитания. Данное отношение обусловливает особенности поведения родителей: терпения и терпимости, что, несомненно, повлечет за собой переосмысление родительской позиции по отношению к ребенку с нарушениями зрения.
Обеспечение позитивных эмоциональных отношений при взаимодействии дошкольников с тифлопедагогом и родителями способствует приобретению опыта совместного проживания успеха родителями и детьми, радости от умения коллективно найти ответ, справиться с трудностями. Данное направление способствует пересмотру, изменению неадекватных позиций родителей, развитию у дошкольников уверенности в себе, нивелированию тревожности, саморегуляции эмоционального состояния детей, закреплению необходимых для их дальнейшей жизни навыков нормативного поведения, поддержанию баланса эмоциональной жизни в целом.
Дифференцированный подход
в педагогической работе с родителями
рассматривается как
Направления работы тифлопедагога с учетом типа родительской позиции по отношению к ребенку с нарушениями зрения
Родительская позиция |
Направления работы тифлопедагога с родителями | ||
Адекватная родительская позиция | |||
социальная желательность |
• расширение опыта родителей, их • передача другим родителям положи
• привлечение родителей в
качестве | ||
Неадекватные родительские позиции | |||
Доминантная родительская позиция |
Сопутствующая родительская позиция |
Направления работы тифлопедагога с родителями | |
симбиоз |
Инфантилизация |
• формирование умения уравновешивать
две противоположные тенденции - установление
максимальной близости с ребенком и предоставление ему полной автономии и самостоятельности; формировани | |
Гиперсоциали-зация |
• формирование умения преодолевать чувство вины родителей перед ребенком; повышение самоценности родителей; • формирование оптимистического отношения к преодолению трудностей и возможностям ребенка; | ||
социальная желательность |
• накопление способов регуляции поведения ребенка в семье; • обучение эффективным способам коммуникации с ребенком;
• формирование умения взаимодействовать с ребенком как с равноправной личностью | ||
Гиперсоциа-лизация
|
симбиоз |
• обучение методам и приемам эффективного взаимодействия с ребенком; • формирование умения предъявлять требования к ребенку с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей; | |
инфантилизация |
* формирование умения проявлять родительские чувства по отношению к ребенку; • формирование умения поощрять активность ребенка, расширять его полномочия; |
Примечание. В состав родительских групп могут включаться родители с адекватной родительской позицией «социальная желательность». Такие родители исполняют роль интегрирующего звена между участниками взаимодействия, делятся опытом успешного семейного воспитания ребенка с нарушениями зрения.
Родительская позиция «симбиоз — инфантилизация» характеризуется таким «единством» его субъектов, при котором ни один из них не может существовать самостоятельно, изолированно. Симбиоз представляет собой экстремальную форму взаимозависимости, вплоть до слияния, в которой теряется индивидуальность. Семьи, имеющие ребенка с особенностями психофизического развития, испытывают страх перед самостоятельными действиями ребенка и блокируют развитие его способностей к самостоятельности. Ребенок с нарушениями зрения рассматривается родителями как жертва обстоятельств, а потому является предметом чрезмерной заботы со стороны родителей, в результате он может долго оставаться на инфантильном уровне развития. Эмоциональный симбиоз является общим пусковым механизмом для широкого круга пограничных заболеваний, личностных расстройств и девиаций поведения.
Родительская позиция «симбиоз — гиперсоциализация» формируется в случае переживания родителями детей с особенностями психофизического развития комплекса собственной вины в случившемся. Чувство вины порождает по отношению к ребенку гиперопеку, которая и вызывает симбиотические отношения с ребенком, имеющим нарушения прения. Причиной гиперсоциализации может быть уверенность родителей в том, что сам ребенок не сможет справиться ни с одной из жизненных трудностей, так как он не способен к самостоятельным действиям и нуждается в постоянном руководстве и контроле.
Для родительской позиции «симбиоз — социальная желательность» характерно одно из самых сильных противоречий: с одной стороны, родитель стремится сохранить свою связь с ребенком, максимально уберечь его от опасностей, с другой - ему необходимо не только мириться с отделением ребенка, но и стремиться к этому. Развитие автономии не означает прекращения сотрудничества ребенка со взрослым, ; лишь переход детско-родительских отношений на качественно новый уровень, где каждый участник выступает как равноправная и равноценная личность не только по явному или скрытому согласию сторон, но и по объективно достигнутому уровню личностной зрелости и компетентности как самого родителя, так и ребенка.
Родительская позиция «
Родительская позиция «гиперсоциализация — инфантилизация» основана на тревожно-мнительной концентрации родителей на социальном статусе ребенка, его успехах и достижениях. При этом родители, как правило, переоценивают возможности ребенка. В основе такой родительской позиции - доказать себе и окружающим, что у ребенка нет и не должно быть проблем, обусловленных зрительным нарушением.
ВЫВОД
Вышеуказанные особенности родительских позиций свидетельствуют о том, что педагогическую работу с родителями необходимо строить с учетом как доминантной, так и сопутствующей родительской позиции, ее содержательного аспекта, что позволит тифлопедагогу реализовать дифференцированный подход в работе с родителями дошкольников с нарушениями зрения в семье. Педагогическая работа, организованная таким образом, предполагает, с одной стороны, оказание помощи родителям в семейном воспитании детей с нарушениями зрения, с другой - способствует оптимальности организации жизнедеятельности ребенка в семье.
2.2 Исследование форм и направлений работы с родителями
детей с нарушением зрения
Настоящая глава ставит своей задачей раскрыть некоторые направления и формы совместной деятельности родителей и тифлопедагогов детского сада для детей с нарушениями зрения. Со временем первые негативные реакции проходят, тем не менее, не каждая семья в дальнейшем способна адекватно относиться к ребенку с нарушение зрения. Изменение у родителей неправильной позиции по отношению к ребенку, оказание им поддержки – одна из главных задач тифлопедагогов и психологов.
Роль тифлопедагога в семейном воспитании ребенка, начинается задолго до его поступления в детский сад – в период выявления ребенка с нарушением зрения в семье. Основная цель работы тифлопедагога в этот период заключается в том, чтобы подготовить детей к посещению детского сада, к жизни в коллективе сверстников. Реализация этой цели значительно сокращает «адаптационный» период пребывания дошкольника с сенсорной недостаточностью в детском саду и обеспечивает условия его воспитания по действующей программе.[ 5, c.122]
Участие тифлопедагога в решении поставленной цели выражается в том, чтобы:
1. Сформировать положительное отношение родителей к той деятельности, которую им предстоит выполнить по подготовке ребенка к детскому саду.
2. Научить родителей ребенка с нарушением зрения приемам и методам его воспитания с учетом особенностей и потенциальных возможностей развития.
В условиях семьи родители приучают ребенка к выполнению того режима, в котором ему предстоит жить в детском саду, к элементарным бытовым навыкам, к потребности в персептивных действиях, к общению со сверстниками. Тифлопедагог в этот период общения с родителями не ограничивается консультациями и посещением семьи ребенка. Родителей приглашают пронаблюдать жизнь дошкольников в группе. Такое посещение оказывает существенное влияние на осознание родителями своей роли по отношению к слепому и слабовидящему сыну или дочке, вселяет уверенность и надежду в перспективы развития «ничего не умеющего и ничего не знающего ребенка».
Информация о работе Работа с родителям, воспитывающими детей с нарушением зрения