Работа с родителям, воспитывающими детей с нарушением зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 10:44, курсовая работа

Описание

Родители слепого ребенка переживают чувство несправедливости к нему. Оно естественно, хотя о нем редко говорят вслух. Чувство несправедливости отрицательно отражается на психическом состоянии родителей: они замыкаются в своих тягостных переживаниях, ревниво относятся к нормально видящим детям своих друзей и знакомых. Ситуация может оцениваться родителями с позиции: «Вот если бы мой ребенок видел, сколько б я могла ему дать.

Работа состоит из  1 файл

Дудина, курсовая. 3к.doc

— 321.50 Кб (Скачать документ)

 Во втором случае, родители и окружающие ребёнка люди открыто выражают своё недовольство им, подчёркивая его неполноценность, раздражаются из-за его ошибок и неловкости, не уделяют ему достаточного внимания. Частые напоминания об этом могут вызвать у него безразличие к окружающим, раздражение и способствовать развитию замкнутости и отчуждённости.

 Часто родители  детей с нарушениями зрения, помимо  указанных трудностей, встречаются  с трудностями объективного характера:  дети, привыкшие к постоянной  помощи со стороны взрослых, отказываются  от любой деятельности, которая требует от них приложения усилий или самостоятельности, не проявляют интереса к занятиям, желания овладевать какими-либо приёмами.

 Все рассмотренное выше ставит педагогов образовательных коррекционных учреждений перед необходимостью поисков путей сотрудничества с семьями, имеющими детей с нарушениями зрения.

 В настоящее время  актуальными задачами продолжают  оставаться индивидуальная работа  с семьей, дифференцированный подход  к семьям разного типа, участие  педагогов в психолого-педагогическом  просвещении родителей, изучение семей, их воспитательных возможностей, вовлечение родителей в образовательную работу специализированных учреждений.

ВЫВОД

Воспитательный  потенциал семьи – это способность  реализовать функцию воспитания, развития и социализации ребенка. Большинство исследователей связывают его с психологической атмосферой, системой межличностных отношений, характером отношения к детям, их интересам, потребностям, уровнем психолого-педагогической и общей культуры родителей, образом жизни семьи, структурой, индивидуально-типологическими особенностями родителей. По мнению специалистов, наибольшее значение для формирования личности имеет морально-психологический климат семьи.

 

                                          Глава II

 Исследование уровня и условий сотрудничества

 родителей  и педагогов

    2.1 Направления деятельности тифлопедагога при взаимодействии

с родителями  дошкольников с нарушениями зрения

Согласно данным исследования, необходимость реализации дифференцированного подхода к организации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей обусловлена специфическими характеристиками родительских позиций по отношению к ребенку с нарушениями зрения. Реализация дифференцированного подхода в педагогической работе с родителями с учетом доминантной и сопутствующей родительской позиции позволяет обеспечить право каждого ребенка на благоприятные условия в семье.

Взаимодействие тифлопедагога  с родителями предусматривает общее  поле деятельности, которое соответствует  направлениям:

  • Родительская позиция повышение педагогической культуры родителей;
  • формирование ценностного отношения к ребенку с нарушениями зрения;
  • обеспечение позитивных эмоциональных отношений во взаимодействии дошкольников с тифлопедагогом и родителями.

Педагогическая культура родителей определяет качество воспитания и развития ребенка в семье.

Под педагогической культурой родителей следует понимать их достаточную подготовленность к воспитательной деятельности: наличие таких качеств личности, которые отражают степень их зрелости как воспитателей и проявляются в процессе деятельности по воспитанию детей (В.В. Чечет).

Одной из составляющих педагогической культуры является их педагогическая подготовленность, которая характеризуется определенной суммой знаний, умений и навыков родителей, выработанных в процессе практики воспитание детей. Знания, умения и навыки, приобретенные родителями по воспитанию ребенка с нарушениями зрения в семье, могут быть успешно реализованы на практике, если взрослые члены семьи будут знать, как зрительные нарушения отражаются на его психическом развитии, в какой мере и каким образом можно преодолеть последствия зрительной деп-

ривации в первые годы жизни ребенка (В.А. Феоктистова). [ 26, c.34]

Наиболее признанным показателем качества родительства большинство специалистов в области детско-родительских отношений считают зрелость, воспитательную компетентность матери и отца, проявляющуюся в гибкости, адекватности, динамичности их родительской позиции (А.Я. Варга, Р.В. Овчарова, Г.Т. Хоментаускас ).

С повышением педагогической культуры родителей необходимо формировать ценностное отношение к ребенку с нарушениями зрения. В семье, воспитывающей ребенка с особенностями психофизического развития, ценностные ориентации и мотивационные установки родителей смещаются и деформируются. Ценность ребенка с особенностями психофизического развития может откровенно или подсознательно отвергаться родителями. Принятие дефекта помогает им любить ребенка таким, какой он есть, а непринятие - приводит к явному или скрытому отвержению его родителями. Соответственно, принятие или непринятие родителями зрительного нарушения ребенка и особенностей его развития определяют родительскую позицию по отношению к нему.

Формирование отношения  родителей к ребенку как к  ценности позволит им определить, какие приоритетные качества хотят воспитать в ребенке взрослые, какие проявления в развитии ребенка, имеющего нарушения зрения, считать проблемными, а к каким следует стремиться, «прорисовать» желаемый образ ребенка, согласовать поведенческие и воспитательные воздействия на ребенка в процессе семейного воспитания. Данное отношение обусловливает особенности поведения родителей: терпения и терпимости, что, несомненно, повлечет за собой переосмысление родительской позиции по отношению к ребенку с нарушениями зрения.

Обеспечение позитивных эмоциональных отношений при  взаимодействии дошкольников с тифлопедагогом и родителями способствует приобретению опыта совместного проживания успеха родителями и детьми, радости от умения коллективно найти ответ, справиться с трудностями. Данное направление способствует пересмотру, изменению неадекватных позиций родителей, развитию у дошкольников уверенности в себе, нивелированию тревожности, саморегуляции эмоционального состояния детей, закреплению необходимых для их дальнейшей жизни навыков нормативного поведения, поддержанию баланса эмоциональной жизни в целом.

Дифференцированный подход в педагогической работе с родителями рассматривается как целенаправленная деятельность тифлопедагога в выделенных группах родителей, объединенных на основе типологических особенностей родительских позиций, с использованием различной по содержанию, методам и приемам педагогической работы, с целью создания оптимальных условий для эмоционального благополучия детей с нарушениями зрения в семье. Данный подход предполагает определение дифференцированных направлений работы тифлопедагога с родителями по переосмыслению неадекватных родительских позиций, поскольку у родителей с той или иной неадекватной родительской позицией наблюдаются свои специфические трудности в воспитании ребенка с нарушениями зрения. Специфику педагогической работы в каждой детско-родительской группе целесообразно представить в таблице.[14, c.226]

                                    Таблица 1

Направления работы тифлопедагога с учетом типа родительской позиции по отношению к ребенку с нарушениями зрения

 

Родительская  позиция

Направления работы тифлопедагога с родителями

Адекватная  родительская позиция

социальная желательность

• расширение опыта родителей, их 
практических умений воспитания ребенка;

• передача другим родителям положи 
тельного опыта воспитания ребенка с 
нарушениями зрения; привлечение родителей в качестве помощников тифлопедагога при  
проведении занятий

 

 

 

• привлечение родителей в качестве 
помощников тифлопедагога при про 
ведении занятий

Неадекватные  родительские позиции

Доминантная

родительская

позиция

Сопутствующая

родительская

позиция

Направления работы тифлопедагога с родителями

 

 

 

 

симбиоз

Инфантилизация

• формирование умения уравновешивать две противоположные тенденции - установление максимальной близости с ребенком и предоставление ему полной автономии и самостоятельности; формирование умения ориентироваться на потенциал развития ребенка и актуальные задачи, которые ему предстоит решать самостоятельно;

Гиперсоциали-зация

• формирование умения преодолевать чувство вины родителей перед ребенком;

повышение самоценности родителей;

• формирование оптимистического отношения к преодолению трудностей и возможностям ребенка;

социальная желательность

• накопление способов регуляции поведения ребенка в семье;

• обучение эффективным способам коммуникации с ребенком;

 

 

 

• формирование умения взаимодействовать с ребенком как с равноправной личностью

 

 

Гиперсоциа-лизация

 

симбиоз

• обучение методам и приемам эффективного взаимодействия с ребенком;

• формирование умения предъявлять требования к ребенку с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей;

инфантилизация

* формирование умения проявлять родительские чувства по отношению к ребенку;

• формирование умения поощрять активность ребенка, расширять его полномочия;


 

Примечание. В состав родительских групп могут включаться родители с адекватной родительской позицией «социальная желательность». Такие родители исполняют роль интегрирующего звена между участниками взаимодействия, делятся опытом успешного семейного воспитания ребенка с нарушениями зрения.

Родительская позиция «симбиоз — инфантилизация» характеризуется таким «единством» его субъектов, при котором ни один из них не может существовать самостоятельно, изолированно. Симбиоз представляет собой экстремальную форму взаимозависимости, вплоть до слияния, в которой теряется индивидуальность. Семьи, имеющие ребенка с особенностями психофизического развития, испытывают страх перед самостоятельными действиями ребенка и блокируют развитие его способностей к самостоятельности. Ребенок с нарушениями зрения рассматривается родителями как жертва обстоятельств, а потому является предметом чрезмерной заботы со стороны родителей, в результате он может долго оставаться на инфантильном уровне развития. Эмоциональный симбиоз является общим пусковым механизмом для широкого круга пограничных заболеваний, личностных расстройств и девиаций поведения.

Родительская позиция «симбиоз — гиперсоциализация» формируется в случае переживания родителями детей с особенностями психофизического развития комплекса собственной вины в случившемся. Чувство вины порождает по отношению к ребенку гиперопеку, которая и вызывает симбиотические отношения с ребенком, имеющим нарушения прения. Причиной гиперсоциализации может быть уверенность родителей в том, что сам ребенок не сможет справиться ни с одной из жизненных трудностей, так как он не способен к самостоятельным действиям и нуждается в постоянном руководстве и контроле.

Для родительской позиции «симбиоз — социальная желательность» характерно одно из самых сильных противоречий: с одной стороны, родитель стремится сохранить свою связь с ребенком, максимально уберечь его от опасностей, с другой - ему необходимо не только мириться с отделением ребенка, но и стремиться к этому. Развитие автономии не означает прекращения сотрудничества ребенка со взрослым, ; лишь переход детско-родительских отношений на качественно новый уровень, где каждый участник выступает как равноправная и равноценная личность не только по явному или скрытому согласию сторон, но и по объективно достигнутому уровню личностной зрелости и компетентности как самого родителя, так и ребенка.

Родительская позиция «гиперсоциализация — симбиоз» определяется стремлением родителей реализовать идеальный проект ребенка, из которого должно «что-то получиться» (А.В. Сацук). Такие родители упорно преследуют цель об излечении ребенка. При этом они не принимают во внимание то, что ребенок имеет зрительное нарушение, которое оказывает специфическое влияние на его развитие.

Родительская позиция  «гиперсоциализация — инфантилизация» основана на тревожно-мнительной концентрации родителей на социальном статусе ребенка, его успехах и достижениях. При этом родители, как правило, переоценивают возможности ребенка. В основе такой родительской позиции - доказать себе и окружающим, что у ребенка нет и не должно быть проблем, обусловленных зрительным нарушением.

 

ВЫВОД

 Вышеуказанные особенности родительских позиций свидетельствуют о том, что педагогическую работу с родителями необходимо строить с учетом как доминантной, так и сопутствующей родительской позиции, ее содержательного аспекта, что позволит тифлопедагогу реализовать дифференцированный подход в работе с родителями дошкольников с нарушениями зрения в семье. Педагогическая работа, организованная таким образом, предполагает, с одной стороны, оказание помощи родителям в семейном воспитании детей с нарушениями зрения, с другой - способствует оптимальности организации жизнедеятельности ребенка в семье.

 

2.2 Исследование форм и направлений работы с родителями

детей с нарушением зрения

Настоящая глава ставит своей задачей раскрыть некоторые направления и формы совместной деятельности родителей и тифлопедагогов детского сада для детей с нарушениями зрения. Со временем первые негативные реакции проходят, тем не менее, не каждая семья в дальнейшем способна адекватно относиться к ребенку с нарушение зрения. Изменение у родителей неправильной позиции по отношению к ребенку, оказание им поддержки – одна из главных задач тифлопедагогов и психологов.

Роль тифлопедагога в семейном воспитании ребенка, начинается задолго до его поступления в детский сад – в период выявления ребенка с нарушением зрения в семье. Основная цель работы тифлопедагога в этот период заключается в том, чтобы подготовить детей к посещению детского сада, к жизни в коллективе сверстников. Реализация этой цели значительно сокращает «адаптационный» период пребывания дошкольника с сенсорной недостаточностью в детском саду и обеспечивает условия его воспитания по действующей программе.[ 5, c.122]

Участие тифлопедагога в решении поставленной цели выражается в том, чтобы:

1.    Сформировать положительное отношение родителей к той деятельности, которую им предстоит выполнить по подготовке ребенка к детскому саду.

2.    Научить родителей ребенка с нарушением зрения приемам и методам его воспитания с учетом особенностей и потенциальных возможностей развития.

В условиях семьи родители приучают ребенка к выполнению того режима, в котором ему предстоит  жить в детском саду, к элементарным бытовым навыкам, к потребности в персептивных действиях, к общению со сверстниками. Тифлопедагог в этот период общения с родителями не ограничивается консультациями и посещением семьи ребенка. Родителей приглашают пронаблюдать жизнь дошкольников в группе. Такое посещение оказывает существенное влияние на осознание родителями своей роли по отношению к слепому и слабовидящему сыну или дочке, вселяет уверенность и надежду в перспективы развития «ничего не умеющего и ничего не знающего ребенка».

Информация о работе Работа с родителям, воспитывающими детей с нарушением зрения