Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 10:44, курсовая работа
Родители слепого ребенка переживают чувство несправедливости к нему. Оно естественно, хотя о нем редко говорят вслух. Чувство несправедливости отрицательно отражается на психическом состоянии родителей: они замыкаются в своих тягостных переживаниях, ревниво относятся к нормально видящим детям своих друзей и знакомых. Ситуация может оцениваться родителями с позиции: «Вот если бы мой ребенок видел, сколько б я могла ему дать.
Большую и трудную работу предстоит провести с родителями, прежде чем они убедятся в необходимости и возможности развития.[ 29, c.33]
Уже на медико-педагогической комиссии по отбору детей в детский сад начинается систематическая и целенаправленная работа тифлопедагогов и психологов с родителями детей, поступающих в дошкольное учреждение. В беседе с родителями (как правило, на медико-педагогическую комиссию приглашаются все взрослые члены семьи ребенка) тифлопедагог выясняет позиции всех членов семьи по отношению к ребенку. В 2008 году в детсад поступила слабовидящая девочка Диана Б. (4 года). Ее воспитанием занималось 6 человек – мама и папа, две бабушки, два дедушки. В семье существовало 6 разных позиций по отношению к Диане. Но всех родных, занимающихся воспитанием девочки, объединял общий взгляд на дефект Дианы – слабое зрение делает навсегда ее несчастливой. Выявление позиции родителей определяет выбор целей и содержания коррекционно-педагогической работы тифлопедагога в группе, является отправной точкой совместных действий тифлопедагога и родителей. Очень эффективным средством изменения позиции родителей, которые не верят в возможности своих детей, видят свое назначение лишь в создании «благоприятных» условий для жизни, являются встречи с детьми с нарушением зрения, достигшими высокого уровня интеллектуального развития и принимающими активное участие в жизни детского коллектива.
Отрицательная позиция по отношению к ребенку среди некоторых родителей выражается в том, что они считают не его, а себя несчастными людьми, свое назначение в жизни видят только в том, чтобы содержать ребенка, который, по их мнению, в силу дефекта на всю жизнь остается жалким инвалидом. Но сформированность правильной позиции к ребенку с нарушением зрения еще не определяет степень активного участия родителей в его воспитании. Только тогда позиция родителей имеет значение в решении задач по воспитанию ребенка, по подготовке их к школе, если она подкрепляется высокой теоретической и практической подготовленностью матери и отца. Поэтому важным направлением работы тифлопедагога является обучение родителей методам и приемам воспитания детей с нарушением зрения в семье. Целям обучения родителей служат собрания, где с докладами и сообщениями выступают специалисты детского сада, врач-офтальмолог, педиатр и тифлопедагоги. Темы выступлений – самые разнообразные, например: «Некоторые особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих дошкольников», «Перспективы восстановления зрения детей с амблиопией и косоглазием», «О требованиях к игрушкам слепых и слабовидящих детей», «Как и каким играм, следует учить слепых и слабовидящих детей» и др.[22,c.55]
Родителей систематически приглашают на открытые занятия в группы, где они не только видят успехи своих детей, но и овладевают приемами ознакомления ребенка с окружающими предметами, знакомятся с методикой обучения детей графическим навыкам брайлевского письма.
Данным целям служат и «Уголок для родителей», которые имеются в каждой возрастной группе и систематически обновляются. Как правило, они рекомендуют родителям новую литературу. В «Уголке для родителей» даются советы по организации досуга детей, игровой и трудовой деятельности в семье:
• как ребенок с нарушением зрения воспринимает окружающий мир;
• требования к игрушкам;
• учите детей с амблиопией и косоглазием видеть цвет, форму в окружающем мире.
Как свидетельствуют научные данные и практический опыт, степень нарушения зрения не однозначно влияет на ход развития психических процессов ребенка. Отсюда вытекает необходимость дифференцированного подхода к воспитанию и обучению дошкольников с нарушением зрения.
Дифференцированный подход к воспитанию дошкольников предполагает широкое использование такой формы контакта родителей и тифлопедагогов, как индивидуальная консультация и беседа. Консультации и беседы обычно проводятся в определенный день недели. Тифлопедагог определенные задачи, которые следует выполнить в ближайшую субботу или воскресенье, когда ребенок окажется в семье. Например, тифлопедагог группы слабовидящих детей установила, что хотя Диана Б. и посещала зоопарк, но ничего там не увидела. Тифлопедагог порекомендовала родителям снова провести экскурсию в зоопарке, указала, каких животных следует показать, на какие повадки обратить внимание. Было высказано пожелание подкрепить знания и представления о животных чтением книг и рассматриванием картинок.
Содержание консультации определяется тифлопедагогом в индивидуальном плане работы с родителями.
Новой и интересной формой связи детского сада с родителями является ведение дневников о поведении ребенка в семье, в кругу сверстников. Периодически родители знакомят тифлопедагогов с содержанием дневников.[14, c.256] Анализ наблюдений, сделанных мамой и папой ребенка, позволяет установить эффективность воспитательной работы, указывает на уровень сформированности тех или иных психических процессов. Так из дневника наблюдений за Виталиком П. стало известно, что он учил бабушку узнавать форму листьев и цвет, учил рассматривать с помощью осязания предметы.
Не всегда родители охотно приступают к ведению дневника наблюдения, но постепенно начинают осознавать его значение в воспитании ребенка. В конце года тифлопедагог использует дневник наблюдений для анализа своей работы.
Необходимым условием работы тифлопедагога является посещение семьи ребенка. Такое посещение помогает установить активную роль родителей в воспитании дошкольника с нарушением зрения, выявить причины неудач в работе детского сада. Эффективность выбранных направлений работы тифлопедагогов по руководству семейным воспитанием детей с нарушением зрения, посещающих детский сад, подтверждаются успешной учебой их в школах.
Своеобразным итогом работы детского сада с родителями является «выпускное» собрание, на которое приглашаются учителя школы, куда переходят учиться дети. Такая встреча учителя с родителями в стенах детского сада определяет их заинтересованность в учебно-воспитательном процессе школы. Много вопросов возникает у родителей к учителю будущих школьников. Их интересует, прежде всего, то, что нужно сделать семье, чтобы ребенок с нарушением зрения получил среднее образование, подготовился к активной общественно-трудовой жизни по окончанию школы. Родители знают, что их ребенок может и должен вырасти активным, быть счастливым и самостоятельным по жизни. Это их научили тифлопедагоги и убедил опыт работы детского сада, куда они несколько лет назад привели своего ребенка.
Родители являются непосредственными
участниками учебно-
Таблица 2
Формы взаимодействия ДОУ и родителей в образовательном процессе
Новые формы |
Традиционные формы |
Памятка для родителей |
Дни открытых дверей |
Школа молодых родителей |
Анкетирование |
Родительский клуб |
Родительские собрания |
Конкурсы для родителей |
Консультации |
Показ открытых занятий специалистов |
Информационный стенд |
Проведение игровых тренингов |
Совместные досуги |
Чаепитие, совместные праздники (гостиные…) |
Индивидуальные беседы |
Дискуссионные клубы (только для отцов, только для бабушек и.т.д.) |
Посещение семьи |
Круглый стол |
|
Педагогическая гостиная |
|
Неформальные беседы |
|
Мастер-классы |
|
Творческие мастерские |
|
Копилки идей |
Как видим, родители - первые помощники и активные участники педагогического процесса. Для повышения эффективности процесса взаимодействия с родителями необходимо руководствоваться следующими правилами:
Исследования в
Оптимизировать педагогическую работу с родителями позволяет трансформация диады «тифлопедагог - родитель» в триаду «тифлопедагог — родитель - дошкольник с нарушениями зрения». Такая организация педагогической работы дает возможность решать проблемы ребенка через целенаправленную педагогическую работу с его родителями. В первую очередь, при неблагоприятных эмоциональных состояниях ребенка необходимо работать с его ближайшим окружением – родителями.
Целью данного исследования является выявление взаимоотношений в семье с точки зрения ребенка и его эмоциональной комфортности в семье.
Для реализации поставленной цели было проведено экспериментальное исследование.
Эксперимент проводился на базе МКДОУ ШГО «Детский сад №3»
В исследовании участвовали дети старшего дошкольного возраста:
Выборка детей была сделана с учетом следующих критериев:
Для подтверждения цели была сформирована группа испытуемых:
Ф.И. |
Возраст |
Группа |
Vis |
1 |
2 |
3 |
5 |
1. Вадим Б. |
6лет 5месяцев |
старшая |
0,8-0,8 |
2. Настя Г. |
5 л 6 месяцев |
старшая |
0,2-0,6 |
3. Сергей М |
6 лет 3 месяца |
старшая |
0,7-0,5 |
4. Данил К. |
6 лет 3 месяца |
старшая |
0,7-0,3 |
5. Диана Б. |
6 лет 2 месяца |
старшая |
0,3-0,5 |
Проективный тест «Моя семья» [9, c.16]
Цель: выявление особенностей семейных взаимоотношений в восприятии ребенка.
Параметры: Тест проводился индивидуально. Детям давалась инструкция: « Нарисуй, пожалуйста, свою семью».
Оценивают работу по последовательности рисования членов семьи.
В результате исследования контрольной группы нами были получены следующие данные:
Диаграмма № 1
Результаты методики «Моя семья» в экспериментальной группе.
40 % (2 детей) Расположили членов семьи на одной прямой с соединенными руками; близкое расположение членов семьи друг к другу. Это указывают на психологическое благополучие в семье, восприятие целостности семьи, включенность ребенка в семью, на тесные эмоциональные контакты.
40 % ( 2 ребенка) На рисунке наблюдается удаленность всех членов семьи друг от друга, это говорит о том, что в семье присутствует разобщенность членов семьи, а так же слабость эмоциональных контактов между ними.
20 % ( 1 ребенок) Ребенок рисует себя отдельно от других членов семьи. Это указывает на то, что ребенок испытывает ощущение своей отверженности в семье. Так же ребенок включил в свой рисунок семьи домашнее животное – это говорит о том, что он испытывает недостаток общения, потребность в эмоциональном тепле.
ВЫВОД
В результате исследования родительского отношения с ребенком, можно констатировать, что у родителей с детьми с нарушением зрения наблюдается определенная тенденция отношений. Содержательно эта тенденция описывается так: в большинстве случаев родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным.
Информация о работе Работа с родителям, воспитывающими детей с нарушением зрения