Заключение
Цели воспитания детей
в дошкольном учреждении и в семье
едины: и педагог, и родители хотят видеть своего ребёнка трудолюбивым,
обладающим навыками доступного им труда,
с уважением относиться к труду людей,
проявляющим бережное отношение к результатам
труда, оказывающим помощь взрослым в
семье.
Взаимодействие педагогов
и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном
через:
- приобщение родителей
к педагогическому процессу;
- расширения сферы
участия родителей в организации
жизни образовательного учреждения;
- пребывание родителей
на занятиях в удобное для
них время;
- создание условий для творческой самореализации
педагогов, родителей, детей;
- информационно-педагогические
материалы, выставки детских работ,
которые позволяют родителям
ближе познакомиться родителям
со спецификой учреждения, знакомят
его с воспитывающей и развивающей средой;
- объединению усилий
педагога и родителя в совместной
деятельности по воспитанию и
развитию ребенка: эти взаимоотношения
следует рассматривать как искусство
диалога взрослых с конкретным
ребенком на основе знания
психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности
и предшествующий опыт ребенка;
- проявление понимания,
терпимости и такта в воспитании
и обучении ребенка, стремление
учитывать его интересы, не игнорируя
чувства и эмоции;
- уважительные взаимоотношения
семьи и образовательного учреждения.
Итак, отношения педагога с семьей должны быть основаны
на сотрудничестве и взаимодействии при
условии открытости детского сада внутрь
и наружу.
В завершение следует
особенно отметить, что адекватным считается такое отношение,
при котором ребенок с нарушением зрения
воспринимается в семье как здоровый,
но имеющий ряд особенностей, которые
следует учитывать в процессе воспитания.
При этом ребенок и недостаточность у
него зрения родителями принимаются. Принятие
означает способность родителей примириться
с фактом наличия у ребенка особенностей,
связанных с нарушением зрения, готовность
к включению ребенка в свою жизненную
программу. Родители видят в своем малыше,
прежде всего ребенка, имеющего особенности,
свойственные и другим детям, а также присущее
лишь ему своеобразие. Такая позиция становится
необходимой предпосылкой создания в
семье условий для полноценного развития
ребенка. Родители должны делать все возможное
для того, чтобы он стал полноценной личностью,
а качество его жизни было бы достаточно
высоким.
Список литературы
- Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. / А.А.Венгер, Г.Л.Выгодская, Э.И.Леонгард. – М. : Просвещение, 1972. – 143с.
- Брамбринг М. Воспитание слепого ребенка раннего возраста в семье.
/ М. Брамбринг. - М. : ACADEMIA, 2003. - 414 с.
- Глухов В. П. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии. / В.П.Глухов. - М. : Владос,
2011.
- Дмитриев А. А. Специальная (коррекционная) педагогика.
/ А.А.Дмитриев. - М. : Высшая школа,
2010.
- Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с
нарушением зрения: Методическое пособие.
/ Л.А.Дружинина. - М. : Экзамен, 2006. - 159 с.
- Словарь-справочник. Дефектология: /сост. С.С.Степанов,
под ред.
Б. П. Пузанова. -М. : Логос,
2006.
- Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики:
Развитие, обучение и воспитание детей
с нарушениями зрения.
/ В.П.Ермаков, Г.А.Якунин. - М. : Владос, 2000. - 240 с.
- Зайцев Д.В. Дошкольная коррекционная педагогика.
Краткий курс.
/ Д.В.Зайцев. - М. : Экзамен, 2007.
- Корман Л., Захаров Л.И. Тест «Рисунок семьи»./ Л.Корман, Л.И.Захаров.
- М. : Владос, 2001. - 47с.
- Карнилова И.Г. О некоторых личностных особенностях подростков с нарушением зрения./ И.Г.Карнилова
//Специальная психология, 2006. №2(8)
- Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов
С.А. Психическое развитие детей в норме
и патологии: психологическая диагностика,
профилактика и коррекция / Я.Л. Коломинский,
Е.А, Панько, С.А. Игумнов. – СПб. : Питер,
2004.- 480с.
- Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии./
В.А.Лапшин, Б.П.Пузанов. - М. : Владос, 2008.
- Любезнова Е.В. Воспитание и обучение детей с нарушением развития./Е.В.Любезнова //Дефектология, - 2006. -№1
- Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: /Под ред. В.И. Селиверстова. - М. : Владос, 2003.
- Медицинская энциклопедия /под
редакцией академика Б. В. Петровского, М. 1988.-348с.
- Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Дошкольная
педагогика. Основы коррекционной
педагогики./ Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева.
- М. : Владос, 2008.
- Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология.
/ Т.Г. Нернтина. - М. : Флинта, МПСИ, 2008.
- Никулина В.Д. Программа психокоррекционной работы с семьями, воспитывающими детей
с тяжелыми нарушениями зрения./ В.Д.Никулина
//Воспитание и обучение детей с нарушением
развития, - 2002. -№3. с. 35-43.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.
/ С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведов. - М. : Азъ, 1995. -
928 с.
- Романова И.П. Взаимодействие семьи и детского сада в вопросах воспитания детей с нарушением зрения. / И.П.Романова // Коррекционная педагогика -2009. - №3
- Скрипец П. Пора проверить глазки! / П. Скрипец // Мама и Малыш, 2005, №4. – с. 46-47.
- Солнцева Л.И., Хорош С.М. Воспитание слепых детей раннего возраста. Советы родителям./ Л.И.Солнцева, С.М.Хорош. – М. : Экзамен, 2004.
- Солнцева Л.И., Денискина В.З. Психология воспитания детей
с нарушением
зрения. / Л.И.Солнцева, В.З.Денискина
– М.: Налоговый
вестник, 2004. –
320с.
- Ткачева B.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии / В.В.Ткачева // Дефектология. - 1998. - № 4. с.45-47
- Урунтаева Г.А. Детская психология / Г.А. Урунтаева.- 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательский
центр «Академия», 2006.
- Феоклистова В.А. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье. / В.А.Феоклистова. – М. : Логос,1993. – 78с.
- Хорош С.М. Влияние позиции родителей
на раннее развитие ребенка.
/ С.М.Хорош // Дефектология. - 1991. №
3. - с.19-2
- Цыганова Е.С. Технологии социальной работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями. / Е.С.Цыганова. – М. : Просвещение, 2007.- 116с.
- Чеботарева О.В. «Круглый стол» как форма ознакомления родителей с особенностями работы специального
( коррекционного) образовательного учреждения.
/ О.В.Чеботарева // Воспитание и обучение
детей с нарушением развития. – 2007. - №2.
с.33-36
- Шматко Н. Новые формы организации коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии / Н.Шматко // Дошкольное воспитание. - 1998.
№ 3. – с. 45-51.