Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2011 в 18:19, статья
Необходимость пересмотра основ управления организациями в условиях становления рыночных отношений привела к тому, что многие специалисты в области менеджмента стали все чаще обращаться к вопросам качества продукции и услуг. Качество в настоящее время становится стратегией многих организаций и рассматривается как основная составляющая конкурентного преимущества. Не являются исключением и образовательные организации, активно обсуждающие роль и значение качества в реформирующей системе образования.
ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТА
Разработка и внедрение системы
менеджмента качества
в
образовательном учреждении
Необходимость пересмотра основ управления организациями в условиях становления рыночных отношений привела к тому, что многие специалисты в области менеджмента стали все чаще обращаться к вопросам качества продукции и услуг. Качество в настоящее время становится стратегией многих организаций и рассматривается как основная составляющая конкурентного преимущества. Не являются исключением и образовательные организации, активно обсуждающие роль и значение качества в реформирующей системе образования.
Первейшая задача образовательной политики на современном этапе – достижение современного качества образования, его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Для его достижения необходимо:
- совершенствование содержания и технологий образования;
- развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;
- повышение
эффективности управления в
- совершенствование
экономических механизмов в
Предпосылки создания системы менеджмента качества в общеобразовательном учреждении:
· политика государства в сфере образования;
· в программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004г.г.) указывалось, что «в качестве основных путей реализации задач, стоящих перед системой образования, следует выделить - обновление содержания образования, повышение его качества». Для этого необходимо решить некоторые задачи, одна из которых – «осуществить переход на сопоставимую с мировой практикой систему статистики и показателей качества образования»;
· Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года;
· Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы.
В связи с этим возникла необходимость создания системы по управлению качеством образования с целью достижения нового современного уровня образования в условиях школы.
В
настоящее время вызывает интерес
многих работников образования возможность
использования в управлении образовательными
организациями концепций
Международные стандарты ИСО серии 9000 служат для основой для построения эффективной системы менеджмента качества (СМК), гарантирующей стабильность качества оказываемых услуг. СМК дает уверенность потребителям и руководству организации в том, что все процессы, осуществляемые в образовательном учреждении, результативны и направлены на постоянное повышение качества предоставляемых услуг. Это, по сути, показатель конкурентоспособности организации, требование не только международного, но и внутреннего рынков.
Международные стандарты ИСО серии 9000 предъявляют достаточно жесткие конкретные требования к осуществлению контроля качества на всех стадиях предоставления услуги, управлению всеми видами ресурсов, созданию систем качества в учреждении, документированию процедур и требований по управлению качеством.
Такая система, основываясь на процессном подходе к управлению, позволяет добиваться постоянного совершенствования процесса подготовки выпускников, достигать современного уровня их знаний посредством обеспечения качества самого образовательного процесса, а также более эффективно использовать имеющийся кадровый, материально-технический, информационный и финансовый потенциал образовательного учреждения.
Однако процесс создания таких систем в системе образования идет крайне медленно. Проблемами, сдерживающими внедрение систем менеджмента качества, являются:
- отсутствие единого методического подхода ее создания;
- недостаток знаний в области теории управления качеством;
- недооценка практической отдачи от внедрения СМК.
Следовательно, решение данных проблем требует проведения исследований, а разработка теоретических, методических и практических рекомендаций в области формирования системы менеджмента качества в общеобразовательном учреждении представляется актуальной и своевременной.
В связи с тем, что повышение качества образования является приоритетным направлением модернизации образования, школа разрабатывает свой подход, модель, систему управления качеством. В настоящее время коллектив находится в творческом поиске инновационных путей решения проблемы повышения качества образования как органичной целостности качества знаний с личностным, духовным, гражданским развитием ученика и учителя. Решение данной проблемы видится через разработку и внедрение системы менеджмента качества образовательной деятельности, так как функционирование и развитие школы происходит в настоящее время в условиях рыночной экономики, где качество является основополагающей характеристикой деятельности образовательного учреждения.
По
нашему мнению, наиболее соответствующей
современным требованиям
Необходимость
разработки и внедрения системы
менеджмента качества объясняется
изменяющимися и постоянно
Разработанная программа эксперимента в рамках этой системы обеспечит включение в инновационный процесс педагогического коллектива, повышение мотивации и как следствие, послужит средством достижения качества образовательного процесса.
Данная система полностью отвечает идее образования как созидания, опирающейся на природо- и культоросообразное развитие всех сфер человеческой деятельности в современных условиях.
Для реализации программы эксперимента, МОУ СОШ № 10 планирует сотрудничество с Сургутским государственным университетом и Сургутским государственным педагогическим университетом по вопросам научно-методического обеспечения, внедрения СМК.
Опыт внедрения СМК, несомненно, окажет позитивное воздействие на ситуацию в городе и округе через:
- создание прецедента разработки и внедрения системы менеджмента качества в общеобразовательном учреждении;
- использование другими общеобразовательными учреждениями как города так и округа;
- повышение качества подготовки выпускников.
В настоящее время составлен план разработки и внедрения СМК в школе, проводится обучение персонала, определена рабочая группа и ответственные за все направления деятельности, анализируется и упорядочивается документация, разрабатывается политика в области качества, миссия и стратегия развития образовательного учреждения.
В перспективе – определение основных документированных процедур, правил (алгоритмов) выполнения процесса, а затем формализация их в схемах и описаниях процессов.
Внедрение системы менеджмента качества на основе стандартов ИСО серии 9000 для общеобразовательной школы является проблемой, так как:
Анализ современной системы управления
качеством в МОУ СОШ № 10:
· Педагогический коллектив недостаточно компетентен в вопросах управления качеством образования. Учителя в работе недостаточно используют разные оценочные методики и процедуры.
· Организационная структура школы не в полной мере соответствует задачам управления качеством образования. Документационное обеспечение в школе соответствует требованиям стандартов ИСО серии 9000 частично. Многие документы требуют доработки, а многие – необходимо разрабатывать вновь.
· Уровень технологизации учебного и управленческого процессов недостаточный. Администрация школы пытается регулярно диагностировать имеющий уровень качества обучения, но необходима системность в проведении мониторинга.
· Выявлено преимущественное влияние на качество образования в школе внутришкольных факторов по сравнению с факторами внешней среды.
· Установлен средний уровень удовлетворенности участников образовательного процесса (педагогов, родителей, обучающихся) качеством образования в школе.
Таким образом:
· Система управления качеством, сложившаяся в школе, стихийна. В школе присутствуют только элементы системы управления качеством.
· Система менеджмента качества в МОУ СОШ № 10 нуждается в осуществлении преобразований, приведении ее в соответствие с международными стандартами качества.
Для достижения поставленной цели потребуется решение следующих задач:
менеджмента качества;
· проанализировать принципы, методы и подходы к управлению качеством на основе требований международных стандартов ИСО серии 9000 и адаптировать их к общеобразовательному учреждению;
Информация о работе Разработка и внедрение системы менеджмента качества в образовательном учреждении