Разработка и внедрение системы менеджмента качества в образовательном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2011 в 18:19, статья

Описание

Необходимость пересмотра основ управления организациями в условиях становления рыночных отношений привела к тому, что многие специалисты в области менеджмента стали все чаще обращаться к вопросам качества продукции и услуг. Качество в настоящее время становится стратегией многих организаций и рассматривается как основная составляющая конкурентного преимущества. Не являются исключением и образовательные организации, активно обсуждающие роль и значение качества в реформирующей системе образования.

Работа состоит из  1 файл

Программа эксперимента.doc

— 219.50 Кб (Скачать документ)
 
 

ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТА

    

Разработка  и внедрение системы 

менеджмента качества

в образовательном учреждении 
 
 

                                                                         
 

 

                                                         
 
 
 
 

                «Управлять  – значит, вести                                                                                                                предприятие к  его цели, извлекая максимум возможности  из имеющихся ресурсов»

А.Файоль

Актуальность  темы исследования: 

     Необходимость пересмотра основ управления организациями  в условиях становления рыночных отношений привела к тому, что  многие специалисты в области  менеджмента стали все чаще обращаться к вопросам качества продукции и  услуг. Качество в настоящее время становится стратегией многих организаций и рассматривается как основная составляющая конкурентного преимущества. Не являются исключением и образовательные организации, активно обсуждающие роль и значение качества в реформирующей системе образования.

     Первейшая задача образовательной политики на современном этапе – достижение современного качества образования, его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

     Для его достижения необходимо:  

- совершенствование  содержания и технологий образования;

- развитие  системы обеспечения качества  образовательных услуг; 

- повышение  эффективности управления в системе  образования; 

- совершенствование  экономических механизмов в системе  образования.  

     Предпосылки создания системы менеджмента качества в общеобразовательном учреждении:

· политика государства в сфере образования;

  • постановка задачи повышения качества образования в Национальной доктрине образования Российской Федерации;
  • организация Министерством образования и науки РФ конкурса «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов» (с 2000 года);
  • вступление России в общее Европейское образовательное пространство (подписание Болонской декларации);
  • повышение уровня требований всех заинтересованных сторон к образовательным услугам;
  • рост конкуренции на рынке образовательных услуг;

· в программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004г.г.) указывалось, что «в качестве основных путей реализации задач, стоящих перед системой образования, следует выделить - обновление содержания образования, повышение его качества». Для этого необходимо решить некоторые задачи, одна из которых – «осуществить переход на сопоставимую с мировой практикой систему статистики и показателей качества образования»;

· Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года;

·  Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы.

     В связи с этим возникла необходимость  создания системы по управлению качеством образования с целью достижения нового современного уровня образования в условиях школы.

      В настоящее время вызывает интерес  многих работников образования возможность  использования в управлении образовательными организациями концепций менеджмента  качества, применяемых в производственной сфере, применение принципов Всеобщего менеджмента качества (TQM), требований международных стандартов ИСО серии 9000, оценочного метода управления качеством деятельности (SWOT-анализ), моделей национальных и региональных премий по качеству, других моделей управления качеством образования для построения внутришкольных систем менеджмента качества (СМК).

      Международные стандарты ИСО серии 9000 служат для основой для построения эффективной системы менеджмента качества (СМК), гарантирующей стабильность качества оказываемых услуг. СМК дает уверенность потребителям и руководству организации в том, что все процессы, осуществляемые в образовательном учреждении, результативны и направлены на постоянное повышение качества предоставляемых услуг. Это, по сути, показатель конкурентоспособности организации, требование не только международного, но и внутреннего рынков.             

     Международные стандарты ИСО серии 9000 предъявляют  достаточно жесткие конкретные требования к осуществлению контроля качества на всех стадиях предоставления услуги, управлению всеми видами ресурсов, созданию систем качества в учреждении, документированию процедур и требований по управлению качеством.  

      Такая система, основываясь на процессном подходе к управлению, позволяет добиваться постоянного совершенствования процесса подготовки выпускников, достигать современного уровня их знаний посредством обеспечения качества самого образовательного процесса, а также более эффективно использовать имеющийся кадровый, материально-технический, информационный и финансовый потенциал образовательного учреждения.

      Однако  процесс создания таких систем в системе образования идет крайне медленно. Проблемами, сдерживающими внедрение систем менеджмента качества, являются:

- отсутствие единого методического подхода ее создания;

- недостаток знаний в области теории управления качеством;

- недооценка практической отдачи от внедрения СМК.

      Следовательно, решение данных проблем требует проведения исследований, а разработка теоретических, методических и практических рекомендаций в области формирования системы менеджмента качества в общеобразовательном учреждении представляется актуальной и своевременной.

     В связи с тем, что повышение качества образования является приоритетным направлением модернизации образования, школа разрабатывает свой подход, модель, систему управления качеством. В настоящее время коллектив находится в творческом поиске инновационных путей решения проблемы повышения качества образования как органичной целостности качества знаний с личностным, духовным, гражданским развитием ученика и учителя. Решение данной проблемы видится через разработку и внедрение системы менеджмента качества образовательной деятельности, так как функционирование и развитие школы происходит в настоящее время в условиях рыночной экономики, где качество является основополагающей характеристикой деятельности образовательного учреждения.

     По  нашему мнению, наиболее соответствующей  современным требованиям управления качеством является система менеджмента  качества применительно к образованию (СМК), основанная на требованиях стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001.

     Необходимость разработки и внедрения системы  менеджмента качества объясняется  изменяющимися и постоянно возрастающими  требованиями общества и потребителей, которые предъявляются к образовательным услугам, в том числе, к выпускникам школы.

     Разработанная программа эксперимента в рамках этой системы обеспечит включение в инновационный процесс педагогического коллектива, повышение мотивации и  как следствие, послужит средством достижения качества образовательного процесса.

Данная  система полностью отвечает идее образования как созидания, опирающейся  на природо- и культоросообразное  развитие всех сфер человеческой деятельности в современных условиях.

Для реализации программы эксперимента, МОУ СОШ № 10 планирует сотрудничество с Сургутским государственным университетом и Сургутским государственным педагогическим университетом по вопросам научно-методического обеспечения, внедрения СМК.

Опыт  внедрения СМК, несомненно, окажет позитивное воздействие на ситуацию в городе и округе через:

- создание прецедента разработки и внедрения системы менеджмента качества в общеобразовательном учреждении;

- использование другими общеобразовательными учреждениями как города так и округа;

- повышение качества подготовки выпускников.

В настоящее  время составлен план разработки и внедрения СМК в школе, проводится обучение персонала, определена рабочая группа и ответственные за все направления деятельности, анализируется и упорядочивается документация, разрабатывается политика в области качества, миссия и стратегия развития образовательного учреждения.

В перспективе  – определение основных документированных  процедур, правил (алгоритмов) выполнения процесса, а затем формализация их в схемах  и описаниях процессов.

      Внедрение системы менеджмента качества на основе стандартов ИСО серии 9000 для общеобразовательной школы является проблемой, так как:

  • отсутствует однозначно определенная нормативно-правовая база для четкой и последовательной организации работ по созданию системы управления качеством образования в школе;
  • отсутствуют необходимые методические пособия и рекомендации по внедрению принципов менеджмента качества в образовательных учреждениях;
  • отсутствуют менеджеры управления школой для внедрения СМК на основе стандартов ИСО серии 9000;
  • педагогический коллектив не принимает новые принципы управления;
  • недостаточны объемы финансовых средств для эффективного проведения изменений и совершенствования деятельности.
 

Анализ  современной системы управления

 качеством  в МОУ СОШ № 10:

    · Педагогический коллектив недостаточно компетентен в вопросах управления качеством образования. Учителя в работе недостаточно используют разные оценочные методики и процедуры.

    · Организационная структура школы не в полной мере соответствует задачам управления качеством образования. Документационное обеспечение в школе соответствует требованиям стандартов ИСО серии 9000 частично. Многие документы требуют доработки, а многие – необходимо разрабатывать вновь.

    · Уровень технологизации учебного и управленческого процессов недостаточный. Администрация школы пытается регулярно диагностировать имеющий уровень качества обучения, но необходима системность в проведении мониторинга.

    · Выявлено преимущественное влияние на качество образования в школе внутришкольных факторов по сравнению с факторами внешней среды.

    · Установлен средний уровень удовлетворенности участников образовательного процесса (педагогов, родителей, обучающихся) качеством образования в школе.

            Таким образом:

    · Система управления  качеством, сложившаяся в школе, стихийна. В школе присутствуют только элементы системы управления качеством.

    · Система менеджмента качества в МОУ СОШ № 10 нуждается в осуществлении преобразований, приведении ее в соответствие с международными стандартами качества.

Цель и задачи исследования:

разработка и внедрение системы менеджмента качества на основе требований международных стандартов ИСО серии 9000 в МОУ СОШ № 10 для достижения высокого уровня качества ее функционирования и развития

 

Для достижения поставленной цели потребуется  решение следующих  задач:

    · изучить литературу по вопросам СМК;

 
  •     оценить подготовленность МОУ СОШ №10 к внедрению системы  

          менеджмента качества;     

    · проанализировать принципы, методы и подходы к управлению качеством на основе требований международных стандартов ИСО серии 9000 и адаптировать их к общеобразовательному учреждению;     

Информация о работе Разработка и внедрение системы менеджмента качества в образовательном учреждении