Разработка и внедрение системы менеджмента качества в образовательном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2011 в 18:19, статья

Описание

Необходимость пересмотра основ управления организациями в условиях становления рыночных отношений привела к тому, что многие специалисты в области менеджмента стали все чаще обращаться к вопросам качества продукции и услуг. Качество в настоящее время становится стратегией многих организаций и рассматривается как основная составляющая конкурентного преимущества. Не являются исключением и образовательные организации, активно обсуждающие роль и значение качества в реформирующей системе образования.

Работа состоит из  1 файл

Программа эксперимента.doc

— 219.50 Кб (Скачать документ)

    ·   изучить возможности для использования в школе опыта управления качеством в производственной сфере и применения требований стандартов ИСО 9000:2000 к внедрению и функционированию системы менеджмента качества;

    · освоить новые методы и технологии улучшения бизнес-процессов (процессов предоставления образовательных услуг) и повышения качества оказываемых услуг в рамках системы менеджмента качества;

  •      разработать алгоритм формирования системы менеджмента качества в

          школе; 

·       внедрить в систему оценки качества образования в школе новые процедуры,

         критерии, показатели;

    ·  создать собственную модель самооценки школы по качеству образования;

· разработать показатели рейтинговой оценки деятельности педагогов школы;

    · разработать систему менеджмента качества образовательного процесса, которая бы обеспечивала и поддерживала достижение требуемого уровня качества образования. 

    Объект  исследования:

система управления качеством в школе  

Предмет исследования:

совокупность  теоретических, методических и практических аспектов формирования систем менеджмента  качества в школе  
 

Гипотеза:

     Система управления образовательной деятельностью школы будет эффективна, если:

- будет  создана система менеджмента  качества образовательного процесса в МОУ   СОШ №10 на основе международных стандартов ИСО серии 9000;   концепции, основанной на принципах всеобщего управления качеством (ТQМ); оценочном методе управления качеством деятельности (SWOT-анализ),  позволяющая отслеживать состояние процесса в любой точке.  

Участники эксперимента:

  • обучающиеся;
  • родители;
  • коллектив школы.
 

    Прогнозируемые  результаты эксперимента: 

        - повышение качества деятельности всех структур школы, элементов образовательного процесса, повышение качества образовательных услуг, предоставляемых обучающимся в рамках основной образовательной программы и программ дополнительного образования; 

  • качественное  изменение основных субъектов образовательного процесса: личности обучающихся, педагогов  и администрации;
 
  • диагностика и своевременное выявление проблем  в системе управления качеством  образования;
 
  • формирование  в школе культуры качества, внутренней среды для его непрерывного улучшения;
 
  • повышение имиджа школы, обусловленное повышением качества подготовки обучающихся;
 
  • разработка  и предоставление потребителям новых  видов качественных услуг.
 

План  основных мероприятий  по реализации программы эксперимента

«Разработка и внедрение системы менеджмента качества в МОУ СОШ №10»  

п/п

Основные направления  деятельности по реализации проекта  Сроки выполнения Перечень документации, подлежащей оформлению и сдаче  Исполнители
Предварительный (аналитический) этап
1 Анализ состояния  проблемы, изучение опыта работы образовательных  учреждений России по вопросам системы  менеджмента качества образования  для применения его в МОУ СОШ  №10 2007-2008 Отчет по результатам  анализа  Директор

Заместитель директора по НМР   

2 Отбор методов  и подходов к управлению качеством  образования, используемых в школах и ВУЗах России  2007-2008 Описание методик  и технологий, результаты аналитической деятельности Директор

Заместитель директора  по НМР   

3 Оценка подготовленности МОУ СОШ №10 к внедрению системы менеджмента качества.

Анализ имеющегося качества функционирования и результатов  образовательного процесса (качество проведения уроков, качество деятельности учителей, качество учебных программ по основным предметам, качество образовательного процесса в целом, качество инновационной работы в школе, качество подготовленности (образованности) учащихся (выпускников) 

2007-2008 Аналитическая справка  Заместители директора  по УВР 
4 Проведение  SWOT-анализа в отношении успеваемости, кадровых возможностей и др. по вопросам качества образования  2007-2008 Аналитические материалы  Заместитель директора  по УВР 
5 Создание организационных  структур, отвечающих за обеспечение  качества образовательного процесса   2007-2008 Описание механизма Директор 
6 Организация работы творческих групп по проблеме разработки и внедрения системы менеджмента  качества в МОУ СОШ №10  2007-2008 План работы творческих групп  Заместитель директора  по УВР

Руководители  МО

7 Разработка  комплекса локальных актов, регламентирующих разработку и внедрение системы менеджмента качества 2007-2008 Комплекс локальных  актов  Директор

Заместитель директора  по НМР   

8 Изучение образовательных  запросов родителей, обучающихся  2007-2008 Информационные  материалы Заместитель директора  по ВВВР
9 Определение  дополнительных платных образовательных  услуг, которые необходимо ввести в  практику школы   2007-2008 Перечень востребованных услуг  Заместитель директора  по УВР 
10 Анализ и  корректировка образовательных программ в соответствии с запросами потребителей (родителей, обучающихся, общества)     2008-2009 Аналитические материалы  Заместитель директора  по НМР

Руководители  МО 

11 Изучение эффективности  функционирования всех звеньев и  структур управления школой и образовательным процессом  2008-2009 Аналитические материалы  Директор 
12 Подготовка (обучение) персонала  2008-2009 План повышения  квалификации Директор 
13 Совершенствование организационной структуры и  механизма управления школой  2008-2009 Описание механизма  Директор 
14 Создание пакета нормативных документов и организация  документооборота  2009-2010 Механизм организации  Директор,

заместители директора  по НМР и УВР  

Проектировочный (основной) этап
1 Разработка  концепции школы в области качества 2009-2010 Концепция школы  в области качества  Директор,

заместитель директора  по НМР

2 Разработка  основных документов, обеспечивающих функционирование

системы менеджмента  качества:

- политика в  области качества;

- руководство  по качеству;

- программы качества;

- документирование  процедур;

- документы по  качеству и информация о качестве      

2009-2010 Документы в  области качества Заместитель директора  по НМР
3 Разработка  Программы качества 2009-2010 Программа качества Директор 

Заместитель директора по УВР

4 Проектирование  образовательного процесса, технологий обучения, воспитания и развития обучающихся  2009-2010 Проекты по направлениям деятельности Заместители директора  по УВР
5 Разработка  механизма создания, согласования и введения в действие документов СМК 2009-2010    
6 Создание инструментария оценки качества образовательного процесса 2009-2010 Перечень инструментария, инструментарий оценки качества образования  Заместитель директора  по НМР

Заместитель директора  по УВР

7 Создание механизма  самооценки школы по качеству образования  2009-2010 Описание механизма  самооценки  Директор

Заместитель директора  по НМР 

8 Разработка  технологии педагогического контроля качества ОП 2009-2010 Технология  педагогического контроля качества ОП  Заместитель директора  по УВР 

Руководители  МО

9 Разработка  механизма мотивации и стимулирования педагогических работников по повышению  качества образования  2009-2010 Описание механизма  мотивации и стимулирования  Директор 
Заключительный (реализационный)
1 Внедрение документированных (разработанных документов СМК) процедур для регламентации взаимосвязанных  процессов  2010-2011 План внедрения  Директор

Заместитель директора  по НМР

Заместитель директора  по УВР 

2 Внедрение механизма  и инструментария оценки системы качества 2008-2009 План внедрения  Заместитель директора  по УВР
3 Проведение  внутреннего аудита 2008-2009 Описание процедуры  внутреннего аудита  Директор

Заместитель директора  по НМР

4 Проведение  самооценки по вопросам качества ОП 2008-2009 Описание процедуры  самообследования Директор

Заместитель директора  по НМР

5 Организация психолого-педагогического  сопровождения учебно-воспитательного  процесса  2008-2009 Концепция психолого-педагогического  сопровождения  Заместитель директора по НМР

Заместитель директора  по УВР

6 Реализация  подпроектов по вопросам управления качеством образования  2008-2009 Описание механизма  реализации подроектов Заместитель директора  по УВР
7 Внедрение системы  учета личностных достижений учащихся 2008-2009 План внедрения  Заместитель директора  по ВВВР 
8 Внедрение рейтинговой  системы оценки качества деятельности учителей  2008-2009 План внедрения  Директор

Заместитель директора  по НМР

Заместитель директора  по УВР

9 Организация валеологического сопровождения учебной деятельности  2008-2009 Положение Заместитель директора  по ВВВР
10 Внедрение технологии педагогического контроля качества образовательного процесса  2008-2009 План внедрения  Заместитель директора  по УВР
11 Внедрение системы мотивации и стимулирования педагогических работников по повышению качества образования 2008-2009 План внедрения  Директор 
12 Внедрение механизма  формирования системы менеджмента  качества в МОУ СОШ №10 2010-2011 План внедрения  Директор

Заместитель директора по НМР

13 Анализ и  обобщение результатов опытно-экспериментальной  работы в рамках проекта  2010-2011 Аналитические материалы  Директор

Заместитель директора  по НМР

14 Разработка  методических рекомендаций по созданию и внедрению системы менеджмента качества в образовательном учреждении  2010-2011 Методические  рекомендации Директор

Заместитель директора  по НМР

15 Подготовка  серии статей, брошюр с отражением результатов работ по программе  эксперимента  2010-2011 Статьи, брошюры  Директор

Заместитель директора по НМР

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Комплексный план выполнения работ  по программе эксперимента "Разработка и внедрение системы  менеджмента качества в МОУ СОШ № 10 на образовательную  деятельность в соответствии с требованиями

ГОСТ  Р ИСО"

 
Наименование  этапов и содержание работ Наименование  выполненной работы или вид документа  Годы
1 2 3
1 2 3
Этап 1. Организация работ  по Программе
1.1 Принятие директором  решения о создании и внедрении  СМК МОУ СОШ № 10 Приказ +    
1.2. Назначение заместителя директора по качеству и руководителя Программы Приказ +    
1.3. Создание совета по качеству  по разработке и внедрению  СМК Приказ +    
1.4. Разработка положения о Совете  по качеству Положение о СК +    
1.5. Разработка должностной инструкции  заместителя директора по качеству Инструкция +    
1.6. Обучение администрации в области  менеджмента качества Курсы +    
1.7. Разработка Политики и стратегических  целей в области качества Политика  в области качества +    
1.8. Создание службы качества и  рабочих групп в структурных  подразделениях (методические объединения,  службы МОУ СОШ № 10)      
1.8.1. Назначение руководителя службы  качества Приказ   +  
1.8.2. Создание службы качества Приказ   +  
1.8.3. Формирование состава рабочих групп Приказ   +  
1.8.4. Разработка положения о службе  качества Положение   +  
1.8.5. Разработка положения о рабочих  группах по качеству Положение   +  
1.9. Разработка документа о мотивации  всего персонала МОУ СОШ №  10 и обеспечение его осведомленности об актуальности и важности деятельности в области качества Документ   +  
         
Этап 2. Планирование системы  менеджмента качества
1 2 3
2.1. Анализ состояния  МОУ СОШ № 10 в области менеджмента  качества процессов деятельности Справка предложения к программе +    
2.2. Разработка целей в области  качества для всех подразделений  МОУ СОШ № 10 Документы +    
2.3. Планирование необходимых ресурсов (человеческих, временных, материальных) для реализации программы План  потребности в ресурсах   +  
2.4. Разработка Плана графика выполнения  Программы План - график   +  
2.5. Определения процедуры контроля  и корректировки Программы Пояснительная записка   +  
Этап 3. Обучение персонала
1 2 3
3.2. Обучение руководителей  структурных подразделений (руководителей МО, групп) и руководителей рабочих групп по качеству Удостоверение   +  
3.3. Обучение внутренних аудиторов Удостоверение   +  
Этап 4. Документирование СМК
1 2 3
4.1. Определение  процессов СМК и видов деятельности, подлежащих формализации Перечень   +  
4.2. Разработка, согласование и утверждение  календарного графика документирования  СМК График   +  
4.3. Разработка методических документов (документированных процедур) по  документированию СМК, идентификации  документов и управлению записями План качества                           Схемы процессов  
 
+  
4.4. Разработка руководства по качеству Руководство по качеству   +  
4.5. Разработка документированных процедур, указанных в МС ИСО 9001:2000 Документированные процедуры   +  
4.6. Разработка документов, необходимых МОУ СОШ № 10 для обеспечения результативного планирования, работы и управления процессами СМК функциональные  документы       документы  СМК   +  
4.7. Разработка форм первичной документации (форм для записей) Журналы, протоколы, справки и акты др.   +  
4.8. Проведение экспертизы документов (по мере готовности) Заключения, акты   +  
Этап 5. Аудиты и мониторинг СМК
1 2 3
5.1. Организация  и проведение внутреннего аудита  СМК График     +
5.2. Разработка, согласование и утверждение планов проведения аудитов (внутренних) Планы внутренних аудитов     +
5.3. Проведение внутренних аудитов  и их мониторинг Записи     +
5.4. Анализ результатов аудита Аналитические справки     +
5.5. Планирование и проведение корректирующих  мероприятий Планы корректирующих действий     +
5.6. Внесение изменений (при необходимости)  в документацию СМК и процессы  СМК  Утвержденные  изменения     +
5.7. Внедрение СМК Акт внедрения     +
Этап 6. Подготовка СК к  сертификации
1 2 3
6.1. Оценка готовности системы качества МОУ СОШ № 10 к сертификации Акт оценки     +
Этап 7. Сертификация СМК
1 2 3
7.1. Выбор органа по сертификации  СМК Служебная записка     +
7.2. Подача организацией заявки в  орган по сертификации СМК Заявка     +
7.3. Процедура сертификации СМК Акты, сертификат     +
 

     *Примечание: в ходе реализации эксперимента возможны изменения и корректировка в плане мероприятий    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Рассматривая  проблемы качества образования, мы опираемся  на ряд базовых понятий: качество, обеспечение качества, образование, управление качеством образования, улучшение качества.

      Качество  – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

      Обеспечение качества – все планируемые и осуществляемые виды деятельности, доступные постоянному контролю и необходимые для создания уверенности в выполнении требований к качеству.

      Образование – целенаправленная социализация личности, обеспечивающая освоение учащимися культурных образцов и ценностей, формирование образа собственного «Я» на основе систематизированных знаний и умений, а таккже опыта эмоционального отношения к миру.

      Управление  качеством образования  – планомерно осуществляемая система стратегических и оперативных действий, направленная на обеспечение, улучшение, контроль и оценку качества образования.

      Улучшение качества – процесс и результат приближения имеющихся параметров образовательной деятельности к целям и задачам, определенным политикой в области образования.

      Терминология системы менеджмента качества (СМК) в промышленности адаптированная к образовательному учреждению.  

Терминология  в промышленности Терминология  в образовательном учреждении
Поставщик - организация Школа
Продукция или услуги Образовательные программы и планы

Условия для обучения

Повышения уровня знаний, умений и навыков

Уровень и качество подготовки выпускников

Системы и методы оценки

Воспитание  жизненных позиций и ценностей

Потребитель Обучающиеся

Родители, ОУ (Вузы, техникумы, колледжи, училища)

Общество

Правительство

  
 

 

      1. Основные положения в области качества образования

      в МОУ СОШ №10 

      Система управления качеством образования  в школе организуется по принципу дуальности управления с выделением подсистем:

  • управление качеством функционирования школы;
  • управление качеством развития школы.

Система управления качеством  функционирования школы включает в себя «системы обеспечения качества», понимаемые как системы поддержания качества  образования на уровне не ниже установленных норм, требований, стандартов.

Система управления качеством  развития школы включает в себя: управление инновациями (нововведениями) во всех сферах деятельности школы, «систему улучшения качества во всех сферах деятельности школы». 
 
 
 

    2. Принципы управления качеством образования в школе 

    • «Принцип первого руководителя» - заинтересованность и ответственность первого руководителя (директора, заместителей директора, руководителей МО, руководителей структурных подразделений) за руководство и развитие системы управления качеством в школе.
    • Принцип управления качеством процессов в школе.
    • Принцип отражения качества процессов в качестве результатов.
    • Принцип постоянного ведения мониторинга качества по всем направлениям деятельности школы, обеспечивающего постоянную наблюдаемость («прослеживаемость» в терминах международных стандартов ИСО 9000) динамики качества процессов и результатов во всех сферах деятельности школы.
    • Принцип постоянного развития квалиметрической базы управления качеством в школе (расширение и обновление банка оценочных процедур).
    • Принцип управления через создание и развитие внутришкольной квалитативной профессиональной культуры, способствующей созданию мотивационной среды для улучшения качества во всех сферах деятельности школы.
    • Принцип постоянного обучения качеству и поддержки заинтересованности в повышении качества у всех работников школы.
    • Принцип документирования всех процедур в управлении качеством.
    • Принцип постоянного планирования процессов по всем направлениям управления качеством (функционирование школы, развитие школы, обеспечение качества, улучшение качества и др.) на основе целевых программ.
    • Принцип гарантии качества (по категориям качеств результатов).
    • Принцип гармоничного сочетания управления и самоуправления в школе.
    • Принцип обеспечения устойчивости функционирования и развития школы.
    • Принцип периодического обсуждения проблемы качества образования в школе на заседаниях МО, методического Совета, Совета школы,  и др.

Информация о работе Разработка и внедрение системы менеджмента качества в образовательном учреждении