Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2011 в 18:19, статья
Необходимость пересмотра основ управления организациями в условиях становления рыночных отношений привела к тому, что многие специалисты в области менеджмента стали все чаще обращаться к вопросам качества продукции и услуг. Качество в настоящее время становится стратегией многих организаций и рассматривается как основная составляющая конкурентного преимущества. Не являются исключением и образовательные организации, активно обсуждающие роль и значение качества в реформирующей системе образования.
· изучить возможности для использования в школе опыта управления качеством в производственной сфере и применения требований стандартов ИСО 9000:2000 к внедрению и функционированию системы менеджмента качества;
· освоить новые методы и технологии улучшения бизнес-процессов (процессов предоставления образовательных услуг) и повышения качества оказываемых услуг в рамках системы менеджмента качества;
школе;
· внедрить в систему оценки качества образования в школе новые процедуры,
критерии, показатели;
· создать собственную модель самооценки школы по качеству образования;
· разработать показатели рейтинговой оценки деятельности педагогов школы;
· разработать
систему менеджмента качества образовательного
процесса, которая бы обеспечивала и поддерживала
достижение требуемого уровня качества
образования.
Объект исследования:
система
управления качеством в школе
Предмет исследования:
совокупность
теоретических, методических и практических
аспектов формирования систем менеджмента
качества в школе
Гипотеза:
Система управления образовательной деятельностью школы будет эффективна, если:
- будет
создана система менеджмента
качества образовательного процесса в
МОУ СОШ №10 на основе международных
стандартов ИСО серии 9000; концепции,
основанной на принципах всеобщего управления
качеством (ТQМ); оценочном методе управления
качеством деятельности (SWOT-анализ),
позволяющая отслеживать состояние процесса
в любой точке.
Участники эксперимента:
Прогнозируемые
результаты эксперимента:
- повышение
качества деятельности всех структур
школы, элементов образовательного процесса,
повышение качества образовательных услуг,
предоставляемых обучающимся в рамках
основной образовательной программы и
программ дополнительного образования;
План основных мероприятий по реализации программы эксперимента
«Разработка
и внедрение системы
менеджмента качества
в МОУ СОШ №10»
№
п/п |
Основные направления деятельности по реализации проекта | Сроки выполнения | Перечень документации, подлежащей оформлению и сдаче | Исполнители |
Предварительный (аналитический) этап | ||||
1 | Анализ состояния проблемы, изучение опыта работы образовательных учреждений России по вопросам системы менеджмента качества образования для применения его в МОУ СОШ №10 | 2007-2008 | Отчет по результатам анализа | Директор
Заместитель директора по НМР |
2 | Отбор методов и подходов к управлению качеством образования, используемых в школах и ВУЗах России | 2007-2008 | Описание методик и технологий, результаты аналитической деятельности | Директор
Заместитель директора по НМР |
3 | Оценка подготовленности
МОУ СОШ №10 к внедрению системы менеджмента
качества.
Анализ имеющегося качества функционирования и результатов образовательного процесса (качество проведения уроков, качество деятельности учителей, качество учебных программ по основным предметам, качество образовательного процесса в целом, качество инновационной работы в школе, качество подготовленности (образованности) учащихся (выпускников) |
2007-2008 | Аналитическая справка | Заместители директора по УВР |
4 | Проведение SWOT-анализа в отношении успеваемости, кадровых возможностей и др. по вопросам качества образования | 2007-2008 | Аналитические материалы | Заместитель директора по УВР |
5 | Создание организационных структур, отвечающих за обеспечение качества образовательного процесса | 2007-2008 | Описание механизма | Директор |
6 | Организация работы
творческих групп по проблеме разработки
и внедрения системы |
2007-2008 | План работы творческих групп | Заместитель директора
по УВР
Руководители МО |
7 | Разработка комплекса локальных актов, регламентирующих разработку и внедрение системы менеджмента качества | 2007-2008 | Комплекс локальных актов | Директор
Заместитель директора по НМР |
8 | Изучение образовательных запросов родителей, обучающихся | 2007-2008 | Информационные материалы | Заместитель директора по ВВВР |
9 | Определение дополнительных платных образовательных услуг, которые необходимо ввести в практику школы | 2007-2008 | Перечень востребованных услуг | Заместитель директора по УВР |
10 | Анализ и корректировка образовательных программ в соответствии с запросами потребителей (родителей, обучающихся, общества) | 2008-2009 | Аналитические материалы | Заместитель директора
по НМР
Руководители МО |
11 | Изучение эффективности функционирования всех звеньев и структур управления школой и образовательным процессом | 2008-2009 | Аналитические материалы | Директор |
12 | Подготовка (обучение) персонала | 2008-2009 | План повышения квалификации | Директор |
13 | Совершенствование организационной структуры и механизма управления школой | 2008-2009 | Описание механизма | Директор |
14 | Создание пакета нормативных документов и организация документооборота | 2009-2010 | Механизм организации | Директор,
заместители директора по НМР и УВР |
Проектировочный (основной) этап | ||||
1 | Разработка концепции школы в области качества | 2009-2010 | Концепция школы в области качества | Директор,
заместитель директора по НМР |
2 | Разработка
основных документов, обеспечивающих
функционирование
системы менеджмента качества: - политика в области качества; - руководство по качеству; - программы качества; - документирование процедур; - документы по
качеству и информация о |
2009-2010 | Документы в области качества | Заместитель директора по НМР |
3 | Разработка Программы качества | 2009-2010 | Программа качества | Директор
Заместитель директора по УВР |
4 | Проектирование образовательного процесса, технологий обучения, воспитания и развития обучающихся | 2009-2010 | Проекты по направлениям деятельности | Заместители директора по УВР |
5 | Разработка механизма создания, согласования и введения в действие документов СМК | 2009-2010 | ||
6 | Создание инструментария оценки качества образовательного процесса | 2009-2010 | Перечень инструментария, инструментарий оценки качества образования | Заместитель директора
по НМР
Заместитель директора по УВР |
7 | Создание механизма самооценки школы по качеству образования | 2009-2010 | Описание механизма самооценки | Директор
Заместитель директора по НМР |
8 | Разработка технологии педагогического контроля качества ОП | 2009-2010 | Технология педагогического контроля качества ОП | Заместитель директора
по УВР
Руководители МО |
9 | Разработка
механизма мотивации и |
2009-2010 | Описание механизма мотивации и стимулирования | Директор |
Заключительный (реализационный) | ||||
1 | Внедрение документированных
(разработанных документов СМК) процедур
для регламентации |
2010-2011 | План внедрения | Директор
Заместитель директора по НМР Заместитель директора по УВР |
2 | Внедрение механизма и инструментария оценки системы качества | 2008-2009 | План внедрения | Заместитель директора по УВР |
3 | Проведение внутреннего аудита | 2008-2009 | Описание процедуры внутреннего аудита | Директор
Заместитель директора по НМР |
4 | Проведение самооценки по вопросам качества ОП | 2008-2009 | Описание процедуры самообследования | Директор
Заместитель директора по НМР |
5 | Организация психолого-педагогического
сопровождения учебно- |
2008-2009 | Концепция психолого-педагогического сопровождения | Заместитель директора
по НМР
Заместитель директора по УВР |
6 | Реализация подпроектов по вопросам управления качеством образования | 2008-2009 | Описание механизма реализации подроектов | Заместитель директора по УВР |
7 | Внедрение системы учета личностных достижений учащихся | 2008-2009 | План внедрения | Заместитель директора по ВВВР |
8 | Внедрение рейтинговой системы оценки качества деятельности учителей | 2008-2009 | План внедрения | Директор
Заместитель директора по НМР Заместитель директора по УВР |
9 | Организация валеологического сопровождения учебной деятельности | 2008-2009 | Положение | Заместитель директора по ВВВР |
10 | Внедрение технологии педагогического контроля качества образовательного процесса | 2008-2009 | План внедрения | Заместитель директора по УВР |
11 | Внедрение системы мотивации и стимулирования педагогических работников по повышению качества образования | 2008-2009 | План внедрения | Директор |
12 | Внедрение механизма формирования системы менеджмента качества в МОУ СОШ №10 | 2010-2011 | План внедрения | Директор
Заместитель директора по НМР |
13 | Анализ и
обобщение результатов опытно- |
2010-2011 | Аналитические материалы | Директор
Заместитель директора по НМР |
14 | Разработка
методических рекомендаций по созданию
и внедрению системы |
2010-2011 | Методические рекомендации | Директор
Заместитель директора по НМР |
15 | Подготовка серии статей, брошюр с отражением результатов работ по программе эксперимента | 2010-2011 | Статьи, брошюры | Директор
Заместитель директора по НМР |
Комплексный
план выполнения работ
по программе эксперимента "Разработка
и внедрение системы
менеджмента качества
в МОУ СОШ № 10
на образовательную
деятельность в соответствии
с требованиями
ГОСТ Р ИСО" | ||||||||
Наименование этапов и содержание работ | Наименование выполненной работы или вид документа | Годы | ||||||
1 | 2 | 3 | ||||||
1 | 2 | 3 | ||||||
Этап 1. Организация работ по Программе | ||||||||
1.1 Принятие директором
решения о создании и |
Приказ | + | ||||||
1.2.
Назначение заместителя |
Приказ | + | ||||||
1.3. Создание совета по качеству по разработке и внедрению СМК | Приказ | + | ||||||
1.4. Разработка положения о Совете по качеству | Положение о СК | + | ||||||
1.5.
Разработка должностной |
Инструкция | + | ||||||
1.6.
Обучение администрации в |
Курсы | + | ||||||
1.7.
Разработка Политики и |
Политика в области качества | + | ||||||
1.8. Создание службы качества и рабочих групп в структурных подразделениях (методические объединения, службы МОУ СОШ № 10) | + | |||||||
1.8.1.
Назначение руководителя |
Приказ | + | ||||||
1.8.2. Создание службы качества | Приказ | + | ||||||
1.8.3. Формирование состава рабочих групп | Приказ | + | ||||||
1.8.4. Разработка положения о службе качества | Положение | + | ||||||
1.8.5.
Разработка положения о |
Положение | + | ||||||
1.9.
Разработка документа о |
Документ | + | ||||||
Этап 2. Планирование системы менеджмента качества | ||||||||
1 | 2 | 3 | ||||||
2.1. Анализ состояния
МОУ СОШ № 10 в области менеджмента
качества процессов |
Справка предложения к программе | + | ||||||
2.2.
Разработка целей в области
качества для всех |
Документы | + | ||||||
2.3.
Планирование необходимых |
План потребности в ресурсах | + | ||||||
2.4.
Разработка Плана графика |
План - график | + | ||||||
2.5.
Определения процедуры |
Пояснительная записка | + | ||||||
Этап 3. Обучение персонала | ||||||||
1 | 2 | 3 | ||||||
3.2. Обучение руководителей структурных подразделений (руководителей МО, групп) и руководителей рабочих групп по качеству | Удостоверение | + | ||||||
3.3. Обучение внутренних аудиторов | Удостоверение | + | ||||||
Этап 4. Документирование СМК | ||||||||
1 | 2 | 3 | ||||||
4.1. Определение
процессов СМК и видов |
Перечень | + | ||||||
4.2.
Разработка, согласование и утверждение
календарного графика |
График | + | ||||||
4.3.
Разработка методических |
План качества |
|
+ | |||||
4.4.
Разработка руководства по |
Руководство по качеству | + | ||||||
4.5.
Разработка документированных |
Документированные процедуры | + | ||||||
4.6. Разработка документов, необходимых МОУ СОШ № 10 для обеспечения результативного планирования, работы и управления процессами СМК | функциональные документы документы СМК | + | ||||||
4.7.
Разработка форм первичной |
Журналы, протоколы, справки и акты др. | + | ||||||
4.8.
Проведение экспертизы |
Заключения, акты | + | ||||||
Этап 5. Аудиты и мониторинг СМК | ||||||||
1 | 2 | 3 | ||||||
5.1. Организация
и проведение внутреннего |
График | + | ||||||
5.2. Разработка, согласование и утверждение планов проведения аудитов (внутренних) | Планы внутренних аудитов | + | ||||||
5.3. Проведение внутренних аудитов и их мониторинг | Записи | + | ||||||
5.4. Анализ результатов аудита | Аналитические справки | + | ||||||
5.5.
Планирование и проведение |
Планы корректирующих действий | + | ||||||
5.6.
Внесение изменений (при |
Утвержденные изменения | + | ||||||
5.7. Внедрение СМК | Акт внедрения | + | ||||||
Этап 6. Подготовка СК к сертификации | ||||||||
1 | 2 | 3 | ||||||
6.1. Оценка готовности системы качества МОУ СОШ № 10 к сертификации | Акт оценки | + | ||||||
Этап 7. Сертификация СМК | ||||||||
1 | 2 | 3 | ||||||
7.1. Выбор органа по сертификации СМК | Служебная записка | + | ||||||
7.2. Подача организацией заявки в орган по сертификации СМК | Заявка | + | ||||||
7.3. Процедура сертификации СМК | Акты, сертификат | + |
*Примечание:
в ходе реализации эксперимента возможны
изменения и корректировка в плане мероприятий
Рассматривая проблемы качества образования, мы опираемся на ряд базовых понятий: качество, обеспечение качества, образование, управление качеством образования, улучшение качества.
Качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.
Обеспечение качества – все планируемые и осуществляемые виды деятельности, доступные постоянному контролю и необходимые для создания уверенности в выполнении требований к качеству.
Образование – целенаправленная социализация личности, обеспечивающая освоение учащимися культурных образцов и ценностей, формирование образа собственного «Я» на основе систематизированных знаний и умений, а таккже опыта эмоционального отношения к миру.
Управление качеством образования – планомерно осуществляемая система стратегических и оперативных действий, направленная на обеспечение, улучшение, контроль и оценку качества образования.
Улучшение качества – процесс и результат приближения имеющихся параметров образовательной деятельности к целям и задачам, определенным политикой в области образования.
Терминология
системы менеджмента качества (СМК) в промышленности
адаптированная к образовательному учреждению.
Терминология в промышленности | Терминология в образовательном учреждении |
Поставщик - организация | Школа |
Продукция или услуги | Образовательные
программы и планы
Условия для обучения Повышения уровня знаний, умений и навыков Уровень и качество подготовки выпускников Системы и методы оценки Воспитание жизненных позиций и ценностей |
Потребитель | Обучающиеся
Родители, ОУ (Вузы, техникумы, колледжи, училища) Общество Правительство |
1. Основные положения в области качества образования
в
МОУ СОШ №10
Система управления качеством образования в школе организуется по принципу дуальности управления с выделением подсистем:
Система управления качеством функционирования школы включает в себя «системы обеспечения качества», понимаемые как системы поддержания качества образования на уровне не ниже установленных норм, требований, стандартов.
Система
управления качеством
развития школы включает в себя: управление
инновациями (нововведениями) во всех
сферах деятельности школы, «систему улучшения
качества во всех сферах деятельности
школы».
2. Принципы
управления качеством
образования в школе
Информация о работе Разработка и внедрение системы менеджмента качества в образовательном учреждении