Разработка и внедрение системы менеджмента качества в образовательном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2011 в 18:19, статья

Описание

Необходимость пересмотра основ управления организациями в условиях становления рыночных отношений привела к тому, что многие специалисты в области менеджмента стали все чаще обращаться к вопросам качества продукции и услуг. Качество в настоящее время становится стратегией многих организаций и рассматривается как основная составляющая конкурентного преимущества. Не являются исключением и образовательные организации, активно обсуждающие роль и значение качества в реформирующей системе образования.

Работа состоит из  1 файл

Программа эксперимента.doc

— 219.50 Кб (Скачать документ)
 

3. Объекты управления качеством в школе 

Выделяются  три основных класса объектов управления (ОУ) в школьной           системе управления качеством:

    • системы;
    • процессы;
    • потенциалы.
 
 
 

       

                                        

                                          
       
       

 
 

      Школа как система состоит  из взаимосвязи следующих  подсистем:

    • педагогическая подсистема;
    • научно-исследовательская подсистема;
    • социокультурная подсистема. 

     К важнейшим типам  процессов относятся:

    • учебный процесс;
    • научно-исследовательский процесс;
    • воспитательный процесс (в том числе физического воспитания и поддержки здоровья обучающихся);
    • процессы, обеспечивающие самостоятельную работу обучающихся и преподавателей: библиотечный процесс, информационно-технический процесс;
    • формирование, обеспечение, поддержание, обновление социокультурной среды школы;
    • процесс «обучения качеству» персонала школы;
    • процесс управления и мониторинга качества в школе.

    Потенциалы  школы:

    • кадровый;
    • научно-исследовательский;
    • материально-технический;
    • информационный (в т.ч. библиотечный);
    • учебно-методический;
    • технологический;
    • социально-культурный;
    • финансово-экономический;
    • инновационный.
 

4. Система управления качеством в школе 

       Система управления качеством в школе  организуется с учетом концепций  систем управления качеством по серии  международных стандартов ISO 9000:2000 и  Всеобщего Управления Качеством (Total Quality Management). 
 

    4.1 Политика школы в области качества  

     МОУ СОШ №10 с углубленным изучением  отдельных предметов стремится быть лучшей в области предоставления  образовательных услуг.

     Политика  в области менеджмента качества МОУ СОШ №10  направлена на постоянное обеспечение своих потребителей качественными образовательными услугами и непрерывное улучшение их качества на основе эффективной обратной связи с потребителями (обучающимися, родителями, обществом и др.) и педагогическим персоналом.

   Нашими приоритетами при принятии решений являются:

  • удовлетворенность потребителя,
  • компетентность персонала,
  • корпоративная культура,
  • образовательные технологии,
  • оптимизация затрат,
  • здоровье и безопасность.

     Разработка, внедрение и поддержание эффективного функционирования системы менеджмента качества, которая охватывает персонал и деятельность всей школы, направлены на реализацию данной политики. Педагогический персонал школы является компетентными специалистами в своей области деятельности и прилагают усилия к тому, чтобы школа заняла достойное положение на  рынке образовательных услуг.

     Администрация школы является лидером в реализации настоящей политики качества и обязуется  обеспечивать своих сотрудников  поддержкой и соответствующими ресурсами.

     Политика  качества школы одобрена на всех уровнях управления и направлена на подтверждение того, что все предоставляемые школой услуги удовлетворяют требованиям потребителей и превосходят их ожидания. 

    4.2 Система контроля качества образования в МОУ СОШ №10 

      Система контроля качества образования включает в себя следующие структурные компоненты:

  • маркетинг образовательных потребностей личности, общества, потребностей  города в реализуемых профилях и т.д.;
  • востребованность выпускников и оценка качества их подготовки потребителями образовательных услуг;
  • мониторинг качества образования;
  • механизм формирования управленческих решений по обеспечению качества образования;
  • анализ выполнения принятых решений;
  • постановку целей и задач по улучшению качества образования;
  • разработку программ повышения качества образования в школе.

      Пункты 1 и 2 условно относятся к внешним  компонентам системы контроля качества образования, а пункты 3-7 – к внутренним.  

4.3 Принципиальные особенности внутришкольной системы

качества  образования: 

     1. Важнейшей особенностью внутришкольной системы качества образования является ПРОЦЕСС ПЕРЕХОДА ОТ ВНЕШНЕГО КОНТРОЛЯ К ВНУТРЕННЕМУ НА ВСЕХ УРОВНЯХ:

  • от контроля преподавателя к самоконтролю обучающихся;
  • от внешнего контроля методического объединения к самоконтролю и самооценке преподавателями процесса и результата своей деятельности;
  • от внешнего контроля администрации за деятельностью методического объединения к внутреннему контролю и оценке своей деятельности и ее результатов педагогическим коллективом  методического объединения.

      2. Создание условий для воспитания у обучающихся ответственности за процесс и результат своего учебного труда, за высокий уровень качества своего образования через включение обучающихся в деятельность по самооценке уровня своей подготовки, анализ качества педагогического процесса - основная задача в работе с обучающимися.

      3. Стимулирование преподавателей к систематическому научно-обоснованному самоанализу процесса и результата своей деятельности,  стимулирование преподавателей к внедрению инноваций  в учебный процесс – важнейшая задача в работе с преподавателями.

      4. Самоанализ деятельности методических объединений на основе критериев качества, выявление проблем и выработка управленческих решений по повышению качества всего образовательного процесса или его компонентов – стратегическая задача в работе руководителей МО, администрации.

      5. Сочетание оценки, внутренней и внешней оценки, самоконтроля и контроля, самоуправления и управления – основной принцип системы оценки качества образования в школе.

      6. Качество образованности субъектов педагогического процесса в школе (обучающегося, выпускника) мы рассматриваем как единство качеств обученности и воспитанности, качеств личностного развития,  общекультурной подготовки.

      7. Основные критерии качества образования в школе:

  • конкурентоспособность выпускника школы;
  • его готовность к творческой  деятельности;
  • готовность к самообразованию  и самосовершенствованию, личностному росту.

      8. Мониторинг качества образования  в школе:

- Мониторинг  качества обучения;

- Мониторинг качества образовательных программ;

- Мониторинг  качества воспитания;

- Целевые  мониторинги по «предметным линиям»;

- Мониторинг  качества учебно-методического обеспечения;

- Социологический  мониторинг;

- Периодически  выполняемые самообследования;

- Аналитический ежегодный доклад. 

      9. База данных внутришкольной системы  качества строится на объективных  и субъективных источниках и  показателях:

К объективным  можно отнести:

    • промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся (в т.ч. результаты ЕГЭ);
    • отчеты председателей  аттестационных комиссий по результатам итоговой аттестации;
    • результаты текущего контроля за уровнем обученности учащихся;
    • показатели поступления  выпускников в Вузы и др.

К субъективным:

    • результаты социологических опросов (например: «Педагогический процесс в школе глазами обучающихся», «Преподаватель глазами родителей», «Качество учебного процесса глазами преподавателя», «Самооценка собственной деятельности преподавателем т.д.);
    • результаты психологических обследований обучающихся,
    • выпускников;
    • самооценку студентами и преподавателями уровня своей учебной и профессиональной компетенции и т.д.

10. Этапы  контроля качества образования  в МОУ СОШ №10:

      • этап входного контроля;
      • этап промежуточного и текущего контроля;
      • этап итогового контроля (контроль на выходе).

4.4 Организация работ по внедрению системы менеджмента качества

в МОУ СОШ №10 включает следующие стадии:

  1. Принятие решения администрацией школы  о проведении работ по внедрению системы менеджмента качества в управлении школой.  
    Необходимо отметить, что этот этап является самым ответственным и значимым с точки зрения всех последующих решений. Необходимо чёткое осознание всех проблем, которые могут возникнуть в школе, связанных с изменением организационной структуры, с затратами по управлению, обеспечению и улучшению качества, с подготовкой кадрового потенциала и т. д., а также осознание тех преимуществ, которые получит школа и сроков, в которые эти преимущества будут достигнуты.
  2. Разработка стратегии всеобщего управления качеством в школе (определение политики, целей и задач школы, показателей качества и др.).
  3. Создание Совета по качеству, возглавляемого директором школы, и назначение должностных лиц, ответственных за качество в школе и каждом структурном подразделении.
  4. Распространение информации среди всех работников коллектива о внедрении системы менеджмента качества в школе и тех преимуществах, которые будут получены после проведения всего комплекса работ.
  5. Разработка систем нормативно-правового обеспечения, контроля и отчётности, информированности и ответственности.
  6. Разработка руководства по качеству, методических рекомендаций по всем процессам школы и др..
  7. Реорганизация всей структуры управления с целью удаления всех барьеров между подразделениями школы в деятельности, относящейся к вопросам качества. В структуре управления МОУ СОШ № 10, наряду с традиционными, будут созданы в силу необходимости новые или модернизированы традиционные компоненты образования.
  8. Выбор основных направлений (тем, проектов) для улучшения качества.
  9. Формирование групп (команд) для улучшения процессов.
  10. Выполнение рекомендаций, выработанных этими группами.

4.5 Основные планируемые мероприятия по реализации Программы:

-провести анализ имеющегося качества функционирования и результатов образовательного процесса (качество проведения уроков, качество деятельности учителей, качество учебных программ по основным предметам, качество образовательного процесса в целом, качество инновационной работы в школе, качество подготовленности (образованности) учащихся (выпускников);

-создать организационные структуры, отвечающие за обеспечение качества образовательного процесса (информационно-аналитическая структурная служба, Служба качества, творческие группы).

Группы  по улучшению процесса  создать для таких областей как: методы преподавания, критерии оценки обучающихся, методы оценки преподавателей, улучшение контактов с родителями,   помощь слабоуспевающим обучающимся, помощь одаренным детям и др.;

-разработать комплекс локальных актов, регламентирующих разработку и внедрение системы менеджмента качества;

-изучить образовательные запросы родителей, обучающихся;

-разработать  Программу качества;

-организовать психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, валеологическое сопровождение учебной деятельности;

- организовать в школе обучение в области управления качеством образования;

-разработать  Политику в области качества;

- создать в школе локальную компьютерную сеть, автоматизировать процессы сбора, хранения, обработки и доведения информации до потребителей;

- издавать сборники методических трудов педагогов школы, информационно- методические бюллетени;

- проводить ежегодный  аналитический доклад “Качество образования в МОУ СОШ № 10” на педагогическом совете и общешкольных родительских собраниях по параллелям;

- внедрить рейтинговую систему оценки качества деятельности учителей;

 -применить методики оценки качества образовательных программ школы, учебных программ, элективных курсов, работы методических объединений, педагогических советов и семинаров;

- проводить внутренний аудит качества знаний обучающихся по основным учебным предметам;

Информация о работе Разработка и внедрение системы менеджмента качества в образовательном учреждении