Развитие графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в период подготовки к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:51, курсовая работа

Описание

Главная цель – создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук для подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению письмом.
Задачи:
1. Способствовать развитию мелкой моторики рук – развивать точность и координированность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
2. Совершенствовать движения рук и развитие психических процессов:
- произвольного внимания;
- речи, памяти

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.Виды работы по формированию графо-моторных навыков
2.Организация коррекционной работы по развитию мелкой моторики рук детей с общим недоразвитием речи
3.Развитие элементарных графических навыков при подготовке руки к письму на листе
4.Нетрадиционные техники работы с детьми
5.Особенности коррекционной работы учителя-логопеда по подготовке к школе детей с общим недоразвитием речи
6. Рекомендации психолога для родителей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение г.docx

— 61.93 Кб (Скачать документ)

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение г. Мурманска

Детский сад комбинированного вида № 151

 

 

 

 

 

 

 

Развитие 

графо-моторных навыков  у детей старшего дошкольного  возраста с ОНР 

в период подготовки к школе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Авторы составители

Азарова Е.В. – педагог-психолог

Петрова А.С. – учитель-логопед

Пшук Е.А. – воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

Мурманск

2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1.Виды работы по формированию  графо-моторных навыков

2.Организация коррекционной  работы по развитию  мелкой  моторики рук детей с общим  недоразвитием речи

3.Развитие элементарных  графических навыков при подготовке  руки к письму на листе

4.Нетрадиционные техники  работы с детьми

5.Особенности коррекционной  работы учителя-логопеда по подготовке  к школе детей с общим недоразвитием  речи

6. Рекомендации психолога  для родителей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В рамках изменения  Федерального закона Российской Федерации «Об образовании» принят стратегический план по переводу детей на предшкольное образование. Определено, что главной целью предшкольной подготовки является выравнивание стартовых возможностей школьников, чтобы у них не возникало стрессов, комплексов, чувства унижения, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы. Задачи предшкольного образования разнообразны. Среди них необходимо выделить центральные: оказание помощи в социализации детям и их семьям, поддержка развития личности ребенка, психопрофилактика и психокоррекция нарушений в развитии личности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности.

В контексте готовности ребенка к школе на первое место  выходит сформированность предпосылок учебной деятельности, о  наличии   которых  говорят  параметры,   которые  фактически являются показателями развития произвольности (Д.Б. Эльконин):

  • умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия,
  • умение ориентироваться на заданную систему требований,
  • умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые им в устной форме,

- умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Среди компонентов  психологической готовности к школе  выделяются учебно-важные качества (мотивы учения, зрительный анализ (образное мышление), уровень обобщений (предпосылки логического мышления), способность принимать учебную задачу, графический навык, произвольность, регуляция деятельности в условиях пошаговой инструкции взрослого, обучаемость – восприимчивость к обучающей помощи, вербальная механическая память, вводные навыки как элементарные представления о специфическом содержании обучения и способах выполнения учебной деятельности, а именно речевые, математические навыки и навыки учебной работы (Н.В. Нижегородцева и В.Д. Шадриков).

Формирование  психологической готовности к школе в реальной образовательной практике имеет четко выраженную когнитивную направленность при недостаточном внимании к личностной, психофизиологической и физической составляющих развития.

У детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, незакончено окостенение запястий и фаланг пальцев.  Зрительные и  двигательные анализаторы, которые  непосредственно участвуют в  восприятии и воспроизведения и  букв и их элементов, находятся на разных стадиях развития. Дети с  трудом ориентируются в таких  необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая  сторона, верх-низ, ближе-дальше, над-под, около-внутри. Только к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон мозга.

За последние годы медицинская  и педагогическая статистика, а также  непосредственная практика работы в  дошкольных учреждениях подтверждают неуклонный рост детей с нарушениями  речевого развития. Наиболее сложное  и тяжелое речевое расстройство носит название «общего недоразвития речи» (ОНР).

У большинства  детей данной категории  при поступлении  в школу обязательно возникают  характерные нарушения чтения и  письма (дислексия и дисграфия). Без специально организованной коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте эти дети не смогут успешно обучаться. Поэтому коррекционный процесс в дошкольном учреждении направлен как на устранение имеющихся проблем в развитии, так и на профилактику вероятных нарушений устной и письменной речи.

 

Один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению - уровень развития мелкой моторики. Ребенок, у которого этот уровень  высокий, умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты память и  внимание, связная речь, он может  приступать к приобретению навыков  письма.

В дошкольном возрасте важна  именно подготовка, а не обучение письму, иначе техника письма может быть сформирована неправильно. Такой подход во многом связан с психолого-физиологическими особенностями ребенка 5-6 лет.

Часто приходится слышать  от учителей «Плохо развита рука, пишет  медленно, неуверенно, не видит строчки, не соблюдает интервалов между буквами». Все это говорит о том, что  графические навыки у ребенка  вовремя не сформированы.

Письмо – это сложный  навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует  слаженной работы мелких мышц кисти  и всей руки, хорошо развитого зрительного  восприятия и произвольного внимания.  Неподготовленность руки создает уже  с первых дней обучения в школе  комплекс трудностей.

Причины могут быть разными:

- нарушение элементарных  гигиенических требований (положение  тетради, ручки в руке)

- перенапряжение  руки;

-отсутствие необходимых  пространственных ориентаций, несовершенство  регуляции движений.

Таким образом, необходим  определенный уровень психофизиологического  развития ребенка, а не только руки, как иногда считают. Прежде всего, следует  обратить внимание на функционирование психических процессов (мышления, памяти, внимания, способности к пространственному  восприятию объектов).

 

Главная цель – создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук для подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению письмом.

 

Задачи:

1. Способствовать развитию  мелкой моторики рук – развивать  точность и координированность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

2. Совершенствовать движения  рук и развитие психических  процессов:

- произвольного внимания;

- речи, памяти;

- логического мышления;

- зрительного и слухового  восприятия.

3. Формировать и  совершенствовать  пространственные представления:

- ориентацию на листе;

- ориентацию в пространстве  на примере собственного тела.

4. Формировать навыки  учебной деятельности:

- умение действовать по  словесным инструкциям, умение  самостоятельно продолжать выполнение  поставленной задачи;

- контроль за собственными действиями.

Для реализации целей  и задач применялись следующие  формы работы:

1. Диагностирование детей;

2. Взаимодействие со специалистами  ДОУ (психолог, логопед, музыкальный  работник);

3. Организация работы  с семьей;

4. Организация обучение  детей в свободной форме свободной  самостоятельной деятельности в  форме занятий  и совместной  деятельности воспитателей с  детьми.

  1. Виды работы по формированию графо-моторных навыков

 

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается  в старшем дошкольном возрасте. Важно, чтобы к этому времени ребенок  был подготовлен к усвоению новых  двигательных навыков (в том числе  и навыка письма), а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые.

Для коррекции и одновременно профилактики нужен систематический  контроль. Показав ребенку, как держать  карандаш и работать с ним, нужно  постоянно следить, выполняет ли он эти требования, и по необходимости  поправлять его. Дети 6-7 лет могут  сами контролировать свои действия. Переделать стереотип нелегко, и сначала  ребенку неудобна новая поза пальцев  или посадка за столом, поэтому  взрослые должны быть настойчивыми и  терпеливыми.

При неправильном положении  пальцев можно поставить точку  шариковой ручкой или фломастером  на верхней фаланге безымянного  пальца, объяснив ребенку, что ручка  должна лежать на этой точке. А если малыш держит ручку слишком близко к нижнему кончику (или далеко от него), можно нарисовать на руке черту, ниже которой или выше не должен опускаться или подниматься указательный палец.

 

Виды неправильного навыка письма и их причины:

- неверное положение пальцев:  ребенок держит пишущий предмет  щепотью, собрав пальчики горсточкой, рука сжита в кулак, большой  палец значительно ниже указательного  или расположен перпендикулярно  к нему, карандаш (ручка) лежит  не на среднем, а на указательном  пальце;

- ребенок держит ручку  слишком близко к нижнему кончику  или очень далеко от него;

- неправильное положение  руки: кисть вывернута таким образом,  что верхний кончик ручки   направлен от себя в сторону,  кисть зависает над столом, зависает  локоть;

- неправильное движение  кисти: кисть жестко фиксирована  на листе, двигаются только  пальцы, локоть находится на листе,  слишком сильный (слабый) нажим;

- ребенок принимает неудобную  позу, изгибаясь в сторону, подкладывая  под себя ногу, приподнимаясь  со стула.

В результате получаются извилистые линии, отклоняющиеся от нужного  расположения. Обнаружить проблему можно  не только наблюдая за малышом, но и  при помощи специальных заданий.

Родителей должен насторожить  такой признак недостаточной  работы пальцев, как активное поворачивание  бумаги при рисовании и закрашивании.

С помощью диагностических  заданий мы определили уровень развития мелкой моторики рук у детей группы. Для этого использовались методики «Дорожки», тест развития графических  навыков. Для определения ведущей  руки ребенка использовали рекомендации М.Г. Князевой, В.Ю. Вильдавского, М. Озъяс. Психологические тесты: тест Бендера (исследование зрительно-моторной координации), пробы Озерецкого.

По результатам диагностики  было проведено родительское собрание и индивидуальные беседы с родителями с целью налаживания контакта, определения уровня наблюдательности, степени понимания ребенка взрослыми  и обсуждения диагностических данных.

Родителями было предложено участие в занятиях, с целью  ознакомления с методами и приемами работы с детьми. В ходе занятий  из пассивных зрителей родители превратились в активных участников обучающего процесса, помогающих своим детям овладеть основными графическими навыками. Предложенный практический материал доступен для  понимания и выполнения заданий  с детьми в домашних условиях. (Прил.1)

Результаты такой деятельности мы демонстрируем в детском саду – оформляем выставку с рисунками  и поделками. Совместная деятельность воспитателей и родителей объединят  их усилия в предупреждении трудностей обучения письму.

Прежде чем приступать к деятельности, ребенку необходимо обеспечить хорошее освещение рабочего места. Следует помнить, что в  процессе рисования, лепки, аппликации, ребенок пребывает в фиксированной  статичной позе и органичен в  движениях. Это вызывает быструю  утомляемость. Следовательно, целесообразно  переключаться на небольшой перерыв (5 минут).

Важное значение приобретает вопрос о правилах посадки. Дошкольник должен находиться в следующей позе: сидеть прямо, не опираясь грудью о стол, оба предплечья лежат на столе, ноги согнуты в коленях под прямым углом. Мебель подбирают в соответствии с ростом ребенка. Стол и стул должны быть правильно расположены в отношении к источнику света.

Специально  организованное обучение осуществлялось под руководством педагога-психолога в форме коррекционно-развивающих занятий, направленных на формирование у детей тех или иных способностей (сенсорных, мыслительных, развитию мелкой моторики), отвечающих логике их развития.

Информация о работе Развитие графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в период подготовки к школе