Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:51, курсовая работа
Главная цель – создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук для подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению письмом.
Задачи:
1. Способствовать развитию мелкой моторики рук – развивать точность и координированность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
2. Совершенствовать движения рук и развитие психических процессов:
- произвольного внимания;
- речи, памяти
ВВЕДЕНИЕ
1.Виды работы по формированию графо-моторных навыков
2.Организация коррекционной работы по развитию мелкой моторики рук детей с общим недоразвитием речи
3.Развитие элементарных графических навыков при подготовке руки к письму на листе
4.Нетрадиционные техники работы с детьми
5.Особенности коррекционной работы учителя-логопеда по подготовке к школе детей с общим недоразвитием речи
6. Рекомендации психолога для родителей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение г. Мурманска
Детский сад комбинированного вида № 151
Развитие
графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
в период подготовки к школе
Авторы составители
Азарова Е.В. – педагог-психолог
Петрова А.С. – учитель-логопед
Пшук Е.А. – воспитатель
Мурманск
2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.Виды работы по формированию графо-моторных навыков
2.Организация коррекционной работы по развитию мелкой моторики рук детей с общим недоразвитием речи
3.Развитие элементарных
графических навыков при
4.Нетрадиционные техники работы с детьми
5.Особенности коррекционной
работы учителя-логопеда по
6. Рекомендации психолога для родителей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В рамках изменения Федерального закона Российской Федерации «Об образовании» принят стратегический план по переводу детей на предшкольное образование. Определено, что главной целью предшкольной подготовки является выравнивание стартовых возможностей школьников, чтобы у них не возникало стрессов, комплексов, чувства унижения, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы. Задачи предшкольного образования разнообразны. Среди них необходимо выделить центральные: оказание помощи в социализации детям и их семьям, поддержка развития личности ребенка, психопрофилактика и психокоррекция нарушений в развитии личности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности.
В контексте готовности ребенка к школе на первое место выходит сформированность предпосылок учебной деятельности, о наличии которых говорят параметры, которые фактически являются показателями развития произвольности (Д.Б. Эльконин):
- умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
Среди компонентов психологической готовности к школе выделяются учебно-важные качества (мотивы учения, зрительный анализ (образное мышление), уровень обобщений (предпосылки логического мышления), способность принимать учебную задачу, графический навык, произвольность, регуляция деятельности в условиях пошаговой инструкции взрослого, обучаемость – восприимчивость к обучающей помощи, вербальная механическая память, вводные навыки как элементарные представления о специфическом содержании обучения и способах выполнения учебной деятельности, а именно речевые, математические навыки и навыки учебной работы (Н.В. Нижегородцева и В.Д. Шадриков).
Формирование психологической готовности к школе в реальной образовательной практике имеет четко выраженную когнитивную направленность при недостаточном внимании к личностной, психофизиологической и физической составляющих развития.
У детей дошкольного возраста
слабо развиты мелкие мышцы руки,
несовершенна координация движений,
незакончено окостенение
За последние годы медицинская и педагогическая статистика, а также непосредственная практика работы в дошкольных учреждениях подтверждают неуклонный рост детей с нарушениями речевого развития. Наиболее сложное и тяжелое речевое расстройство носит название «общего недоразвития речи» (ОНР).
У большинства детей данной категории при поступлении в школу обязательно возникают характерные нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия). Без специально организованной коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте эти дети не смогут успешно обучаться. Поэтому коррекционный процесс в дошкольном учреждении направлен как на устранение имеющихся проблем в развитии, так и на профилактику вероятных нарушений устной и письменной речи.
Один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению - уровень развития мелкой моторики. Ребенок, у которого этот уровень высокий, умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты память и внимание, связная речь, он может приступать к приобретению навыков письма.
В дошкольном возрасте важна именно подготовка, а не обучение письму, иначе техника письма может быть сформирована неправильно. Такой подход во многом связан с психолого-физиологическими особенностями ребенка 5-6 лет.
Часто приходится слышать от учителей «Плохо развита рука, пишет медленно, неуверенно, не видит строчки, не соблюдает интервалов между буквами». Все это говорит о том, что графические навыки у ребенка вовремя не сформированы.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность руки создает уже с первых дней обучения в школе комплекс трудностей.
Причины могут быть разными:
- нарушение элементарных гигиенических требований (положение тетради, ручки в руке)
- перенапряжение руки;
-отсутствие необходимых пространственных ориентаций, несовершенство регуляции движений.
Таким образом, необходим
определенный уровень психофизиологического
развития ребенка, а не только руки,
как иногда считают. Прежде всего, следует
обратить внимание на функционирование
психических процессов (мышления, памяти,
внимания, способности к
Главная цель – создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук для подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению письмом.
Задачи:
1. Способствовать развитию
мелкой моторики рук –
2. Совершенствовать движения рук и развитие психических процессов:
- произвольного внимания;
- речи, памяти;
- логического мышления;
- зрительного и слухового восприятия.
3. Формировать и
- ориентацию на листе;
- ориентацию в пространстве на примере собственного тела.
4. Формировать навыки учебной деятельности:
- умение действовать по
словесным инструкциям, умение
самостоятельно продолжать
- контроль за собственными действиями.
Для реализации целей и задач применялись следующие формы работы:
1. Диагностирование детей;
2. Взаимодействие со
3. Организация работы с семьей;
4. Организация обучение
детей в свободной форме
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Важно, чтобы к этому времени ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыка письма), а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые.
Для коррекции и одновременно профилактики нужен систематический контроль. Показав ребенку, как держать карандаш и работать с ним, нужно постоянно следить, выполняет ли он эти требования, и по необходимости поправлять его. Дети 6-7 лет могут сами контролировать свои действия. Переделать стереотип нелегко, и сначала ребенку неудобна новая поза пальцев или посадка за столом, поэтому взрослые должны быть настойчивыми и терпеливыми.
При неправильном положении пальцев можно поставить точку шариковой ручкой или фломастером на верхней фаланге безымянного пальца, объяснив ребенку, что ручка должна лежать на этой точке. А если малыш держит ручку слишком близко к нижнему кончику (или далеко от него), можно нарисовать на руке черту, ниже которой или выше не должен опускаться или подниматься указательный палец.
Виды неправильного навыка письма и их причины:
- неверное положение пальцев:
ребенок держит пишущий
- ребенок держит ручку
слишком близко к нижнему
- неправильное положение
руки: кисть вывернута таким образом,
- неправильное движение
кисти: кисть жестко
- ребенок принимает неудобную
позу, изгибаясь в сторону,
В результате получаются извилистые линии, отклоняющиеся от нужного расположения. Обнаружить проблему можно не только наблюдая за малышом, но и при помощи специальных заданий.
Родителей должен насторожить такой признак недостаточной работы пальцев, как активное поворачивание бумаги при рисовании и закрашивании.
С помощью диагностических заданий мы определили уровень развития мелкой моторики рук у детей группы. Для этого использовались методики «Дорожки», тест развития графических навыков. Для определения ведущей руки ребенка использовали рекомендации М.Г. Князевой, В.Ю. Вильдавского, М. Озъяс. Психологические тесты: тест Бендера (исследование зрительно-моторной координации), пробы Озерецкого.
По результатам диагностики
было проведено родительское собрание
и индивидуальные беседы с родителями
с целью налаживания контакта,
определения уровня наблюдательности,
степени понимания ребенка
Родителями было предложено участие в занятиях, с целью ознакомления с методами и приемами работы с детьми. В ходе занятий из пассивных зрителей родители превратились в активных участников обучающего процесса, помогающих своим детям овладеть основными графическими навыками. Предложенный практический материал доступен для понимания и выполнения заданий с детьми в домашних условиях. (Прил.1)
Результаты такой деятельности мы демонстрируем в детском саду – оформляем выставку с рисунками и поделками. Совместная деятельность воспитателей и родителей объединят их усилия в предупреждении трудностей обучения письму.
Прежде чем приступать
к деятельности, ребенку необходимо
обеспечить хорошее освещение рабочего
места. Следует помнить, что в
процессе рисования, лепки, аппликации,
ребенок пребывает в
Важное значение приобретает вопрос о правилах посадки. Дошкольник должен находиться в следующей позе: сидеть прямо, не опираясь грудью о стол, оба предплечья лежат на столе, ноги согнуты в коленях под прямым углом. Мебель подбирают в соответствии с ростом ребенка. Стол и стул должны быть правильно расположены в отношении к источнику света.
Специально организованное обучение осуществлялось под руководством педагога-психолога в форме коррекционно-развивающих занятий, направленных на формирование у детей тех или иных способностей (сенсорных, мыслительных, развитию мелкой моторики), отвечающих логике их развития.