Развитие графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в период подготовки к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:51, курсовая работа

Описание

Главная цель – создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук для подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению письмом.
Задачи:
1. Способствовать развитию мелкой моторики рук – развивать точность и координированность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
2. Совершенствовать движения рук и развитие психических процессов:
- произвольного внимания;
- речи, памяти

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.Виды работы по формированию графо-моторных навыков
2.Организация коррекционной работы по развитию мелкой моторики рук детей с общим недоразвитием речи
3.Развитие элементарных графических навыков при подготовке руки к письму на листе
4.Нетрадиционные техники работы с детьми
5.Особенности коррекционной работы учителя-логопеда по подготовке к школе детей с общим недоразвитием речи
6. Рекомендации психолога для родителей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение г.docx

— 61.93 Кб (Скачать документ)

В совместной деятельности с детьми воспитатель занимает позицию партнера. Он приглашает к активности своим примером и участием. Педагог как партнер поощряет детскую инициативу, обеспечивает условия для того, чтобы дети при желании могли продолжить ее самостоятельно, пока не исчерпали интерес.

Свободная самостоятельная  деятельность обеспечивает возможность развития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его интересам и потребностям. Воспитатель обеспечивает предметную среду, изменяя и дополняя ее в соответствии с детскими интересами. Являясь потенциальным партнером, он готов оказать поддержку и помощь в реализации свободных замыслов детей, в разрешении конфликтных ситуаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Организация коррекционной работы по развитию  мелкой моторики рук детей с общим недоразвитием речи

 

В коррекционной группе детского сада воспитатель вместе с логопедом  регулярно проводит работу по развитию и совершенствованию тонкой моторики кистей и пальцев рук.

В работе с детьми с ОНР  применяется пальчиковая гимнастика. Она проводится ежедневно в течение 3-5 минут в начале занятия или в середине в форме физминутки. Начинается она с разминки пальцев рук, сжимания в кулак и разжимания пальцев рук. Затем используются упражнения для расслабления пальцев и кистей рук.

Значение включения упражнений на развитие мелкой моторики в физминутки:

1. Происходит регулярное  стимулирование действий речевых  зон коры головного мозга, что  положительно сказывается на  исправлении речи детей;

2. Совершенствуется  внимание  и память – психические процессы, тесно связанные с речью;

3. Облегчается усвоение  навыков письма школьников;

4. Вызывается интерес  и яркий эмоциональный настрой.

 

Дале, даются задания на удержание позы кистей рук «Зайчик», «Коза-дереза», «Кольцо», «Осенние листья».

На первом занятии  все  упражнения выполняются в медленном  темпе. Воспитатель следит за правильностью  позы кисти руки и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть четкими и ясными. Упражнения могут проводиться на разных уровнях  сложности: по подражанию, по речевой  конструкции. Сначала словесную  инструкцию сопровождаем показом. Затем  показ устраняется и остается только словесная инструкция.

Упражнения, состоящие из серии последовательных движений, предполагают развитие и совершенствование произвольного  внимания, автоматизацию действий  («Пальчики поздоровались», «Ладонь-кулак»).

Важное место по развитию мелкой моторики рук у детей с  ОНР занимает ритмическая организация движения, оказывающая положительное влияние на слухо-зрительно-двигательную координацию движений. Ребенок должен воспроизвести движениями определенный ритмический рисунок (хлопки, постукивание по столу).

Далее дети учатся воспроизводить движение с отказом от двигательных стереотипов («Я хлопну один раз –  ты поднимаешь одну руку, я хлопну два  раза – ты поднимаешь две руки»).

Используем рисование  в воздухе кистями и пальцами рук:

Упражнение «Радужные  брызги»  - встряхивание расслабленными кистями в разном темпе, имитируя разбрызгивание капель. Это упражнение способствует развитию воображения.

Упражнение «Скульпторы» - дети «лепят руку», разминают глину, разглаживают каждый палец – это  своего рода массаж.

В середине занятий (3-5 минут) вместе с воспитателем дети проговаривают  стихотворный текст, сопровождая его  определенными движениями пальцев  рук («Домик», «Замок», «Зайцы»).

Пальчиковые игры отражают объективную реальность окружающего мира. Дети, повторяя движения, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

 

  1. Развитие элементарных графических навыков при подготовке руки к письму на листе

Графическая работа в альбомах и тетрадях способствует лучшей ориентировке на листе бумаги. Дети обучаются  по тетрадям «Для подготовки руки к  письму» Т.А. Воробъева, Т.В. Гузенко. Для выполнения графических заданий необходим простой мягкий карандаш. Если ребенок ошибается, то можно воспользоваться стирательной резинкой. Раскрашивают дети цветными карандашами, т.к.  работа фломастером не требует контролируемого усилия, след легко возникает на бумаге. Когда ребенок пишет карандашом, ему требуется приложить определенное усилие, которое со временем осознается как волевое. Тем самым мы формируем навык самоконтроля, который необходим детям с дефицитом внимания. Необходимо отслеживать, чтобы при раскрашивании и штриховке ребенок не выходил за контур рисунка. Линии должны идти параллельно.

Сначала ребенок учится проводить  прямые, кривые, ломаные линии в  различных направлениях. Затем учится ставить точки. Тренировать точеные  движения очень важно детям с  ОНР. Сначала указательный палец  взрослого  ставится на ладошку ребенка  и совершает пальцем легкие вращательно-круговые движения по часовой стрелке, не отрывая  палец от ладони. После этого ребенок  проделывает это упражнение самостоятельно. Далее тренируем упражнение ставить  точку карандашом. Установив кончик карандаша в заданное место рисунка, мы закрепляем усвоенное выше движение, когда кончик карандаша слегка покачивается, не отрываясь от листа бумаги.

 

Прежде всего, ребенок  должен определить, где у него правая и левая стороны туловища. Это  основа ориентировки в пространстве. Он должен познакомиться с понятиями  верх-низ, сзади-спереди. Такие понятия  можно хорошо отработать во время  физминуток.

Самым сложным является понятие  зеркального изображения. Проводим следующее упражнение: детям даем в правую руку предмет и спрашиваем «В какой руке?». После этого расставляем в две шеренги лицом друг к другу, просим поднять предмет, обращаем внимание, где находится предмет у шеренги напротив. Затем обе шеренги становятся рядом и воспитатель снова обращает внимание на положение предмета.

Многие дети с ОНР не умеют ориентироваться на листе  бумаги, не замечают ориентиры в  виде клеток или строчек, не могут  плавно прослеживать глазами за движением  своей руки.

Упражняемся в  пространственной ориентации детей  на листе бумаги, разделенном пополам, фиксации ритма (ребенок хлопает, зарисовывает его).

Не менее полезным упражнением  для развития пространственной ориентировки на листе является штриховка. Она имеет последовательность:

1. Редкая штриховка карандашом  одного цвета.

2. Штриховка двумя карандашами  разного цвета.

3. Частая штриховка одним  цветом.

4. Частая штриховка разными  карандашами. Здесь ребенок видит,  что штриховка плавно переходит  в раскрашивание. 

Необходимо научить ребенка  правильному захвату карандаша. Сначала нужно развить дифференцированные движения пальцев рук, умение складывать большой палец в щепотку и  захватывать различные предметы (перекладывать палочки в коробку, расстегивать и застегивать пуговицы, шнуровать, нанизывать кольца на тесьму, сортировать крупу, нанизывать бусины).

Упражнения:

1. Захват граненого карандаша  большим и указательным пальцами  рабочей руки.

2. Перекладывание карандаша  с одного листа на другой, при  этом карандаш захватывается  большим и указательным пальцами.

3. Прокатывание карандаша  между ладонями.

4. Прокатывание карандаша  между большим и указательным  пальцами.

5. Расслабление кистей  рук путем поглаживание листа  бумаги от середины в сторону  или сверху вниз (можно использовать  ткань, мех).

6. Круговые вращения кистей  рук с последующим расслаблением.

7. Попеременное поглаживание  одно кисти руки другой.

Выполнение графических  заданий в пособии сочетается с развитием речи, наглядно-образного  и логического мышления, произвольного  внимания и подобраны по лексическим  темам («Одежда», «Космос» и другие). Психолог работает с детьми по пособиям Андреевой И.А. «Развиваем логику», «Тренируем память», «Развиваем моторику руки» и др.

После освоения основных графических  приемов, знакомимся с буквами, при  условии постановки их в речи. Дети «печатают» букву, «чинят» букву, обводят  по пунктирным линиям.

Частота занятий – 2 раза в неделю.

 

Сравнительный анализ  результатов диагностики  развития мелкой моторики рук.

 

Старшая группа

 

Начало года

Конец года

средний уровень

25%

30%

низкий уровень

45%

28%

высокий уровень

30%

42%


 

Подготовительная  группа

 

Начало года

Конец года

средний уровень

50%

20%

низкий уровень

15%

9%

высокий уровень

35%

71%


 

Таким образом, сравнительный  анализ показывает, что дети старшей  группы имеют более низкие показатели развития мелкой моторики рук. Это факт говорит о необходимости проведения последовательной и систематической  работы по развитию мелкой моторики рук.

 

Работа по формированию графо-моторных функций осуществляется на продуктивных видах деятельности, где значительно быстрее формируются восприятие и осознание различных видов речи, поскольку она приобретает практическую направленность. Ребенок опирается одновременно на несколько анализаторов: зрение, слух, тактильное восприятие, что положительно влияет на развитие письменной речи.

Продуктивная деятельность наряду с лепкой, аппликацией, ручным трудом включает в себя изобразительную и конструктивную, которые являются эффективным средством подготовки детей к овладению письмом.

Например, декоративное рисование.

Овладение необходимыми для  него техническими приемами способствует развитию двигательных ощущений, а  главное – мелкой моторики, ведь детям необходимо прорисовывать  очень мелкие элементы росписи: точки, завитки, волнистые и прямые линии, а ритмичность в расположении элементов декоративного узора  помогает развитию чувства ритма. Рисуя  узор, дети учатся «держать» линию, ограничивать свои движения.

Многие элементы узора  напоминают элементы букв (овал есть во многих буквах, завитки и травка напоминают крючки, прямые и вертикальные линии – палочки, волнистые  - элементы букв «б» и «г» и.др.). Часть из них дети рисуют пальцами, что укрепляет мышцы пальцев и активизирует чувствительность кожи.

Перед началом изобразительной  деятельности мы проводим тренировочные  упражнения для развития мелкой моторики рук:

1.  Ладони сомкнуты, пальцы  прижаты друг к другу, вытянуты:

- развести пальцы рук  (поочередно каждую пару, оставляя  ее в разведенном состоянии), затем  все пальцы сразу соединить.

- пальцы каждой пары  развести и свести одновременно.

- все пальцы одновременно  развести и свести, «похлопать»  только одними пальцами.

2. Рука лежит на столе,  кисть приподнята в вертикальном  положении. Каждый палец поочередно  касается стола.

3. Ладонь лежит на столе.  Пальцы прижаты друг к другу,  затем собираются в кулак, выпрямляются, ладонь ставится на ребро.

В работе ежедневно используются Су-Джок тренажеры: дети катают шарик по ладони  - по часовой стрелке, против, зажимают шарик в ладони, катают по каждому пальцу, начиная с большого, круговое движение шариком по ладони.

 

 

 

  1. Нетрадиционные техники работы с детьми

 

На занятиях мы используем и нетрадиционные техники:

1. Работа со штампами  вырабатывает навык правильного  захвата орудия письма и тренирует  быструю смену тонуса мускулатуры  рук: напряжение, расслабление, силовое  напряжение. 

Ребенок берет штампы за ручку (щепоть напряжена), обмакивает в  гуашь, встряхивает (рука расслаблена), с силой приживает штамп к бумаге (сильно напряжена), отрывает руку от бумаги (рука расслаблена).

Чтобы интерес и продуктивность не исчезли, мы связываем работу с  интересной сказкой и просим вывести  героев из трудной ситуации («Дорожка для зверят», «Рябина для снегирей», «Цветы»)

2. Работа с ножницами.  Это упражнение для быстрого  чередования напряжения мелкой  мускулатуры руки и ее расслабления.

3. Техника «Отрывание  бумаги». Дети украшают картинку  с помощью произвольного отрывания  кусочков цветной бумаги («Домашние  и дикие животные», «Облака», «Вода»).

4. Ниткография. Это выкладывание ниток по контуру рисунков, сделанных из бархатной бумаги или по контуру изображений, сделанных из нее. Цель – развитие глазомера, зрительной памяти, образного мышления.

5. Бисерография. Выкладывание картинки с помощью бисера, бусинок. Цель – развитие щепоти руки, воспитание усидчивости, внимания. Постепенно можно усложнить – выложить панно из отдельных бисеринок с помощью пинцета. Цель – работа с пинцетом в точности повторяет акт письма. Кисть находится в напряжении, когда ребенок сжимает концы пинцета, и расслабляется, когда концы пинцета разжимаются. Эти упражнения развивают большой и указательный пальцы (самые активные при письме).

Информация о работе Развитие графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в период подготовки к школе