Развитие графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в период подготовки к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:51, курсовая работа

Описание

Главная цель – создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук для подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению письмом.
Задачи:
1. Способствовать развитию мелкой моторики рук – развивать точность и координированность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
2. Совершенствовать движения рук и развитие психических процессов:
- произвольного внимания;
- речи, памяти

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.Виды работы по формированию графо-моторных навыков
2.Организация коррекционной работы по развитию мелкой моторики рук детей с общим недоразвитием речи
3.Развитие элементарных графических навыков при подготовке руки к письму на листе
4.Нетрадиционные техники работы с детьми
5.Особенности коррекционной работы учителя-логопеда по подготовке к школе детей с общим недоразвитием речи
6. Рекомендации психолога для родителей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение г.docx

— 61.93 Кб (Скачать документ)

6. Скань. Это фигурки,  свитые из тонкой металлической  проволоки. Сначала делаем геометрические  фигуры: круг, квадрат, треугольник,  змейку, спиральку. Обматываем проволокой, тонкой бельевой веревкой, толстыми  нитками любые предметы (например, ручки, карандаши).

7. Рисование солью. Дети  посыпают солью рисунок, после  высыхания соль пропитывается  краской и получается объемный  рисунок.

8. Рисование на крупе  (манка рассыпана на столе,  дети рисуют пальцами)

9. Составление букв из  пальчиков (см. приложение)

Благотворно влияет на нервную  систему, учит концентрироваться, сосредотачиваться, способствует развитию усидчивости  и в целом стимулирует нервную  систему, такой вид деятельности как аппликация и лепка из пластилина и глины.

В нашей группе дети очень  любят занятия по лепке из глины  на гончарном круге  («Посуда»). Дети лепят фигурки животных, людей, коллективные аппликации «Вывеска для магазина игрушек» (коллаж – дети вырезают из различных  журналов игрушки, наклеивают их на плакат), с удовольствием плетут коврик из цветных полосок. (Прил. 2 - диск)

 

5. Особенности коррекционной работы учителя-логопеда по подготовке к школе детей с ОНР

 

При выборе приемов коррекционного воздействия особое внимание  уделяется  соблюдению основополагающих дидактических  принципов (доступность материала, обязательная наглядность, совокупность включения в работу всех анализаторов ребенка). На обучающих занятиях используется  хорошо знакомый речевой материал. В ходе занятия дошкольникам не предлагается более одного нового понятия, терминологический  словарь детей увеличивается  постепенно. Необходимо учитывать и  тот факт, что в рамках только занятий по подготовке к обучению грамоте невозможно отработать весь комплекс решаемых задач. Поэтому работа над ними продолжается и в других организационных формах (индивидуальных занятиях логопеда, занятиях других специалистов и воспитателей, совместной деятельности с детьми).

Так как у дошкольников с общим недоразвитием речи страдают и психические процессы, в ходе коррекционной работы необходимо решать следующие коррекционные задачи:

  • развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки, усвоение линейности ряда символов, знаков (слева направо);
  • развитие слухового и фонематического восприятия;
  • уточнение артикуляции всех изучаемых звуков, а также работа над звукопроизношением;
  • развитие графо-моторных навыков.

Коррекционный процесс включает в себя два периода

Первый период – подготовительный, на этом этапе осуществляется работа с детьми 5-6 лет старшей логопедической группы детского сада.

 Во втором периоде проходит непосредственная подготовка к обучению грамоте с дошкольниками 6-7 лет подготовительной логопедической группы.

 I период  -подготовительный.

Задачи:

  • развитие  фонематического восприятия и слухового внимания;
  • развитие зрительного восприятия, пространственной ориентации;
  • развитие графо-моторных навыков.

Развитое  слуховое внимание и память являются обязательной базой для формирования правильного фонематического восприятия дошкольника. Для этого необходимо развивать у детей:

  • умение слышать и различать неречевые звуки,
  • умение различать высоту, силу, тембр голоса;
  • умение различать слова, близкие по звуковому составу.

Далее проводиться работа по знакомству с  понятием «слово», «слог» (часть), «предложение».

На  этом этапе развитие слухового внимания начинается с различения звуков окружающего  мира (д/игры «Что звучит?», «Что льется?» (вода, кисель и т.д.), «Что шуршит?» (газета, оберточная бумага и т.п.)), от игры к  игре задания усложняются, требуя все  более тонкой дифференциации.

Затем детей необходимо научить на слух определять высоту, силу, тембр голоса на материале одинаковых звуков (н-р, игра «Кто заблудился?» - дети зовут  водящего ребенка, у которого завязаны глаза, словом «ау» поочередно и он отгадывает, кто его позвал), а также определять различие слов, близких по звуковому составу.

Следующим этапом работы является введение понятия  «слог», деление слов на слоги и  умение их различать. Здесь необходимо дать ребенку представление о «коротких» и «длинных» словах – односложных, двусложных, трехсложных. Так как процесс слогового анализа весьма сложен для детей с ОНР, необходимо обязательное использование вспомогательных средств как двигательных (отхлопать, отстучать), так и визуальных. Параллельно с осуществляемой работой начинается обучение детей различению на слух сначала разных по звучанию слогов (па-ра), а потом в слоговых рядах со сходным звучанием (ка-га-ка). В этом случае также идет постепенное увеличение слогового ряда, начиная от двух слогов.

Следующим направлением работы является развитие у дошкольников с ОНР зрительного  восприятия и пространственной ориентации с целью предупреждения трудностей, которые могут возникнуть при  обучении чтению и письму в школе. Вся работа по развитию зрительного  восприятия и пространственной ориентации подразделяется на следующие фрагменты:

- работа  на плоскости стола,

  • выделение заданных предметов из группы разнородных,
  • выделение заданных предметов из группы однородных,
  • группировка предметов по основным признакам (цвет, форма, величина) в различных вариациях,
  • нахождение в заданном окружении предметов, похожих на геометрические фигуры,
  • определение геометрических фигур приблизительно соответствующих формам заданных предметов,
  • конструирование из счетных палочек – а) по образцу педагога, б) по словесной инструкции; и др.
  • ориентация в ограниченном пространстве – 1) в игрушечном домике, 2) в групповой комнате,

Развитие  графо-моторных навыков ребенка  осуществляется на протяжении двух периодов, так как требует довольно сложной  координации сенсомоторных процессов, оптимальной концентрации и распределения  внимания.

Коррекция ведется в двух направлениях –  развитие графомоторных навыков и овладение графической символизацией. И в этом случае коррекционный процесс также продолжается в других видах деятельности с детьми.

Начинается  работа с крупных движений рук  от плеча: рисование в воздухе  контуров воображаемых предметов, работа с мелками, рисование на сыром  и сухом песке и др. Постепенно движения становятся более мелкими (от локтя, непосредственно сами кисти  рук, пальцы) – обведение трафаретов, нарисованных контуров, различные штрихования, дорисовывания рисунков и многое другое; «письмо» букв с помощью трафаретов, а также их печатание с опорой на ограничители и без них («в коридорчике» и без «коридорчика»).

 

Таким образом, к концу I подготовительного периода по подготовке к обучению грамоте дошкольники с общим недоразвитием речи должны подойти со следующими результатами:

  • у детей сформированы сенсорные эталоны цвета, формы, величины;
  • дети ориентируются на плоскости, в пространстве относительно себя;
  • у детей развиты сенсомоторные навыки;
  • дети выделяют слова-предметы как отдельную единицу речи, делят слово-предмет на части, определяют количество слогов и их последовательность в слове;
  • дети умеют составлять предложения из двух, трех частей.

II период.

Задачи:

  • формирование правильного звукопроизношения и уточнения артикуляции изучаемого звука;
  • развитие фонематического слуха, соотношение звука с образом буквы;
  • формирование грамматического строя речи;
  • овладение детьми навыком чтения по слогам;
  • совершенствование зрительного восприятия и пространственной ориентации;
  • развитие графо-моторных навыков.

В процессе построения обучения по плану-программе второго периода подготовки на первое место по значимости встает задача развития фонематического восприятия и формирования навыков элементарного звукобуквенного анализа у детей с ОНР. Две другие наиболее важные задачи – по развитию зрительного восприятия и пространственной ориентации, а также, развитию графо-моторных навыков – решаются параллельно.

Формирование  правильного звукопроизношения  и артикуляции проводится логопедом  на индивидуальных занятиях с ребенком, где происходит и освоение процесса кинестетического самоконтроля за собственным  произношением. Это способствует более  тонкому усвоению фонетического  образа изучаемого звука, осознанию  того факта, что непрерывный речевой  поток можно членить на отдельные  звуковые компоненты: слова, слоги, звуки. Приобретенные знания затем уже  являются базой для усвоения материала  по подготовке к обучению грамоте.

На  занятиях второго периода дети знакомятся со звучащим словом, протяженностью слова, овладевают способом интонационного выделения  звука в слове (жжжжук), учатся определять первый звук в слове, называть слова с заданным звуком.

Далее дошкольники наращивают слова, добавляя все новые части к основе (снег, сне – жок, сне – жин – ка, сне – гу – роч – ка). Вся работа осуществляется на основе знаний, полученных в старшей группе. Дети уже имеют представление о слове-предмете, теперь вводятся понятия «слово-признак», «слово-действие», их модели (                 ,               ).

Все этапы обучения обязательно связаны  с моделированием этого процесса.  Умение работать с моделью звука  требует от ребенка не только установления последовательности  звуков в слове, но и определения их качественной характеристики. Для детей с ОНР  характерны затруднения в выделении  ударного гласного звука в слове, ударного слога. Необходима специально организованная работа с поэтапным  овладением этим навыком. Педагог дает образец правильного произношения слова с подчеркнутым ударением, делая это утрированно ( н-р, тихо, или громко, или шепотом). При этом на модели слова используется еще одна модель в форме черного прямоугольника, обозначающая ударение и утяжеляющая выделяемый звук.

Параллельно со звуками детей необходимо знакомить  и с соответствующими им буквами. В этом случае идет отступление от традиционной методики, где соблюдается  последовательность в знакомстве сначала  только с гласными звуками, а затем  согласными. Но тогда возможность  сложения из звуков слогов и слов для  ребенка отодвигается на неопределенный срок, что приводит к потере интереса. Поэтому логичнее приблизить этот момент для ребенка, постепенно знакомя  его и с гласными, и с согласными звуками, а также их печатным образом.

Одновременно  в процессе  знакомства со звуками  и буквами происходит ненавязчивое освоение ребенком послогового чтения. Для совершенствования этого навыка возможно использование – книжек-«самописок» с напечатанными словами .       

Таким образом, работа по подготовке детей – логопатов к обучению грамоте позволяет в значительной мере повысить уровень готовности к школе и способствует профилактике дислексии и дисграфии будущих школьников.

 

  1. Рекомендации психолога для родителей.

 

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к  школе, в частности, к письму.

Урунтаева Г.А. выделяет три периода сенсомоторного развития:

В младенчестве - высшие анализаторы – зрение, слух – опережают развитие руки, как органа осязания и органа движения, что обеспечивает формирование всех основных форм поведения ребенка, а значит, определяет ведущее значение в этом процессе.

Особенности сенсорного развития в младенческом возрасте:

  • Складывается акт рассматривания предметов;
  • Формируется хватание, приводя к развитию руки, как органа осязания и органа движения;
  • Устанавливаются зрительно-двигательные координации, что способствует переходу к манипулированию, в котором зрение управляет движением руки;
  • Устанавливаются дифференцированные взаимосвязи между зрительным восприятием предмета, действием с ним и его называнием взрослым.

В раннем детстве - восприятие и зрительно-двигательные действия, остаются очень несовершенными.

Особенности сенсорного развития в раннем детстве:

  • Складывается новый тип внешних ориентировочных действий – примеривание, а позднее – зрительное соотнесение предметов по их признакам;
  • Возникает представление о свойствах предметов;
  • Освоение свойств предметов определяется их значимостью в практической деятельности.

Информация о работе Развитие графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в период подготовки к школе