Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:51, курсовая работа
Главная цель – создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук для подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению письмом.
Задачи:
1. Способствовать развитию  мелкой моторики рук – развивать  точность и координированность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
2. Совершенствовать движения  рук и развитие психических  процессов:
- произвольного внимания;
- речи, памяти
ВВЕДЕНИЕ
1.Виды работы по формированию  графо-моторных навыков
2.Организация коррекционной  работы по развитию  мелкой  моторики рук детей с общим  недоразвитием речи
3.Развитие элементарных  графических навыков при подготовке  руки к письму на листе
4.Нетрадиционные техники  работы с детьми
5.Особенности коррекционной  работы учителя-логопеда по подготовке  к школе детей с общим недоразвитием  речи
6. Рекомендации психолога  для родителей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В дошкольном возрасте - это особая познавательная деятельность, имеющая свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Игровое манипулирование сменяется собственно обследовательскими действиями с предметом и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом.
К старшему дошкольному возрасту 
обследование приобретает характер 
экспериментирования, обследовательских 
действий, последовательность которых 
определяется не внешними впечатлениями 
ребенка, а поставленной перед ними 
задачей, меняется характер ориентировочно-
Важнейшей отличительной особенностью восприятия детей 3-7 лет выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущих.
Особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте:
Таким образом, начало развитию 
мышления дает рука. В процессе деятельности 
мышцы рук выполняют три 
Если ребенок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.
Изучение предмета:
1. Прикосновение позволяет убедиться в наличии предмета, его температуры, влажности и т.д.
2. Постукивание дает возможность 
3. Взятие в руки помогает 
обнаружить многие интересные 
свойства предметов: вес, 
4. Надавливание дает возможность определить мягкий или твердый, из какого материала сделан.
5. Мелкие и сыпучие 
предметы учат ребенка 
6. Ощупывание поглаживанием 
«к себе» дает возможность 
определить свойства 
Рука познает, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегративные образы и представления.
Глаза, руки должны совершить не один десяток движений по расчленению синтезированного воспринимаемого объекта, чтобы ребенок усвоил его и был способен его воспроизвести.
Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.
1.Возьмите яркий поднос. 
Тонким равномерным слоем 
2.Подберите пуговицы разного 
цвета и размера. Сначала 
3."Резиночка". Для этого 
упражнения можно использовать 
резинку для волос диаметром 
4-5 сантиметров. Все пальцы 
4.Перекатывание карандаша 
между пальцами от большого 
к мизинцу и обратно 
5.Игра "Разноцветные снежинки". Направлена на развитие мелкой моторики рук, формирование аккуратности. Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы.
Взрослый показывает, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как дети сделают много разных снежинок, он говорит, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья. Взрослый просит детей раскрасить снежинки.
6."Повтори движение" (вариант игры Б. П. Никитина "Обезьянки")
Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить "фигуру". Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.
7.Игры - шнуровки:
- развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
- развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";
- формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
- способствуют развитию речи;
- развивают творческие способности.
В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
8."Найди клад". В комнате прячется игрушка или конфета. Ребенок должен найти ее, ориентируясь на команды ведущего (ведущий говорит: "сделай два шага вперед, один направо..." и т. п.). Найденная ребенком вещь дарится ему.
9.Графические диктанты на листочках в клеточку.
10.Копирование нарисованных 
фигур разной степени 
11.Составление ребенком планов (комнаты, квартиры и т. д.)
Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Принимая во внимание важность речевого развития детей, мы пришли к выводу о целесообразности проведения работы по формированию мелкой моторики рук у дошкольников с общим недоразвитием речи в системе.
Старшая группа.
1. Умеет закрашивать карандашом 
в одном направлении 
2. Умеет вырезать круги 
из квадратов и овалы из 
прямоугольников в 
3. Развиты плавность и согласованность движений рук.
Подготовительная группа.
1.  Совершенствование 
мелкой моторики рук (
2. Совершенствование 
3. Совершенствование активной речи, словарного запаса.
4. Совершенствование мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия.
5. Совершенствование навыков учебной деятельности.
В совокупности с другими направлениями деятельности идет коррекция речевых нарушений дошкольников с ОНР.
У многих родителей, вооруженных знаниями и рекомендациями, появилось желание по-другому взглянуть на особенности развития своего ребенка.
Список используемой литературы