Развитие графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в период подготовки к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:51, курсовая работа

Описание

Главная цель – создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук для подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению письмом.
Задачи:
1. Способствовать развитию мелкой моторики рук – развивать точность и координированность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
2. Совершенствовать движения рук и развитие психических процессов:
- произвольного внимания;
- речи, памяти

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.Виды работы по формированию графо-моторных навыков
2.Организация коррекционной работы по развитию мелкой моторики рук детей с общим недоразвитием речи
3.Развитие элементарных графических навыков при подготовке руки к письму на листе
4.Нетрадиционные техники работы с детьми
5.Особенности коррекционной работы учителя-логопеда по подготовке к школе детей с общим недоразвитием речи
6. Рекомендации психолога для родителей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение г.docx

— 61.93 Кб (Скачать документ)

В дошкольном возрасте - это особая познавательная деятельность, имеющая свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Игровое манипулирование сменяется собственно обследовательскими действиями с предметом и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом.

К старшему дошкольному возрасту обследование приобретает характер экспериментирования, обследовательских  действий, последовательность которых  определяется не внешними впечатлениями  ребенка, а поставленной перед ними задачей, меняется характер ориентировочно-исследовательской  деятельности. От внешних практических манипуляций с предметом дети переходят к ознакомлению с предметом  на основе зрения и осязания.

Важнейшей отличительной  особенностью восприятия детей 3-7 лет  выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной  деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущих.

Особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте:

  • зрительные восприятия становятся ведущими при ознакомлении с окружающим;
  • осваиваются сенсорные эталоны;
  • возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;
  • с установлением взаимосвязи с речью и мышлением, восприятие приобретает осмысленность.

 

Таким образом, начало развитию мышления дает рука. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основных функции: органов движения, органов  познания, аккумуляторов энергии.

Если ребенок трогает  какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза  и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.

Изучение предмета:

1. Прикосновение позволяет  убедиться в наличии предмета, его температуры, влажности и  т.д.

2. Постукивание дает возможность   получить информацию о свойствах  материала.

3. Взятие в руки помогает  обнаружить многие интересные  свойства предметов: вес, особенности  поверхности, формы и т.д.

4. Надавливание дает возможность  определить мягкий или твердый, из какого материала сделан.

5. Мелкие и сыпучие  предметы учат ребенка ощупывать  прикосновениями ладони или двумя  пальцами.

6. Ощупывание поглаживанием  «к себе» дает возможность  определить свойства поверхности.  Штриховые и дуговые движения  пальцев с высокой точностью  распознают не только гладкость-шероховатость,  но и  сорт материала ( например: бумага газетная, пергаментная, промокательная).

Рука познает, а мозг фиксирует  ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегративные образы и представления.

Глаза, руки должны совершить  не один десяток движений по расчленению  синтезированного воспринимаемого  объекта, чтобы ребенок усвоил его  и был способен его воспроизвести.

Достоинством приведенных  ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для  их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.

1.Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте  по подносу любую мелкую крупу.  Проведите пальчиком ребенка  по крупе. Получится яркая контрастная  линия. Позвольте малышу самому  нарисовать несколько хаотических  линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.)

2.Подберите пуговицы разного  цвета и размера. Сначала выложите  рисунок сами, затем попросите  малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится  выполнять задание без вашей  помощи, предложите ему придумывать  свои варианты рисунков. Из пуговичной  мозаики можно выложить неваляшку,  бабочку, снеговика, мячики, бусы  и т.д. 

3."Резиночка". Для этого  упражнения можно использовать  резинку для волос диаметром  4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются  в резинку. Задача состоит в  том, чтобы движениями всех  пальцев передвинуть резинку  на 360% сначала в одну, а затем  в другую сторону. Выполняется  сначала одной, потом другой  ру6кой.

4.Перекатывание карандаша  между пальцами от большого  к мизинцу и обратно поочередно  каждой рукой.

5.Игра "Разноцветные снежинки". Направлена на развитие мелкой моторики рук, формирование аккуратности. Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы.

Взрослый показывает, как  сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как дети сделают много разных снежинок, он говорит, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам  разноцветные платья. Взрослый просит детей раскрасить снежинки.

6."Повтори движение" (вариант игры Б. П. Никитина "Обезьянки")

Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое  же положение привести пальцы своей  руки - повторить "фигуру". Задание  здесь усложняется тем, что ему  ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка  сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.

7.Игры - шнуровки:

- развивают сенсомоторную  координацию, мелкую моторику  рук;

- развивают пространственное  ориентирование, способствуют пониманию  понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";

- формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка  на бант);

- способствуют развитию  речи;

- развивают творческие  способности.

В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

8."Найди клад". В комнате  прячется игрушка или конфета.  Ребенок должен найти ее, ориентируясь  на команды ведущего (ведущий  говорит: "сделай два шага вперед, один направо..." и т. п.). Найденная  ребенком вещь дарится ему.

9.Графические диктанты  на листочках в клеточку.

10.Копирование нарисованных  фигур разной степени сложности.

11.Составление ребенком  планов (комнаты, квартиры и т.  д.)

 

Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень  зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Принимая во внимание важность  речевого развития детей, мы пришли к  выводу о целесообразности проведения работы по формированию мелкой моторики рук у дошкольников с общим  недоразвитием речи в системе.

Старшая группа.

1. Умеет закрашивать карандашом  в одном направлении неотрывными  движениями, без пропусков, не  выходя за контур с равномерным  нажимом.

2. Умеет вырезать круги  из квадратов и овалы из  прямоугольников в соответствии  с величиной  исходной формы.

3. Развиты плавность и согласованность движений рук.

Подготовительная группа.

1.  Совершенствование  мелкой моторики рук (штриховка,  развитие техники рисунка)

2. Совершенствование пространственных  и временных представлений (ориентация  на листе, в пространстве на  примере собственного тела, ориентация  во времени)

3. Совершенствование активной  речи, словарного запаса.

4. Совершенствование мышления, памяти, внимания, зрительного и  слухового восприятия.

5. Совершенствование навыков  учебной деятельности.

 

В совокупности с другими  направлениями деятельности идет коррекция  речевых нарушений дошкольников с ОНР.

У многих родителей, вооруженных  знаниями и рекомендациями, появилось  желание по-другому взглянуть  на особенности развития своего ребенка.

 

 

Список используемой литературы

  1. Аралова М.А. Формирование коллектива в ДОУ: Психологическое сопровождение. – М., 2006.
  2. Афонькина Ю.А. Диагностическая программа в системе предшкольного образования. Методическое пособие для педагогов-психологов образовательных учреждений. - Мурманск, 2006.
  3. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук.- Ярославль, 1998.
  4. Борисенко М.Г. Наши пальчики играют. – СПб., 2002.
  5. Беззубова Г.В. Развиваем руку ребенка, готовим ее к письму. - М., 2003.
  6. Венгер Э.Г., Пилюгина Н.Б., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М., 1988.
  7. Гатанова Н.В., Тунина Е.Г. Тесты для подготовки ребенка к школе. Для детей 6-8 лет. – СПб., 2001.
  8. Журова Л.Е., Варенцова Н.С. и др. Обучение дошкольников грамоте. М., 1998.
  9. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста./ Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. М., 1989.
  10. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М., 1973.
  11. Косинова Е.М. Гимнастика для пальчиков. – М., 2002.
  12. Марковская И.Ф. Развитие тонкой моторики у детей с ЗПР. - Дефектология, 1988, № 4.
  13. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. – СПб., 2000.
  14. Топоркова И.Г. Развиваем руки, чтоб писать и красиво рисовать. Ярославль, 2007.
  15. Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи. – М., 1993.
  16. Щербакова Т.Н. Игры с пальчиками. – М., 2001.

Информация о работе Развитие графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в период подготовки к школе