Развитие коммуникативных навыков младших школьников через проектную деятельность во внеклассной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 11:10, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – показать возможности использования проектной деятельности в качестве средства формирования коммуникативных навыков во внеклассной работе младших школьников.

В соответствии с целью данной курсовой работы можно определить следующие задачи:
изучить литературу по данной теме;
определить содержание понятия «коммуникативные навыки», «проектная деятельность»;
раскрыть понятие, виды проекта; представить этапы и правила реализации метода проектов;
охарактеризовать проектную деятельность младших школьников;
разработать рекомендации по применению проектной деятельности во внешкольной деятельности младших школьников;

Работа состоит из  1 файл

нормальная курсовая.docx

— 2.80 Мб (Скачать документ)

Введение

 « Проектное обучение  поощряет и усиливает истинное  учение со стороны учеников, расширяет  сферу субъективности в процессе  самоопределения, творчества и  конкретного участия.»

В. Гузеев

Образование является составной  частью культуры человека и общества. Поэтому, чтобы выявить основные черты образования, необходимо проанализировать особенности коммуникативных навыков, в рамках которой оно развивается. Сегодня понятие коммуникация охватывает все стороны деятельности человека и общества.

Происходящие сегодня  изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации требуют  повышения коммуникативной компетенции  школьников, совершенствования их филологической подготовки, поэтому приоритетную значимость приобрело изучение английского  языка как средства общения и  обобщения духовного наследия стран  изучаемого языка и народов. Перед  преподавателями иностранного языка  стоит задача сформировать личность, которая будет способна участвовать  в межкультурной коммуникации.

В  этих условиях одной  из актуальных проблем казахстанского общества является формирование конкурентоспособной  личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. В связи с этим на первый план выходят определенные требования к такой личности - креативность, активность, социальная ответственность, обладание развитым интеллектом, высокий уровень профессиональной грамотности, устойчивая мотивация познавательной деятельности (концепция 12 летки) [1].

Применение метода проектов способствует возникновению такого взаимодействия и отношений школьников между собой, с взрослыми, при  которых для достижения цели реализуются  творческие усилия личности, не только достигаются запланированный результат, но и происходит развитие внутреннего мира растущего человека.

Как известно, количество учителей иностранного языка, которые имеют  специальную подготовку для работы с малышами, мало. Вместе с тем, умение грамотно обучать общению на иностранном  языке младших школьников, которые  еще не вполне владеют коммуникативными умениями на родном языке, – задача весьма нелегкая и ответственная. Поэтому  у них нередко проявляется  недостаточный уровень владения коммуникативными навыками. Следовательно, педагогам необходимо время от времени  совершенствовать свою квалификацию для  успешного формирования коммуникативных  навыков на уроках английского языка.

Выполнение творческого  проекта — одна из сторон воспитания.

Таким образом, мы говорим об актуальности темы данного исследования.

Цель курсовой работы – показать возможности использования проектной деятельности в качестве средства формирования коммуникативных навыков во внеклассной работе  младших школьников.

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс младших школьников. Формирование коммуникативных навыков личности как педагогический процесс.

Предметом исследования является развитие коммуникативных навыков младших школьников.

В соответствии с целью  данной курсовой работы можно определить следующие задачи:

  1. изучить литературу по данной теме;
  2. определить содержание понятия «коммуникативные навыки», «проектная деятельность»;
  3. раскрыть понятие, виды проекта; представить этапы и правила реализации метода проектов;
  4. охарактеризовать проектную деятельность младших школьников;
  5. разработать рекомендации по применению проектной деятельности во внешкольной деятельности младших школьников;
  6. разработать систему применения проектной деятельности во  внеклассной работе;
  7. апробировать разработанную систему применения проектной деятельности во внеклассной работе;
  8. описать опыт использования метода проекта при формировании коммуникативных навыков в воспитательной деятельности  младших школьников.

Гипотеза исследования: развитие коммуникативных навыков младших школьников во внеклассной работе будет более эффективным, если в процессе проведения внеклассных мероприятий использовать проектную деятельность.

Методы 

1.эмперические (опыт, тестирование, эксперимент)

2. теоретические (сравнение, анализ, обобщение)

Базой исследования является ГУ «Физико-математический лицей» г.Костаная, 2 «Б» класс в составе 23 человек.

Структура курсовой работы включает  следующие разделы: введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение, список литературы, приложения.

Во введение изложена актуальность избранной проблемы, ее практическая значимость, цель и задачи исследовательской  работы.

В теоретической части  обозначена вся сущность проектной  технологии, ее влияние на развитие коммуникативных навыков у учащихся младших классов.

Практическая часть представляет собой апробацию разработанной  системы проектной деятельности для учащихся 2 классов во внеклассной  работе.

В заключении содержатся все  выводы, сделанные в ходе исследования, плюсы и минусы изучаемой темы, а так же даны рекомендации по использованию  данной технологии.

Список литературы содержит все использованные источники для  написания курсовой работы и раскрытия  всех необходимых понятий проектной  технологии и самостоятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоретические основы формирования коммуникативных навыков младших школьников во внеклассной работе

    1. История возникновения и развития метода учебных проектов

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его  сегодня относят к педагогическим технологиям ХХI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.

Он возник в США во второй половине 19 в.  Его теоретической  основой была «прагматическая педагогика»  американского философа-идеалиста  Джона Дьюи (1859 – 1952). Основные концептуальные положения его теории:

• истинным и ценным является только то, что дает практический результат;

• ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании окружающего мира (от частного к  общему, индуктивным методом);

• усвоение знаний – это  стихийный, неуправляемый процесс;

• ребенок может усваивать  информацию только благодаря возникшей  потребности в знаниях, являясь  активным субъектом своего обучения.

Условиями успешности обучения согласно теории Д. Дьюи являются:

• проблематизация учебного материала;

• познавательная активность ребенка;

• связь обучения с жизненным  опытом ребенка;

• организация обучения как деятельности (игровой, трудовой).

Таким образом, Д. Дьюи предложил по существу преобразование абстрактного, оторванного от жизни, направленного на простое заучивание теоретических знаний современного ему образования в систему школьного обучения «путём делания», которое обогащает личный опыт ребёнка и состоит в освоении им способа самостоятельного познания окружающего мира. Идеи Д. Дьюи оказали огромное влияние на систему образования XX века. Они получили дальнейшее развитие в работах его учеников и последователей – американских педагогов Е. Пархерст и В. Кильпатрика. Одним из путей реализации идей Дьюи было обучение по «методу проектов».   [2, c.384]

Метод проектов — это  способ достижения дидактической цели через  детальную разработку проблемы, которая должна завершиться   практическим  результатом,  ощутимым и   применимым в реальной практической деятельности. Суть метода проектов – стимулировать  интерес  школьников  к определенным  проблемам,  предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную  деятельность, предусматривающую решение одной или целого  ряда  проблем, показать  практическое применение полученных знаний. (Е.С.Полат) [3, с.66].

Метод проектов (от греч. – путь исследования) – это система обучения, при которой учащиеся   приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. Этот метод вошёл в историю как "метод проблем". Американский педагог У.Х. Килпатрик писал: "Метод проектов – метод планирования целесообразной деятельности в связи с разрешением какого-нибудь учебно-школьного задания в реальной жизненной обстановке". Он же отмечает его положительные стороны, которые заключаются в длительном, а не мимолётном соприкосновении ученика с объектом деятельности, и недостатки, когда у ребёнка невозможно пробудить достаточно сильные целеустремления.[4]

Метод проектов привлек внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически  параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. После революции 1917 года у молодого советского государства хватало других проблем: экспроприация, индустриализация, коллективизация… В 1931 году Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а его использование в школе – запрещено.

Описание метода и причину  запрещения можно найти в романе Катаева «Два капитана»[5]: «Старенькая преподавательница Серафима Петровна приходила в школу с дорожным мешком за плечами, учила нас… Право, мне даже трудно объяснить, чему она нас учила. Помнится, мы проходили утку. Это были сразу три урока: география, естествознание и русский… Кажется, это называлось тогда комплексным методом. В общем, все выходило «мимоходом». Очень может быть, что Серафима Петровна что-нибудь перепутала в этом методе… …по мнению Наробраза, наш детский дом был чем-то вроде питомника юных дарований. Наробраз полагал, что мы отличаемся дарованиями в области музыки, живописи и литературы. Поэтому после уроков мы могли делать что угодно. Считалось, что мы свободно развиваем свои дарования. И мы их действительно развивали. Кто убегал на Москву-реку помогать пожарникам ловить в прорубях рыбу, кто толкался на Сухаревке, присматривая, что плохо лежит… …Но так как на уроки можно было не ходить, то весь школьный день состоял из одной большой перемены… …Из четвертой школы-коммуны вышли впоследствии известные и уважаемые люди. Я сам обязан ей очень многим. Но тогда, в двадцатом году, что это была за каша!»

Если цитата из художественного  произведения кажется недостаточно «педагогической», обратимся к книге  проф. Е.Г. Сатарова[6, с.87] «Метод проектов в трудовой школе»:

«Возьмем для примера  опыт построения комплекса «Пути  сообщения». Обычно в этом случае рекомендуются «практические» работы, не имеющие практической целевой установки: изготовление из картона или глины паровоза, составление диаграмм, зарисовывание дороги, экскурсии и измерения, рассказы о крушении поездов и гибели пароходов, опыт с паром и т. д. Применяя же проектный метод, мы должны будем весь учебный материал и все формы его проработки подчинить основной проблеме – проекту улучшения дорог в нашем районе. К осуществлению этого проекта привлекаются родители. В классе вырабатывается план работ, составляется смета на улучшение окрестных дорог, в мастерских ручного труда изготавливаются необходимые инструменты, близ школы закладываются цементные стоки для воды и так далее. И уже в рамках осуществления этого проекта дети знакомятся с различными фактами из области географии, экономики, транспортного дела, физики (паровая машина, электричество, законы плавания тел и др.), социологии (рабочие, их объединения, борьба с капиталом), истории культуры (эволюция путей сообщения), литературы («Шоссе и проселок» Некрасова, «Железная дорога» его же, «Стрелочник» Серафимовича, «Сигнал» Гаршина, морские рассказы Станюковича и т.д.). Основная разница в том, что при методе проектов комплексную тему намечают и прорабатывают ученики, а не педагог... Проектный метод может воспитать деятельных, энергичных, предприимчивых граждан, умеющих жертвовать личными интересами во имя общественного блага, а, следовательно, и необходимых при постройке новых начал коммунистического общества».

Есть несколько причин, по которым метод проектов не смог проявить себя:

  • не было учителей, способных работать с проектами;
  • не было разработанной методики проектной деятельности;
  • чрезмерное увлечение «методом проектов» шло в ущерб другим методам обучения;
  • «метод проектов» неграмотно соединили с идеей «комплексных программ»;
  • отменили оценки и аттестаты, а индивидуальные зачеты, существовавшие прежде, заменили коллективными зачетами по каждому из выполненных заданий.

В СССР метод проектов возрождать в школе не торопились, а в англоговорящих странах – США, Канаде, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии – применяли  активно и весьма успешно. В Европе он прижился в школах Бельгии, Германии, Италии, Нидерландов, Финляндии и  многих других стран. Разумеется, со временем произошли изменения; сам метод  не стоял на месте, идея обросла технологической  поддержкой, появились подробные  педагогические разработки, позволяющие  перевести метод проектов из категории  педагогических «произведений искусства» в категорию «практических приемов». Родившись из идеи свободного воспитания, метод проектов постепенно «самодисциплинировался» и успешно интегрировался в структуру образовательных методов. Но суть его остается прежней – стимулировать интерес учеников к знанию и научить практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне стен школы. [7, c.94]

Информация о работе Развитие коммуникативных навыков младших школьников через проектную деятельность во внеклассной работе