Развитие коммуникативных навыков младших школьников через проектную деятельность во внеклассной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 11:10, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – показать возможности использования проектной деятельности в качестве средства формирования коммуникативных навыков во внеклассной работе младших школьников.

В соответствии с целью данной курсовой работы можно определить следующие задачи:
изучить литературу по данной теме;
определить содержание понятия «коммуникативные навыки», «проектная деятельность»;
раскрыть понятие, виды проекта; представить этапы и правила реализации метода проектов;
охарактеризовать проектную деятельность младших школьников;
разработать рекомендации по применению проектной деятельности во внешкольной деятельности младших школьников;

Работа состоит из  1 файл

нормальная курсовая.docx

— 2.80 Мб (Скачать документ)

Умение пользоваться методом  проектов – показатель высокого  развития учащихся, его прогрессивной уровня обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

В связи с состоянием положения  по данному вопросу, я предлагаем рассмотреть следующие рекомендации:

-активно пропагандировать  в школе проектно-исследовательскую  деятельность в образовательно-воспитательном  процессе;

- коллегиально утвердить  «Положение о проектной деятельности  учащихся школы»;

- стимулировать педагогов  и учащихся по эффективности  результатов проектов, распространять  положительный опыт;

- разработать и применить направления тематик проектной деятельности в школе.

1.4.Проектная деятельность как способ формирования коммуникативных навыков во внеклассной работе

В последнее время метод  проектов становится не просто популярным в нашей стране, но и “модным”, что вселяет вполне обоснованные опасения. Ибо где начинается диктат моды, там часто отключается разум. Теперь часто приходится слышать  о широком применении этого метода в практике обучения, хотя на поверку  выходит, что речь идет о работе над  той или иной темой, просто о групповой  работе, о каком–то внеклассном  мероприятии. И все это называют проектом.

На самом деле метод  проектов может быть индивидуальным или групповым, но если это метод, то он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые  позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся, предполагающих презентацию  этих результатов.

 Доктор педагогических  наук, известный исследователь в  области современных технологий  обучения учащихся Е.С. Полат определяет метод проектов как “определенным образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата”.[19]

 Коллинз Кобуилд дает определение проекта, как “детальное изучение вопроса, требующее много времени и труда”.

Хейнс определяет проектную деятельность как метод обучения, в котором используются все виды деятельности (чтение. письмо, говорение, аудирование), нацеленный более на тему и конечный продукт, чем на специальные языковые задания.

 Диана Фрид Бут считает,  что проектная деятельность ведет  к очень важному использованию  языка, т.к. требует личного  участия учащихся при консультациях  с руководителем, одноклассниками.  Они должны определить, что и  как они будут делать и это  включает не только содержание  проекта, но и общие языковые  требования. Преимущества проектной  деятельности авторы видят в  повышении мотивации, развитии  самостоятельности при обучении, умении работать в группах,  уход от повседневной рутины, наличии конечного продукта, развитии  всех четырех скиллов, аутентичных заданиях и продуктах. К этим положительным качествам проектной деятельности Я бы добавила недостатки, которые заключаются в том, что при работе в группах учащиеся используют свой родной язык для общения, некоторые учащиеся просто примыкают к группе сильных учеников, разные группы работают с разной “скоростью”. Однако, Я считаю, если правильно организовать проектную деятельность и распределить обязанности среди членов группы, то всех этих недостатков можно избежать. Кроме того, Я бы воспользовалась рекомендациями Дианы Фрид Бут, которая предлагает дифференцировать работу над проектом, исходя из уровня владения языком, собственных интересов учащихся и индивидуальных потребностей овладения теми или иными видами речевой деятельности. Для учеников, отстающих в каком-либо умении, Диана предлагает так называемые “мостики” или подготовительные упражнения. В зависимости от темы проекта учителю необходимо продумать, какой языковой материал будет необходимо повторить или обсудить с учениками заранее. Я считаю несомненным плюсом такого подхода постоянное обсуждение работы над проектом. Учащиеся общаются друг с другом, используя изучаемый язык, учатся слушать и слышать друг друга, анализировать, сравнивать, сопоставлять.[20]

Полипчук Е.А. и Гольдт Е.В. рассматривают учебный образовательный проект как “организованную деятельность учащихся, направленную на решение проблемы, заведомо не имеющей единственно правильного решения. Проект – это задание, которое дается в конце изучения определенной темы. Его выполнение дает учащимся возможность почувствовать, что иностранный язык – это не цель учения, а средство общения”.

Можно согласиться с мнением  авторов, говорящих о достоинствах проектной деятельности, интегрированной  в учебный процесс. Скорее всего их можно назвать мини-проектами, интегрированными в традиционный учебный процесс, предлагающими выполнить творческое или исследовательское задание в рамках изучаемого учебного курса. Подобные “проекты” призваны выполнять функцию коммуникативных заданий на трансфер, в которых знания, полученные в процессе изучения раздела или курса, применяются для выполнения учебно-коммуникативных или реально-коммуникативных задач. [21]

Для организации подобной работы мы считаем целесообразным создание факультативного курса. Такие проекты помогают использовать язык в условиях реального общения, дают возможность учащимся самим конструировать содержание общения. Формируется и развивается коммуникативная компетенция, необходимая для коммуникативно-приемлемого общения на иностранном языке при обучении в школе, с представителями зарубежных стран, в том числе при трудоустройстве, отдыхе, общении. Кроме того, мы считаю, что участие в таких проектах помогает ученикам включаться в различные среды: информационные, социальные, языковые; прививает чувство социальной ответственности, расширяет кругозор ученика, включает в диалог культур.

В свою очередь мы  предлагаем организовать проектную деятельность на основе внеурочных мероприятий, так как считаем, что именно там можно создать такие условия, чтобы общение стало необходимым, чтобы ребенок захотел говорить не для получения хорошей оценки, а просто потому, что для него коммуникация стала потребностью его полной эмоциональной и психологической реализации. Именно внеклассная работа по предмету помогает развитию познавательных и созидательных способностей учащихся, а также формирует опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, способствует развитию информационной и коммуникативной компетенции учащихся. Кроме того, внеклассные мероприятия способствуют расширению культурологических знаний, развитию творческой активности, эстетического вкуса, повышают мотивацию к изучению иностранного языка и не ограничены рамками урочной деятельности, кроме того, отсутствует страх перед получением негативной оценки. Используя внеклассные мероприятия, можно решить часто встречающуюся проблему “неговорящих детей”. Вовлекаясь в проектную деятельность, имея интерес и стремление к достижению результата, дети легче преодолевают иноязычный барьер.

Таким образом, рассмотрев основные подходы к использованию метода проектов в современной школе, как  зарубежной, так и другие можно сделать вывод, что использование метода проектов в процессе подготовки внеклассных мероприятий позволяет учителю реально осуществлять деятельностный характер обучения. Разработка проекта развивает информационную, социокультурную и коммуникативную компетенции учащихся, познавательные навыки учеников, умение самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в этой информации. Я считаю, что проектная деятельность на примере внеклассных мероприятий является продуктивной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных навыков младших школьников по средствам проектной деятельности.

 

    1. Система (модель) формирования коммуникативных навыков во внеклассной деятельности.

Академик А.А. Миролюбов отмечал, что любая внеклассная работа вносит свой специфический вклад в формирование творческой и самостоятельной личности. Изучение иностранных языков способствует интеллектуальному и творческому развитию учащихся.

Сегодня перед школой остро стоит  проблема активного творческого  восприятия знаний, поэтому необходимо сделать не только учебный процесс, но и внеклассную работу более увлекательной и интересной, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни, расширить знания и умения коммуникативных навыков младших школьников. Решение этих задач требует применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе.

Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное воспитание и обучение, является метод проектной  технологии, так как он практически  вбирает в себя и другие современные  технологии, например, обучение в сотрудничестве, коммуникативные навыки.

      В проектной  методике используются все лучшие  идеи, выработанные традиционной  и современной методикой преподавания  английского языка. К ним относятся,  прежде всего разнообразие, проблемность, учение с удовольствием и т.д.

Разнообразие, как необходимая  черта любого хорошего обучения, способствует поддержанию интереса к учебе - это  и разнообразие тем, типов текстов (диалоги, монологи, письма, настольные игры, описания, инструкции и т.п.),  и разнообразие форм внеурочной деятельности (индивидуальная, парная, групповая работа, работа в командах), и разнообразие типов упражнений.

Проблемность означает, что учащиеся используют язык как для выполнения заданий, для развития коммуникативных навыков которые характеризуются новизной результата, так и новыми способами его достижения. Проблемы заставляют думать, и подросток обучается, думая, мысля. Имеется широкий диапазон коммуникативных заданий и проектных работ, ориентированных на проектную деятельность. Проектная деятельность имеет место при обучении грамматике в тех случаях, когда учащийся использует коммуникативные навыки в период работы над проектом, и когда он постигает его как систему.

Безусловно, важно, чтобы  школьник учился с удовольствием. Подросток  учится продуктивно и много узнает, если он учится свободно, без принуждения, испытывая радость. Развлекательность - это одна из особенностей проекта. Часто задания  могут оформляться  в виде шутки, головоломки, загадки  и т.п., иметь музыкальное сопровождение, шумовые эффекты, иллюстрации.

При организации общения  лучше применять, по возможности, такие  ситуации, которые затрачивают интересы учащихся, связаны с его личным опытом, т.е. в полной мере реализовать  личностно-ориентированный подход.

Новизна подхода в том, что школьникам дается возможность  самим конструировать содержание общения, начиная с первого занятия  по проекту.

  Я использую этот  метод в разноуровневых классах на протяжении нескольких месяцев в период прохождения практики в ГУ «Физико-математическом лицее» г.Костаная. Наиболее полно и широко он применим для классов, где общий уровень развития учащихся позволяет давать им и более высокий уровень знаний. Уровень знаний при проведении проектных работ показал, что в классах, практикующих этот метод более чаще, очень хорошо развиты коммуникативные навыки и способность выполнения проектной работы. [см. приложение «А»]

В курсе ИЯ метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой  теме.

Каждый проект соотносится  с определенной темой урока и разрабатывается иногда в течение внеклассных занятий. Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать и писать о собственной жизни, создавать собственный журнал, готовить макеты и т.д.

    В проектной  методике используется весьма  плодотворная идея. Наряду с вербальными  средствами выражения учащиеся  широко используют и другие  средства: рисунки, коллажи, картинки, планы, карты, схемы, анкетные  таблицы, графики и диаграммы.  В фонограммах курса используются  звукоподражательные средства и  шумовые эффекты. Таким образом,  развитие коммуникативных навыков  надежно подкрепляется многообразием  средств, передающих ту или  иную информацию. Виды учебно-коммуникативных навыков, которые развиваются во время работы над проектов во внеклассной деятельности:

  • выслушивания мнения других;
  • владение приёмами риторики;
  • увеличение потенциала к изучению иностранного языка;
  • владения различными формами устных выступлений;
  • владение грамматическим и лексическим материалом. [см. приложение «Б»]

В данной системе обучения во внеклассной работе широко используется непроизвольное запоминание лексических средств и грамматических структур в ходе решения проблемных задач, стимулируется развитие творческого мышления, воображения. Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого.

Подготовить, оформить и  представить проект – дело гораздо  более долгое, чем выполнение традиционных заданий.

Информация о работе Развитие коммуникативных навыков младших школьников через проектную деятельность во внеклассной работе