Развитие коммуникативных навыков младших школьников через проектную деятельность во внеклассной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 11:10, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – показать возможности использования проектной деятельности в качестве средства формирования коммуникативных навыков во внеклассной работе младших школьников.

В соответствии с целью данной курсовой работы можно определить следующие задачи:
изучить литературу по данной теме;
определить содержание понятия «коммуникативные навыки», «проектная деятельность»;
раскрыть понятие, виды проекта; представить этапы и правила реализации метода проектов;
охарактеризовать проектную деятельность младших школьников;
разработать рекомендации по применению проектной деятельности во внешкольной деятельности младших школьников;

Работа состоит из  1 файл

нормальная курсовая.docx

— 2.80 Мб (Скачать документ)

С помощью проектной методики во внеклассной работе можно достичь сразу нескольких целей - расширить словарный запас детей, закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать на занятии атмосферу праздника и украсить кабинет иностранного языка красочными работами детей.

Овладение иностранным языком в процессе проектной работы во внеклассной деятельности доставляет школьникам истинную радость познания, приобщения к новой культуре, развитие коммуникативных навыков по средствам общения. При выполнении проектной работы, которая может быть представлена в устной и письменной форме, необходимо придерживаться, на мой взгляд, следующих рекомендаций:

•   Во-первых, поскольку  проектная работа дает возможность  учащимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность.

•   Во-вторых, проектные  работы являются главным образом  открытыми, поэтому не может быть четкого плана их выполнения. В  процессе выполнения проектных заданий  можно вводить и некоторый  дополнительный материал.

•   В-третьих, большинство  проектов может выполняться отдельными учащимися, но проект будет максимально  творческим, если он выполняется в  группах. Это особенно важно, например, при подборе картинок для коллажей и другой работе подобного рода. Некоторые проекты выполняются  самостоятельно дома, на некоторые  из проектных заданий затрачивается  часть урока, на другие - целый урок, поэтому в классе желательно также  держать старые журналы, ножницы, клей. Третья рекомендация еще раз подчеркивает важность и эффективность учебного сотрудничества 

Проект осуществляется по определенной схеме:

  1. Подготовка к проекту.

Приступая к созданию учебного проекта,  следует соблюдать ряд  условий:

  • предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика;
  • выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить учащимся идею, обсудить ее с учениками.

2. Организация участников  проекта.

Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит  своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к  логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной  работы. При формировании группы в  их состав включаются школьники разного  пола, разной успеваемости, различных  социальных групп.

3. Выполнение проекта.

Этот шаг связан с поиском  новой, дополнительной информации, обсуждением  этой информации,  и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, постеры, чертежи, викторины и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны  учителя, создаются в классе. Главное  – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой  идее, создавать ситуацию «успеха».

4. Презентация проекта.

Весь отработанный, оформленный  материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Для анализа  предлагаемой методики обучения важны  способы выполнения и представления  проекта. Так, у школьников может  быть специальная тетрадь только для проектов. Проекты могут выполняться  на отдельных листах и скрепляться  вместе, образуя выставку, монтаж. Группы могут соревноваться друг с другом. Проектные задания тщательно  градуируются, с тем, чтобы учащиеся могли выполнять их на английском языке. Поощряется вначале черновой вариант, а потом чистовик.

5. Подведение итогов проектной  работы.

Количество шагов –  этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его  сложности.

 

 

 

    1. Экспериментальная апробация методов формирования коммуникативных навыков по средствам проектной деятельности во внеклассной работе

В ходе прохождения педагогической практики в ГУ «Физико-математическом лицее» в 1-ых и 2-ых классах, мною был разработан и апробирован проект по английскому языку на тему «I have got…», «I like eating…».  Данный проекты осуществлялся в 3 этапа:

  1. Организационный этап;
  2. Выполнение проекта;
  3. Презентация проекта.

Хочется рассказать об одном  из этих проектов. Организационный этап. 

На внеклассных занятиях метод проектов можно использовать в тесном контакте с учебной программой. В ГУ «Физико-математическом лицее» обучение английскому языку в начальных классах ведется по учебникам УМК американского автора Джоана Перрет, который создал учебник специально для младших школьников казахстанских школ. Учитывая высокую загруженность учащихся, был разработан школьный проект по теме, которая предлагается учебной программой.   Следует отметить, что тема проекта должна не только входить в общий контекст обучения языку, но и быть достаточно интересной для учащихся. Выбор темы проектной работы очень важен, зачастую именно тема проекта, в конечном счете, может определить успешность и результативность проектной работы в целом. 

Так, например УМК для первого года обучения в предлагает для изучения тему “Parts of body”, “My Room”. Тематика очень близка школьникам, ребята с удовольствием рассказывают о том, что их окружает, что у них есть дома и в комнате, с энтузиазмом  воспринимают предложение нарисовать или сделать аппликацию своей комнаты, коллаж тех предметов, которые у ребят есть. Так ненавязчиво идет обсуждение темы творческих работ, в конечном итоге формулируется обобщающая тема проекта. Ребята с увлечением начинают работать над проектом, который был назван "I have got… ” – “У меня есть…”. Школьники при участии учителя обсуждают содержание и характер проекта, его цели. Конечной целью проекта было создание меню для кафе и инсценировка на тему "Посещение кафе". Таким образом, содержание проектной работы оказывается, основано на логическом продолжении содержания тематики учебника.  

На начальном этапе (организационном) очень важно, не только сформулировать тему и конечную цель проекта, но и необходимо подготовить проведение проекта:

  • разумно определить временные рамки (здесь необходимо учесть, что школьники очень загружены в школе и быстро утомляются);
  • продумать какие материалы и источники могут использовать учащиеся; 
  • обсудить нужную лексику для презентации своей работы;
  • выбрать оптимальную форму презентации результатов;
  • составить и обсудить примерный план работы.

Выполнение проекта.

Далее наступает самый трудоемкий этап работы над проектом – это сбор информации – обращение к уже имеющимся знаниям, работа с различными источниками информации, поиск новых знаний, формирование собственного мнения и взгляда на предмет проектирования.

Следует отметить, что не все ученики сразу и легко включились в работу над проектом. Нельзя предлагать задание, которое тот или иной ученик не может выполнить. Задания были подобраны в соответствии с индивидуальным уровнем, на котором находится каждый участник проекта.  

Именно на этом этапе происходит основная работа учителя английского языка со своими учениками, обсуждаются промежуточные результаты, корректируются ошибки в употреблении языковых единиц. У ребят исчезает страх перед английским языком, они лучше усваивают его логическую систему. Работа подобного рода дает множество возможностей применить пройденные грамматические явления и структуры. Несомненно, отработанные в такой ситуации грамматические единицы английского языка надежнее закрепляются в памяти учащегося.

В работе над проектом "I have got… ” на начальных этапах дети осваивают лексико-грамматический материал в рамках учебника.

1. Учащиеся составляют коротенькие монологи, используя лексико-грамматический материал, данный на уроке.  Эта работа проходит в парах и в группах.  

2. Затем класс делится на 2 команды. Каждый участник команды работает над собственным проектом. Необходимо составить описание комнаты для Jill и Pete.

3.Каждая команда находит картинки на тему спальня и делает коллаж.   Детям предлагается  яркий наглядный пример, приготовленный специально для данного урока. Именно на этом этапе детям предлагается помощь в изготовлении аппликаций  

4. Каждая команда придумывает свой монолог на тему "Все, что меня окружает!", используя  слова, изученные на уроке в группе.

  Продолжается совершенствование и расширение лексического запаса. Здесь развиваются навыки написания сочинений-монологов на английском языке, улучшаются и закрепляются основные языковые категории: грамматические структуры, лексический запас, синтаксическое построение предложений для передачи своей идеи любому человеку, владеющему английским языком. В итоге ребенок приходит к осознанию того, как много он знает и как много уже он может рассказать своим друзьям на английском языке.

Так, в рамках работы над проектом "I have got… ”, появились проекты с иллюстрациями ""I have got… ” "  и монологи.  

Важным условием эффективной работы над проектом является поддержание  доброжелательной обстановки, располагающей  к общению и позволяющей детям  испытывать чувство успеха.

Презентация.

На третьем этапе работы в  рамках проектной деятельности (этап презентации) учащиеся работали собственно над техническим выполнением проекта и его представлению своим одноклассникам и учителю. Использование компьютера придает проекту больший динамизм. Ребята сами набирают тексты своих сочинений на компьютерах, учатся работать с текстовыми и графическими редакторами, совершенствуют навыки работы на компьютере, осваивают использование электронных версий англо-русских и русско-английских словарей.

 Очень важным моментом в процессе подготовки презентации своего сочинения для ребят была необходимость создать иллюстрацию к своему сочинению. Большинство работ было выполнено традиционными способами, с использованием цветных карандашей, акварельных красок или гуаши. [см. приложение «Г»]

После защиты учащимися своих проектов, был проведен контроль знаний с целью  проверки качества усвоенного материала  по теме "I like\don’t like eating… ”. Результаты данного контроля показали, что уровень успеваемости по предмету составляет 100%. Сравнительный анализ качества знаний показывает, что в целом более 80-88% учащихся успевают на «4» и «5» [см. приложение «Д»].

Результаты применения проектной  технологии для развития самостоятельности  учащихся на уроках английского языка  показали следующее:

-Повышается внутренняя мотивация  в изучении иностранного языка

-Улучшается техника чтения на  английском языке

- Расширяется языковой материал

- Расширяется общий кругозор  учащихся

-Развиваются коммуникативные навыки, умение вести дискуссию на  англ.яз.

-Развиваются личностные качества  учащихся: самостоятельность, инициативность, чувство коллективизма, самооценка, готовность к решению различных  проблем, а также вышесказанные  приобретенные умения и навыки  позволят учащимся быть мобильным  в обществе, что может стать  в будущем гарантом успеха  и социальной защищенности.

Выдвинутая гипотеза по формированию самостоятельности младших школьников  на уроках английского языка более эффективна при использовании в учебном процессе проектной технологии полностью подтвердилась.

 

Литература

  1. Концепция 12-тилетнего образования Республики Казахстан
  2. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и внеурочной деятельности. //Народное образование №7, 2000, 151-157 с.
  3. Дж. Дьюи Демократия и образование. Пер. с англ. Педагогика-Пресс, 200-384с.
  4. ПолатЕ.С. Метод проектов на уроках иностранного языка// Иностранный язык в школе, №13, 2000
  5. В.Катаев «Два капитана»
  6. Е.Г.Сатаров «Метод проектов в трудовой школы»
  7. Ястребов Е.Н. Пять вечеров. Беседы о телекоммуникации образовательных проектов. М.: «Проект Гармония» и ЮНПРЕСС, 1998
  8. Пассов Е.И. Прогрессивная концепция иностранного образования. М.: Изд-во Титул, 2000. 47 с.
  9. Денисенко О.А. Английский язык в школе. М.: Изд-во просвещение, 2005. 42 с.
  10. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы
  11. Андриенко К.Л. Социальная психология. М.: Изд-во Просвещение, 1993. 46.с
  12. Философский энциклопедический словарь. М.: Изд-во Фени
  13. Бурдина М.И. Организация учебного процесса по иносранному языку в начальной школе //ИЯШ// 2001. №2. С.23
  14. Гамезо М.В., Матюхина М.В., Михальчик Т.С. возрастная и педагогическая психология. М.: Изд-во Просвещение, 1992. с.38
  15. Е.С. Полат Учебное пособие для студентов педагогических вузов.
  16. Барбар М.П. Развитие коммуникативных способностей на уроках английского языка. М.: Изд-во Просвещение, 1992. 12с.
  17. Зимняя В.Н. Педагогическая психология. М.: Изд-во Просвещение, 217, 249, 316 с.
  18. Зотов Ю.Б. Организация современного урока. М.: Изд-во Просвещение, 1994. 37с.
  19. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров// Е.С. Полат и др./ Под редак Е.С. Полат
  20. Колкер Я.М., Установа Е.С., Еналиева Т.М. Методика обучения иностранному языку. М.: Изд-во Просвещение, 2003. 62с.
  21. Леонтьева М.Р. Об обучении иностранных языков в общеобразовательных учреждениях //ИЯШ// 2000. №5. С.17

Информация о работе Развитие коммуникативных навыков младших школьников через проектную деятельность во внеклассной работе