Развитие коммуникативных навыков младших школьников через проектную деятельность во внеклассной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 11:10, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – показать возможности использования проектной деятельности в качестве средства формирования коммуникативных навыков во внеклассной работе младших школьников.

В соответствии с целью данной курсовой работы можно определить следующие задачи:
изучить литературу по данной теме;
определить содержание понятия «коммуникативные навыки», «проектная деятельность»;
раскрыть понятие, виды проекта; представить этапы и правила реализации метода проектов;
охарактеризовать проектную деятельность младших школьников;
разработать рекомендации по применению проектной деятельности во внешкольной деятельности младших школьников;

Работа состоит из  1 файл

нормальная курсовая.docx

— 2.80 Мб (Скачать документ)

 Сущность проектной  технологии:

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием  творческого продукта.

Метод проектов – совокупность учебно–познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

Известна целая школа  ведущих русских педагогов (таких, как С.Т.Шацкий, В.Н.Шульгин, М.В.Крупенин) и другие, которые отмечали положительные стороны метода проектов. Это – развитие инициативы школьников, навыков к плановой работе, умение взвешивать обстоятельства и учитывать трудности. Проект учит их настойчивости в достижении цели, приучает к самостоятельности.

Этот метод  использовался  и в России в школьном и вузовском  обучении в 20-х годах прошлого столетия (например, в педагогической практике С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко и др.). В 1931 году постановлением ВКП (б) метод  проектов был осуждён, поскольку  он не способствовал формированию глубоких теоретических знаний учащихся. До середины 80-х годов он не практиковался  в отечественной педагогике. В  зарубежной же педагогике метод проектов активно и успешно развивался. В наши школы он возвратился во второй половине 80-х годов. Начали возрождаться идеи приоритетности субъективности ребёнка в образовательном процессе, ориентации на его личные интересы и особенности, нацеленности образования на интеллектуальное, нравственное и физическое развитие учащихся.

Критически преобразованный  метод проектов Д. Дьюи и его последователей сможет обеспечить развитие самостоятельности учащихся, их критического мышления, умений применять полученные знания на практике, научить их учиться. При этом роль учителя сводится к руководству самостоятельной работой школьников и их мотивации.    

Формирование проектной  деятельности учащихся необходимо для  вооружения их  универсальным умением  решения различных проблем, в  том числе и образовательных. В современной педагогике проектная  деятельность должна использоваться не вместо классно – урочной системы  обучения,  а наряду с ней, как  компонент системы образования, как на уроке, так и во внеурочной деятельности.[8]

Историографию метода проектов можно проследить в работах П. П. Блонского, В. П. Вахтерова, Д. Дьюи, У. Килпатрика, Э. Коллингса, М. Н. Крупенина, Л Э. Левина, А. П. Пинкевича, С. Т. Шацкого, рассматривающих метод проектов как обучение на активной деятельностной основе.

Метод учебного проекта способствует развитию самостоятельности ученика, всех сфер его личности, обеспечивает субъектность ученика в образовательном процессе, следовательно, проектное обучение может рассматриваться как средство активизации творческой и познавательной деятельности учащихся, средство повышения качества образовательного процесса.

Проектная деятельность способствует преобразованию процесса обучения в  процесс самообучения, позволяет  каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного.

Ученическая проектная деятельность – это такая деятельность, в  основе   которой лежит активизация  творческой, познавательной и практической составляющих, в результате которой    школьник производит продукт, обладающий субъективной (иногда объективной) новизной.

Изменение социальной позиции  ученика, его стремление занять определенное место в жизни находят отражение  в резко повышенной потребности  оценить самого себя как полезного  для общества.

Любая деятельность человека состоит из следующих элементов: потребность, мотив, цель,  задачи,  действия,  операции.

Потребность – состояние  человека, отражающее его нужду в  чём-либо или в ком-либо. Всякие   действия и поступки человека определяются потребностями.

Мотивация – процесс преобразования потребности в деятельность, направленную на удовлетворение  этой потребности.

Деятельность учащихся можно  рассматривать в 2 этапа: трудовую и  учебную. На трудовом этапе происходит становление деятельности, а на втором – приобретённые знания, умения и навыки   выступают средством  выполнения деятельности, а также  учащиеся здесь получают новые знания.[9]

В процессе выполнения творческих проектов – целенаправленная проектная  деятельность имеет  прямым и главным  результатом изменение самого субъекта.

    1. Понятие коммуникативные навыки

Основополагающим требованием  общества к современной школе  является формирование личности, которая  умела бы самостоятельно творчески  решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в  действительности. В частности в  «Государственной программе развития образования в Республике Казахстан  на 2005-2010 годы» отмечено, что учебный  процесс в школе будет направлен на: формирование потребности и умения самостоятельно добывать и применять знания на практике, целенаправленное и систематическое приобщение к научным способам познания».[10]

Прежде всего, я посчитала необходимым изучить теоретические основы проблемы развития коммуникативных навыков.

Для этого мною были проанализированы работы различных авторов по данной проблеме в процессе изучения английского  языка.

Коммуникативные навыки и  общение как таковое – многоплановый  процесс, необходимый для организации  контактов между людьми, в частности  школьников,  в ходе совместной деятельности. [11, c. 37]

Но в ходе общения его  участники обмениваются мыслями, намерениями, идеями, переживаниями, а не только своими  физическими действиями или продуктами, результатами труда, фиксированными в материи.

Следовательно, общение способствует передаче, обмену, координации идеальных  образований, существующих у индивида в виде представлений, восприятия, мышления и т.п.

Функции общения многообразны. Их можно выявить при сравнительном  анализе общения ребенка с  разными партнерами, в различных  условиях, в зависимости от используемых средств и влияния на поведение  и психику участников общения.

Общение, или иными словами  коммуникация, его особенности и  механизмы являлись предметом изучения философов и социологов, психолингвистов и психологов.

Однако разные исследователи  вкладывают в понятие коммуникация различный смысл. Так, например, Н.М. Щелованов и Н.М. Аксарина называли общением ласковую речь взрослого, обращенную к младенцу; М.С. Каган говорил об общении человека с природой и самим собой. А.Н. Леонтьев считал, что в современной науке существует огромное число несовпадающих определений коммуникаций; В.М. Филатов определяет коммуникацию как «общение, передачу информации от человека к человеку в процессе деятельности». [12, с. 23]

Итак, коммуникация – это  акт и процесс установления контактов  между субъектами взаимодействия посредством  выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемо информации. В более широком философском смысле коммуникация рассматривается как «социальный процесс, связанный либо с общением, обменом мыслями, сведениями, идеями и так далее, либо с передачей содержания от одного сознания к другому посредством знаковых систем» [13, с. 68]

Для рассмотрения значения коммуникативных навыков в формировании личности младших школьников, необходимо определиться с понятием «навыки». Под термином «навыки» мы понимаем автоматизированные способы выполнения действий. А коммуникативные навыки на наш взгляд отождествляются с  навыками общения.

Овладение коммуникативными навыками предполагает овладение иноязычным общением в единстве его функций: информационной, регулятивной, эмоционально-оценочной, этикетной.

Ученые выделяют четыре основных этапа формирования коммуникативного навыка:

1. Ознакомительный

2. Подготовительный (аналитический)

3. Стандартизирующий (синтетический)

4. Варьирующий (ситуативный) [14, с. 38]

В ходе общения действуют  различные механизмы, учащиеся лучше  узнают друг друга. Обмениваясь впечатлениями, они лучше начинают разбираться  в себе, учатся понимать свои достоинства  и недостатки. Общение с реальным партнером может осуществляться с помощью разнообразных средств  передачи информации: языка, жестов, мимики, пантомимики и др. Люди различаются  между собой по умению пользоваться этими средствами. Нередко в разговоре  слова имеют меньшее значение, чем интонация, с которой они  произносятся. То же можно сказать  и о жестах: порой всего лишь один жест может полностью изменить смысл произнесенных слов.

Для младшего школьного возраста (6–10 лет) характерна готовность к школьному  обучению, в основе которой лежит  интерес к новой деятельности, являющейся источником мотивации обучения. Готовность ребенка к школе определяется его владением достаточным объемом  знаний из области повседневного  общения, культура и поведение, умением  сотрудничества, желанием учиться. Эти  качества формируются в семье, в  преддошкольные годы, и от уровня их сформированности в значительной мере зависят вхождение ребенка в  школьную жизнь, его отношение к школе и успешность обучения. [15, с. 38]

1.3. Способы формирования коммуникативных навыков

В современном образовании  акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у  детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые  решения и четко планировать  действия, эффективно сотрудничать в  группах. Это требует широкого внедрения  в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной  деятельности.

  Школьные учебные  проекты – популярный вид детского  практико-ориентированного исследовательского  творчества.

 Суть проектного обучения  состоит в том, что ученик  в процессе работы над учебным  проектом постигает реальные  явления и отношения между  ними. Оно предполагает  проживание  учеником конкретных ситуаций, преодоление  трудностей, приобщение его к  проникновению в глубь явлений, процессов, конструирование новых объектов, процессов.[16, c.12]

Этапы работы над проектом

  В проектной деятельности  выделяются следующие этапы, соответствующие  структуре учебной  деятельности:

  • Мотивационный этап: учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи;
  • планирующий — подготовительный этап: (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
  • информационно – операционный этап(ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
  • рефлексивно-оценочный этап: ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности.[17, c.59]

В зависимости направленности проекта могут выделены следующие этапы работы над проектом  младших школьников:

  • Мотивационный  этап или  погружение в проект.
  • Планирующий или проектировочный ( информационно - операционный, информационно- поисковый, информационно- исследовательский)
  • Практический или моделирующий.
  • Контрольно- коррекционный (  Самооценка и координация готовности к защите проекта и )
  • Защита проекта или презентация.
  • Рефлексивно- оценочный или заключительный, итоговый.

 Стадии работы над проектом - это - это «пять П» Проблема - Проектирование (планирование) - Поиск информации - Продукт -Презентация. 
Шестое «П» проекта — его Портфолио, -  папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа , схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации.

Прогнозируемые результаты

Проектная деятельность младших  школьников, будучи одной из основных  структурных единиц процесса обучения, способствует:

  • обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
  • развитию познавательных  и творческих способностей,  активности и организованности,  и самостоятельности и целеустремленности учащихся;
  • формированию проектного мировоззрения и мышления, обеспечению единства опредмечивания и распредмечивания знаний;
  • адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;
  • формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

Учителю очень важно обратить внимание на те аспекты данной технологии, которые должны учитываться при организации проектной деятельности младших школьников, в частности:

    • Создание условий для усвоения младшими школьниками структуры и правил реализации проектной деятельности;
    • Организация деятельности ученика на основе его личного опыта, способностей и потребностей;
    • Постепенное увеличение уровня самостоятельности младшего школьника при работе над проектом;
    • Организация последовательного расширения среды коммуникативного взаимодействия учащихся в процессе работы над проектом;
    • Создание условий для самооценки учащимися результатов своей деятельности.[18, c. 151-157]

Информация о работе Развитие коммуникативных навыков младших школьников через проектную деятельность во внеклассной работе