Развитие коммуникативных умений у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 06:51, реферат

Описание

В настоящее время наше общество продолжает испытывать острую потребность в социально активной, коммуникативно развитой личности, способной ясно и логично выражать свои мысли в соответствии с речевой ситуацией, аргументировать своё мнение, слушать и слышать собеседника, самостоятельно выдвигать конструктивные идеи как в профессиональной деятельности, так и в личной жизни.

Содержание

Введение……………………………………………………………...……….стр.3
Глава1. Теоретическое обоснование использования эвристического метода как способа развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников…………………..…………………………………..стр.6
Понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
Характеристика коммуникативных универсальных учебных действий…………………………………………………………….стр.12
Сущность и функции эвристического метода обучения, особенности его применения на уроках в начальных классах………………стр.16

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию эвристического метода как способа развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников……………стр.22

Заключение…………………………………………………………………стр.25
Список литературы………………………………………………………..стр.27

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 49.16 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

Введение……………………………………………………………...……….стр.3

Глава1. Теоретическое обоснование использования эвристического метода как способа развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников…………………..…………………………………..стр.6

    1. Понятие, функции, состав и характеристики универсальных  учебных действий на ступени начального общего образования
    2. Характеристика коммуникативных универсальных учебных действий…………………………………………………………….стр.12
    3. Сущность и функции эвристического метода обучения, особенности его применения на уроках в начальных классах………………стр.16

 

Глава 2. Опытно-экспериментальная  работа по использованию эвристического метода как способа развития коммуникативных  универсальных учебных действий у младших школьников……………стр.22

 

Заключение…………………………………………………………………стр.25

Список литературы………………………………………………………..стр.27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    В настоящее время наше общество продолжает испытывать острую потребность в социально активной, коммуникативно развитой личности, способной ясно и логично выражать свои мысли в соответствии с речевой ситуацией, аргументировать своё мнение, слушать и слышать собеседника, самостоятельно выдвигать конструктивные идеи как в профессиональной деятельности, так и в личной жизни. Большая роль в воспитании такого человека принадлежит современной школе. Данная проблема может быть решена путем использования в учебном процессе эвристического метода обучения, который обладает широкими возможностями развития коммуникативных универсальных учебных действий у современного младшего школьника.

    Известно, что  в разное время вопросы эвристического  обучения разрабатывали философы, психологи, педагоги, представляющие  различные школы и направления:  Сократ, И.Г. Песталоцци, Дж. Дьюи, Д. Пойа, Я.А. Коменский и др. Идеи об эвристическом обучении в современной дидактике разрабатываются в трудах А.В. Хуторского, А.И. Андреева, М.М. Левиной и многих других.

     В соответствии  с требованиями, предъявляемыми  к современной школе, обучение  в ней должно ориентироваться  на развитие эвристической личности, способной самостоятельно приобретать  новые знания, применять их в  многообразных условиях окружающей  действительности. В этой связи  проблема развития эвристических  способностей учащихся посредством  системы эвристического обучения является одной из наиболее актуальных.

    Целью исследования является разработка рекомендаций по использованию  эвристического метода обучения для развития коммуникативных универсальных учебных  действий младших школьников.

    Объектом дипломной работы выступает развитие коммуникативных универсальных действий младших школьников.

 В качестве предмета рассматриваются особенности использования эвристического метода для развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.

В соответствии с поставленной целью в работе определяются следующие  задачи:

- изучить и проанализировать  психолого-педагогическую литературу, раскрывающую сущность и значение  эвристического метода  обучения  и коммуникативных универсальных  учебных действий;

- рассмотреть способы  и условия реализации эвристического  метода обучения;

- разработать ряд уроков  с использованием эвристических  методов обучения, направленных  на развитие коммуникативных  УУД;

- практическим путем проверить  эффективность предложенных уроков.

В соответствии с целью  и задачами исследования была выдвинута  гипотеза о том, что эвристический  метод будет способствовать развитию коммуникативных универсальных  учебных действий в том случае, если:

- на уроках будут предложены  ситуации, в которых учащимся  придётся задавать вопросы, участвовать  в диалоге, аргументировать свою  позицию, договариваться и приходить  к общему решению, строить понятные  для собеседника высказывания;

- в содержание уроков  будут включены проблемные ситуации, проблемные вопросы и задания,  способствующие развитию коммуникативных  универсальных учебных действий;

- будут соблюдены все  условия использования эвристических  методов;

- будут использованы различные  приёмы использования эвристических  методов;

- учитель будет сотрудничать  с учениками.

   В качестве методов исследования были использованы: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, эксперимент, наблюдение, изучение и анализ процесса и  продуктов деятельности детей, метод экспертной оценки, анкетирование, тестирование.

 Новизна исследования  заключается в том, что проведено  обобщение научного материала  по использованию эвристического  метода обучения как способа  развития коммуникативных универсальных  учебных действий, разработана система  уроков с использованием эвристического  метода обучения.

    Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты, в частности, теоретический и практический материал можно использовать: студентам при подготовке к семинарским занятиям по данной теме, в выступлениях на научно-практических конференциях и т.п.; учителям школ на уроках в начальных классах по разработанным темам; всем интересующимся данной проблемой.

   Сегодня проблема развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников всё шире исследуется в контексте разнообразной деятельности учащихся, что позволяет творчески работающим учителям успешно формировать и развивать в учащихся эти умения, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретическое  обоснование использования эвристического метода как способа развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.

  1. Понятие, функции, состав и характеристики универсальных  учебных   действий на ступени начального общего образования

Последовательная реализация деятельностного подхода направлена на повышение эффективности образования, более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области, существенное повышение их мотивации и интереса к учёбе.

Понятие «универсальные учебные действия»

В широком значении термин «универсальные учебные действия»  означает умение учиться, т. е. способность  субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию  путём сознательного и активного  присвоения нового социального опыта.

Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Функции универсальных  учебных действий:

  • обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Виды универсальных  учебных действий

В составе основных видов  универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям  общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.

Личностные универсальные  учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  • смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать.
  • нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные  универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
  • планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
  • оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные  универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

  • моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные  действия:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериацию, классификации объектов;
  • подведение под понятие, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
  • построение логической цепочки рассуждений, анализ; истинности утверждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Информация о работе Развитие коммуникативных умений у младших школьников