Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 06:51, реферат
В настоящее время наше общество продолжает испытывать острую потребность в социально активной, коммуникативно развитой личности, способной ясно и логично выражать свои мысли в соответствии с речевой ситуацией, аргументировать своё мнение, слушать и слышать собеседника, самостоятельно выдвигать конструктивные идеи как в профессиональной деятельности, так и в личной жизни.
Введение……………………………………………………………...……….стр.3
Глава1. Теоретическое обоснование использования эвристического метода как способа развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников…………………..…………………………………..стр.6
Понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
Характеристика коммуникативных универсальных учебных действий…………………………………………………………….стр.12
Сущность и функции эвристического метода обучения, особенности его применения на уроках в начальных классах………………стр.16
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию эвристического метода как способа развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников……………стр.22
Заключение…………………………………………………………………стр.25
Список литературы………………………………………………………..стр.27
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава1. Теоретическое обоснование
использования эвристического метода
как способа развития коммуникативных
универсальных учебных действий у младших
школьников…………………..……………………………
Глава 2. Опытно-экспериментальная
работа по использованию эвристического
метода как способа развития коммуникативных
универсальных учебных действий
у младших школьников……………стр.
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
В настоящее время наше общество продолжает испытывать острую потребность в социально активной, коммуникативно развитой личности, способной ясно и логично выражать свои мысли в соответствии с речевой ситуацией, аргументировать своё мнение, слушать и слышать собеседника, самостоятельно выдвигать конструктивные идеи как в профессиональной деятельности, так и в личной жизни. Большая роль в воспитании такого человека принадлежит современной школе. Данная проблема может быть решена путем использования в учебном процессе эвристического метода обучения, который обладает широкими возможностями развития коммуникативных универсальных учебных действий у современного младшего школьника.
Известно, что
в разное время вопросы
В соответствии
с требованиями, предъявляемыми
к современной школе, обучение
в ней должно ориентироваться
на развитие эвристической
Целью исследования является разработка рекомендаций по использованию эвристического метода обучения для развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Объектом дипломной работы выступает развитие коммуникативных универсальных действий младших школьников.
В качестве предмета рассматриваются особенности использования эвристического метода для развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
В соответствии с поставленной целью в работе определяются следующие задачи:
- изучить и проанализировать
психолого-педагогическую
- рассмотреть способы
и условия реализации
- разработать ряд уроков
с использованием
- практическим путем проверить
эффективность предложенных
В соответствии с целью и задачами исследования была выдвинута гипотеза о том, что эвристический метод будет способствовать развитию коммуникативных универсальных учебных действий в том случае, если:
- на уроках будут предложены
ситуации, в которых учащимся
придётся задавать вопросы,
- в содержание уроков
будут включены проблемные
- будут соблюдены все
условия использования
- будут использованы различные
приёмы использования
- учитель будет сотрудничать с учениками.
В качестве методов исследования были использованы: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, эксперимент, наблюдение, изучение и анализ процесса и продуктов деятельности детей, метод экспертной оценки, анкетирование, тестирование.
Новизна исследования
заключается в том, что
Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты, в частности, теоретический и практический материал можно использовать: студентам при подготовке к семинарским занятиям по данной теме, в выступлениях на научно-практических конференциях и т.п.; учителям школ на уроках в начальных классах по разработанным темам; всем интересующимся данной проблемой.
Сегодня проблема развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников всё шире исследуется в контексте разнообразной деятельности учащихся, что позволяет творчески работающим учителям успешно формировать и развивать в учащихся эти умения, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни.
Глава 1. Теоретическое
обоснование использования
Последовательная реализация деятельностного подхода направлена на повышение эффективности образования, более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области, существенное повышение их мотивации и интереса к учёбе.
Понятие «универсальные учебные действия»
В широком значении термин
«универсальные учебные действия»
означает умение учиться, т. е. способность
субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию
путём сознательного и
Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Функции универсальных учебных действий:
Виды универсальных учебных действий
В составе основных видов
универсальных учебных
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
Логические универсальные действия:
Информация о работе Развитие коммуникативных умений у младших школьников