Развитие коммуникативных умений у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 06:51, реферат

Описание

В настоящее время наше общество продолжает испытывать острую потребность в социально активной, коммуникативно развитой личности, способной ясно и логично выражать свои мысли в соответствии с речевой ситуацией, аргументировать своё мнение, слушать и слышать собеседника, самостоятельно выдвигать конструктивные идеи как в профессиональной деятельности, так и в личной жизни.

Содержание

Введение……………………………………………………………...……….стр.3
Глава1. Теоретическое обоснование использования эвристического метода как способа развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников…………………..…………………………………..стр.6
Понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
Характеристика коммуникативных универсальных учебных действий…………………………………………………………….стр.12
Сущность и функции эвристического метода обучения, особенности его применения на уроках в начальных классах………………стр.16

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию эвристического метода как способа развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников……………стр.22

Заключение…………………………………………………………………стр.25
Список литературы………………………………………………………..стр.27

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 49.16 Кб (Скачать документ)

Постановка и  решение проблемы:

  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем 
    творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают  социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям  относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Развитие системы универсальных  учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Содержание и способы  общения и коммуникации обусловливают  развитие способности ребёнка к  регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я»  как систему представлений о  себе, отношений к себе.

  1. Характеристика и значение коммуникативных УУД

В рамках обучения колоссальную роль приобретает коммуникативная  деятельность учителя при взаимодействии с учащимися. Коммуникация обеспечивает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некой общности: установление контактов, кооперацию (организацию и осуществление общей деятельности), а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнёра. Коммуникативные  действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнёра по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Видами коммуникативных  действий являются:

• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение  цели, функций участников, способов взаимодействия;

• постановка вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе  информации;

• разрешение конфликтов: выявление, идентификация проблемы, поиск и  оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его  реализация;

• управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

• умение с достаточно полнотой и  точностью выражать свои мысли в  соответствии с задачами и условиями  коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими  и синтаксическими нормами родного  языка.

Среди наиболее важных и широких  умений, которые должны осваивать  учащиеся, два непосредственно относятся  к сфере коммуникативных  действий:

  • общение и взаимодействие (коммуникация), т. е. умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
  • работа в группе (команде), т. е. умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Чтобы достичь этих целей, нужно  изменить роль учителя: из простого транслятора  знаний нам нужно стать действительным организатором совместной работы с  учениками, способствовать переходу к  реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.

Сотрудничество — это совокупность способностей, направленных не только на обмен информацией и действиями, но и на тонкую ориентировку в эмоционально-психологических потребностях партнёров по современной деятельности:

  • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели;
  • обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;
  • устанавливать с людьми тёплые отношения взаимопонимания;
  • устраивать эффективные групповые обсуждения;
  • обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
  • чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей;
  • адекватно реагировать на нужды других.
  • Также в содержание понятия « коммуникативной  компетентности» входят и речевые действия:
  • владение языковым материалом для его использования в речевых высказываниях;
  • способность использовать языковые единицы в соответствии с ситуациями общения;
  • способность понимать и достигать связности в восприятии и порождении отдельных высказываний в рамках коммуникативно-значимых  речевых образований
  • способность понимать текст, предъявляемый зрительно и со слуха (чтение, аудирование), и порождать речевое высказывание (говорение, письмо);
  • способность ориентироваться в различных источниках информации (словарях, справочниках) и использовать их в учебной деятельности;
  • степень знакомства с социокультурным контекстом функционирования языка;
  • способность и готовность к общению (интерактивный аспект обучения).

Можно без преувеличения  сказать, что основные виды коммуникативных , в т. ч. речевых действий, в силу своего действительно универсального, т. е. максимально обобщённого, характера естественным образом распространяются на все учебные предметы и, особенно, на внеурочную деятельность. Поскольку нет предметов, где дискуссии были бы неуместны, а работа учеников в малых группах не требовала бы координации разных точек зрения в ходе достижения общего результата.

Коммуникативные  УУД  формируются, когда:

- ученик учится отвечать на  вопросы; 

- ученик учится задавать вопросы; 

- ученик учится вести диалог;

-ученик учится пересказывать  сюжет; 

- учащихся учат слушать; перед  этим учитель обычно говорит:  «Слушаем внимательно».

   Младший школьный возраст  является благоприятным для формирования коммуникативного  компонента УУД . На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.

3.   Сущность  и функции эвристического метода  обучения, особенности его применения  на уроках в начальных классах.

      Эвристика  (от  греч.  heurisko  -  нахожу)  -  методология   научного

исследования,  а  также  методика  обучения,  основанная  на  открытии   или

догадке. 1) в Древней Греции - система обучения  путем  наводящих  вопросов; 2) совокупность логических  приемов и методических  правил  теоретического исследования и отыскания истины; метод обучения и отыскания истины;  метод обучения,  способствующий   развитию   находчивости,   активности.   Большой Энциклопедический Словарь, в одной из трех  трактовок эвристики,  определил ее так: «Восходящий к Сократу метод обучения (т.н. сократические беседы)».

Эвристическое обучение —  обучение, ставящее целью конструирование  учеником собственного смысла, целей  и содержания образования, а также  процесса его организации, диагностики  и осознания.

Эвристическое обучение для  ученика — непрерывное открытие.

Под эвристическим обучением  понимают:

• форму обучения, например, эвристическую беседу;

• метод обучения, например, метод мозгового штурма;

• технологию творческого  развития учащихся.

Эвристика в переводе с  греческого означает «отыскиваю», «нахожу», «открываю».

      Беседу  относят к наиболее  старым  методам  дидактической  работы.  Ее

мастерски использовал еще  Сократ.

      Метод   Сократа  развивался  и  совершенствовался   в   трудах   великих

мыслителей и педагогов.  Различные  аспекты  эвристического  обучения  нашли свое отражение  в трудах Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Дж. Дьюи и др.

      Ян Амос Коменский писал, что правильно обучать – это не значит вбивать в головы какую-то полезную информацию,  а   значит  «раскрывать способности понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого  источника, потекли ручейки», ручейки живой мысли.

      Считается,  что сложность учительского труда  в том, чтобы найти путь  к

каждому ученику, создать  условия для  развития  способностей  заложенных   в каждом. Это наиболее  возможно  тогда,  когда  при  обучении используется эвристический  метод.

      Идеи об  эвристическом методе обучения  в современной дидактике разрабатывались  в трудах А.В. Хуторского, М.М.  Левиной  и  многих других.   

      Развитие  эвристических подходов к обучению  в  нашей  стране  не  было

связано с  инновационными  дидактическими  системами;  эвристический  аспект обучения более всего оказался присущ проблемному  и  развивающему  обучению. На самом деле эвристическое  обучение имеет свою специфику, которое  отличает

его как от  проблемного,  так  и  от  развивающего  обучения.  Эвристическое обучение также тесно  связано с личностно-ориентированным  обучением.

Основные функции:

  • самостоятельное усвоение знаний и способов действий;
  • развитие творческого мышления (перенос знаний и умений в новую ситуацию;
  • видение новой проблемы в традиционной ситуации;
  • видение новых признаков изучаемого объекта;
  • преобразование известных способов деятельности и самостоятельное создание новых;
  • развитие качеств ума, мыслительных навыков, формирование познавательных умений;
  • обучение учащихся приемам активного познавательного общения;
  • развитие мотивации учения, мотивации достижения.

 

Эвристическое метод обучения обеспечивает положительные результаты изучения главных объектов изучения. Доказано, что после таких занятий, увеличивается возможность переноса старых знаний в новую ситуацию.

Самостоятельное открытие ребенком каких-либо истин повышает его вовлеченность  в учебный процесс, способствует успешному усвоению знаний, стимулирует  интеллектуальные усилия, уверенность  в себе.

Эвристические методы обеспечивают выявление, обработку и упорядочение системы закономерностей, механизмов и методологических средств конструирования  нового задания и целеустремленных способов деятельности на основе обобщения  прежнего опыта и опережающего отражения  моделей будущего с целью решения  поставленной задачи наиболее эффективно.

Информация о работе Развитие коммуникативных умений у младших школьников