Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 06:51, реферат
В настоящее время наше общество продолжает испытывать острую потребность в социально активной, коммуникативно развитой личности, способной ясно и логично выражать свои мысли в соответствии с речевой ситуацией, аргументировать своё мнение, слушать и слышать собеседника, самостоятельно выдвигать конструктивные идеи как в профессиональной деятельности, так и в личной жизни.
Введение……………………………………………………………...……….стр.3
Глава1. Теоретическое обоснование использования эвристического метода как способа развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников…………………..…………………………………..стр.6
Понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
Характеристика коммуникативных универсальных учебных действий…………………………………………………………….стр.12
Сущность и функции эвристического метода обучения, особенности его применения на уроках в начальных классах………………стр.16
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию эвристического метода как способа развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников……………стр.22
Заключение…………………………………………………………………стр.25
Список литературы………………………………………………………..стр.27
Система эвристических методов решения задач, как и знаний, вообще, является системой открытого типа, т.е. с развитием науки и техники будут появляться все новые и новые эвристические методы.
Процесс решения задач с помощью метода эвристических приемов состоит из 5 последовательных этапов:
1. Постановка задачи
2. Выбор подходящих приемов на основе анализа недостатков и дефектов прототипа и по достигаемому эффекту аналог предполагаемого изобретения и противоречий его развития.
3. Преобразование прототипа
с помощью выбранных приемов
и формирование нескольких
4. Анализ новых технических
решений относительно
5. Работу этапов 2 – 4 выполняют, выбирая другие прототипы.
Эвристическую деятельность детей повышает создание благоприятной атмосферы, доброжелательность оценок со стороны учителя. Поощрение оригинальных высказываний ребенка является хорошим средством для развития познавательной активности на уроке. Немаловажную роль здесь играют открытые вопросы, побуждающие учащихся к размышлениям и к поиску разнообразных ответов на одни и те же вопросы. Еще лучше, если самим детям позволить ставить подобные вопросы и отвечать на них.
Развитие эвристических
Активизировать мыслительные процессы ребенка можно путем постановки перед ним следующих заданий:
Таким образом, с помощью систематической работы учителя по анализу ученических мнений, учащиеся приобретают навык обсуждения, рецензирования. Они учатся задавать вопросы об изучаемом объекте, практически всегда могут выдвинуть собственную версию ответа.
Эвристическое обучение способствует развитию не только ученика, но и траектории его образования, включая развитие целей, технологий, содержания образования. Поскольку ученик в эвристическом обучении ставит собственные цели, открывает знания, производит методологическую и учебную продукцию, то содержание для него оказывается вариативным и развивается (изменяется) в ходе деятельности самого ученика.
Он оказывается субъектом
и конструктором своего образования;
полноправным источником и организатором
своих знаний, не менее важным, чем
учитель или учебник. Ученик составляет
план своих занятий, определяет личную
позицию в отношении ключевых
проблем из различных областей деятельности,
разрабатывает собственную
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию эвристического метода как способа развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
Практически на любом этапе урока могут быть использованы коммуникативные игры.
Так, на этапе проверки домашнего задания, главная цель которого - узнать, что усвоил ученик, как он усвоил можно использовать игру "Учитель -ученик" в рамках коммуникации как взаимодействия: ученик учится видеть разницу двух заявленных точек зрения. двух позиций и мотивированно присоединяется к одной из них.
Развивать у школьника интерес к чтению, стимулировать свободное говорение учеников, стремление к творческому осмыслению прочитанной литературы, воспитывать уверенность в себе, способность привлечь к себе внимание своими умениями поможет такая игра как «Книжная ярмарка». Лучше всего эту игру использовать в самом начале изучения учебной темы. Школьникам предлагается выбрать ту или иную книгу и прочитать её. Для прочтения отводится одна-две недели. После прочтения выбранных книг на одном из уроков проводится, так называемая, книжная ярмарка, в ходе которой Обучающиеся представляют прочитанные книги. Представление книги длится 5 минут. Этого времени достаточно, чтобы сконцентрироваться на самом главном в представлении. Ребята могут не только рассказать о прочитанной книге, но и познакомить сверстников с её автором. Ребята рассказывают о прочитанной книге в парах друг другу или в группах, а затем по рекомендации групп знакомят весь класс с любимой или понравившейся книгой.
На уроках русского языка используются
задачи, нацеленные на развитие коммуникативных
универсальных учебных
– «Поработай над своей устной и письменной научной речью. Подготовь связный рассказ на тему: «Что я знаю об имени существительном». Построить свой рассказ тебе поможет план. Не забудь, что каждую свою мысль нужно подтвердить примером».
– «Закончи и запиши предложения с прямой речью. Пусть это будут предложения – просьбы, с которыми обращаются друг к другу сказочные герои. Тебе придется употребить слово «пожалуйста». Запомни: это слово выделяется запятыми.
Для развития коммуникативной компетенции огромное значение имеет учебно-методический комплект. В системе «Школа 2100» работа по развитию речи четко выстроена во всех учебниках и включает развитие широкого спектра навыков, предусматривает количественное и качественное обогащение словарного запаса детей, развитие связной устной и письменной речи.
Так, например, в курсе математики можно выделить два взаимосвязанных направления развития коммуникативных универсальных учебных действий: развитие устной научной речи и развитие комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное взаимодействие.
К первому направлению можно отнести все задания, с проговариванием вслух при изучении новой темы, задания повышенной трудности.
Ко второму направлению формирования коммуникативных универсальных учебных действий относится система заданий, нацеленных на организацию общения учеников в паре или группе.
Таким образом, учебно-методический комплект играет важную роль в развитии коммуникативных УУД у младших школьников путём использования эвристического метода.
Заключение
Таким образом, одним из основных методов, который позволяет развивать коммуникативные УУД у младших школьников является эвристический метод.
Известно, что в процессе обучения школьники часто сталкиваются с различными трудностями. Однако в обучении, построенном эвристически, эти трудности часто становятся своеобразным стимулом для сотрудничества, взаимодействия в коммуникативной среде. Так, например, если у школьников обнаруживается недостаточный
запас знаний для решения какой-либо задачи, то
они сами стремятся восполнить этот пробел, "открывая" то или
иное знание, взаимодействуя и контактируя друг с другом, с учителем. В этом случае роль учителя сводится к тому, чтобы организовать и направить работу учеников в паре, в группе, наладить и подвести к коммуникативному взаимодействию, чтобы трудности, которые ученики преодолевают, были им по силам.
Нередко эвристический метод выступает в практике обучения в форме так называемой эвристической беседы. Опыт многих учителей, широко применяющих эвристический метод, показал, что он влияет на оазвитие у учащихся коммуникативных УУД.
Наиболее значимыми моментами в учебной деятельности на уроке
становятся "открытия" , произведённые во взаимодействии, в результате общения с партнёрами (одноклассниками). Явно возрастает интерес учащихся к тем видам работ, в которых находят применение эвристические методы и приемы.
Ценность эвристического метода заключается в том, что учащиеся добывают новые знания не только самостоятельно, но и во взаимодействии друг с другом, учаться высказывать своё мнение и отстаивать его, выслушивать чужую точку зрения, комментировать, способствует
формированию своей точки зрения, своей позиции, своего миропонимания.
Список литературы
Информация о работе Развитие коммуникативных умений у младших школьников