Развитие на уроках ИЗО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 14:00, реферат

Описание

Цель исследования – раскрыть особенности формирования творческой свободы младших школьников на уроках ИЗО, исследовать условия, влияющие на развитие творческой свободы, предложить систему средств, направленных на развитие творческой свободы учащихся.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……4
1. Характеристика творческих способностей младших школьников….…...…6
2. Методика развития творческих способностей младших школьников на
уроках ИЗО.
2.1. Организация развития творческих способностей на уроках ИЗО…….11
2.2. Формы и методы развития творческих способностей на уроках ИЗО в
начальной школе…………………………………………….…………..16
2.3. Нестандартные формы уроков развития творческих способностей
детей в начальной школе………………………………………….…….21
3. Роль педагога в развитии творческих способностей детей……….………..26
Заключение………………………………………………….……………………29
Список использованной литературы…………………….……………………..31
Приложения.

Работа состоит из  1 файл

развитие на уроках ИЗО.doc

— 274.00 Кб (Скачать документ)

Содержание.

Введение……………………………………………………………………..……4

1. Характеристика творческих способностей младших школьников….…...…6

2. Методика  развития творческих способностей  младших школьников на 

    уроках ИЗО.

    2.1. Организация развития творческих  способностей на уроках ИЗО…….11

    2.2. Формы и методы развития  творческих способностей на уроках  ИЗО в  

          начальной школе…………………………………………….…………..16

    2.3. Нестандартные формы уроков  развития творческих способностей 

          детей в начальной школе………………………………………….…….21

3. Роль  педагога в развитии творческих  способностей детей……….………..26

Заключение………………………………………………….……………………29

Список  использованной литературы…………………….……………………..31

Приложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

   Сегодня, когда осуществляется переход к гуманно-личностной педагогике, неотъемлемым свойством которой является развитие творческого потенциала учащегося, эффективность работы школы определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческой свободы каждого ученика, формирует творческую личность и готовит ее к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности.

     Творческое развитие, саморазвитие может и должно стать одной из главных стратегий и принципов современной педагогики. Развитию творческой свободы, повышению уровня овладения творческой деятельностью, творческому саморазвитию, как и другим видам деятельности, можно и нужно учить школьников. Как это сделать? Этот вопрос занимает многих ученых.

     К исследованию творчества - его места в человеческой жизни и истории, его природы и источников, условий и возможностей, форм и механизмов - обращаются философы, социологи, психологи, педагоги, историки, кибернетики, экономисты, писатели, литературоведы.

     Различные аспекты творческой деятельности школьников рассмотрены в психолого-педагогической науке и практике достаточно обстоятельно.

     Однако до сих пор не раскрыты возможности содержания учебного материала, влияющие на развитие творческой деятельности, не выявлены критерии, принципы отбора и условия применения такого материала.

     Несмотря на то, что исследователи отмечают важность творческой деятельности младших школьников в достижении результатов обучения, видят в ней механизм развития личности, в научной литературе недостаточно и полно описаны конкретные способы организации этой деятельности, приемы развития творческих способностей младшего школьника.

     Сегодня, когда в начальном обучении значительное место отводится творчеству учащихся, необходимо конкретизировать способы организации творческой деятельности учащихся начальных классов, определить педагогические условия развития творческой деятельности младших школьников на уроке.

     Наиболее подходящими предметами, на уроках которых эффективнее развивается творческое мышление учащихся, раскрывается их потенциал, это те предметы, которые большей частью ориентированны, на творчество. Одним из таких предметов является ИЗО.

Цель  исследования – раскрыть особенности  формирования творческой свободы младших  школьников на уроках ИЗО, исследовать условия, влияющие на развитие творческой свободы, предложить систему средств, направленных на развитие творческой свободы учащихся.

Задачи  исследования:

1. дать характеристику творческих способностей младших школьников;

2. изучить методику развития творческих способностей на уроках ИЗО;

3. определить роль педагога в развитии творческих способностей детей;

4. сделать соответствующие выводы.

     Гипотеза исследования: одним из факторов, влияющих на развитие творческой свободы младших школьников на уроках ИЗО, является программа преподавания ИЗО, как одного из предметов направленных на развитие творческого потенциала учащихся.

Объект  исследования – творческая свобода  младших школьников.

Предмет — педагогические условия, обеспечивающие развитие творческой свободы младших школьников на уроке ИЗО.

     Данная работа может представлять  интерес для педагогов, для  людей, интересующихся теоретической  стороной данной проблемы, а так  же для родителей.

     Может быть использована в  педагогической или методической литературе как часть исследования, посвященного изучению развития творческих способностей младших школьников на уроках ИЗО.

     В исследовании были использованы  методы: описательный, аналитический,  сравнительно-аналитический и метод  анкетирования.

1. Характеристика творческих способностей младших школьников.

   Каждый  ребенок уникален и талантлив - это  целый мир нереализованных возможностей. Задача учителя заключается в  том, чтобы раскрыть эти таланты, создать условия для творческой реализации ребенка. В детстве рисуют все. Известно почему - человек пытается осознать видимое и отобразить это. Но не у всех получается, ведь нужно знать, как рисовать, с чего начать и что использовать. Рисование развивает пространственное мышление, воображение, эстетический вкус, воспитывает трудолюбие.

   Общие возрастные особенности у каждого  ребенка проявляются по-разному, в зависимости от его индивидуальности. Один ребенок может быть более  эмоциональным, другой - менее. Память, мышление, внимание могут быть самыми различными у разных детей [6, 117].

     Наиважнейшим источником детской фантазии являются эмоции. Творчество детей всегда насыщенно яркими положительными эмоциями. Благодаря этому обстоятельство творчество обладает большой притягательной силой для дошкольников. Яркие эмоции становятся основой формирования острой потребности детей не только в конечном продукте творчества, но, главное, в осуществлении самого этого процесса в известной мере независимо от решения частных задач. Творческая работа – это возможность выразить языком различных материалов свой восторг перед окружающим миром или показать его неприятие.

     Творческая работа на уроке изобразительного искусства – это своего рода связующее звено между ребенком и взрослым. Деятельность творческого воображения почти никогда не возникает без помощи и участия учителя. Однако роль учителя не в том чтобы поучать, а в том, чтобы совместно с детьми построить занятие так, чтобы дети могли создать и реализовать замыслы своих творческих работ.

     Известно, что ребенок любит играть и не любит учиться, игровая форма организации занятия активизирует детей. Рисование – самый доступный способ совместить приятное с полезным: ребенок воспринимает рисование как игру, при чем более увлекательную, чем серьезнее к ней относится учитель. Поэтому создание игровых ситуаций на уроке, распределение ролей игры постоянное условие в процессе обучения [8, 61].

   Для того чтобы правильно руководить детским творчеством, нужно знать  особенности изобразительной деятельности детей. Эти знания помогут найти ключ к сердцу ребенка, установить с ним контакт, развить его художественные способности и эстетические чувства, помогут понять, как познает ученик действительность, как развиваются его зрительное восприятие, воображение, пространственные представления, память и др.

   Нужно сделать все возможное, чтобы  сохранить у ребенка тягу к  изобразительной деятельности, и  если ее нет, то пробудить, а затем  и развить познавательные интересы. Повышенная склонность учащихся к       изобразительной деятельности является показателем пробуждающихся у них способностей к художественному творчеству и развитие к нему интереса. А развить интерес к творчеству у каждой отдельной личности можно только с учетом индивидуальных способностей.

   Занятия по изобразительной деятельности предоставляют широкие возможности для изучения особенностей детей и осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку, что содействует развитию у них не только художественно-творческих способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли. Формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка и обучению и полноценного развития личности. В творческом развитии проявляется общее и особенное.

   Особенное в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженными особенностями, индивидуальностью. Индивидуальный подход заключается в управлении развитием человека. Это не значит, что мы приспосабливаемся к отдельному учащемуся, наоборот мы приспосабливаем формы педагогического воздействия к индивидуальным особенностям, с тем, чтобы обеспечить необходимый уровень развития личности.

   Степень оригинальности художественного образа определяется зоркостью видения  и остротой восприятия жизни, эстетическим вкусом и воображение художника. Именно эти качества должен взращивать в своем ученике педагог на уроках искусства независимо от того, задает ли он ему определенную тему творческого задания или же предлагает выбрать ее самому.

   Основной  задачей уроков изобразительного искусства  и является развитие художественно-творческих способностей детей путем целенаправленного и организованного обучения.

   Проявление  творчества характерны для ребенка  с самого раннего возраста, ибо  творчество - норма детского развития. Реализация творческих способностей ребенка делает более богатой и содержательной его жизнь, обогащает его сверстников, коллектив.

   Становление творческой индивидуальности в школьном возрасте является важным условием дальнейшего  полноценного развития личности. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию, самовоспитанию.

   Творческая  индивидуальность может проявляться на разных уровнях. От переноса старых знаний, умений, опыта в новую ситуацию до способности найти новый вариант решения проблемы. Создать новый продукт.

   Существенное  влияние на ребенка оказывает  и возраст. Чрезвычайно важное значение для развития личности школьника имеют богатство его жизненных впечатлений и социальный опыт.

   Развитие  творческих способностей в школе  осуществляется на уроках ИЗО. Развивая навыки художественно-творческой деятельности учащихся на уроках ИЗО, школа дает представления о профессиональном искусстве живописи, скульптуры, графики [6, 119].

     Творческие способности - создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом – индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

     Если деятельность ребенка носит творческий характер, то она постоянно заставляет думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом, как средство проверки и развития способностей. Творческая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к знанию, к приложению усилий. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности в достигнутых успехах.

     Подходы к решению проблемы выявления и развития творческих способностей и в отечественной, и в зарубежной педагогической психологии весьма разнообразны. За рубежом для характеристики творческих способностей личности чаще всего используют понятие “креативности”. Креативность - способность порождать множество оригинальных идей. Более того, это понятие соотносится с творческим мышлением, так как критерии творческого мышления и креативности личности весьма сходны.

    В отечественной педагогике творчество и творческие способности рассматриваются более широко и гибко. Только творческое мышление не отражает всех аспектов творческой направленности личности. В творчестве не менее важно и восприятие, и воображение, тем более - фантазия.

     Одним из первых суть творческого мышления попытался раскрыть Гилфорд, выделив как его важнейшие составляющие оригинальность, новизну и гибкость высказываемых идей. Другие попытки определить творческое мышление были, скорее всего, различными вариантами теории Гилфорда и по содержанию очень близкие к ней.

Информация о работе Развитие на уроках ИЗО