Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 14:00, реферат
Цель исследования – раскрыть особенности формирования творческой свободы младших школьников на уроках ИЗО, исследовать условия, влияющие на развитие творческой свободы, предложить систему средств, направленных на развитие творческой свободы учащихся.
Введение……………………………………………………………………..……4
1. Характеристика творческих способностей младших школьников….…...…6
2. Методика развития творческих способностей младших школьников на
уроках ИЗО.
2.1. Организация развития творческих способностей на уроках ИЗО…….11
2.2. Формы и методы развития творческих способностей на уроках ИЗО в
начальной школе…………………………………………….…………..16
2.3. Нестандартные формы уроков развития творческих способностей
детей в начальной школе………………………………………….…….21
3. Роль педагога в развитии творческих способностей детей……….………..26
Заключение………………………………………………….……………………29
Список использованной литературы…………………….……………………..31
Приложения.
Как показали данные теста любят рисовать 52% третьеклассников и 37% детей из четвертого класса, при этом самостоятельно занимаются изобразительной деятельностью, с проявлением фантазии 65% третьеклассников, и 73% детей из четвертого класса.
Из
вышесказанного можно сделать вывод,
что 70% опрошенных занимают свое свободное
время рисованием, 71% учащихся проще
рисовать, если учитель сам показывает
способ рисования на доске.
Большая половина третьеклассников выбирают такую помощь учителя, как исправление рисунка в альбоме, 4 класс же (63%) выбирают устную подсказку учителя. Это объясняется более высоким уровнем сформированности мыслительной деятельности у учащихся четвертого класса.
Ребята
обоих возрастов (63%), для качественного
изображения рисунка выбирают необходимость
соблюдать этапы работы, о которых
говорил учитель.
Эти данные подтверждают, что для развития изобразительного творчества учащихся необходимо наставничество педагога, который должен учитывать возрастные особенности своих учеников.
Изобразительное искусство нельзя преподавать скучно и равнодушно. Обучение должно пробуждать у школьников пытливость, творческую активность, заинтересованность.
Ценно, когда в пояснительном рисунке учителя есть своего рода изобразительная изюминка. Такой рисунок не оставит ребят равнодушными, привлечет их внимание, а значит, хорошо выполнит свои функции.
В
деле обучения школьников рисунки учителей
играют большую роль и являются творческим
видом работы. Она так же нужна,
как и творчество художников других
специальностей.
Далее нами были проведены следующие виды уроков.
1 урок, 3 класс. Отношение художника к миру вещей. Натюрморт.
Ход урока
1. Организация урока
Приветствие! Проверить готовность к уроку.
2. Объяснение нового материала
Вводная беседа
Сегодня
мы с вами поговорим о натюрморте
и рассмотрим творчество художника
Шишкина.
Ребята, а вы знаете, что такое натюрморт? | Это жанр изобразительного искусства. |
В
переводе с французского слово натюрморт
означает мертвая натура.
Что можно изображать в натюрморте? | В произведениях этого жанра изображаются окружающие человека вещи, предметы быта, снедь, цветы, плоды и прочее. |
Возник жанр натюрморта в 17 веке в Голландии и Испании. До этого он развивался как часть или элемент картины. А потом в 17 веке натюрморт признали жанров сложным. Простой натюрморт содержит от одного до трёх предметов, а сложный содержит от четырех предметов и более.
Натюрморты бывают школьными, спортивными, из овощей, фруктов и т.д.
- Ребята, обратите внимание на натюрморт, который стоит перед вами, и скажите какой это натюрморт простой или сложный?
- Правильно,
натюрморт простой, т.к. состоит из трех
предметов.
Через изображение вещей, окружающих человека, художник может отразить характерные черты их владельца, внешние предметы жизни определенной исторической эпохи.
Ребята, сегодня наша задача с вами нарисовать наш натюрморт в карандаше.
Учитель показывает на доске как построить натюрморт.
1
этап. Прежде чем изобразить
Ребята, с чего мы начинаем построение натюрморта? | А) расположение
листа
Б) определить плоскость В) найти общую форму и расположение предметов |
2
этап. Ребята, рисование с натуры,
это все то, что есть перед
нами, т.е. если вы сидите на
первом, втором или третье ряду,
значит и расположение
Широкая часть кружки горлышко входит в широкую часть кувшина 2 раза.
3 этап. Делим на составные части кувшин. Перечисляем, из каких геометрический тел он состоит.
Кружка - усеченный конус.
Кувшин - 2 усеченных конуса и шар.
Яблоко - имеет форму шара.
4 этап. Уточняем форму предметов.
Выстраиваем овалы.
Если мы будем смотреть на кувшин сверху - овалы будут более раскрыты.
Если мы смотрим на кувшин снизу - овалов мы почти не видим.
Если мы сморим на кувшин на уровне глаз, овал будет менее раскрыт.
3. Самостоятельная работа
Во время выполнения этапов работы учениками, учитель проводит индивидуальную работу.
4. Итог урока
Проводим
анализ работ, тех учащихся, которые построили
линейный рисунок.
В четвертом классе мы так же провели урок по рисованию натюрморта, но уже рисование было в цвете.
1. Для начала вспоминаем.
1. Что
такое натюрморт?
2. Какие виды натюрморта вы знаете? |
Это неживая
натура, вещи окружающие человека, предметы
быта, цветы, снедь, овощи, фрукты и т.д.
Простой и сложный, спортивны, школьный и т.д. |
Молодцы ребята
2. Объяснение вводного материала
а) Вводная беседа
Сегодня мы будем писать натюрморт в цвете.
Нам
необходимо передать характерную форму
и цвет. Посмотрите на репродукцию
художника, как они передают красоту
цветов, сочность плодов, объем предметов.
Например, в натюрморте Ильи Машкова
"Фрукты на блюде", "Ананасы
и бананы" фрукты изображены так живописно
и выразительно, что охотно дотянутся,
попробовать их на вкус. На картине они
изображении как живые, как только что
сорванные с дерева. Вот как живо можно
использовать цвет в своих произведениях,
можно брать открытый или приглушенный
тон.
Ребята, а вы знаете, что такое цвет? | Цвет это один из признаков видимых нами предметов, осознанное зрительное ощущение. |
Наука о цвете возникла очень давно. Ещё в 4 веке до нашей эры в Древней Греции ученый Аристотель пытался объяснить происхождение цвета и разные цветовые явления. В живопись цвет играет главную роль. Цвет может лепить форму предметов, изображать красоту окружающего мира, выражать чувства, настроение, определённое эмоциональное состояние.
Цвет может не только радовать, но и вызывать тревогу, чувство тоски или грусти.
Одни
цвета успокаивают нервную
Велика роль обрядов и празнедств. Так, например, красный - цвет означает торжественность, величие. Черный - смерть, горе, печаль. Белый - чистоту, невинность. Зеленый - надежду.
Интересно, что у разных народов одному и тому же цвету придавали разное значение. Например, в Китае и некоторых странах Азии и Африки - белый цвет является цветом траура. Так же важным цветом в передаче пространства в натюрморте является фон.
Фоном может быть стена, навесная полка, пространство интерьера, наружная стена избы, старый деревянный забор или глубокое пейзажное пространство.
Передача материальной сущности и красоты предметов их характерные качества - вот это главное живописное достоинство натюрморта. Поэтому особую выразительность натюрморту придает разнообразие предметов по материалу, цвету, тону и фактуре.
Ребята,
прежде чем начинать рисовать красками,
давайте разберем характер цветовых
оттенков.
Что в
нашем натюрморте самое светлое
и темное?
Ребята, как вы понимаете тёплый цвет? Ребята, как вы понимаете холодный цвет? |
Самое светлое
яблоко, затем кувшин и самый темный
предмет это кружка.
Красный, оранжевый, желтый. Синий, голубой, фиолетовый. |
4. Самостоятельная работа учащихся.
Учитель работает вместе с детьми. Ребята, обратите внимание, какой у нас натюрморт: теплые предметы расположены на холодном фоне.
Начиная работу в цвете нельзя забывать о том, что на предметах есть блик, цвет, светотень, тень, их необходимо показывать.
Итак, ребята, с чего мы начинаем работу?
1 этап: Работу можно начать с изображения плоскости. Для этого берем голубой цвет и разбавляем его водой, чтоб он получился светлым, так как вертикальная плоскость светлее, чем горизонтальная. Мазки наносим, учитывая плоскость.
Для горизонтальной плоскости берем краску на тон темнее, мазки наносим по горизонтали.
На эту работу отводится 3 минуты.
Пока учащиеся пишут красками, учитель контролирует, все ли подобрали цвет.
2
этап. Предметы мы начинаем писать
с самого тёмного заканчивая
самым светлым.
Какой предмет самый темный? | Правильно кружка. |
Смешиваем коричневый и синий цвет, отмечаем блик, плавный переход от светлого к темному.
3 этап. Далее идет кувшин.
Смешиваем краски - желтый и коричневый цвет в тени добавляем темно голубого цвета. Переход от светлого к темного делаем плавно.
4 этап. Самый светлый предмет нашего натюрморта - это яблоко. Берем желтый цвет, можно добавить немного красного, и добавить немного голубоватого цвета в тени.
Потому что, драпировка у нас холодная она отражается в предметах - это называется рефлекс.
И еще ребята не забывайте показать падающие тени от предметов, они будут темнее самого предмета.
5. Итог урока
За
4-5 минут до конца урока, учитель
проводит анализ работ, тех учащихся,
которые практически справились
с работой.
Какие
цвета теплые?
Какие холодные вы знаете? Ребята, как вы поняли, что такое цвет и как его можно применять в живописи? |
Красный, оранжевый,
желтый.
Синий, голубой, фиолетовый. Цвет это осознанное зрительное ощущение видимых нами предметов. Цвет может лепить форму предметов, выражать чувства, настроение. |
После проведения данных уроков детям обоих классов было предложено самим нарисовать натюрморт на свободную тему и организовать выставку рисунков. 3 класс должен был рисовать карандашом, а четвертый в цвете.