Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 14:00, реферат
Цель исследования – раскрыть особенности формирования творческой свободы младших школьников на уроках ИЗО, исследовать условия, влияющие на развитие творческой свободы, предложить систему средств, направленных на развитие творческой свободы учащихся.
Введение……………………………………………………………………..……4
1. Характеристика творческих способностей младших школьников….…...…6
2. Методика развития творческих способностей младших школьников на
уроках ИЗО.
2.1. Организация развития творческих способностей на уроках ИЗО…….11
2.2. Формы и методы развития творческих способностей на уроках ИЗО в
начальной школе…………………………………………….…………..16
2.3. Нестандартные формы уроков развития творческих способностей
детей в начальной школе………………………………………….…….21
3. Роль педагога в развитии творческих способностей детей……….………..26
Заключение………………………………………………….……………………29
Список использованной литературы…………………….……………………..31
Приложения.
В оценке творческих способностей в отечественной педагогической психологии относительно устойчивы у разных авторов критерии быстроты, легкости, гибкости и оригинальности выполнения предлагаемых заданий:
быстрота и легкость проявляются путем подсчета количества ответов, идеи или решения задачи за отведенный промежуток времени,
гибкость - количество переключений с одного класса объектов на другие,
оригинальность оценивания по частоте данного ответа в однородной группе (школьники одного класса).
Ребенок, осваивая окружающий мир, культуру общества, в том числе и цветовую культуру, должен овладеть определенными эталонами цвета. Научиться видеть мир во всем многообразии цвета и систематизировать то, что видит, и то, с чем он действует.
Помогают развитию чувства цвета занятия живописью. Непосредственное соприкосновение с краской, сравнение цвета краски с окружающими предметами и природой, получение различных оттенков - все это процессы, в которых много приятных ощущений [12, 276].
Таким
образом, занятия по изобразительной
деятельности предоставляют широкие возможности
для изучения особенностей детей и осуществления
индивидуального подхода к каждому ребенку,
что содействует развитию у них не только
художественно-творческих способностей,
но и внимания, наблюдательности, настойчивости
и воли.
2. Методика развития творческих способностей младших школьников на
уроках ИЗО.
2.1. Организация развития
Творчество – постоянный спутник детства. Рисование является едва ли не самым интересным видом творческой деятельности детей младшего школьного возраста. «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» - утверждал В. А. Сухомлинский.
Рисуя, ребенок развивает себя как физически, так и умственно, т.к. функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга. Хорошо рисующие дети логичнее рассуждают, больше замечают, внимательнее слушают. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления. Проявление и развитие творческих способностей учит ребенка не просто смотреть, а видеть, помогает ему стать неординарной, развитой личностью. Занятия изобразительным искусством тренируют кисть и пальцы ребенка, что создает благоприятные условия для становления навыка письма. Создание образов и фантазий способствует развитию логического и пространственно мышления, развитию ассоциативного мышления, необходимых при освоении математики [8, 164].
Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:
-
овладение знаниями
-
развитие у детей
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные материалы: карандаш, акварель, гуашь, уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть.
В I классе детей учат определять и называть цвета, в которые окрашены изображаемые объекты, а во II классе знакомят с понятиями холодных и теплых цветов, а также цветового тона. В III-IV классах учителя продолжают развивать у учащихся умение видеть гармоничные цветовые сочетания. Занятия по живописи помогают учащимся почувствовать всю цветовую прелесть окружающего мира, обогащают их духовно, развивают художественный вкус.
В разделе «Живопись» содержание обучения направлено на развитие у детей восприятия цветовой гармонии и основано на рисовании с натуры, по памяти и по представлению акварельными или гуашевыми красками.
Давая учащимся, возможность почувствовать всю цветовую прелесть окружающего мира через свое личное восприятие, занятия по живописи помогают им становиться духовно богаче, щедрее душой, развивают художественный вкус.
По разделу «Живопись» детей продолжают знакомить с понятиями холодных и теплых, хроматических и ахроматических цветов, совершенствуют их умение видеть цветовые отношения, колорит, чувствовать красоту цвета.
В содержание разделов «Рисунок» и «Живопись» входит рисование с натуры, а также выполнение набросков по памяти и представлению отдельных предметов быта простой формы, выполнение набросков.
Занятия на уроках изобразительного искусства раскрывают перед детьми эстетическое содержание изображаемых объектов: гармоничности цветовой окраски, соразмерности и пропорциональности строения форм.
Школьники должны усвоить, что рисунок и живопись - это стержневые основы художественного отображения действительности.
Программа по развитию творческой личности на уроках ИЗО предусматривает работу различными изобразительными материалами, что способствуют творческому развитию и эстетическому воспитанию школьников. Задания меняются постепенно от изображения простых предметов к более сложным постановкам.
Творческое отношение учителя к работе имеет принципиальное значение для формирования у обучающихся познавательного интереса к искусству стремление к его самостоятельному изучению. При всей предлагаемой свободе педагогического творчества необходимо постоянно иметь в виду структурную цельность программы, основные цели и задачи каждого года и четверти. Решение проблемы формирования «зоркости души» ребёнка, которая является для учителей основной целью.
Примерный
план уроков ИЗО по развитию творческих
способностей.
Класс | Тема урока | Материал | Краткое содержание |
1 класс |
I четверть
1.
«Мы знакомимся с волшебным
миром красок» |
Белая бумага, комплект гуашевых красок, кисть, баночка с водой, тряпочка. | Формирование нравственно- эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. Учиться владеть гуашевыми красками, графическими материалами. |
III
четверть
«Мир нашего аквариума» | |||
2 класс |
I четверть
1. «Изображение и фантазия» |
Любой разноцветный материал или комплект гуашевых красок, листы бумаги. | Эмоционально
откликаться на многообразие
красок, форм, материалов. Видеть в жизни
определённые эмоциональные
состояния: спокойное и тревожное, весёлое и грустное и
т. д. Знать разнообразные материалы,
разнообразные выразительные Владеть начальными навыками выразительного использования трёхцветия. |
III
четверть
1.«Изображение
животных в разных | |||
IV
четверть
1
.«Пятно как средство | |||
3 класс |
IV четверть
1.
« В музеях хранятся |
Гуашь, бумага, кисть. | Уметь в доступной форме подчёркивать красоту материалов, форм и конструкций. |
4 класс |
IV четверть
1.
«Искусство всех народов |
Гуашь (белая или чёрная), бумага, кисть | Владеть элементарными приёмами изображения пространства. Учиться анализировать произведения искусства в жанре натюрморт. |
В ходе занятий школьники выполняют задания разные по тематике и требующие применения различных приёмов работы. Что помогает школьникам быстро осваивать работу разными художественными материалами и развить навыки по изобразительному искусству. Усложнение заданий проходит постепенно, регулярно.
Урок изобразительного искусства обычно содержит несколько стадий, каждая из которых отличается своим содержанием и характером взаимодействия с детьми.
Стадия подготовки материала к замыслу. Она включает в себя два рода совместной работы детей и учителя:
Активизацию накопленного жизненного и культурного опыта
Освоение способов построения художественной формы
Материал первого рода – это все, что ребенок может взять готовым из своего жизненного опыта – истории, случаи, бытовая обстановка, житейские отношения и т.п. Материал второго рода (тоже готовый) – это свойство бумаги или картона, графитных или восковых карандашей, красок (гуашь или акварели), фломастеров, пластилина, цветной бумаги. Дети знакомятся на практике с разными технологиями в изобразительной деятельности. Освоение способов построения художественной формы происходит в процессе обсуждения, наблюдения за работой учителя, поиска своих решений (возможно нестандартных).
Стадия постановки замысла-задачи. Основывается на том, что воображение детей имеет направленный характер, то есть построение образа будущего рисунка в начале полностью или частично может осуществляться произвольно, как решение определенной задачи. Учитель определяет такие ограничения, сообразуясь с возможностями детей. Задача – замысел опережает и определяет действия рисующего. Способность сочинить замысел имеет у детей индивидуальный характер. Зачастую замыслом служит словесное перечисление того, что будет на рисунке. Замысел – задача и образ складываются не до, а в процессе изображения и могут изменяться или отклоняться от придуманного и названного словами. Поэтому важно особо оценить оригинальность замысла в готовой работе.
Стадия творчества. Эта стадия требует особого состояния сосредоточенности и полной отдаче работе. В процессе творчества ребенок как бы «отдает» накопленные ранее опыт и знания и через эту самоотдачу развивается. Отношения между учителем и детьми на этой стадии строго индивидуальны. Ребенок будет свободен настолько, насколько учитель знает его характер, интересы, стремления. Исправление ошибок или принуждение к «правильному» изображению недопустимо. Оценка успехов и неудач будет полезна позже, когда произойдет совместное обсуждение завершенной работы. Задача учителя – внушить ребенку уверенность в его возможностях и способностях и показать свою уверенность в его успехе.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что программа по развитию творческой личности на уроках ИЗО предусматривает работу различными изобразительными материалами, что способствуют творческому развитию и эстетическому воспитанию школьников. Задания меняются постепенно от изображения простых предметов к более сложным постановкам.
Творческое
отношение учителя к работе имеет
принципиальное значение для формирования
у обучающихся познавательного интереса
к искусству стремление к его самостоятельному
изучению.
2.2. Формы и методы развития творческих способностей на уроках ИЗО в
начальной школе.
Для развития творческих способностей детей в начальной школе сегодня необходимо использовать новое, интересное, нестандартное, это способствует развитию у детей познавательного интереса к учебе и более прочному усвоению знаний. Стремление развить познавательный интерес учащихся к предмету, побуждает искать формы, приемы, методы работы, которые более действенно, результативно влияют на уровень мотивации, обеспечивают сознательную деятельность школьников по овладению знаниями.
Важную роль играет отбор методов, так как именно они определяют деятельность учителя и ученика на уроке. Методы, применяемые на уроках, продиктованы спецификой искусства.
Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства можно использовать следующие методы обучения:
Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею – открытие.
Метод
индивидуальной и
коллективной поисковой
деятельности. Поисковая деятельность
стимулирует творческую активность учащихся,
помогает найти верное решение из всех
возможных.
Метод свободы в системе ограничений. С одной стороны, постоянно активизировать творческие способности учащихся в широкой палитре возможностей, а с другой, приучать четко придерживаться ограничения.
Метод диалогичности. Учитель и ученик – собеседники.
Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления. На уроках необходимо демонстрировать многовариантные возможности решения одной и той же задачи.
Творческие мастерские