Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 14:00, реферат
Цель исследования – раскрыть особенности формирования творческой свободы младших школьников на уроках ИЗО, исследовать условия, влияющие на развитие творческой свободы, предложить систему средств, направленных на развитие творческой свободы учащихся.
Введение……………………………………………………………………..……4
1. Характеристика творческих способностей младших школьников….…...…6
2. Методика развития творческих способностей младших школьников на
уроках ИЗО.
2.1. Организация развития творческих способностей на уроках ИЗО…….11
2.2. Формы и методы развития творческих способностей на уроках ИЗО в
начальной школе…………………………………………….…………..16
2.3. Нестандартные формы уроков развития творческих способностей
детей в начальной школе………………………………………….…….21
3. Роль педагога в развитии творческих способностей детей……….………..26
Заключение………………………………………………….……………………29
Список использованной литературы…………………….……………………..31
Приложения.
Мастерская выступает как совокупность пространств: игрового, учебного, культурного, художественно-творческого, где ребенок приобретает опыт жизни, ценности, открывает истину, сам выстраивает собственные знания, формирует ценности, культуру.
Одним из действенных средств поддержания интереса к урокам изобразительного искусства являются выставки и конкурсы творческих работ учащихся – уроки-вернисажи. Таким образом, создаются условия для сотрудничества и общественного созидательного труда [17, 234].
Чтобы заинтересовать детей, чтобы каждый мог выявить и развить свои способности, можно использовать на уроках технику «акватипия», «граттаж», «набрызги», «эстамп», «кляксография», «монотипия», работать по манке и т.д. В выполнении заданий можно предлагать учащимся использовать различные нетрадиционные технологии изображения, например, рисование пальцем, палочкой, тычком, кистью, пером; рисование по смятой бумаге, по сырой бумаге; совмещение различных художественных материалов, печатание изображений различными способами и материалами и т.д. Эти задания относительно просты, но в развитии творческого воображения незаменимы, так как позволяют учащимся понять механизм создания художественного образа.
Для успешного решения задач творческая деятельность организуется по правилам.
Все занятия должны быть построены по схеме «от простого к сложному». Это дает равные возможности овладения навыками изобразительного языка. Можно использовать и нетрадиционные уроки, такие как уроки-игры, уроки-путешествия, уроки-сказки, уроки-викторины, уроки-праздники.
Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроках искусства, открывает новые возможности.
Задания на уроках развития творческих способностей можно классифицировать на 3 вида:
- тренировочные, где предлагается работа по образцу, с иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются с целью довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки;
- частично-поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать тот или иной известный им способ изображения предметов.
- творческие,
где характерна новизна формулировки,
которую ученик должен осмыслить, самостоятельно
определить связь между неизвестным и
арсеналом своих знаний, найти способ
изображения заданного. К заданиям творческого
характера относятся упражнения на сравнения
нахождения общих признаков, поиск различий
Тренировочные задания.
В качестве наиболее подходящей формы изобразительного творчества подходит дорисовка фрагмента сказки, истории. Каждый ребенок чувствует себя соучастником автора: сочиненный продукт - это его продукт, а это многократно увеличивает активность детей. Например:
1) Детям предлагается по данному фрагменту сказки придумать и дорисовать картину.
Простые по форме, а радуют взор.
Богат и наряден чудесный узор.
По золотому фону затейлевой змейкой
Орнамент здесь вьется, попробуй, сумей-ка
А где-то кудрины по черному полю
Мерцают, как звезды, в небесном раздолье.
(Хохломская
роспись).
Частично-поисковые задания.
Наблюдательность, анализ и синтез материала формируется при выполнении заданий на установление сходства и различия, на выявление какой-либо закономерности, правила. Например:
Народные мастера прислали нам рисунки своих изделий и узоры к ним. Но вот беда; по дороге все таблички и узоры выпали и перепутались. Поможем мастерам распределить узоры к изделиям и расставить таблички.
На
доске крепится вырезанные из бумаги
изображения чашек и блюдец по
изученным видам росписи. Учащимся
предлагается соединить пары предметов
линиями в зависимости от уровня наблюдательности,
уровня аналитико-синтетической деятельности
детей на рисунках чашек и блюдец можно
варьировать цвет, рисунки, размеры.
Творческие задания.
Здесь дети воспроизводят по памяти все необходимые знания, проявляя выдумку, инициативу; закрепляют практические умения и навыки, полученные на предыдущих занятиях, при более сложных условиях.
1)
Предлагаются карточки с
2)
При закреплении определенного
вида росписи предлагается
Таким
образом, стремление развить
познавательный интерес учащихся к предмету,
побуждает искать формы, приемы, методы
работы, которые более действенно, результативно
влияют на уровень мотивации, обеспечивают
сознательную деятельность школьников
по овладению знаниями.
2.3.
Нестандартные формы уроков
детей в начальной школе.
Одной из основных задач школы является задача формирования у учащихся творческого и познавательного процесса, познание окружающего мира. Это позволяет выдвинуть предмет изобразительное искусство на передний план, как основа благодатной почвы для развития личности в целом.
Для решения этих задач предусмотрены нестандартные решения проведения уроков:
5. Урок-игра – это подведение итогов, полученных по определенной теме.
Игра – это уникальный феномен человеческой культуры, ее исток и вершина, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует. Игра помогает раскрытию творческого потенциала ребенка, поэтому она стала неотъемлемой частью и союзником воспитания и обучения учащихся начальных классов. Игра приносит наивысшую радость, так как включает в активную творческую работу, дает выплеск всех эмоций и знаний, полученных на уроков при изучении определенной темы. Здесь ребенок выступает как соавтор при проведении игры. Он художник-декоратор, чтобы создать атмосферу определенного периода, будь то египетский, китайский, греческий и т.д. Он дизайнер, он модельер (изготовление костюмов, посуды, атрибутов, оружия и прочее). Он создает атмосферу праздника. Готовясь к празднику, следует выполнять декорации, костюмы. Каждый выбирает себе роль. На период игры ученик становится актером.
Психологи считают, что ролевая игра возможна, благодаря способности человека представить себя на месте другого, при этом сопереживая или сочувствуя ему.
Игра – это праздник, самое древнее коллективное участие, где можно играть, петь, танцевать, украшать себя. Дети с удовольствием выбирают себе роль на этом празднике.
На уроках ИЗО для развития творческих способностей сегодня также можно использовать компьютер.
Развивающее значение компьютера для развития творческих способностей младшего школьника очень велико. Применение компьютеров на уроке ИЗО создает эмоциональный настрой, это, в свою очередь, положительно сказывается на развитии художественного творчества. Изучая жанры живописи, и знакомя детей с названием того или иного технического приема, с новым художественным материалом, термином используется компьютер. Это вызывает большой интерес у детей к изучаемому термину или понятию, повышает внимание и в то же время является повторением известных ранее названий материалов и инструментов, терминов, используемых художником.
Особенно важно применение компьютеров после продолжительного объяснения нового материала или многократного повторения способа изображения, чтобы снять у ребенка усталость. С этой целью можно использовать игровые программы, где, например, детям предлагается разложить в определенной последовательности репродукции картин с изображением разных времен года, разложить их по жанрам, объединить предметы декоративно-прикладного искусства в группы по видам или составить узор из отдельных разных предлагаемых элементов.
Включение игровых предметов может быть использовано и для закрепления изученного материала, обобщения при показе основных приемов работы.
Использование различных форм и приемов работы на уроке изобразительного искусства позволяет ребенку активно включаться в творческий процесс, развивать воображение и фантазию, помогает видеть новое его решение в той или иной технике, обогащать первоначальный замысел, и результат изобразительной деятельности приобретает большую выразительность. Органично включение в ход занятия компьютеров, отдельные приемы работы в различной технике создают необходимые условия для развития у детей творческих способностей на уроках изобразительного искусства.
Общее знакомство с компьютерами, одной из первой самостоятельной творческой работы для детей является рисование на экране дисплея. Знакомство с графическим редактором – это не только рисование, но и познание формы различных геометрических фигур, их взаимного сопряжения, компоновки, а также развитие пространственного и конструкторского мышления.
Уже на начальном этапе обучения можно проводить работу, имеющую практическую значимость.
Творческое задание “Нарисуй самое красивое и самое некрасивое” позволяет выявить понимание детьми красоты. Задания типа “Чей узор лучше?”, “Что такое лето” способствует не только художественному развитию детей, но и умственному.
Дети любят все, что сделано собственными руками. В процессе работы с графическим редактором можно прочесть с детьми их любимые книжки и подготовить к ним иллюстрации. Можно сделать книжку, состоящую из изображений животных или цветов. Важным моментом сравнения своих работ чужими является “выставка”. Здесь утверждается право каждого на индивидуальность и никто не подвергается критике.
С большим желанием дети работают на занятиях по созданию аппликации. Симметрия, ритм вызывает у них желание воспроизвести увиденное. Но даже на самом начальном этапе надо ставить перед ребенком условия выполнения задания не копированием образца, а его видоизменением. На занятиях изготовления аппликации дети учатся планировать свою работу, намечать последовательность выполнения операций, общаться друг с другом, что стимулирует развитие творчества ребят.
Примером коллективной работы может стать проектирование на компьютере строительства из кубиков детского городка. На занятии дети разбиваются на группы, в каждую из которых входят архитекторы (проектирующие город на компьютере), строители (собирающие город из кубиков).
Главным в обучении является не компьютер, а ориентация на развитие познавательных процессов, самостоятельность в выполнении творческих работ. В этом процессе главное, что каждый ребенок может выразить себя, раскрыть свои возможности.
Таким образом, можно сделать вывод, что
одной из основных задач школы является
задача формирования у учащихся творческого
и познавательного процесса, познание
окружающего мира. Это позволяет выдвинуть
предмет изобразительное искусство на
передний план, как основа благодатной
почвы для развития личности в целом. Для
решения этих задач предусмотрены нестандартные
решения проведения уроков.
3. Роль педагога в развитии творческих способностей детей.
Нередко задачи работы художника - педагога в школе понимаются слишком упрощенно. При этом в качестве одного из главных элементов выдвигается такой: общеобразовательная школа не готовит художников, поэтому нет смысла заботиться о повышении уровня требований качества обучения школьников по изобразительному искусству. Вслед за этим неизбежно возникает другой вопрос: а нужны ли школе высококвалифицированные учителя изобразительного искусства, нет ли здесь неоправданного усложнения проблемы?