Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления на интегрированных уроках математики и трудового обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 12:00, дипломная работа

Описание

Цель образовательной подготовки в начальной школе – формирование личности. Каждый предмет развивает как общие, так и специальные качества личности. Математика развивает интеллект. Так как в деятельности учителя главное – развитие мышления, то тема нашей дипломной работы является актуальной и важной.

Содержание

Введение
Глава I. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления на интегрированных уроках математики и трудового обучения.
П. 1.1. Характеристика мышления как психического процесса.
П. 1.2. Особенности развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей младшего школьного возраста.
П. 1.3. Изучение опыта учителей и методов работы по развитию наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников.
Глава II. Методико-математические основы формирования наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников.
П. 2.1. Геометрические фигуры на плоскости.
П. 2.2. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления при изучении геометрического материала.
Глава III. Опытно-экспериментальная работа по развитию наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников на интегрированных уроках математики и трудового обучения.
П. 3.1. Диагностика уровня развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников в процессе проведения интегрированных уроков математики и трудового обучения во 2 классе (1-4)
П. 3.2. Особенности использования интегрированных уроков по математике и трудовому обучению при развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников.
П. 3.3. Обработка и анализ материалов эксперимента.
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

diplom.doc

— 282.00 Кб (Скачать документ)

        Задание 9. Собрать полностью все три  грани кубика одного и того же цвета. (2,0 балла) 

     Результаты  проведенного исследования представлены в следующей таблице: 

№ п\п Ф. И. учащегося Задание Общий результат (балл) Уровень развития наглядно-дей ственного мышления
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 Кушнерев 

Александр

+ + + + + + + - - 6,3 высокий
2 Данилина Дарья + + + + + - - - - 3,5 средний
3 Кирпичев 

Алексей

+ + + + + - - - - 3,5 средний
4 Мирошников  Валерий + + + + - - - - - 2,4 средний
5 Еременко Марина + + + - - - - - - 1,5 средний
6 Сулейманов  Ренат + + + + + + + + - 8 высокий
7 Тихонов Денис + + + + + - - - - 3,5 средний
8 Черкашин Сергей + + - - - - - - - 0,8 низкий
9 Тенизбаев Никита + + + + + + + + - 8 высокий
10 Питимко Артем + + - - - - - - - 0,8 низкий
 

      Оценка  результатов работы с этой методикой  производилась следующим способом:

            10 баллов – очень  высокий уровень,

            4,8 – 8,0 баллов  – высокий уровень, 

            1,5 – 3,5 баллов  – средний уровень,

            0,8 баллов – низкий  уровень.

      Из  таблицы видно, что большая часть  детей (5 человек) имеет средний уровень  наглядно-действенного мышления, 3 человека имеет высокий уровень развития и 2 человека – низкий уровень. 

            Методика 2 . "Матрица  Равена"

           Эта методика предназначена  для оценивания наглядно-образного мышления у младшего школьника. Здесь под наглядно-образным мышлением понимается такое , которое связано с оперированием различными образами и наглядными представлениями при решении задач.

     Конкретные  задания, используемые для проверки уровня развития наглядно-образного мышления, в данной методике взяты из известного теста Равена. они представляют собой специальным образом подобранную выборку из 10 постепенно усложняющихся матриц Равена. (см. Приложение №1).

     Ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняющихся задач одинакового типа: на поиск закономерностей в расположении десяти деталей на матрице и подбор одного из восьми данных ниже рисунков в качестве недостающей вставки к этой матрице, соответствующей ее рисунку. Изучив структуру большой матрицы, ребенок должен указать ту из деталей, которая лучше всего подходит к этой матрице, т. е. соответствует ее рисунку или логике расположения ее деталей по вертикали и по горизонтали.

     На  выполнение всех десяти заданий ребенку  отводится 10 минут. По истечении этого времени эксперимент прекращается и определяется количество правильно решенных матриц, а также общая сумма баллов, набранных ребенком за их решение. Каждая правильно решенная матрица оценивается в 1 балл.

     Ниже  показан пример матрицы: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Результаты  выполнения детьми методики представлены в следующей таблице: 

№ п\п Ф. И. учащегося Задание Правильно решенных задач (баллы)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Кушнерев 

Александр

+ + - - + + - + + - 6
2 Данилина Дарья + - - - + + + + - - 5
3 Кирпичев 

Алексей

- + + + - - + + + - 6
4 Мирошников  Валерий + - + - + + - + - + 6
5 Еременко Марина - - + + - + + + - - 5
6 Сулейманов  Ренат + + + + + - + + + - 8
7 Тихонов Денис + + + - + + + - - + 7
8 Черкашин Сергей + - - - + - - + - - 3
9 Тенизбаев Никита + + + - + + + - + + 8
10 Питимко Артем - + - - - + + - - - 3
 

     Выводы  об уровне развития:

     10 баллов – очень высокий;

     8 – 9 баллов – высокий;

     4 – 7 баллов – средний;

     2 – 3 балла – низкий;

     0 – 1 балл – очень низкий.

     Как видно из таблицы 2 ребенка имеют высокий уровень развития наглядно-образного мышления, 6  детей – средний уровень развития и 2 ребенка – низкий уровень развития. 

     Методика 3. "Лабиринт (А. Л. Венгера).

     Целью данной методики является определение  уровня развития наглядно-образного мышления детей младшего школьного возраста.

     Ребенку нужно найти путь к определенному  домику среди других, неверных, путей и тупиков лабиринта. В этом ему помогают образно заданные указания – мимо каких объектов  (деревьев, кустов, цветов, грибов) он пройдет. ребенок должен ориентироваться в самом лабиринте и схеме. отражающей последовательность этапов пути. Одновременно методику "Лабиринт" целесообразно использовать в качестве упражнений для развития наглядно-образного и наглядно-действенного мышления (см. Приложение №2). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Оценка  результата:

     Количество  баллов, получаемых ребенком, устанавливается  по шкале оценок (см. Приложение №2).

     После проведения методики получили следующие  результаты:

     2 ребенка имеют высокий уровень  развития наглядно-образного мышления;

     6 детей – средний уровень развития;

     2 ребенка – низкий уровень развития.

     Таким образом, при проведении предварительного эксперимента группа учащихся (10 человек) показала следующие результаты:

     60% детей имеет средний уровень  развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;

     20% - высокий уровень развития и 

     20% - низкий уровень развития.

     Результаты  диагностики можно представить  в виде диаграммы: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3.2. Особенности использования  интегрированных  уроков по математике и трудовому обучению при развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников. 

     На  основе предварительного эксперимента мы определили, что у детей недостаточно развито наглядно-действенное и  наглядно-образное мышления. для более высокого уровня развития этих видов мышления были проведены интегрированные уроки математики и трудового обучения. уроки проводились по программе "Математика и конструирование", авторами которой являются С. И. Волкова и О. Л. Пчелкина. (см. Приложение №3).

     Приведем  фрагменты уроков, которые способствовали развитию наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. 

      Тема: Знакомство с треугольником. Построение треугольников. Виды треугольников.

     Этот  урок направлен на развитие умения анализировать, творческого воображения, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления; научить в результате практических упражнений строить треугольник. 

     Фрагмент 1.

     Соедините точку 1 с точкой 2, точку 2 с точкой , точку 3 с точкой 1. 
 
 
 
 
 
 
 

    • Что это  такое? – спросил Циркуль.
    • Да это же ломаная линия! – воскликнула точка.
    • А сколько в ней отрезков, ребята?
    • А углов?
    • Ну, вот это и есть треугольник.

      После знакомства детей с видами треугольника (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный) были заданы следующие задания:

  1. Обведите вершину прямого угла треугольника красным карандашом, тупого угла – синим, острого – зеленым. Закрась прямоугольный треугольник.
 
 
 
 
 
      
  1. Закрась остроугольные  треугольники.
 
 
 
 
 
 
      
  1. Найдите и  отметьте прямые углы. Посчитайте и  запишите сколько прямоугольных  треугольников изображено на чертеже.
 

      Тема: Знакомство с четырехугольником. Виды четырехугольников. Построение четырехугольников.

     Этот  урок направлен на развитие всех видов  мышления, пространственное воображение.

     Приведу примеры заданий на развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Фрагмент 2.

           I. Повторение.

     а) повторение об углах.

     Возьмите  лист бумаги. Произвольно согните  его. разверните. получили прямую линию. Теперь согните лист по-другому. Посмотрите на углы, которые получили без линейки и карандаша. Назовите их.

     Согните из проволоки: 
 
 
 

     После знакомства с четырехугольником  и его видами, были предложены следующие  задания:

     1) 
 
 
 
 
 

     Сколько квадратов?

     2) Сосчитайте прямоугольники. 
 
 
 
 
 
 

      
  1. Найдите 9 квадратов.
 
 
 
 
 

Фрагмент 3.

           Для выполнения практической работы было предложено такое задание:

     Скопируйте  данный четырехугольник, вырежи его, проведи  диагонали. Разрежьте четырехугольник  на два треугольника по той диагонали, которая длиннее и выложи из полученных треугольников такие фигуры, как  показаны ниже. 

      Тема: Повторение знаний о квадрате. Знакомство с игрой "Танграм", конструирование из его частей.

     Этот  урок направлен на активацию познавательной деятельности через решение логических задач, развитие наглядно-образного  и наглядно-действенного мышления, внимания, воображения, стимулирование активного творческого труда. 

Фрагмент 4.

     II. Устный счет.

     - Урок начнем с небольшой экскурсии  в "геометрический лес".

     Дети, мы с вами попали в необычный лес. Чтобы в нем не заблудиться, надо назвать геометрические фигуры, которые "спрятались" в этом лесу. Назовите геометрические фигуры, какие вы здесь видите. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления на интегрированных уроках математики и трудового обучения