Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 12:00, дипломная работа
Цель образовательной подготовки в начальной школе – формирование личности. Каждый предмет развивает как общие, так и специальные качества личности. Математика развивает интеллект. Так как в деятельности учителя главное – развитие мышления, то тема нашей дипломной работы является актуальной и важной.
Введение
Глава I. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления на интегрированных уроках математики и трудового обучения.
П. 1.1. Характеристика мышления как психического процесса.
П. 1.2. Особенности развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей младшего школьного возраста.
П. 1.3. Изучение опыта учителей и методов работы по развитию наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников.
Глава II. Методико-математические основы формирования наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников.
П. 2.1. Геометрические фигуры на плоскости.
П. 2.2. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления при изучении геометрического материала.
Глава III. Опытно-экспериментальная работа по развитию наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников на интегрированных уроках математики и трудового обучения.
П. 3.1. Диагностика уровня развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников в процессе проведения интегрированных уроков математики и трудового обучения во 2 классе (1-4)
П. 3.2. Особенности использования интегрированных уроков по математике и трудовому обучению при развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников.
П. 3.3. Обработка и анализ материалов эксперимента.
Заключение
Список использованной литературы
Задание
9. Собрать полностью все три
грани кубика одного и того же цвета.
(2,0 балла)
Результаты
проведенного исследования представлены
в следующей таблице:
№ п\п | Ф. И. учащегося | Задание | Общий результат (балл) | Уровень развития наглядно-дей ственного мышления | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||||
1 | Кушнерев
Александр |
+ | + | + | + | + | + | + | - | - | 6,3 | высокий |
2 | Данилина Дарья | + | + | + | + | + | - | - | - | - | 3,5 | средний |
3 | Кирпичев
Алексей |
+ | + | + | + | + | - | - | - | - | 3,5 | средний |
4 | Мирошников Валерий | + | + | + | + | - | - | - | - | - | 2,4 | средний |
5 | Еременко Марина | + | + | + | - | - | - | - | - | - | 1,5 | средний |
6 | Сулейманов Ренат | + | + | + | + | + | + | + | + | - | 8 | высокий |
7 | Тихонов Денис | + | + | + | + | + | - | - | - | - | 3,5 | средний |
8 | Черкашин Сергей | + | + | - | - | - | - | - | - | - | 0,8 | низкий |
9 | Тенизбаев Никита | + | + | + | + | + | + | + | + | - | 8 | высокий |
10 | Питимко Артем | + | + | - | - | - | - | - | - | - | 0,8 | низкий |
Оценка
результатов работы с этой методикой
производилась следующим
10 баллов – очень высокий уровень,
4,8 – 8,0 баллов – высокий уровень,
1,5 – 3,5 баллов – средний уровень,
0,8 баллов – низкий уровень.
Из
таблицы видно, что большая часть
детей (5 человек) имеет средний уровень
наглядно-действенного мышления, 3 человека
имеет высокий уровень развития
и 2 человека – низкий уровень.
Методика 2 . "Матрица Равена"
Эта методика предназначена для оценивания наглядно-образного мышления у младшего школьника. Здесь под наглядно-образным мышлением понимается такое , которое связано с оперированием различными образами и наглядными представлениями при решении задач.
Конкретные задания, используемые для проверки уровня развития наглядно-образного мышления, в данной методике взяты из известного теста Равена. они представляют собой специальным образом подобранную выборку из 10 постепенно усложняющихся матриц Равена. (см. Приложение №1).
Ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняющихся задач одинакового типа: на поиск закономерностей в расположении десяти деталей на матрице и подбор одного из восьми данных ниже рисунков в качестве недостающей вставки к этой матрице, соответствующей ее рисунку. Изучив структуру большой матрицы, ребенок должен указать ту из деталей, которая лучше всего подходит к этой матрице, т. е. соответствует ее рисунку или логике расположения ее деталей по вертикали и по горизонтали.
На выполнение всех десяти заданий ребенку отводится 10 минут. По истечении этого времени эксперимент прекращается и определяется количество правильно решенных матриц, а также общая сумма баллов, набранных ребенком за их решение. Каждая правильно решенная матрица оценивается в 1 балл.
Ниже
показан пример матрицы:
Результаты
выполнения детьми методики представлены
в следующей таблице:
№ п\п | Ф. И. учащегося | Задание | Правильно решенных задач (баллы) | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||
1 | Кушнерев
Александр |
+ | + | - | - | + | + | - | + | + | - | 6 |
2 | Данилина Дарья | + | - | - | - | + | + | + | + | - | - | 5 |
3 | Кирпичев
Алексей |
- | + | + | + | - | - | + | + | + | - | 6 |
4 | Мирошников Валерий | + | - | + | - | + | + | - | + | - | + | 6 |
5 | Еременко Марина | - | - | + | + | - | + | + | + | - | - | 5 |
6 | Сулейманов Ренат | + | + | + | + | + | - | + | + | + | - | 8 |
7 | Тихонов Денис | + | + | + | - | + | + | + | - | - | + | 7 |
8 | Черкашин Сергей | + | - | - | - | + | - | - | + | - | - | 3 |
9 | Тенизбаев Никита | + | + | + | - | + | + | + | - | + | + | 8 |
10 | Питимко Артем | - | + | - | - | - | + | + | - | - | - | 3 |
Выводы об уровне развития:
10 баллов – очень высокий;
8 – 9 баллов – высокий;
4 – 7 баллов – средний;
2 – 3 балла – низкий;
0 – 1 балл – очень низкий.
Как
видно из таблицы 2 ребенка имеют высокий
уровень развития наглядно-образного
мышления, 6 детей – средний уровень
развития и 2 ребенка – низкий уровень
развития.
Методика 3. "Лабиринт (А. Л. Венгера).
Целью данной методики является определение уровня развития наглядно-образного мышления детей младшего школьного возраста.
Ребенку
нужно найти путь к определенному
домику среди других, неверных, путей
и тупиков лабиринта. В этом ему помогают
образно заданные указания – мимо каких
объектов (деревьев, кустов, цветов,
грибов) он пройдет. ребенок должен ориентироваться
в самом лабиринте и схеме. отражающей
последовательность этапов пути. Одновременно
методику "Лабиринт" целесообразно
использовать в качестве упражнений для
развития наглядно-образного и наглядно-действенного
мышления (см. Приложение №2).
Оценка результата:
Количество баллов, получаемых ребенком, устанавливается по шкале оценок (см. Приложение №2).
После проведения методики получили следующие результаты:
2 ребенка имеют высокий уровень развития наглядно-образного мышления;
6
детей – средний уровень
2
ребенка – низкий уровень
Таким образом, при проведении предварительного эксперимента группа учащихся (10 человек) показала следующие результаты:
60% детей имеет средний уровень развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;
20% - высокий уровень развития и
20% - низкий уровень развития.
Результаты
диагностики можно представить
в виде диаграммы:
3.2.
Особенности использования
интегрированных
уроков по математике
и трудовому обучению
при развитии наглядно-действенного
и наглядно-образного
мышления младших школьников.
На
основе предварительного эксперимента
мы определили, что у детей недостаточно
развито наглядно-действенное
Приведем
фрагменты уроков, которые способствовали
развитию наглядно-действенного и наглядно-образного
мышления.
Тема: Знакомство с треугольником. Построение треугольников. Виды треугольников.
Этот
урок направлен на развитие умения
анализировать, творческого воображения,
наглядно-действенного и наглядно-образного
мышления; научить в результате практических
упражнений строить треугольник.
Фрагмент 1.
Соедините
точку 1 с точкой 2, точку 2 с точкой
, точку 3 с точкой 1.
После знакомства детей с видами треугольника (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный) были заданы следующие задания:
Тема: Знакомство с четырехугольником. Виды четырехугольников. Построение четырехугольников.
Этот урок направлен на развитие всех видов мышления, пространственное воображение.
Приведу примеры заданий на развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Фрагмент 2.
I. Повторение.
а) повторение об углах.
Возьмите лист бумаги. Произвольно согните его. разверните. получили прямую линию. Теперь согните лист по-другому. Посмотрите на углы, которые получили без линейки и карандаша. Назовите их.
Согните
из проволоки:
После знакомства с четырехугольником и его видами, были предложены следующие задания:
1)
Сколько квадратов?
2)
Сосчитайте прямоугольники.
Фрагмент 3.
Для выполнения практической работы было предложено такое задание:
Скопируйте
данный четырехугольник, вырежи его, проведи
диагонали. Разрежьте четырехугольник
на два треугольника по той диагонали,
которая длиннее и выложи из полученных
треугольников такие фигуры, как
показаны ниже.
Тема: Повторение знаний о квадрате. Знакомство с игрой "Танграм", конструирование из его частей.
Этот
урок направлен на активацию познавательной
деятельности через решение логических
задач, развитие наглядно-образного
и наглядно-действенного мышления,
внимания, воображения, стимулирование
активного творческого труда.
Фрагмент 4.
II. Устный счет.
-
Урок начнем с небольшой
Дети,
мы с вами попали в необычный лес.
Чтобы в нем не заблудиться, надо
назвать геометрические фигуры, которые
"спрятались" в этом лесу. Назовите
геометрические фигуры, какие вы здесь
видите.