Развитие патриотических чувств младших школьников посредством изучения предмета «Окружающий мир»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 13:25, курсовая работа

Описание

Цель исследования – показать возможности предмета «Окружающий мир» для развития патриотических чувств младших школьников.
Гипотеза исследования – предмет «Окружающий мир» – одно из важнейших средств развития патриотических чувств у младших школьников.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы исследования развития патриотических чувств
у младших школьников посредством изучения предмета
«Окружающий мир» 5
1.1 Анализ понятия «патриотические чувства» в психолого-педагогической литературе 5
1.2 Особенности патриотического воспитания младших школьников 15
1.3 Возможности развития патриотических чувств у младших
школьников посредством предмета «Окружающий мир» 21
2 Практическое исследование развития патриотических чувств у младших
школьников посредством предмета «Окружающий мир» 27
2.1 Выявление уровня сформированности патриотических чувств у
младших школьников посредством предмета «Окружающий мир» 27
Заключение 35
Список литературы 37

Работа состоит из  1 файл

Курс.раб. 4 курс.doc

— 197.50 Кб (Скачать документ)


Развитие патриотических чувств младших школьников посредством изучения предмета «Окружающий мир»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Патриотические чувства  заложены в генах человека. Задача начальной школы в том, чтобы  разбудить эти чувства, научить  детей понимать, ценить и беречь окружающий мир, любить свою Родину. Такое воспитание начинается еще дома, в семье. А школа должна развить, сформировать все эти понятия в определенную систему, воспитать каждого школьника настоящим патриотом России.

Патриотизм, - одно из наиболее глубоких чувств человека закрепленных веками, тысячелетиями обособленных отечеств. Это важное качество человека, предполагающее любовь к Родине, готовность служить ее интересам, своему народу, выполнять гражданский долг и конституционные обязанности по защите своей страны. Вместе с тем патриотизм – это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. Чувство патриотизма возникает под воздействием окружающей природы, народного искусства и практической деятельности человека. Любовь к Родине у каждого проявляется в свое время и по-своему. Сначала это происходит неосознанно, ребенок тянется к отцу, к матери; подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, родной улицы, городу; и только взрослея, набираясь опыта и знаний, он постепенно осознает свое принадлежность к Отчизне.

Патриотическое воспитание существовало во все времена, независимо от того, обучались дети в школе  или нет. Оно осуществлялось из поколения  в поколение самим народом.

Младший школьный возраст  наиболее сенситивный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизму. Податливость, известная внушаемость детей их доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы. Многие психологи Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д.Б. Фельдштейн считают, что именно в младшем школьном возрасте происходит активный процесс накопление знаний о положительном и отрицательном в жизни общества, о взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведения.

Проблему патриотического  воспитания младших школьников исследовали Л.В. Кокуева, Н.С.Крупская, А.С.Макаренко, Л.И. Мищенко, В.А.Сухомлинский, Г.Х. Полеева и др. Целостное педагогическое осмысление этой проблемы приводит к необходимости действенных путей ориентации школы на гуманистическую и практическую сущность воспитания. Сегодня патриотическое воспитание – это систематическая деятельность педагогов у младших школьников патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, а его основная цель – формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим Родного края и страны, способного вставать на защиту государственных интересов.

Актуальность исследования определяется тем, что новой государственной идеологией, новым стержнем воспитательной системы школы должен стать российский патриотизм. Основой патриотического воспитания младших школьников является занятие по предмету «Окружающий мир», сбор, изучение материала по данному предмету и использование его на уроках.

Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных  работах: Бруштейна А.Я., Вахрушева А.А., Волчковой А.А., Кобылянского  В.А., Лебедевой О.В., Леонтьева А.А., Лутовинова В.И., Мазыкиной Н.В. и др., которые отмечают, что развивать патриотические чувства важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте.

 Объект  исследования – процесс патриотического воспитания младших школьников.

Предмет исследования – предмет «Окружающий мир» как средство развития патриотических чувств младших школьников.

Цель исследования – показать возможности предмета «Окружающий мир» для развития патриотических чувств младших школьников.

Гипотеза исследования – предмет «Окружающий мир» – одно из важнейших средств развития патриотических чувств у младших школьников.

Задачи исследования:

1. Раскрыть понятия «методика», «патриотизм», «патриотические чувства» в педагогической литературе;

2. Рассмотреть особенности развития патриотических чувств у младших школьников;

3. Выявить возможности развития патриотических чувств у младших школьников посредством предмета «Окружающий мир»;

4. Подобрать диагностические методики выявления уровня развития патриотических чувств у младших школьников.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, анкетирование, беседа.

База исследования: МОУ  СОШ № 14 г. Благовещенск, 1 «Е» класс.

Выборка составила 26 учащихся младшего школьного возраста.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

         1.1 Анализ понятия «патриотические чувства» в психолого-педагогической литературе

     Анализ педагогической литературы показал, что в истории педагогики можно выделить три этапа постановки и развития проблемы патриотического воспитания: I этап (XVI-XVIII вв.); II этап (XIX- середина XX вв.); III этап (середина XX – и по настоящее время). На всех трёх этапах первая и основная мысль великих педагогов и просветителей – воспитание любви к Отечеству и своей Родине, что свидетельствует об актуальности данной проблемы в разные исторические эпохи и в настоящее время.

     В Философском словаре «патриотизм» определяется как нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.

А.Я. Коменский подчеркивал, что патриотизм в человеке воспитывается на самых ранних ступенях его становления: сначала это любовь к родителям, затем к своему дому, месту, где он родился, и как следствие – к отечеству в целом [19, с. 26].

Ярко идея патриотизма  отражена в произведениях Н.М. Карамзина: «любовь к собственному благу производит в нас любовь к Отечеству, а личное самолюбие – гордость народную, которая служит опорою патриотизма». Историк и писатель акцентировал внимание на патриотической составляющей гражданственности, выделив различные проявления любви к Отечеству:

1) физическую любовь, то есть привязанность к месту  своего рождения, «малой родине»;

2) нравственную, то есть  любовь к согражданам, с которыми  человек растет, воспитывается и  живет;

3) политическую, то есть  любовь к благу и славе Отечества и желание способствовать «им во всех отношениях».

Эти отношения к Отечеству  не возникают сами по себе, а специально воспитываются, формируются.

Патриотическое чувство  раскрывается и крепнет еще в  дошкольном возрасте; оно не требует  особенного заботливого культивирования, ибо оно столь же естественно и неизбежно, как чувство семейной привязанности, каждый день, каждый час, каждое событие и явление, ровно, как и все картины окружающей жизни и окружающей природы, помогает ему расти и развиваться лучше каких бы то ни было воспитательных мероприятий.

Развития теории и  практики патриотического воспитания характеризуется выдающимися педагогическими экспериментами А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, направленными на воспитание в коллективе гражданина-патриота, которые актуальны и в настоящее время.

В 60-80-е гг. ХХ в. теория и практика патриотического воспитания нашла отражение в научных работах Ю.К. Бабанского, А.В. Барабанщикова, А.Н. Вырщикова, В.А. Караковского, В.И.Ковалева, М.Н. Терентия и др.

В современной науке  имеет место разное мнение по вопросу  о сущности патриотизма. Некоторые философы Н.И. Матюшкин, М.В.Митин, П.М. Рогачев и др. определяют патриотизм как высшее нравственное чувство.

В педагогических исследованиях  ряд ученых Н.И.Болдырев, Н.К. Гончаров, И.П. Тугаев считают патриотизм политическим принципом. К нравственным качествам относят патриотизм В.В. Белоусов, Д.Н. Щербаков, Н.Е.Щуркова. Однако большинство педагогов Л.Р. Болотина, Н.П. Егоров, Т.А. Ильина, Т.Н. Мальковская, И.С. Марьенко, Р.А. Полуянова, Ю.П. Сокольников определяют патриотизм как сложное нравственное качество.

В «Концепции патриотического  воспитания» (А.К. Быкова) патриотизм рассматривается с позиции индивидуального самосознания, формируемого в условиях рыночной экономики и предполагающего рациональное соотношение общественного и личного в реализации конституционного долга гражданина по защите государственных интересов. Исследователь считает, что на уровне личностных качеств патриотизм – это любовь к большой и малой Родине, готовность выполнить конституционный долг, современное патриотическое мировоззрение, соответствующие установки и ценности, социальная (в том числе религиозная и национальная) толерантность, общественно значимые поведение и деятельность. Приведенный перечень личностных качеств коррелирует с основными компонентами патриотизма – сознанием, отношениями и деятельностью – и может рассматриваться как конечная цель патриотического воспитания в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности [8, C.41].

Такое множество мнений обусловлено сложностью рассматриваемого явления. Исходя из этого, необходимо уточнить сущность и содержание патриотизма, так как эффективность патриотического  воспитания зависит от точного определения исходных понятий и положений.

Определение патриотизма  как нравственного чувства не отражает его сущности в полном объеме, так как нравственные чувства – это переживания человеком своего отношения к окружающей действительности, поступкам и действиям, нормам ответственности. Патриотизм предполагает переживания личностью своего отношения к Родине, Отечеству, осознание своего патриотического долга, а также стремление к его реализации.

Мы рассматриваем патриотизм как любовь к Родине – это активная гражданская позиция. Патриотизм - это чувство гордости за свое Отечество, его историю, свершения. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, счастливее. Это источник мужества, стойкости, силы народа. Это отношение к необъятным просторам страны, её природным богатствам, героическому историческому прошлому и сегодняшним противоречивым реалиям, народам ее населяющим, их национальному достоинству, культурам, традициям, соотечественникам.

Таким образом, патриотизм включает в себя:

- чувство привязанности  к своей семье и тем местам, где человек родился и вырос;

- уважительное отношение  к жителям своего села, города, своему народу, его языку и  культуре;

- желание заботиться  о других людях и об интересах  Родины;

- осознание долга перед  людьми ближайшего окружения,  местом своего проживания, Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости, готовность к защите Отечества;

- проявление гражданских  чувств и верности Родине;

- гордость за социальные  и культурные достижения своей  страны;

- гордость за свое  Отечество, символы государства, за свой народ;

- уважительное отношение  к историческому прошлому своей  большой и малой Родины, своего  народа, его обычаям и традициям;

- ответственность за  судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении  посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

- гуманизм, милосердие, общечеловеческие  ценности.

Патриотизм выражает отношение человека к Родине и  Отечеству, которое является объектами ценностного отношения и имеет социальный характер, является социально обусловленным.

Современное понимание  патриотизма характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно объясняется сложной  природой данного явления, многоаспектностью  его содержания и многообразия форм проявления. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается разными исследователями в различных исторических, социально-экономических и политических условиях, в зависимости от личной гражданской позиции, отношения к своему Отечеству, от использования различных сфер знаний и т.п.

Термин «патриотизм» употребляется не только в научно-исследовательской  литературе, но и выступлениях, дискуссиях, статьях, предвыборных программах политиков и политических партий, движений, деятелей культуры, искусства и т.д. Диапазон толкования термина очень велик: от идеально-возвышенного до ругательно-унизительного.

Спекулятивные воззрения  на почве патриотизма представляют собой формы так называемого  лжепатриотизма. Все они рассматриваются  как преднамеренные извращения истинного смысла и значения патриотической идеи.

Достаточно полно раскрыто содержание данного понятия в  монографии И.Е.Кравцова: «Патриотизм  – это Любовь к своему отечеству: к родным местам («земле отцов»), к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному ответственному общественному и государственному строю. Патриотизм - это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимость» [20, С.19].

Я.Л. Коменский отмечал, что одним из главных направлений воспитания должны быть воспитание у ребенка стремления оказывать пользу своими услугами возможно большему числу людей. Он писал в «Великой дидактике»: «Тогда лишь наступило бы счастливое состояние в делах в частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в интересах общего благополучия» [19, с. 536].

А.С. Макаренко отмечал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках. От настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная[27, с. 82].

Информация о работе Развитие патриотических чувств младших школьников посредством изучения предмета «Окружающий мир»