Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 13:25, курсовая работа
Цель исследования – показать возможности предмета «Окружающий мир» для развития патриотических чувств младших школьников.
Гипотеза исследования – предмет «Окружающий мир» – одно из важнейших средств развития патриотических чувств у младших школьников.
Введение 3
1 Теоретические основы исследования развития патриотических чувств
у младших школьников посредством изучения предмета
«Окружающий мир» 5
1.1 Анализ понятия «патриотические чувства» в психолого-педагогической литературе 5
1.2 Особенности патриотического воспитания младших школьников 15
1.3 Возможности развития патриотических чувств у младших
школьников посредством предмета «Окружающий мир» 21
2 Практическое исследование развития патриотических чувств у младших
школьников посредством предмета «Окружающий мир» 27
2.1 Выявление уровня сформированности патриотических чувств у
младших школьников посредством предмета «Окружающий мир» 27
Заключение 35
Список литературы 37
Опытно-экспериментальная работа проводилась в 1 «Е» классе МОУ СОШ № 14 г. Благовещенска. В исследовании участвовало 26 младших школьников.
Изучение сформированности патриотических чувств у младших школьников осуществлялось с использованием следующих методов.
Гипотеза исследования: предмет «Окружающий мир» – одно из важнейших средств развития патриотических чувств у младших школьников.
Исследование включало в себя 3 этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
На констатирующем этапе исследования в ходе для выявления состояния уровня развития патриотических чувств был использован диагностический опрос младших школьников. Детям предлагались вопросы патриотического характера: Какого человека называют добрым? Какого человека называют другом? Что, значит, помочь кому-то? Что, значит, заботиться о ком-то?
Оценка результатов группировалась по принципу: неполный ответ; предлагает, но не верно; правильный; полный ответ.
Правильными считались ответы:
Добрый – делает добро, не злой, дружит, помогает, заботиться, жалеет, не обижает, ласковый.
Помогать – делать за кого-то что-то, когда кому-то тяжело, когда много дел, когда попросят.
Заботиться – помогать кому-то, кто меньше, когда кому-то плохо.
Работа проводилась на начальном этапе индивидуально. Затем шло обсуждение своих ответов в парах – обмен мнениями. И озвучивалось на класс.
Результаты констатирующего эксперимента показывают, насколько цель заключалась в выявлении уровня развития патриотических чувств. В качестве исходного материала, на котором изучался патриотический опыт младших школьников, были выбраны такие моральные нормы, как «ответственность» и «доброжелательность», которые очень актуальны на современном этапе жизни общества. Анализ теоретической литературы позволил выделить основные содержательные характеристики этих норм. На указанные признаки моральных норм мы ориентировались при определении особенностей патриотического опыта испытуемых. При определении особенностей патриотического опыта младших школьников использовались следующие критерии: степень соответствия патриотической норме знаний; отношений и способов поведения учащихся; обобщенность знаний; их глубина и широта; степень устойчивости. Для оценки патриотических знаний испытуемых выделялись такие проявления, как: понимание ими содержания моральных норм; знание способов поведения; знание переживаний, возникающих у человека в случае соблюдения или не соблюдения моральных норм. О нравственно-патриотическом отношении узнавали: по оценочным суждениям школьников; о поступках другого человека; о своих поступках, а также по особенностям выполнения моральной деятельности и их мотивам.
Анализ ответов и высказываний, младших школьников показывает, что патриотические знания неоднозначны для своей выборки. В классе необходимо, прежде всего, выделить испытуемых, ответы и высказывания которых, свидетельствует о том, что эти школьники (в сравнении с другими) неправильно понимают содержание моральных норм. Показателем того, что испытуемые имеют относительно низкий уровень знаний о содержании моральных норм, является то, что они обычно не видят патриотическую проблему там, где она есть. В ситуации морального выбора, испытуемые данной группы обычно предлагают способы поведения, не соответствующие нравственно-патриотической норме. Знания о нравственных переживаниях, знания о способах поведения, патриотические знания у этих учеников находятся на уровне представлений, хотя по своей глубине и широте они намного отличаются от знаний учащихся с низким уровнем патриотического опыта.
Таким образом, результаты констатирующего этапа исследования показали, что большинство участвовавших в исследовании имеют низкий уровень развития патриотических чувств.
На формирующем этапе исследования с данными младшими школьниками был проведен урок патриотического воспитания по предмету «Окружающий мир».
Методическая разработка урока по патриотическому воспитанию на уроке «Окружающий мир».
Цели:
Воспитание чувства патриотизма, гордости и любви к своей Родине, а также к своей малой родине.
Познакомить учащихся с государственными символами России.
Развитие гражданской позиции школьников.
Оборудование:
глобус;
карта мира;
плакат с государственными символами;
фотографии г. Благовещенска и герба;
фонограмма гимна России;
фонограммы песен «Отчего так в России берёзы шумят», «Чему учат в школе».
Ход урока:
I. О земном шаре.
Учитель: Живёт на земле человек. Он маленький, Земля огромная. Человек любит свою землю, потому что не может прожить без шелеста луговых трав, без звонкой песни ручья, без звёздного ночного неба. У нас над головой общая крыша – голубое небо, под ногами – общий пол – земная поверхность, у нас на всех одна лампа и печка – ласковое солнышко. Но мы, земляне, живём в разных частях этой голубой планеты. Я покручу глобус. Как вы думаете, какой « дом» я сейчас начну искать? (страну Россию)
II. О России.
«Я прошу, только вслушайся в имя Россия.
В нём и росы, и синь, и сиянье, и сила».
Учитель:
Россия – шестое по
численности населения
(Ученики читают стихи о России.)
1) Россия, Россия – края дорогие.
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют просторы родные,
Раздольные русские песни поют.
2) Россия…Как из песни слово,
Берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом Русь.
3) О, Россия! С нелёгкой судьбою страна.
У меня ты, Россия, как сердце одна.
Я и другу скажу, я скажу и врагу –
Без тебя, как без сердца,
Прожить не смогу.
Звучит песня «Отчего так в России берёзы шумят…»
III. Государственные символы России.
Учитель:
У России, как и у других стран есть государственная символика: герб, флаг, гимн.
– Где можно увидеть эти символы? (На важных политических событиях, на печатных знаках, на космических кораблях, на костюмах Олимпийской сборной…)
а) Герб России – двуглавый золотой орёл. Орёл – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Появился герб в 1497г. (15 век) при царе Иване III. Две головы орла напоминают об исторической необходимости для России обороны от Запада и Востока. Скипетр и держава – символы власти. Грудь орла защищена щитом с изображением Георгия Победоносца.
б) Флаг России – бело-сине-красный. Белый цвет – вера, чистота. Синий – благородство, верность. Красный – героизм, отвага, смелость. В торжественные дни флагами украшают дома и улицы. Это святыня.
в) Гимн – торжественная
песнь, прославляет историю
Звучит гимн России.
IV. Понятие «гражданин».
Учитель:
В разных частях России люди живут по-разному, имеют свои обычаи, свой язык. Но это не мешает им быть гражданами одной страны и трудиться на благо своей семьи и своей Родины. Итак, мы с вами граждане России, россияне.
– Кто такой гражданин России?
Гражданин – житель страны, который признаёт её законы, любит её, гордится ею, вместе со страной переживает горе и радости, старается сделать её сильной и богатой. Граждан нашей страны объединяет патриотизм. Патриот – тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, Родине. Патриотизм проявляется не только в героических делах, но и в простой заботе о родном доме, природе. Люди стремятся сделать жизнь в родном крае лучше, оберегать накопленный за века опыт, традиции, исторические памятники. Вы, ребята, граждане России. А, значит, имеете свои права и обязанности. Вы имеете право на образование.
Задача школы – вырастить из учеников достойных граждан своей страны. Задача школьников – старательно учиться.
– Ребята, как вы думаете, почему сегодня во всех школах нашей страны проходит урок Отечества?
Вы – наше будущее. И если вы вырастите достойными гражданами, то наша страна будет процветать, будет сильной и богатой.
V. Малая родина.
Учитель:
Говоря о России, не стоит забывать и о своей малой родине – месте, где мы родились и живём сейчас. У кого – то малая родина – большой индустриальный город, а у кого – то – маленькая деревушка. И где бы ни жил человек потом, его всё время тянет в родные места. Здесь живут его родители, друзья, родственники, здесь его корни. Наша малая родина – это город Благовещенск. Благовещенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ.
На гербе Благовещенска изображён щит зеленого цвета, в средней части которого проходит серебряный волнообразный пояс. Над поясом в верхней части находятся три восьмилучистые золотые звезды, расположенные в один ряд. Щит увенчан золотой башенкой с трехзубцовой короной и окружен золотыми колосьями, соединенными Александровской лентой красного цвета.
В городе Благовещенске прекрасная природа, великолепные памятники архитектуры. Всё это воспето поэтами и художниками.
(Учитель читает стихотворение о городе Благовещенске):
На дальневосточной российской границе,
В суровом, свободном и диком краю,
Где выпало счастье когда-то родиться,
Мой город стезю пролагает свою.
Там зейские волны в круженье широком
Сливаются с бегом амурской волны,
А город, в названье помазанный Богом,
Покой охраняет родной стороны.
Тебе, Благовещенск, мой первый привет!
На сердце тепло, на востоке рассвет,
И нитью живою
Я связан с тобою,
И воспоминаньем бываю согрет.
Окончание урока, обмен впечатлениями об уроке.
На контрольном этапе исследования с младшими школьниками, участвовавшими на уроке «Окружающий мир», была проведена повторная диагностика, в ходе которой были получены следующие результаты:
Показатели уровня развития патриотических чувств младших школьников значительно улучшились, большинство участвовавших в исследовании младших школьников показали более высокие результаты, чем на констатирующем этапе исследования.
В сравнении с результатами первого этапа исследования 21% учащихся с низким уровнем патриотического опыта попали в группу со средним уровнем, и 24% из группы со средним уровнем – в группу с высоким уровнем. В целом 45% испытуемых попали в группу с более высоким уровнем патриотического опыта. Помимо количественного изменения, у некоторых испытуемых отмечались и некоторые качественные особенности нравственного опыта. Прежде всего: школьники, обосновали свои ответы; стали чаще ориентироваться на содержание нравственно-патриотической нормы; повысилась способность выделять нравственно-патриотическую проблему в ситуациях нравственно-патриотического выбора; оценки поступков стали более критичны не только по отношению к другому человеку, но и к самому себе. Это позволяет сделать вывод, что повышение уровня патриотического опыта у испытуемых произошло в результате целенаправленного формирования патриотизма в учебной деятельности на уроке «Окружающий мир».
Полученные результаты нашей исследовательской работы позволяют говорить о том, что в процессе обучения на уроке «Окружающий мир» в младшем школьном возрасте происходит совершенствование формирования патриотических качеств личности детей. Патриотические качества проявляются на этапах решения учебной задачи. Целенаправленная работа положительно влияет на результативность работы.
Итак, проведенное исследование
подтвердило первоначально
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Воспитание патриотизма в современной школе затруднено отсутствием методической литературы, в которых педагоги могли бы найти рекомендации и советы по этой проблеме. Смысл их заключается в объяснении реальных понятий добра и зла, обращении сознания школьников к высоким идеалам отечественной истории и создании у них тем самым самостоятельных представлений о достойном общемировом значении и самоценности России.
Цель патриотического воспитания – развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
Патриотическое воспитание младших школьников является одной из основных задач образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Содержание федерального стандарта образования по предмету «окружающий мир», как и по ряду других предметов начального образования, нацеливает педагогов на проведение целенаправленной деятельности по патриотическому воспитанию младших школьников.
Основными задачами патриотического воспитания ребенка младшего школьного возраста являются:
1) формирование духовно-
2) формирование духовно-
3) формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;