Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 13:25, курсовая работа
Цель исследования – показать возможности предмета «Окружающий мир» для развития патриотических чувств младших школьников.
Гипотеза исследования – предмет «Окружающий мир» – одно из важнейших средств развития патриотических чувств у младших школьников.
Введение 3
1 Теоретические основы исследования развития патриотических чувств
у младших школьников посредством изучения предмета
«Окружающий мир» 5
1.1 Анализ понятия «патриотические чувства» в психолого-педагогической литературе 5
1.2 Особенности патриотического воспитания младших школьников 15
1.3 Возможности развития патриотических чувств у младших
школьников посредством предмета «Окружающий мир» 21
2 Практическое исследование развития патриотических чувств у младших
школьников посредством предмета «Окружающий мир» 27
2.1 Выявление уровня сформированности патриотических чувств у
младших школьников посредством предмета «Окружающий мир» 27
Заключение 35
Список литературы 37
- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- деятельностный подход;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Рассматривая патриотизм, необходимо остановится на базовых, глубинных и наиболее устойчивых характеристиках этого отношения между человеком и страной (культурой, природой, народом), выраженных в таких понятиях, как «Отечество» и «Родина». Возможно триада: Общество - Природа - Культура вокруг Человека (воспитанника) представляет собой весьма богатую эвристическую схему.
Этимологический анализ понятий «род», «родство», «родня» дает смысловую связь между субъектом и другими людьми по следующему основанию - близость по общности происхождения, по непосредственному сходству (С.И. Ожегов). Отсюда отношение к Родине представляет собой связь человека со страной, регионом, основанная на происхождении, непосредственном сходстве [26, с. 6].
Конечно, трудно представить, чтобы человек был похож на страну, речь скорее должна идти о некоторых характерологических ассоциативных подобиях: «широкая русская душа» - широкие поля, «голубые глаза» - ярко синие реки и озера Родины, неторопливая русская речь - неспешно текущие реки и т. д.
Широко известна цитата А. Ф. Лосева, рассматривающего Родину как «интимно - внутреннее наше». Итак, одна из главных составляющих патриотизма - идентификация человека с образами (страны, народа, культуры) по принадлежности и похожести.
Очевидно, что слово «Отечество» происходит от «отец», в тоже время привычно до тривиальности словосочетание «Родина - мать». Здесь целесообразно обратить внимание на специфику детско-родительских отношений, которые могут дать ключ к пониманию сущности патриотизма. С одной стороны в патриотизме присутствуют субъективные детские проекции:
- благодарности детей по отношению к родителям (за порождение на свет),
- уважение детьми родителей (признание авторитета отца, отец носитель социальных норм),
- возможности детей получить физическую защиту, моральную поддержку, совет в трудное время (сильный отец - защитник, покровитель, наставник),
- возможности детей
получить тепло, ласка,
С другой стороны, в рамках этих отношений дети несут обязанность заботы о родителях в старости, болезни и т. п.
В этом плане можно констатировать вторую составляющую отношения субъекта и страны, определяемой им в качестве Родины или Отечества - связь функциональную: получатель добра - должник, реализующий свой патриотический долг [30, с. 78].
На основе философских соображений следует перейти к соображениям психолого-педагогическим и ответить на вопрос что следует воспитывать в процессе патриотического воспитания, то есть, как назвать то, что мы собираемся воспитывать?
Вследствие специфики патриотизма как «любви к Родине (Отечеству)» - сугубо эмоционального отношения, говоря о главной задаче патриотического воспитания, думается самым адекватным вариантом следует признать воспитание патриотических чувств. Такая постановка вопроса совершенно не исключает необходимость личностно-ориентированного информационного обеспечения воспитания патриотических чувств, включения воспитанников в те или иные виды деятельности. Однако об этом следует говорить лишь в средственном плане.
Содержательно патриотические чувства:
- выражают субъективную
значимость идентификации
- включают эмоционально окрашенные представления (образы политических, этнокультурных, пейзажных явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству;
- проявляются в переживаниях, которые ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отчеству, на защиту совей Родины;
- выступают регуляторами
конкретных действий в
Сущность воспитания патриотических чувств состоит в эмоциональном стимулировании переживаний субъектом отношений к родной стране.
Среди, прочих весьма эффективных средств воспитания, особо адекватна - символика.
В воспитании патриотических чувств могут использоваться следующие группы символов:
- словесные (девиз, название, имя);
- предметные (знамя, форма, нагрудный знак);
- действенные (ритуалы);
- музыкальные (мелодии, сигналы);
- изобразительные (рисунки).
Процесс воспитания патриотических чувств у учащихся должен строится как педагогическое стимулирование переживаний субъектом происхождения и собственной похожести по отношению к стране, привнесение патриотического контекста в совокупность ролей, ситуаций, норм и правил поведения и деятельности воспитанников. Успешность воспитания патриотических чувств младших школьников при использовании символики зависит от:
- особого свойства содержания и формы символов - возможности образовывать смысловые ассоциативные связи, которые К. Левин называл «валетностью»;
- специфического порядка предъявления символов - сочетание и чередование прямых и опосредованных, индивидуальных и общественных, организованных и стихийных, непрерывных и дискретных, повседневных и событийных смысловых воздействий, что может интерпретироваться в соответствии с работами Л. И. Новиковой, как амбивалентность.
Для государственных образовательных учреждений совершенно понятно, что заказчиком патриотического воспитания выступает государство. Воспитатели в какой-то степени, понимая необходимость патриотизма как ценности, обеспечивающую адаптацию также могут вводить это направление в свою деятельность. В любом случае, чрезвычайно важно контекстное соответствие патриотического воспитания всей системе воспитания образовательного учреждения.
1.3 Возможности развития патриотических чувств у младших
В широком смысле понятие «патриотизм» обычно трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам, то есть патриотизм – это категория нравственная. Однако достаточно длительное время наблюдалось явное отчуждение подрастающего поколения граждан России от достижений отечественной культуры, от всего общественно-исторического опыта русского народа, даже в педагогической литературе стыдливо замалчивалось само понятие «патриотическое воспитание». Снижение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа не могло не сказаться на уровне нравственной культуры и духовности населения, особенно молодежи [10, с. 4].
Те позитивные изменения, что произошли за последние годы в нашей стране, новые подходы к решению ряда проблем, связанных с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в жизни общества. Идея воспитания патриотизма и гражданственности наконец-то становится государственной, была разработана Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.», а затем и программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.». Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации
от 5 октября 2011 г. № 795. Решение проблемы воспитания патриотизма требует на современном этапе развития общества создание новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности. На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Чрезвычайно важным в аспекте исследуемой проблемы является то, что процесс воспитания патриотизма необходимо начинать как можно в более раннем возрасте. Дети младшего школьного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Необходимость активизировать процесс воспитания патриотизма в младшем школьном возрасте нашла отражение и в содержании «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Так, портрет выпускника начальной школы включает в себя такие личностные характеристики: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир и т.д. Личностные результаты освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования должны, среди прочих, отражать формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества и др. Среди предметных результатов освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования должны быть отражены в предмете «окружающий мир» следующие [11, с. 89]:
1) понимание особой
роли России в мировой истории,
2) сформированность
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Таким образом, само содержание федерального стандарта образования по предмету «окружающий мир», как и по ряду других предметов начального образования, нацеливает педагогов на проведение целенаправленной деятельности по патриотическому воспитанию младших школьников. Широкие возможности для планомерного патриотического воспитания детей данной возрастной группы представлены во всех ныне действующих образовательных программах, но более сбалансированы и продуманны они, на наш взгляд, в программе «Школа России». В деятельности учителя по патриотическому воспитанию младших школьников должна четко прослеживаться последовательность, системность, преемственность. Под патриотическим воспитанием обычно понимают взаимодействие взрослых и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. Главной целью воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста должно стать формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность. Основным средством для воспитания патриотизма учащихся является включение их в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения. Основными задачами патриотического воспитания ребенка младшего школьного возраста являются [9, с. 56]:
1) формирование духовно-
2) формирование духовно-
3) формирование духовно-
4) воспитание любви,
уважения к своей нации,
В содержание деятельности педагога по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста должны войти следующее: приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм; знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями; проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое; организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости. Патриотическое воспитание младших школьников начинается с первых дней учёбы в школе. Начиная с первого класса, на уроках по изучению окружающего мира рассматриваются вопросы и задания по изучению истории родного города, края, страны. Дети знакомятся с государственными символами России, узнают, что они означают, откуда появились. Желательно проведение классного часа на тему «Государственные символы». Далее детям предлагается придумать герб, флаг и девиз для своей семьи. Любовь к своей стране, к своему народу всегда неразрывно связана с любовью к своим близким и родным, поэтому детям предлагается создать родословную своей семьи. Обычно дети охотно знакомят своих одноклассников с историей своего рода, семьи, традициями и творчеством своих родных.
В содержании предмета имеется значительная историческая составляющая. Дети знакомятся с историей Отечества, они получают отдельные, наиболее важные и яркие исторические сведения. Патриотическое воспитание школьников должно являться приоритетной целью изучения исторической составляющей предмета. В истории России немало героических событий, вызывающих гордость за нашу Родину. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. Поэтому к празднику Победы можно предложить учащимся составить рассказы о родственниках, которые участвовали в боях или трудились в тылу в годы Великой Отечественной войны. Помощь в этой работе детям могут оказать взрослые. Учащиеся 3 – 4 классов могут оформить свои рассказы и сообщения в виде докладов. Возможно проведение мероприятий со следующей тематикой: «Они защищали Родину», «России доблестной сыны», «Памятники и памятные места нашей местности» и др. На такие мероприятия хорошо бы пригласить участников Великой Отечественной войны или тружеников тыла – родственников учащихся. При возможности уместно посещение местного краеведческого музея с организацией тематической экскурсии «Наш край в годы Великой Отечественной войны». При изучении краеведческого материала, также входящего в содержание окружающего мира, дети не только узнают о природе своей местности, но и получают сведения из истории родного края, знакомятся с его достопримечательностями. Можно организовать проектную деятельность младших школьников, направленную на поиск сведений о замечательных людях – воинах, тружениках, писателях, художниках и т.д., которые жили или живут в данной местности. Знакомя учащихся с картинами быта, труда, традициями людей в разные исторические времена, необходимо стремиться развивать высокие социальные мотивы и благородные чувства детей: единства со своим народом, гордости за него и свою Родину, ее героической истории, любви к родной природе. Фактически на каждом уроке окружающего мира имеются прекрасные возможности для патриотического воспитания детей младшего школьного возраста. Для того, чтобы работа по патриотическому воспитанию младших школьников осуществлялась более результативно, необходимо соблюдение определенных педагогических условий: эвристическая среда в школе и в семье, тесное сотрудничество классного руководителя с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей. Эти педагогические условия взаимосвязаны и взаимообусловлены. Однако первое условие выполняется лишь при создании благоприятных возможностей для проявления творчества, инициативы, самостоятельности каждому ребенку, насыщения его жизни положительными эмоциями. Для этого и необходимо осуществление тесного и позитивного контакта семьи и педагога. Для выполнения второго условия необходима определенная профессиональная подготовленность педагога к осуществлению процесса формирования патриотических чувств, что предполагает наличие у него соответствующего уровня профессиональной компетентности, профессионального мастерства, а также его способности к самосовершенствованию. Обычно в педагогической литературе выделяют следующие критерии и показатели патриотизма: эмоционально-чувственный (выражение сопереживания родному дому, культурному наследию, природе малой Родины); когнитивный (наличие представления о родном доме, культурном наследии, природе малой Родины, проявление любознательности); мотивационный (желание и стремление к познавательной и другим видам деятельности); практический (умение заботиться о ближнем, оказывать помощь окружающим). Но самым важным показателем, несомненно, является потребность самого ребенка активно участвовать во всех делах на благо окружающих людей, на благо родной природы, наличие у него гордости за свой народ и свою Родину, осознание себя частью своего народа.